Скачать 89.97 Kb.
|
Урок по окружающему миру в 3-м классе "С чего начинается Родина" Цель занятия: воспитывать уважение к государственным символам Российской Федерации, повышать их роль в патриотическом и гражданском воспитании учащихся; учить детей сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения; укреплять любовь к родному городу, чувство гордости за достижения своей страны; расширять знания учащихся об историческом прошлом и традициях народов России; сформировать чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. План занятия:
Оборудование: карта России, изображения президента РФ, флага и герба, штандарта, Знамени Победы, флагов стран и гербов городов, слова текста гимна, музыкальная запись песен «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), «Березы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко), компьютер, пословицы и поговорки о Родине, фотография ветерана войны Ермакова Н.С. Ход занятия I. Беседа о Родине. Дети заходят в класс под песню «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), рассаживаются группами. Чтение учащимся стихотворения «Что мы Родиной зовём?» Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. И рубиновые звезды – Звезды мира над Кремлем. – Что мы называем Родиной? (место, где родились, живем, ходили в детский сад, где живут наши папы и мамы). Место, где мы родились и есть наша Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. О Родине сложено много песен, пословиц, стихов, поговорок. Давайте вспомним. Вывешивается на доску первая часть каждой пословицы. В гостях хорошо, … (а дома лучше). Всякому мила … (своя сторона). Своя земля … (и в горести мила). Береги землю родимую, … (как мать любимую). Давайте к началу пословицы найдем окончание. – Объясните смысл последней пословицы. Любить можно только то, что хорошо знаешь. – Дети, а вы любите наш город? – Чем больше мы будем знать о своем городе, тем больше мы будем любить его. II. Игра «Узнай фото». – На мониторе компьютера вы увидите фото, о котором должны будете мне рассказать. (Приложение 1).
III. Михайловка – мой город. Чтение стихотворения учащимися. Мы Родину не выбираем, Но если б выбор был у нас, Мы выбрали бы эти дали, Где с вами живем мы сейчас. Михайловка – мой город, Михайловка – мой сад, Люблю твой зеленый весенний наряд. Люблю твои парки, Прохладу аллей И буйный рассвет молодых тополей. Солнце золотистое Красит тополя, Милая Михайловка – Родина моя… И течет Медведица – Быстрая река, И привет Михайловке Шлет издалека… Если ты по Гоголя Едешь в дальний путь – О родной Михайловке, Слышишь, не забудь… Стройся, город, радуй нас И цвети кругом, С вами я, Михайловцы, Здесь мой отчий дом… – Ребята, как можно назвать Михайловку? – Михайловка – это наша маленькая Родина. – Кто мы с вами? (граждане России, россияне). – Мы с вами являемся частью народа огромной богатой страны. Сегодня мы поговорим о нашей стране, о России. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (показ карты России на доске). IV. Беседа о символах России. – Что нас объединяет и делает гражданами одной страны (общая территория, язык, законы, по которым мы живем). – Ребята, также у страны есть государственные символы. – Какие? /флаг, герб, гимн/ <Рисунок 1> – Сегодня мы с вами поговорим только о двух отличительных знаках нашей страны: флаге и гербе. V. Государственный флаг. – С флагом вы уже немного знакомы, и на уроках труда мы изготовили полотнище флага из цветной бумаги. Я приготовила выставку из ваших работ. – Давайте вспомним, для чего нужен флаг?
– Что вы чувствовали в этот момент? (гордость за свою Родину). – Где еще можно увидеть флаг? /Во время праздников на зданиях, на улицах. Когда наш президент едет в другую страну, то на здании, где произойдет встреча, вывешивают флаг России/. – Почему флаг бело-сине-красный? – Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белые, синие, красные цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду. Белыми и синими нитями русские крестьяне вышивали затейливые узоры на белой ткани. Посмотрите на монитор. (Приложение 2). Учитель: Да она шила-вышивала Только бело полотно, Да только бело полотно Да бело-бархатное… Она строки строчила Красным золотом. – Строчить строки - значит вышивать. Чаще всего из белых, синих, красных тканей вышивали нарядную одежду. – Сама русская крестьянка напоминала солнышко, русскую царевну. Нарядный костюм русской женщины сиял, как солнце. – Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре. (Приложение 2) – О чем напоминает белый цвет? (о белоствольных березках, русской белоснежной зиме, белых ромашках на лугу, летних белых облаках. – Что напоминает синий цвет? (синеву неба, рек, озер, морей). – Что обозначает красный цвет? (считали самым красивым). Это цвет огня, солнца, тепла, радости. Это праздничный цвет. «Белый цвет – березка, Синий – неба цвет, Красная полоска – солнечный рассвет». – Мы гордимся нашим флагом, ему уже более 300 лет. – А теперь я предлагаю вам сравнить флаги: флаг России, штандарт, знамя победы <Рисунок 3>. – Какое слово вам не понятно? Слово «штандарт» вывешивается на доску. Знамя было утверждено в 1994 году и является одним из символов власти президента. Сравните флаги. – Чем они походи, чем различаются? Обратите внимание на Знамя победы. – 60 лет тому назад фашистская Германия, нарушив мирный договор напала на нашу страну. В течение долгих 4-х лет мужественно сражались советские люди с врагом. В тяжелых сражениях освободили они свою Родину и другие страны от жестоких захватчиков. И, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии – Берлин. Над куполом главного здания Берлина – Рейхстага – взметнулось красное знамя с серпом и молотом <Рисунок 4> . Звучит песня «День победы» (Приложение 3) . – Это знамя стало символом Великой Победы. Это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой возможность мирной жизни для всех нас. – Наш земляк и постоянный гость нашей школы Ермаков Николай Семенович <Рисунок 5> во время войны спас полковое знамя. – В нашем классе учится его внук, который не раз слышал от деда историю о спасении знамени. Рассказ внука о дедушке. – В День Победы и в День защитников отечества можно увидеть Знамя Победы во время парада на Красной площади в Москве, или в момент возложения венков к могиле неизвестного солдата. В иных случаях используется символ Знамени Победы (полотнище красного цвета с изображением в верхнем углу пятиконечной звезды). <Рисунок 6> – Флаг – это национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением. Надругательство над флагом является уголовным преступлением. VI. Российский герб. – Второй государственный символ России – герб. Учитель: Не ищите вы гербы Под осинкой как грибы! Их найдем мы на монетах И на гербовых конвертах, И на гербовой бумаге, На печати и на флаге. – Где можно увидеть изображение герба (на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, в кабинете президента России, на пограничных столбах). – Почему на пограничных столбах (говорит о том, что начинается территория нашего государства). – Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства. Наш современный герб очень древний. Ему уже более 500 лет. – Давайте посмотрим на герб России, скажем, очертание какого старинного вооружения напоминает /щит/ <Рисунок 7> – Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой сжимает скипетр. Слово «скипетр» вывешивается на доску. – Это жезл – символ власти. Он украшен затейливой резьбой, золотом, драгоценными камнями. В его левой лапе – держава (слово вывешивается на доску). Это золотой шар с крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской власти <Рисунок 8 > . Теперь у нас нет царя. Сегодня она напоминает нам о прошлом нашей страны и символизирует независимость России от других государств. – Посмотрите на орла. Чем он необычен (две головы). Две головы символизируют единство страны. Он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Обратите внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи, а сама птица – на солнце). – Крылья орла подняты - почему? (орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. На груди орла – красный щит с изображением всадника Святого Георгия. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Мы уже слышали эту историю о Георгии Победоносце. Кто расскажет её? – Георгий Победоносец – герой, святой покровитель воинов, защитник Отечества. Образ его часто изображали на иконах. <Рисунок 9>. – На Руси часто называли детей его именем: Егор и Юрий. – Значит, что символизирует герб России? (победу добра над злом, красоту и справедливость). – Что такое герб? (отличительный знак). Он есть у всех городов. <Рисунок 10>. – На каком гербе изображен Георгий Победоносец? (Москва) – История какого герба вам знакома? Рассказ ученика городе о Ярославле . – Герб может быть не только у страны, но и у города, у отдельной организации и даже у вашей семьи. – Как вы думаете, что берется во внимание, когда составляется какой-то герб? (цвет). – Главное – чтобы герб отражал особенности той страны, города, организации, символом которой он является. VII. Творческая работа в группах. – На столах листочки: красный – символ храбрости и мужества, синий (лазурный) – символизирует красоту, зеленый – символ надежды, молодости, радости и изобилия, черный – говорит о печали, благоразумии и смирении), желтый и белый цвета сравниваются с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой – символ богатства, а серебряный – символ чистоты. – Подсказка /символы: фигуры находятся на столах у детей.
3 группа: Герб нашего класса. 4 группа: Герб волшебной страны. Защита гербов учащимися. VIII. Итог занятия. – О каких символах мы говорили на уроке? – Жителями, какой страны мы с вами являемся? – Гражданин – житель страны, который признает её законы (правила поведения), он любит свою, страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. И вы, второклассники, маленькие граждане большой страны, её будущее. Званием гражданина России следует гордиться! Чтение стихотворения учащимся: Свет добра, величия и силы Сквозь века несла народом Русь. Жизнь моя, любовь моя Россия, Я твоей судьбой горжусь. Славлю путь твой благородный, Твой неповторимый путь. Вечно будь, страна моя, свободной, И счастливой вечно будь. Заканчивается занятие песней «Берёзы» (сл. М. Андреев, муз. И. Матвиенко). Список литературы:
|
С чего начинается Родина? Расширить понятие «Родина». Формировать умение объяснять значение понятий: «Родина», «Отечество» | Урок мужества на тему «Сталинградская битва» Звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, на сл. Михаила Матусовского). (Слайд 5,6,7,8) | ||
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество" Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина",... | Мбоу «Староюмралинская сош» Апастовского муниципального района рт С чего начинается Родина? С нашей реки, с песчаного берега, с улицы, на которой живем, а может она начинается с той березки, которая... | ||
Приложение 1 Примерная тематика воспитательных мероприятий к программе Беседа «С чего начинается Родина». Разговор идёт о понятии «Родина» в жизни человека, о любви к земле, на которой ты родился, своей... | Конспект фестивального урока с применением икт на тему «С чего начинается Родина?» Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» | ||
Сценарий классного часа «С чего начинается Родина!» для 2-3 классов Цель: формировать представление о нашей Родине, расширять кругозор о символах Республики | Тема: «С чего начинается Родина?» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс детского художественно-прикладного творчества «С чего начинается Родина?» | И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | ||
Проект «С чего начинается Родина» Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рахманинов «Вокализ», Баснер «С чего начинается Родина?», песня по выбору учащихся | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | Урок-презентация по окружающему миру во 2-м классе по теме "Красная... | ||
Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | Конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему... План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе |