Урок объяснение нового материала





Скачать 65.28 Kb.
НазваниеУрок объяснение нового материала
Дата публикации23.09.2013
Размер65.28 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
Конспект урока

История 5 класс.

Тема «Илиада»

Урок объяснение нового материала.

Цель урока, формирование УУД.

- дать общее представление об основной линии сюжета «Илиады»

с акцентом на формирование универсальных умений, а именно

познавательных УУД:

учу понимать причинно-следственные связи, делать выводы;

коммуникативных УУД:

задавать вопросы и отвечать на них, критически относиться к своей позиции и уметь признавать свою неправоту в том случае, если оппонент сумеет опровергнуть ее своими доводами;

личностных УУД:

учу давать нравственные оценки поступкам, делать нравственный выбор, ориентироваться в моральных дилеммах.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Краткие сведения о Гомере, о его основных произведениях – поэмах «Иллиаде» и «Одиссее». Особо подчеркнуть мысль о том, что эти поэмы содержат в себе сведения о самых разных сторонах жизни древних греков, об их религиозных представлениях, одежде, вооружении, праздничных и погребальных церемониях, еде, взаимоотношениях в семье, спортивных состязаниях и так далее. Мы можем составить представление о том, что они считали нравственным, а что – безнравственным и сравнить с нашими моральными ценностями. Речь в «Иллиаде» идет о 10-м годе войны между троянцами – жителями города Троя ( в Малой Азии на территории нынешней Турции) и ахейцами (греками из континентальной Греции). О причинах войны в поэме ничего не говорится. Читатели, современники Гомера прекрасно знали миф о прекрасной Елене и ее бегстве от мужа Менелая с Парисом в Трою. Мы говорили об этой истории на прошлом уроке. (Вспоминаем миф о споре богинь из-за яблока с надписью «прекраснейшей»).

Доклады учеников по песням. Примечание: краткое содержание глав «Иллиады» дано ниже. На каждое сообщение – презентацию отводится 5-7 минут. Главное – сохранить логику сюжетной линии, не перегружая рассказ лишними подробностями, но, в то же время, не теряя главных действующих лиц.

1 сообщение: содержание песен с 1 по 4.

2 сообщение: 5-9 главы.

3 сообщение: 12-17 песни.

4 сообщение: 18 – 24 песни.

Каждое сообщение готовят двое учеников. Пока один из них рассказывает, другой на доске пишет краткий конспект( план ответа), который сидящие в классе ученики переносят в свои тетради.

Примечание: содержание отдельных песен сознательно не включено в сообщения, чтобы не перегрузить урок излишней информацией.

ИЛЛИАДА». Краткое содержание по песням.

1.Жрец бога Аполлона из Фив приходит к Агамемнону с просьбой отдать ему его дочь, которую тот держит как заложницу. Агамемнон выгоняет старика. Жрец насылает на войско язву. Агамемнон соглашается выдать дочь жрецу, но с условием, что вместо нее Ахилл отдаст ему свою наложницу – Брезеиду.Так и делают. Ахилл отказывается воевать дальше.

2.Зевс покровительствует Ахиллу и посылает Агамемнону сон, что тот возьмет Трою и без Ахилла. Агамемнон собирает войско, чтобы проверить его решительность, и говорит, что желающие могут вернуться домой (надеясь, что таковых будет очень мало). Но вдруг большинство бросается собираться в дорогу ( все-таки десятый год уже война продолжается). Всех останавливает Одиссей, напоминая, что жрецы напророчили, что Троя будет взята на 10-ый год осады. Народ воодушевляется, вооружается, идет к стенам Трои, а навстречу им идет троянское войско во главе с Гектором.

3. 2 войска сходятся. Парис предлагает провести поединок. Выходит Менелай (муж прекрасной Елены, которая сбежала с Парисом в Трою). Гектор ставит условие: победитель получает Елену и война заканчивается. Войска скрепляют договор жертвами богам. Менелай начинает побеждать Париса, тогда богиня Киприда переносит Париса в спальню к Елене. Агамемнон требует выполнения договора.

4. Боги держат совет. Гера против продолжения войны. Афина, враждебная Троянам, принуждает Пандара выстрелить вМенелая. Менелай ранен. Начинается битва армий.

5. Перчисляется, кто кого и как убил.

6. Гектор идет в Трою к храму Паллады, потом трогательно прощается с женой Андромахой и малолетним сыном АСТИАНАКСОМ. Гектор поднимает на руках сына и говорит, что хотел бы, чтобы тот, когда вырастет, стал еще более знаменитым воином, чем он сам.

7.Помолившись, Гектор и Парис возвращаются к войскам и начинают теснить ахейцев. Гектор вызывает на поединок сильнейшего. Жребий падает на Аякса Теламонида. Дерутся до темноты. Никто не победил. Одарили друг друга и разошлись. Оба народа заняты похоронами погибших.

8. Зевс запрещает богам вмешиваться в ход войны.

9. Троянцы начинают побеждать. Ахейцы пытаются убедить Ахилла включиться в битву, но тот не соглашается.

10. Ахейцы отправляют в разведку Диомеда и Одиссея. Гектор высылает своего разведчика – Долона. Они сталкиваются. Долона пленяют и допрашивают. Он рассказывает о недавно прибывшем царе Фракии Резе. Сначаола убивают Долона, а потом нападают на Реза, убив его и его 12 воинов. Забрав коней, возвращаются в свой лагерь, где пируют.

11.Зевс насылает на оба войска Вражду и они набрасываются друг на друга. Аякса Гомер сравнивает с ослом (медленно отступает).

12. Ахеян загнали в их укрепленный лагерь. Наконец Гектор пробивает камнем ворота и троянцы врываются в укрепление.

13. Зевс, полагая, что дело сделано, и отвлекается от бойни. Посейдон воодушевляет ахейцев и они продолжают драться.

14. Агамемнон говорит, что пора грузиться на корабли и бежать. Одиссей его порицает. Гера начинает пленять Зевса женскими прелестями. Тем временем ахейцы выбили из лагеря своего троянцев.

15. Зевс, сообразив, что боги обвели его вокруг пальца, устраивает им взбучку. И начинает помогать Гектору. Логика такая: Фетида, мать Ахилла, попросила Зевса помочь отстоять честь сына – Ахилла. Значит, Зевс карает ахеян за оскорбление Ахилла.

16. Патрокл приходит к Ахиллесу и говорит, что пора бы забыть обиды и включиться в бой. Ахилл не соглашается. Тогда Патрокл просит у него его доспехи, чтобы воодушевить своих и напугать врагов. Патрокл в доспехах Ахилла отбивает атаку на корабли и гонит троянцев до самого города. Но Аполлон обессиливает Патрокла и гектор убивает его.

17. Гектор одевает доспехи Ахиллеса, снятые с Патрокла. За тело Патрокла идет битва. Менелай тащит тело Патрокла на себе. Аякс прикрывает отход. Бегство ахеян становится всеобщим.

18. Ахиллес узнает о смерти Патрокла. Бросается мстить. Наступает ночь. Троянцы проводят ночь в поле, чтобы утром напасть на корабли. Ахейцы оплакивают Патрокла. Фетида приходит к Гефесту, который выковывает щит и оружие для ее сына – Ахилла.

19. Агамемнон и Ахиллес снова заключают союз. Войско радуется. Агамемнон отдает Брезеиду Ахиллу, говоря, что возвращает ее в неприкосновенности. Ахиллес садится в колесницу, но один из коней предсказывает ему скорую смерть. Однако Ахилл устремляется вперед.

20. Начинается битва. Ахиллес убивает Полидора – сына Приама (царя Трои и отца Гектора). Гектор хочет отомстить за брата. Начинается поединок между Гектором и Ахиллесом.

21. Ахиллес гонит бегущих троян в город. Захватывает 12 юношей и отправляет их в стан, чтобы принести в жертву Патроклу. Там же убивает Ликаона, еще одного сына Приама. Ахилл гонится за отступающими через реку, в которой чуть не захлебывается, благодаря староаниям Посейдона. Но Зевс молнией иссушает реку ( по просьбе Геры). Ахиллес бежит к Трое, но Аполлон принимает вид одного из воинов, начинает сражаться с ним, а потом убегает, отвлекая от Трои.

22. Троянское войско убегает в Трою. Гектор остается снаружи. Прибегает Ахилл и гонится за Гектором. Они оббегают вокруг города 3 раза. Но наконец-то Паллада превращается в брата Диефоба, который и вдохновляет Гектора на поединок. Гектор потерял копье, бросился на Ахилла с мечом, но был пронзен копьем. Перед смертью Гектор предрекает Ахиллу скорую смерть. Ахиллес раздевает его, привязывает к своей колеснице и несется в свой стан. А родители – Приам и Гекуба и жена Андромаха, оплакивают ребенка и мужа , стоя на городской стене.

23.Ахиллес, объехав 3 раза на колеснице с привязанным к ней телом Гектора вокруг тела Патрокла, назначает на следующий день обряд погребения и идет спать. Во сне к Ахиллу приходит Патрокл и просит, чтобы тот похоронил его рядом с собой (!). С утра начинается обряд погребения. Тело Патрокла обкладывают прядями срезанных окружающими волос. Ахилл вкладывает в руку Патрокла прядь своих волос, после чего убивает 12 пленных юношей. Начинаются соревнования – колесницы, кулачный бой, борьба (Одиссей), бег (Одиссей и Аякс), битва на оружии, метание диска, стрельба, метание копья.

24. Приам собирает дары и идет выкупать тело сына - Гектора. Ахилл дает ему 12 дней на погребение. Тело привозят в Трою. Все оплакивают его. Тело сжигают, а потом погребают с пиршеством. На этом «Иллиада» заканчивается. То есть и смерть Ахиллеса от рук Приама, и история с Троянским конем, и убийство Приама и малолетнего сына Гектора остается за кадром.

++++++++++++++++++++++++++++++

После сообщений детей ученики задают уточняющие вопросы докладчикам, если что-то показалось недостаточно понятным.

Завершающая стадия урока. Закрепление, подготовка к зачету. 15 минут.

Учитель: Еще раз обращаю ваше внимание на то, что поэма не рассказывает о причинах и начале войны и обрывается на таком месте, когда совершенно не ясно, кто победит в войне и будет ли взята Троя. А вот основную сюжетную линию мы должны будем сейчас вместе вспомнить, чтобы понимать все причинно- следственные связи описанныхсобытий.

Вопросы классу ( докладчики на вопросы, связанные с их сообщениями, не отвечают, но выступают в роли комментаторов ответов своих одноклассников):

  1. Назовите главных действующих лиц в лагере троянцев ?(Приам, Гектор, Парис, Андромаха, Елена…)

  2. Назовите главных действующих лиц в лагере ахейцев? (Агамемнон, Ахиллес, Патрокл, Одиссей, Менелай …)

  3. В чем причина ссоры между Ахиллом и Агамемноном?

  4. Почему на поединок с Парисом вышел именно Менелай? (Парис – любовник Елены, а Менелай – ее законный муж).

  5. Почему Ахилл забыл о своей обиде и включился в сражение?( убит его друг – Патрокл, он хочет отомстить Гектору).

  6. Какой сценой заканчивается «Иллиада»? (сценой похорон Гектора).

+++++++++++++++++++++++++

Учитель: на следующем уроке – зачет по пройденной теме. Нужно будет кратко пересказать сюжет поэмы. Оценки будут снижаться на 1 балл в случае путаницы в именах и логики повествования. Если у кого-то остались вопросы, а вы постеснялись их задать, уточните неясные моменты у тех, кто делал сообщения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок объяснение нового материала iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе)
Урок объяснение нового материала iconУрок объяснение нового материала
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок комбинированный, т к предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок комбинированный, предусматривает повторение пройденного, объяснение изакрепление нового материала
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Компьютер и информация» по учебнику Л. Л. Босовой в 6 классе. В ходе объяснения нового материала в целях усиления мотивации учения,...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – объяснение нового материала с ипользованием элементов методики «Хотлист» и презентации Power Point
Урок объяснение нового материала iconУрок – объяснение нового материала. Цели для учащегося
Записать предложения, расставляя знаки препинания. Составить схемы второго и третьего предложений. Вставить пропущенные буквы, графически...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного...
Урок объяснение нового материала iconПрезентация. Объяснение нового материала
Цели урока: отметить праздник славянской письменности; развивать кругозор учащихся
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: объяснение нового материала с использованием электронной презентации
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информатика и икт» для основной школы (7 класс), Н. Д. Угринович. На уроке объяснение нового материала сопровождается показом презентации...
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа)
Урок объяснение нового материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала + практическая работа)
Урок объяснение нового материала iconУрока: объяснение нового материала Цель: изучить особенности изображения...
Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе
Урок объяснение нового материала iconУрока: Объяснение нового материала Тема «А что едят лесные животные?»
Технологическая карта урока немецкого языка в соответствии с требованиями фгос с применением икт
Урок объяснение нового материала iconУрок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие»
Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск