Урок объяснение нового материала





Скачать 105.96 Kb.
НазваниеУрок объяснение нового материала
Дата публикации14.07.2013
Размер105.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Конспект урока с использованием

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: география, урок – объяснение нового материала.

Тема: “Голубые глаза планеты” (Озера).

Продолжительность: 1 урок - 45 минут.

Класс: 6 класс.

Технологии: урок с использованием ИКТ

Аннотация: время проведения урока соответствует учебной программе (конец февраля).

На уроке используются и чередуются следующие формы работы: беседа,

работа с настенной картой, атласами, учебниками, записи на специально

заготовленных к уроку маршрутных листах, параллельно демонстрируются слайды презентации (39 штук).
Учитель географии высшей

категории МОУ “СОШ № 13” г.Новочебоксарск

Ф.В.Ивашкова


Тема урока: Голубые глаза планеты “

( Озера )

Человек, вооруженный знанием,-

непобедим.

М.Горький
Цели урока:

  1. Формирование представления о многообразии озер планеты Земля и их

происхождении.

2. Формирование гражданского патриотизма, чувства гордости и

бережного отношения к озерам, в том числе на территории Чувашии.

3. Формирование географической культуры, эстетического восприятия природных

объектов.
Задачи урока:

  1. Развитие логического мышления на основе сопоставления схем, карт,

слайдов.

  1. Повышение интереса к предмету.


Оборудование: физическая кара России, слайды с видами озер планеты, схемами

озерных котловин, типами озер, таблицей и физической картой мира,

видеофрагменты.
Ход урока:

Цель урока – познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением. Наша учебная дорога длинна и поэтому без промедления мы отправляемся в путь. Для успешной работы уже разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов. Команда - победительница получит вознаграждение – отличные оценки.

Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Сегодня я предлагаю подумать над значением слова “озеро”. Чтобы вам легче было сориентироваться в новом понятии, предлагаю посмотреть на подсказки, которые лежат на ваших столах.

Карточка № 1.

  1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром, слоем торфа.

  2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

  3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Выберите ответ, который вы считаете правильный. За правильный ответ – 1 балл .

Правильное определение под цифрой 2 ,записываем в маршрутный лист.

Наука, изучающая озера называется лимнология. А мы с вами на время урока

станем юными лимнологами, т.е. учеными, изучающими озера. В работе будет помогать маршрутный лист, который обычно заполняется в экспедициях.

И так в путь, юные ученые! Но не только ученых интересуют озера, они вдохновляют и творческих людей. Вот как проникновенно написал об озере С.Есенин:

Выйду на озеро, в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать…

А их на Земле очень много больших и маленьких. Такого количества и

разнообразия озер, как в России, нет ни в одной другой стране – их более 1 млн.

На территории Чувашии 754 озера (1995 г.) с площадью более 1 га.

Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление, а углубление – это

котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но с помощью учебника и таблиц вопрос

раз решим. Это будет следующая исследовательская работа.

На столах лежат листы, где указаны тип озерной котловины. Открываем учебники на стр. 96- 97 (Т.П.Герасимова) и находим описание происхождения той котловины, что написано на листах. С помощью текста учебника и схемы-таблицы у доски дайте описание названных котловин. На подготовку 3 минут. Общими усилиями заполняем таблицу на маршрутных листах. Одновременно находим на физических картах России и мира те озера, что уже внесены в таблицу. Так же делаем дополнительные записи в графе примечание. ( Параллельно идет демонстрация слайдов с видами и схемами озер, физической картой мира и видеофильмов ”Байкал”,”Cарезское озеро” ).


Типы озерных котловин


Типы озерных

Котловин

Примеры

Районы

распространения

Примечание

1.Тектонические

Байкал

Танганьика

Титикака

В горных разломах, подвижных участ-

ках Земной коры

Титикака – самое

большое высоко-горное озеро(3812м)

2. Остаточные

Каспийское

Аральское


Остатки огромного моря в понижениях

(Русская равнина)

Каспийское море-озеро - самое большое по площади

в мире

3.Вулканические

Курильское,

Кроноцкое (Камчатка)

В кратерах потух-ших вулканов




4. Карстовые

(провальные)

Изъяр, Светлое

(Чувашия)

Многолетняя мерзлота, растворимые породы

Большинство озер

Чувашии – картовые

В пещерах – подзем-

ные озера.

5. Ледниковые

Ладожское,

Онежское

Древнее оледенение




6. Запрудные

Сарезское

На горных реках




7. Озера-старицы

Маленькие, на географических картах не изображаются

В поймах равнинных рек, старые речные русла

Существуют недолго, быстро мелеют


Теперь мы знаем, как появляются озерные котловины. Выяснили, что озера нашей Республики относятся к карстовым. А так же озера Заволжья относятся к междюнным, такие как Большое Лебединое и Малое Лебединое. Они расположены между песчаными холмами. Посмотрите на карту Чувашии, большинство озер расположено в долинах Суры, Цивиля и малых рек, среди которых встречаются и озера-старицы.

Музыкальная физкультминутка.

Озеро- это не только котловина, но углубление, заполненное водой. А откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, водами втекающих рек). За правильный ответ команде 1 бал.

Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы. На столах у каждой группы лежат листы с контурами озер разного типа. На маршрутных листах - названия групп. Попробуйте анализировать, к какой группе можно отнести каждое из них? Это следующая исследовательская работа. Правильный ответ 1 бал. Зарисуем свои выводы в схему.

По расходу и приходу воды

Сточные Бессточные Глухие

( проточные )

Байкал Балхаш Вулканические

Ладожское Каспийское Карстовые

Онежское Чад
В одни озера река втекает и вытекает, а в другие - только втекает, а глухие озера вообще не связаны с реками. Как вы думаете, может ли это как- то влиять на соленость воды озер? За правильный ответ 1 бал.

Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

По солености
Пресные Соленые Минеральные

До 1‰ (солоноватые) (соленые)

От 1‰ до35‰ Более 35‰
Байкал Каспийское Баскунчак

Ладожское Балхаш Мертвое море

Великие Американские (270‰)
Посмотрите на изображение озера Балхаш. Как вы думаете, почему оно двухцветное?

Обратите внимание на условные знаки. Полусоленое озеро, в одну половину река втекает, в другую нет.

Когда мы нашли на карте соленые и пресные водоемы, попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще всего встречаются соленые и минеральные озера относительно экватора, тропиков и полюсов? За правильный ответ 1 бал. Эти озера чаще всего расположены близ тропиков.

Как долго живут озера? По разному. Обычный срок жизни крупных озер – десятки тысяч лет. Небольшие существуют недолго, такие, как озеро-старица в долине р. Кукшум близ дер. Юраково, которая расположена недалеко от школы. Некоторые зарастают и превращаются в болота. Посмотрим об этом сюжет (видеофильм).

Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты, в том числе и Чувашии, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

Теперь обратите внимание на домашнее задание. Прочитать 31 параграф, описать озеро Байкал по типовому плану (на маршрутных листах), на к/к обозначить те озера, с которыми сегодня познакомились ( список прилагается)..

Закрепление:

Подошло время подведения итогов лимнологической экспедиции. Нам предстоит ответить на несколько вопросов. За правильно выполненную работу получаете 1 бал.

1. Вы уже знаете, что такое река и озеро. Что их объединяет? Внутренние воды,

питаются осадками.

2. Чем они отличаются? В озерах – вода стоячая, может быть соленая, в реках –

текучая, пресная.

3. В долинах каких рек чаще встречаются озера? Равнинных.

4. Какие озера по происхождению котловин образуются в поймах рек? Старицы.

5. Как реки влияют на соленость озер? Опресняют, приносят соли.

6. Как используется озеро Баскунчак человеком? Добыча соли.

Дополнительные вопросы.

7. Чем озёра отличаются от морей?

8. Где чаще можно встретить соленые озёра?

9. Самое глубокое озеро планеты?

10. На какие группы делятся озёра по приходу и расходу воды?

11. Какого происхождения котловины большинства озёр Чувашии?

12. Страдают ли озёра от деятельности человека?


Пока вы вели исследовательскую работу, я собирала капельки-слезинки из озер, которые больше нуждаются в помощи. Это быстромелееющее озеро - Аральское море, мелкие озера Чувашии, находятся на грани исчезновения, Байкал – всемирный памятник природы, озеро Астраханка в Заволжье –которого мы обошли, а на его берегах часто отдыхают жители нашего города. Но мороз на дворе их превратил в льдинки. Так пусть эти застывшие капельки останутся вам в память и будут напоминать об экспедиции юных лимнологов. Может быть через несколько лет кто-то из вас, став настоящим лимнологом или экологом, а может просто хорошим человеком вспомнит нашу сегодняшнюю встречу и сумеет помочь этим или другим озерам. Каждый член экспедиции получает застывшую прозрачную капельку.

Выставление оценок за работу на уроке.

М А Р Ш Р У Т Н Ы Й Л И С Т


Тема урока: “Голубые глаза планеты” (озера).

Человек, вооруженный знанием, -

непобедим.

М.Горький
Озеро - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Лимнология - ________________________________________________________________

Типы озерных котловин


Типы озерных

Котловин

Примеры

Районы

распространения

Примечание

1.Тектонические

Байкал

Танганьика

Титикака









2. Остаточные

Каспийское

Аральское









3.Вулканические

Курильское,

Кроноцкое (Камчатка)







4. Карстовые

(провальные)

Изъяр, Светлое

(Чувашия)









5. Ледниковые

Ладожское,

Онежское







6. Запрудные

Сарезское







7. Озера-старицы

Маленькие, на географических картах не изображаются







По расходу и приходу воды

Сточные Бессточные Глухие

( проточные )
Байкал Балхаш Вулканические

Ладожское Каспийское Карстовые

Онежское Чад


По солености

Пресные Соленые Минеральные

До 1‰ (солоноватые) (соленые)

От 1‰ до35‰ Более 35‰
Байкал Каспийское Баскунчак

Ладожское Балхаш Мертвое море

Великие Американские ( 270‰ )
Озера нуждаются в охране: Великие Американские озера, Аральское море, Байкал, маленькие по площади ( менее 1 га) озера Чувашии…
Домашнее задание: прочитать текст учебника, на контурной карте отметить озера:

Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Чаны, Балхаш, Эльтон, Баскунчак; Ньяса, Танганьика, Титикака, Великие Американские ( Гурон, Онтарио, Мичиган, Верхнее, Эри), Мертвое море.

Заполнить таблицу:

Описание озера Байкал по типовому плану



План описания озера

Характеристика озера

1. Название




2. На каком материке нахо- дится и в какой его части




3. Между какими меридиа-нами и параллелями располагается




4. Происхождение котловины




5. Сточное или бессточное.

Впадающие и вытекающие реки




6. Соленое или пресное




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок объяснение нового материала iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Урок объяснение нового материала iconУрок объяснение нового материала
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок комбинированный, т к предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок комбинированный, предусматривает повторение пройденного, объяснение изакрепление нового материала
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Компьютер и информация» по учебнику Л. Л. Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения,...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – объяснение нового материала с ипользованием элементов методики «Хотлист» и презентации Power Point
Урок объяснение нового материала iconУрок – объяснение нового материала. Цели для учащегося
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы второго и третьего предложений. Вставить пропущенные буквы, графически...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного...
Урок объяснение нового материала iconПрезентация. Объяснение нового материала
Цели урока: отметить праздник славянской письменности; развивать кругозор учащихся
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика и икт» для основной школы (7 класс), Н. Д. Угринович. На уроке объяснение нового материала сопровождается показом презентации...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа)
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа)
Урок объяснение нового материала iconУрока: объяснение нового материала Цель: изучить особенности изображения...
Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе
Урок объяснение нового материала iconУрока: Объяснение нового материала Тема «А что едят лесные животные?»
Технологическая карта урока немецкого языка в соответствии с требованиями фгос с применением икт
Урок объяснение нового материала iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск