Скачать 65.28 Kb.
|
Конспект урока История 5 класс. Тема «Илиада» Урок объяснение нового материала. Цель урока, формирование УУД. - дать общее представление об основной линии сюжета «Илиады» с акцентом на формирование универсальных умений, а именно познавательных УУД: учу понимать причинно-следственные связи, делать выводы; коммуникативных УУД: задавать вопросы и отвечать на них, критически относиться к своей позиции и уметь признавать свою неправоту в том случае, если оппонент сумеет опровергнуть ее своими доводами; личностных УУД: учу давать нравственные оценки поступкам, делать нравственный выбор, ориентироваться в моральных дилеммах. Ход урока. Вступительное слово учителя: Краткие сведения о Гомере, о его основных произведениях – поэмах «Иллиаде» и «Одиссее». Особо подчеркнуть мысль о том, что эти поэмы содержат в себе сведения о самых разных сторонах жизни древних греков, об их религиозных представлениях, одежде, вооружении, праздничных и погребальных церемониях, еде, взаимоотношениях в семье, спортивных состязаниях и так далее. Мы можем составить представление о том, что они считали нравственным, а что – безнравственным и сравнить с нашими моральными ценностями. Речь в «Иллиаде» идет о 10-м годе войны между троянцами – жителями города Троя ( в Малой Азии на территории нынешней Турции) и ахейцами (греками из континентальной Греции). О причинах войны в поэме ничего не говорится. Читатели, современники Гомера прекрасно знали миф о прекрасной Елене и ее бегстве от мужа Менелая с Парисом в Трою. Мы говорили об этой истории на прошлом уроке. (Вспоминаем миф о споре богинь из-за яблока с надписью «прекраснейшей»). Доклады учеников по песням. Примечание: краткое содержание глав «Иллиады» дано ниже. На каждое сообщение – презентацию отводится 5-7 минут. Главное – сохранить логику сюжетной линии, не перегружая рассказ лишними подробностями, но, в то же время, не теряя главных действующих лиц. 1 сообщение: содержание песен с 1 по 4. 2 сообщение: 5-9 главы. 3 сообщение: 12-17 песни. 4 сообщение: 18 – 24 песни. Каждое сообщение готовят двое учеников. Пока один из них рассказывает, другой на доске пишет краткий конспект( план ответа), который сидящие в классе ученики переносят в свои тетради. Примечание: содержание отдельных песен сознательно не включено в сообщения, чтобы не перегрузить урок излишней информацией. ИЛЛИАДА». Краткое содержание по песням. 1.Жрец бога Аполлона из Фив приходит к Агамемнону с просьбой отдать ему его дочь, которую тот держит как заложницу. Агамемнон выгоняет старика. Жрец насылает на войско язву. Агамемнон соглашается выдать дочь жрецу, но с условием, что вместо нее Ахилл отдаст ему свою наложницу – Брезеиду.Так и делают. Ахилл отказывается воевать дальше. 2.Зевс покровительствует Ахиллу и посылает Агамемнону сон, что тот возьмет Трою и без Ахилла. Агамемнон собирает войско, чтобы проверить его решительность, и говорит, что желающие могут вернуться домой (надеясь, что таковых будет очень мало). Но вдруг большинство бросается собираться в дорогу ( все-таки десятый год уже война продолжается). Всех останавливает Одиссей, напоминая, что жрецы напророчили, что Троя будет взята на 10-ый год осады. Народ воодушевляется, вооружается, идет к стенам Трои, а навстречу им идет троянское войско во главе с Гектором. 3. 2 войска сходятся. Парис предлагает провести поединок. Выходит Менелай (муж прекрасной Елены, которая сбежала с Парисом в Трою). Гектор ставит условие: победитель получает Елену и война заканчивается. Войска скрепляют договор жертвами богам. Менелай начинает побеждать Париса, тогда богиня Киприда переносит Париса в спальню к Елене. Агамемнон требует выполнения договора. 4. Боги держат совет. Гера против продолжения войны. Афина, враждебная Троянам, принуждает Пандара выстрелить вМенелая. Менелай ранен. Начинается битва армий. 5. Перчисляется, кто кого и как убил. 6. Гектор идет в Трою к храму Паллады, потом трогательно прощается с женой Андромахой и малолетним сыном АСТИАНАКСОМ. Гектор поднимает на руках сына и говорит, что хотел бы, чтобы тот, когда вырастет, стал еще более знаменитым воином, чем он сам. 7.Помолившись, Гектор и Парис возвращаются к войскам и начинают теснить ахейцев. Гектор вызывает на поединок сильнейшего. Жребий падает на Аякса Теламонида. Дерутся до темноты. Никто не победил. Одарили друг друга и разошлись. Оба народа заняты похоронами погибших. 8. Зевс запрещает богам вмешиваться в ход войны. 9. Троянцы начинают побеждать. Ахейцы пытаются убедить Ахилла включиться в битву, но тот не соглашается. 10. Ахейцы отправляют в разведку Диомеда и Одиссея. Гектор высылает своего разведчика – Долона. Они сталкиваются. Долона пленяют и допрашивают. Он рассказывает о недавно прибывшем царе Фракии Резе. Сначаола убивают Долона, а потом нападают на Реза, убив его и его 12 воинов. Забрав коней, возвращаются в свой лагерь, где пируют. 11.Зевс насылает на оба войска Вражду и они набрасываются друг на друга. Аякса Гомер сравнивает с ослом (медленно отступает). 12. Ахеян загнали в их укрепленный лагерь. Наконец Гектор пробивает камнем ворота и троянцы врываются в укрепление. 13. Зевс, полагая, что дело сделано, и отвлекается от бойни. Посейдон воодушевляет ахейцев и они продолжают драться. 14. Агамемнон говорит, что пора грузиться на корабли и бежать. Одиссей его порицает. Гера начинает пленять Зевса женскими прелестями. Тем временем ахейцы выбили из лагеря своего троянцев. 15. Зевс, сообразив, что боги обвели его вокруг пальца, устраивает им взбучку. И начинает помогать Гектору. Логика такая: Фетида, мать Ахилла, попросила Зевса помочь отстоять честь сына – Ахилла. Значит, Зевс карает ахеян за оскорбление Ахилла. 16. Патрокл приходит к Ахиллесу и говорит, что пора бы забыть обиды и включиться в бой. Ахилл не соглашается. Тогда Патрокл просит у него его доспехи, чтобы воодушевить своих и напугать врагов. Патрокл в доспехах Ахилла отбивает атаку на корабли и гонит троянцев до самого города. Но Аполлон обессиливает Патрокла и гектор убивает его. 17. Гектор одевает доспехи Ахиллеса, снятые с Патрокла. За тело Патрокла идет битва. Менелай тащит тело Патрокла на себе. Аякс прикрывает отход. Бегство ахеян становится всеобщим. 18. Ахиллес узнает о смерти Патрокла. Бросается мстить. Наступает ночь. Троянцы проводят ночь в поле, чтобы утром напасть на корабли. Ахейцы оплакивают Патрокла. Фетида приходит к Гефесту, который выковывает щит и оружие для ее сына – Ахилла. 19. Агамемнон и Ахиллес снова заключают союз. Войско радуется. Агамемнон отдает Брезеиду Ахиллу, говоря, что возвращает ее в неприкосновенности. Ахиллес садится в колесницу, но один из коней предсказывает ему скорую смерть. Однако Ахилл устремляется вперед. 20. Начинается битва. Ахиллес убивает Полидора – сына Приама (царя Трои и отца Гектора). Гектор хочет отомстить за брата. Начинается поединок между Гектором и Ахиллесом. 21. Ахиллес гонит бегущих троян в город. Захватывает 12 юношей и отправляет их в стан, чтобы принести в жертву Патроклу. Там же убивает Ликаона, еще одного сына Приама. Ахилл гонится за отступающими через реку, в которой чуть не захлебывается, благодаря староаниям Посейдона. Но Зевс молнией иссушает реку ( по просьбе Геры). Ахиллес бежит к Трое, но Аполлон принимает вид одного из воинов, начинает сражаться с ним, а потом убегает, отвлекая от Трои. 22. Троянское войско убегает в Трою. Гектор остается снаружи. Прибегает Ахилл и гонится за Гектором. Они оббегают вокруг города 3 раза. Но наконец-то Паллада превращается в брата Диефоба, который и вдохновляет Гектора на поединок. Гектор потерял копье, бросился на Ахилла с мечом, но был пронзен копьем. Перед смертью Гектор предрекает Ахиллу скорую смерть. Ахиллес раздевает его, привязывает к своей колеснице и несется в свой стан. А родители – Приам и Гекуба и жена Андромаха, оплакивают ребенка и мужа , стоя на городской стене. 23.Ахиллес, объехав 3 раза на колеснице с привязанным к ней телом Гектора вокруг тела Патрокла, назначает на следующий день обряд погребения и идет спать. Во сне к Ахиллу приходит Патрокл и просит, чтобы тот похоронил его рядом с собой (!). С утра начинается обряд погребения. Тело Патрокла обкладывают прядями срезанных окружающими волос. Ахилл вкладывает в руку Патрокла прядь своих волос, после чего убивает 12 пленных юношей. Начинаются соревнования – колесницы, кулачный бой, борьба (Одиссей), бег (Одиссей и Аякс), битва на оружии, метание диска, стрельба, метание копья. 24. Приам собирает дары и идет выкупать тело сына - Гектора. Ахилл дает ему 12 дней на погребение. Тело привозят в Трою. Все оплакивают его. Тело сжигают, а потом погребают с пиршеством. На этом «Иллиада» заканчивается. То есть и смерть Ахиллеса от рук Приама, и история с Троянским конем, и убийство Приама и малолетнего сына Гектора остается за кадром. ++++++++++++++++++++++++++++++ После сообщений детей ученики задают уточняющие вопросы докладчикам, если что-то показалось недостаточно понятным. Завершающая стадия урока. Закрепление, подготовка к зачету. 15 минут. Учитель: Еще раз обращаю ваше внимание на то, что поэма не рассказывает о причинах и начале войны и обрывается на таком месте, когда совершенно не ясно, кто победит в войне и будет ли взята Троя. А вот основную сюжетную линию мы должны будем сейчас вместе вспомнить, чтобы понимать все причинно- следственные связи описанныхсобытий. Вопросы классу ( докладчики на вопросы, связанные с их сообщениями, не отвечают, но выступают в роли комментаторов ответов своих одноклассников):
+++++++++++++++++++++++++ Учитель: на следующем уроке – зачет по пройденной теме. Нужно будет кратко пересказать сюжет поэмы. Оценки будут снижаться на 1 балл в случае путаницы в именах и логики повествования. Если у кого-то остались вопросы, а вы постеснялись их задать, уточните неясные моменты у тех, кто делал сообщения. |
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) | Урок объяснение нового материала Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок комбинированный, т к предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок комбинированный, предусматривает повторение пройденного, объяснение изакрепление нового материала | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Компьютер и информация» по учебнику Л. Л. Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – объяснение нового материала с ипользованием элементов методики «Хотлист» и презентации Power Point | ||
Урок – объяснение нового материала. Цели для учащегося Записать предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы второго и третьего предложений. Вставить пропущенные буквы, графически... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного... | ||
Презентация. Объяснение нового материала Цели урока: отметить праздник славянской письменности; развивать кругозор учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Информатика и икт» для основной школы (7 класс), Н. Д. Угринович. На уроке объяснение нового материала сопровождается показом презентации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа) | Урока: объяснение нового материала Цель: изучить особенности изображения... Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе | ||
Урока: Объяснение нового материала Тема «А что едят лесные животные?» Технологическая карта урока немецкого языка в соответствии с требованиями фгос с применением икт | Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... |