№
| Раздел ,тема урока
| Дата урока
| Знания, умения, навыки
| контроль
|
Урока.
|
| Пл.
| Факт.
|
|
|
1.
| Введение. Науки о природе. Методы изучения природы.
|
|
| Что такое «тело», «вещество», «явления природы», методы изучения окружающей действительности,умение работать с текстом.
|
|
| Вселенная. 8 час.
|
|
|
|
|
2.
| Что такое Вселенная. Как люди представляли себе Вселенную. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
|
| Современное представление о Вселенной, представления о Вселенной в древности. Вклад в науку Аристотеля и Птолемея.
|
|
3.
| Николай Коперник и его модель Вселенной. Дж. Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.
|
|
| Особенность модели Вселенной Н. Коперника, сравнение моделей Вселенной Коперника и Аристотеля. Заслуги Д. Бруно в развитии взглядов о Вселенной, строение Вселенной в учении Г. Галилея.
|
|
4.
| Солнечная система , ее состав. Планеты земной группы.
|
|
| Состав Солнечной системы, характеристика планет земной группы.
|
|
5.
| Планеты – гиганты. Самая маленькая планета- Плутон. Спутники планет.
|
|
| Характеристика планет – гигантов. Плутона. Спутник Земли – Луна, спутники планет – гигантов, их характеристики.
|
|
6.
| Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
|
|
| Астероиды, кометы - небесные тела. Представление о метеорах и метеоритах,умение самостоятельно работать с учебником.
|
|
7.
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд.
|
|
| Что такое звезда, размеры звезд, Солнце – центр солнечной системы. Звезды – гигантские пылающие шары, различие их по цвету;самостоятельная работа с учебником.
|
|
8.
| Созвездия. Галактика. Световой год.
|
|
| Из чего состоят созвездия, многообразие созвездий, умение видеть созвездия на карте. Состав Галактики, астрономическая единица длины - световой год.
|
|
9.
| Обобщающий урок потеме «Вселенная».
|
|
| Закрепление знаний учащихся.
|
|
| Земля. 21 час.
|
|
|
|
|
10.
| Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Возникновение Земли.
|
|
| Гипотезы о возникновении Земли ( Ж. Бюффона, Канта, Шмидта, Джинса), современные гипотезы возникновения Земли. Написать сообщения об ученых , изучающих проблему возникновения Земли.
|
|
11.
| Внутреннее строение Земли.
|
|
| Внутреннее строение Земли и ее внешние оболочки; навыки самостоятельной работы с учебником.
|
|
12.
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
|
| Отличие горных пород от минералов, понятие «полезные ископаемые».
|
|
13.
| Горные породы и минералы в Оренбургской области.
|
|
| Перечень горных пород и минералов на территории Оренбургской области.
|
|
14.
| Вещества и явления в окружающем мире.
|
|
| Примеры веществ и явлений.
|
|
15.
| Землетрясения. Вулканы.
|
|
| Причины землетрясений; районы землетрясений на планете. Вулканы действующие и потухшие; причины вулканической деятельности.
|
|
16.
| Суша. Евразия. Африка.
|
|
| Карта мира. Материки: Евразия, Африка; животные и растения этих материков.
|
|
17.
| Суша. Северная Америка, Южная Америка, Австралия. Антарктида.
|
|
| Характеристика животных и растений на этих материках.
|
|
18.
| Атмосфера Земли.
|
|
| Состав воздуха, типы облаков, температура воздуха над сушей и водой.
|
|
19.
| Погода.
|
|
| Что такое погода, погода нашей местности.
|
|
20.
| Климат.
|
|
| Понятие «климат», влияние климата на состояние живых организмов.
|
|
21.
| Климат Оренбургской области.
|
|
| Характерные особенности климата Оренбургской области, погода.
|
|
22.
| Климат Оренбургской области.
|
|
| Климатическая карта Оренбургской области, фенологические изменения природы в течение года.
|
|
23.
| Ураганы. Смерчи.
|
|
| Причины возникновения ураганов и смерчей, результаты их разрушительной деятельности.
|
|
24.
| Гидросфера Земли. Ее части.
|
|
| Что такое гидросфера; ее части: моря, реки, водяной пар.
|
|
25.
| Мировой океан.
|
|
| Части мирового океана: моря, заливы, проливы, понятие «круговорот воды в природе».
|
|
26.
| Воды суши.
|
|
| Источники пресной воды; как используется пресная вода человеком.
|
|
27.
| Воды Оренбургской области. Реки.
|
|
| Крупные реки: Урал, Илек, Самара, их притоки.
|
|
28.
| Озера.
|
|
| Соленые и пресные озера Оренбургской области.
|
|
29.
| Уникальность планеты Земля.
|
|
| Место Земли в Солнечной системе. Значение Солнца для жизни на Земле.
|
|
30.
| Обобщающий урок по теме «Земля».
|
|
|
|
|
| Жизнь на Земле. 20 час.
|
|
|
|
|
31.
| Развитие жизни на Земле.
|
|
| История развития жизни на Земле, вода – колыбель жизни, древние водные растения и животные древнейших времен.
|
|
32.
| Какие растения обитали в прошлом на территории Оренбургской области.
|
|
| Древние растения, образующие флору нашей области.
|
|
33.
| Живые клетки.
|
|
| История открытия клетки, увеличительные приборы, главные части клетки: оболочка, ядро, цитоплазма.
|
|
34.
| Разнообразие клеток.
|
|
| Разновидности клеток, их строение, работа с микроскопом.
|
|
35.
| Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
|
|
| Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы.
|
|
36.
| Многоклеточные организмы.
|
|
| Грибы, растения, животные, многообразие растений и грибов.
|
|
37.
| Беспозвоночные и позвоночные животные.
|
|
| Разнообразие животных, их распространение, позвоночные и беспозвоночные животные.
|
|
38.
| Беспозвоночные и позвоночные животные Оренбургской области.
|
|
| Насекомые, моллюски, обитатели ландшафтов Оренбургской области.
|
|
39.
| Беспозвоночные и позвоночные животные Оренбургской области.
|
|
| Птицы, млекопитающие Оренбургской области.
|
|
40.
| Среды обитания организмов. Наземно - воздушная среда.
|
|
| Многообразие сред обитания организмов, их роль в жизни организмов, особенности наземно – воздушной среды.
|
|
41.
| Обитатели наземно – воздушной среды Оренбургской области.
|
|
| Обитатели степей и лесов Оренбургской области.
|
|
42.
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
|
|
| Отличительные особенности воздушной и водной сред обитания.
|
|
43.
| Животные и растения, обитатели водной среды Оренбургской области.
|
|
| Обитатели рек и озёр Оренбургской области.
|
|
44.
| Почвенная среда.
|
|
| Почва - среда обитания бактерий, грибов, растений.
|
|
45.
| Жизнь на разных материках.
|
|
| Особенности растительного и животного мира Северной и Южной Америки, Австралии.
|
|
46.
| Жизнь на разных материках.
|
|
| Особенности растительного и животного мира Евразии, Африки, Антарктиды.
|
|
47.
| Природные зоны Земли.
|
|
| Знать природные зоны Земли, их очерёдность.
|
|
48.
| Природные зоны Оренбургской области.
|
|
| Природные зоны Оренбургской области.
|
|
49.
| Жизнь в морях и океанах.
|
|
| Многообразие растений и животных в Океане, о приспособленности животных и растений к водной среде.
|
|
50.
| Обобщение по теме «Жизнь на Земле».
|
|
|
|
|
| Человек на Земле. 20 час.
|
|
|
|
|
51.
| Происхождение человека. Древние предки человека.
|
|
| Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни.
|
|
52.
| Первые люди.
|
|
| Представление о первых людях, появлении на Земле, их образ жизни.
|
|
53.
| История географических открытий. Открытие Америки.
|
|
| Имена первооткрывателей новых земель, их заслуги; Х. Колумб, Ф. Магеллан.
|
|
54.
| Открытие Австралии и Антарктиды.
|
|
| Имена первооткрывателей Австралии и Антарктиды.
|
|
55.
| Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.
|
|
| Как люди открывали новые земли -- В. Янсзон, Ф. Белинсгаузен, Ю. Лазарев, Васко да Гама.
|
|
56.
| Какие народы проживали на территории Оренбургской области в далёком прошлом.
|
|
| Племена и народы, жившие на территории нашей области в далёком прошлом.
|
|
57.
| Как человек изменил Землю.
|
|
| Последствия влияния на природу человека, экономические проблемы.
|
|
58.
| Как изменилась природа нашей области от деятельности людей.
|
|
| Примеры изменений, происходящий в природе, в связи с деятельностью людей.
|
|
59.
| О кислотных дождях, озоновой дыре, парниковый эффект.
|
|
| Источники загрязнения атмосферы, опасности загрязнения атмосферы.
|
|
60.
| О кислотных дождях, парниковом эффекте, загрязнении атмосферы в Оренбургской области.
|
|
| Источники загрязнения атмосферы в Оренбургской области; кислотные дожди, их влияние на рост растений.
|
|
61.
| Жизнь под угрозой.
|
|
| Последствия влияния деятельности человека на живые организмы.62.
|
|
62.
| Меры сохранения жизни на Земле.
|
|
| Основные меры сохранения биологического разнообразия видов и сообществ.
|
|
63.
| Меры сохранения природных богатств в Оренбургской области.
|
|
| Примеры сохранения природных ресурсов в Оренбургской области.
|
|
64.
| Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.
|
|
| Сущность понятия «опустынивание» , причины опустынивания.
|
|
65.
| Методы изучения природы. Наблюдение.
|
|
| Роль наблюдения при изучении природы.
|
|
66.
| Эксперимент, измерение – методы познания природы.
|
|
| Способы изучения природы – эксперимент, измерение, их суть.
|
|
67.
| Оборудование для научных исследований.
|
|
| Увеличительные и измерительные приборы, лабораторное оборудование.
|
|
68.
| Обобщающий урок по теме «Земля».
|
|
|
|
|
69.
| Повторениеизученного.
|
|
|
|
|
70.
| Повторениеизученного.
|
|
|
|
|