Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн»





Скачать 102.84 Kb.
НазваниеУрок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн»
Дата публикации16.08.2014
Размер102.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок


Республика Башкортостан

Г.Стерлитамак

МБОУ «СОШ № 15»

Резникова Ирина Валерьевна

Урок родного (русского) языка.

Тема урока: «Слова с сочетаниями ЧК, ЧН»

УМК: «Школа России» Русский язык, 2 класс (I-II Л.Я.Желтовской, А.Ю.Купаловой ч), М., Просвещение, 2004.

Цели и задачи:

Развивать умение выделять в словах изученные орфограммы, обосновывать их написание; совершенствовать умения определять тему и части текста. Развитие речи. Развитие интереса к родному языку. Воспитание дружбы, товарищества. Развитие эстетического вкуса.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2007, учебник русского языка для 2класса , карточки с текстами для учащихся.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Примечание

Орг. момент.


Разгадать загадку.

Меня все топчут, а я всё лучше. (Тропинка)


На фоне рисунка тропинки слова с сочетаниями ЧК, ЧН.


Объявление темы урока

У. Посмотрим, куда поведет наша тропинка?

(Поведет нас она, по словам с сочетаниями ЧК, ЧН)




Разминка.

Чтение стихотворений с сочетаниями.

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Кочка, почка, звездочка.

Ёлка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Свечка, печка, точка!

Строчный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка, Как писать ЧН, ЧК.

- Произнесите [ч,]. Какой это звук?

Д. Согласный мягкий.

У. Есть ли у ,] парный согласный по твердости?

Д. Нет.

У. Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

Д. Не нужно.

У. Почему?

Д. Он всегда мягкий.

У. Как написаны сочетания чк, чн в словах?

Д. Без мягкого знака.

У. Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

Д. Звук ,] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание чк, чн пишутся без мягкого знака.


Слайд

слайд

Повторение пройденного

  • Включить музыку Вивальди – Времена года.

На фоне музыки чтение стихотворения:

Мы верим, что любви тепло

Способно уничтожить зло;

Что жар сердец

И солнца луч.

(картинка «солнце»)

Сильнее льда

И черных туч,

Что после вьюг

И снежных бурь.

(картина «Зима»)

Придет весенняя лазурь.

(картина «Весна»)

И птицы запоют в листве,

(картина «Грачи прилетели»)

И камни

Скроются в листве,

(картинка цветов)

Цветы

Расстелются ковром

И волшебство

Войдёт к нам в дом.

И не покинут нас друзья,

Без их тепла

Прожить нельзя!

- Волшебными могут быть звуки, слова, картины, поступки.

- Отгадайте загадку:

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

(Волшебный солнечный зайчик)

  • Он принёс нам задание в конвертике:



  • Составить предложение и найти слово с сочетанием ЧН:



лучей

От

солнечных

снег

становится

рыхлым.


У. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта

« Капельник». Сугробы оседают. Сосульки падают и разбиваются.

  • Прочитать текст и найти слова с сочетанием ЧК.

Три дня и три ночи голубь искал Весну. А на четвертый день он вдруг почувствовал, что кто-то ласкает его лапки. Это была Весна. Он опустился на берег речки.

-Что ты здесь делаешь, Весна?

-Я ломаю лед. Речку выпустить. Её зима держит.

Это слово речка.

-А как можно назвать этот рассказ? (Весна и воробей)


Слайд

Работа по развитию речи

Работа по картине.

-О чем может быть стихотворение, если оно называется «Живая цепочка»? Прочитать.

Набухла реч(?)ка,

Набухла поч(?)ка.

Живая в небе

Плывёт цепоч(?)ка.

В рассветной сини

Курлычет стая,

Весну и лето

Соединяя.

- Списать стихотворение, раскрывая скобки.

-Так о чём это стихотворение?

(это стихотворение о прилете птиц)

-Какая птица прилетает в конце марта? Почему грача называют «вестником весны»?

-А можно ли назвать волшебником человека, который написал картину «Грачи прилетели». Автор ….(Саврасов)

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Он основоположник русского пейзажа. В своих произведениях всегда передавал красоту родной природы. Для написания картины он находил скромные и незаметные уголки, но изображал их с таким чувством, что его картины трогали, волновали зрителей. Одним из таких произведений является картина «Грачи прилетели», которую он написал около Костромы в 1871 году.

  • Работа с антонимами .

- мирные – драчливые

радостные – печальные

спокойные – крикливые

шумные – смирные

счастливые – грустные

беспечные – трудолюбивые

У.Составить рассказ о грачах по картине Саврасова «Грачи прилетели»..


Слайд

Физминутка.

Вырос весенний цветок на поляне, (Ладони сложили вместе, поднимаем их вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Ладони раскрываем, запястья – вместе)
Всем лепесткам красоту и питанье (Ладони вместе, опускаем вниз)
Дружно дают под землей корешки. (Кисти рук прижаты внешней стороной, шевелим пальцами





-А вот к одному растению любят часто приходить коноплянки, воробьи.

Что это за растение?

(одуванчик).

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

-Одуванчик так хорошо нам знаком, что мы его и не замечем. Даже весной, когда целые поляны сплошь покрыты сияющим золотом его цветов, мы пробегаем мимо, погружённые в свои повседневные заботы.

Ученик читает стихотворение.

О. Высотская

Одуванчик.

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет…

Он большого солнца

Маленький портрет.

  • Прочитать рассказ. Найти слово с ЧК, ЧН. Подчеркнуть эти слова.

М.М. Пришвин «Золотой луг».

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулачки, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

- Проверяем.

-Как пишутся слова с сочетаниями ЧК,ЧН?

Слайд

Текст у каждого ребенка.

Домашнее задание

Составить рассказ о целебных свойствах одуванчика, и найти как еще в народе называют месяц март.

  • Допиши стихотворение «Кто-то начал, ты продолжи!».

Ах, ты, шарик голубой,

Грустная планета…



Итог урока

Ребята, какое правило мы закрепили сегодня на уроке? (Как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн).

Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. (Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака).

Это, конечно, не закон природы, но правило (как и правило дорожного движения) и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.



Завершение урока

Цветы расстелются ковром

И волшебство

Войдет к нам в дом.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого….

Дети. Спасибо.




Материал для учащихся.

Три дня и три ночи голубь искал Весну. А на четвертый день он вдруг почувствовал, что кто-то ласкает его лапки. Это была Весна. Он опустился на берег речки.

-Что ты здесь делаешь, Весна?

-Я ломаю лед. Речку выпустить. Её зима держит.

Набухла реч(?)ка,

Набухла поч(?)ка.

Живая в небе

Плывёт цепоч(?)ка.

В рассветной сини

Курлычет стая,

Весну и лето

Соединяя.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Он основоположник русского пейзажа. В своих произведениях всегда передавал красоту родной природы. Для написания картины он находил скромные и незаметные уголки, но изображал их с таким чувством, что его картины трогали, волновали зрителей. Одним из таких произведений является картина «Грачи прилетели», которую он написал около Костромы в 1871 году.

О. Высотская

Одуванчик.

Уронило солнце

Лучик золотой,

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет…

Он большого солнца

Маленький портрет.

М.М. Пришвин «Золотой луг».

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулачки, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Правила Дружбы.

1. Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

2. Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

3. Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с мальчиками, и с девочками.

4. Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись.

5. если друг просит у тебя какую- нибудь вещь посмотреть или почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

6. Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя.

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой, ЧК! ЧК! ЧК!

Кочка, почка, звездочка.

Ёлка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

Свечка, печка, точка!

Строчный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Как писать ЧН, ЧК.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка. 1 класс. Тема: «Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща.»
Формировать у учащихся навык правописания слов с с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Закреплять другие изученные правила
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка Тема: «Правописание сочетаний чу щу»
Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с сочетаниями чу/ щу
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Оборудование: учителя презентация к уроку, карточки со слогами, карточки с текстом с ошибками для работы в парах, выставка толковых...
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка во 2-м классе. Тема урока: "Сочетания чк, чн"....
Ознакомление с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн (звук [Ч'] мягкий, сочетания пишутся без ь); формирование...
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconТема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Корень слова. Чередование согласных звуков в корне слова»
Цель урока: Систематизирование знания детей о корне слова и чередование согласных звуков в корне слова
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconКонспект урока русского языка во 2классе( по учебнику Т. Г. Рамзаевой)....
Тема: Урок Проверочные слова. Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка класс: 3 Тема урока : Чередование согласных в корне слова закрепление
Так что работаем дружно и очень активно. Но сначала постарайтесь узнать тему нашего урока
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок русского языка. 3 класс. Ро л. В. Занкова. Учитель Дудырева...
Тема. Морфемный состав слова. Способы проверки орфограмм в разных морфемах слова: в корне, приставке, суффиксе
Урок родного (русского) языка. Тема урока: «Слова с сочетаниями чк, чн» iconУрок по русскому языку во 2 классе «В царстве корней» Цели урока:...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск