Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»





НазваниеУправление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»
страница1/4
Дата публикации28.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4


Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35 «Звездочка»

(МАДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»)

Коррекция тревожности дошкольников в процессе

сюжетно-ролевых игр

(Исследовательская работа)


Автор:

Людмила Грачева,

заведующий

МАДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка»



Юрга 2012
Оглавление

Аннотация

3

Введение

5

Глава 1. Эмоциональная тревожность, как нарушение личностного развития дошкольника.




    1. Причины возникновения тревожности и особенности

ее проявления у детей дошкольного возраста

7

    1. Влияние тревожности на самооценку ребенка

19

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра, как основная сфера деятельности дошкольника.




2.1. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

28

2.2. Развитие детского творчества и игрового замысла

31

Глава 3. Методы исследования уровня тревожности у детей средней группы детского сада




3.1. Характеристика методов исследования

34

3.2. Характеристика эмоциональной сферы детей до коррекционной программы

35

Глава 4. Коррекция тревожности




4.1. Основные принципы коррекции

37

4.2. Описание коррекционной программы

39

4.3. Психолого-педагогические рекомендации

47

Заключение

49

Литература

51

Приложение 1. Руководство по использованию проективной методики, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми

53


Аннотация

Исследовательская работа посвящена изучению влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительного эмоционального состояния детей дошкольного возраста. Под «изучением» здесь нужно понимать – теоретическое и практическое исследование тревожности дошкольников, применение коррекционной программы и сравнительный анализ тревожности у детей до и после коррекционного воздействия.

Работа состоит из четырех глав:

  1. Эмоциональная тревожность, как нарушение личностного развития дошкольника. Где дано определение тревожности, рассмотрены причины возникновения и особенности её проявления у детей дошкольного возраста.

  2. Сюжетно-ролевая игра, как основная сфера деятельности дошкольника. Здесь раскрыты основные педагогические принципы организации игры, способы развития детского игрового замысла и творчества.

  3. Методы исследования уровня тревожности. В этой главе приведены характеристики методов, а так же характеристика эмоционального состояния детей до коррекционной программы.

  4. Коррекция тревожности. Глава, в которой изложены основные принципы коррекции, дано описание коррекционной программы, представлены сравнительная характеристика эмоциональной сферы детей после коррекционного воздействия и психолого-педагогические рекомендации.

В заключении приведены выводы соответственно задач, гипотезы и цели исследовательской работы.

Научная новизна данной работы состоит в разработке автором коррекционной программы для детей дошкольного возраста, практических занятий с применением сюжетно-ролевых игр, комплексное проведение которых позволило снизить тревожность.

Работа может быть рекомендована воспитателям дошкольных учреждений, родителям в виде консультаций и психологам, работающим с детьми дошкольного возраста.




Введение

Тема данной работы – «Коррекция эмоциональной тревожности дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры».

Проблема в том, что именно в этот период детства тревожность ведет к внутриличностному дискомфорту ребенка, что, в свою очередь, влияет на поведение ребенка в коллективе (ребенок либо замкнут, пассивен, либо привлекает внимание к себе агрессивностью, капризами и пр.)

Актуальность работы обусловлена сенситивным возрастным периодом. Именно в дошкольном возрасте происходит ¾ развития способностей. Тревожность, в свою очередь, тормозит психо-физическое развитие ребенка.

Психологические исследования тревожности дошкольников в отечественной психологии играют важную роль. На каждом этапе развития общества на возникновение тревожности у детей влияют различные факторы. В данной работе рассмотрены социальные причины и внутренние факторы детской тревожности на основе исследований психологов Э.Эриксона, З. Фрейда, В.Леви, В.С. Мухиной.

Автором разработан тренинг, сюжетно-ролевые игры, применение которых позволяет улучшить эмоциональное состояние ребенка.

Применение психокоррекции дошкольников послужило толчком к внедрению и развитию новых форм работы с детьми, направленных на развитие адаптационных моментов и социализации личности ребенка.

Гипотеза предполагает – снижение уровня тревожности у детей 4-5 лет в экспериментальной группе при включении в сюжетно-ролевые игры элементов психокоррекции, как-то – формирование положительной самооценки через тренинг и релаксационные упражнения, специально разработанные для дошкольников.

Основная цель – исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительного эмоционального состояния дошкольника.

Задачи:

  1. Определить основные факторы тревожности, отрицательно воздействующие на личность дошкольника.

  2. Определить стили семейных взаимоотношений, влекущие тревожность.

  3. Исследовать уровень тревожности у детей в средней группе детского сада.

  4. Изучить степень коррекции тревожности у детей средней группы детского сада.

Предмет исследования:

влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительного эмоционального состояния ребенка.

Объект исследования:

дети средней группы дошкольного учреждения в количестве 25 человек, в возрасте от 4,5 до 5 лет.

Методы:

Для исследования уровня тревожности каждого ребенка мной использовались: проективная методика, разработанная американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; цветовой тест Люшера.

Для определения стиля семейных взаимоотношений использовался метод наблюдений.

Глава 1. Эмоциональная тревожность, как нарушение личностного развития дошкольника

    1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. (18, стр. 109)

Тревожные люди живут, ощущая беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я же ничего не смог!»). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это не очень уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство тревоги перед неизведанным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не обращать на себя внимания окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателя – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми, однако их аккуратность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых – страха, радости и др. – он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показывать страх и слезы. Он учится не только в значительной степени управлять выражением своих эмоций, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. (16, стр. 103)

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель понимания его внутреннего мира, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспектив развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Он может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ни чем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. (11, стр. 105) Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Подробнее стоит описать влияние внешней среды на развитие тревожности у ребенка.

Задолго до своего появления на свет ребенок приобретает опыт чувств. Чувства сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Они дарят радость, взаимопонимание, уверенность в себе. Ни один человек не может обойтись без чувства прекрасного, чувства меры, любви, доверия, сострадания. Конечно, люди испытывают и негативные чувства (ненависть, зло, зависть). Разница в том, что положительные – созидательны, а отрицательные – разрушительны.

Особенно важно задумываться о воспитании эмоций в раннем возрасте. Известно, что люди, лишенные в детстве любви и ласки, сочувствия и великодушия, вырастают жестокосердечными, а порой и преступниками.

Не секрет, что темп современной жизни с каждым годом возрастает. К сожалению, адаптироваться к этому психологически мы не успеваем – технический прогресс опережает эволюционный .

Отечественная социология отмечает определенные изменения статуса семьи, семейных отношений. Огромное количество разводов, растет число детей, рожденных, лишенных одного или обоих родителей. Очень многих детей воспитывают несчастные люди…

Низкий прожиточный минимум, несоответствие пособий, получаемых родителями по уходу за ребенком, неконтролируемый рост цен, неблагоприятная экономическая и политическая обстановка – это внешние факторы, влекущие психологические проблемы взрослого и, как следствие – детского населения.

В итоге, преобладают негативные чувства, растет тревожность, переходящая в ситуации стресса.

Кроме социального аспекта на развитие тревожности могут влиять множество причин.

Известно, что в момент рождения стресс переживают мать и дитя. Помимо боли от прохождения родовых путей в момент появления на свет, прерывания физического единения с матерью, на новорожденного, у которого не сформирована нервная система, а все физиологические механизмы вынуждены работать на адаптацию к этому взрыву, после внутриутробного комфорта обрушивается лавина запахов, звуков, необычные тактильные ощущения. Понятно, что для того, чтобы выжить в такой ситуации, ему необходима помощь извне – от окружения, с которым еще только предстоит установить контакт. От того, насколько тесен он будет, от его эмоционального настроя, от уровня развития психологического состояния окружающих будет зависеть развитие опыта чувств ребенка, его психосоматическое равновесие или наоборот.

Как в период внутриутробного развития, когда комфортность развития плода зависела от эмоционального фона матери , так и теперь, с первых дней появления на свет, жизнь ребенка направлена на адаптацию к окружающему миру, к своей матери.

Э. Эриксон связывает возрастной этап от рождения до года жизни с формированием базисного доверия к миру, т.е. с формированием устойчивого положительного отношения к себе и окружающему миру. Поясним эту мысль. Организм новорожденного нестабильный, нащупывающий, ищущий развивает свою готовность «взять» заботу матери ровно в той мере, в которой мать развивает и координирует свою потребность «отдать». Чтобы быть уверенным, что первый опыт жизни не только сохранит жизнь ребенку, но и поможет ему скоординировать метаболические и циркуляторные ритмы, взрослый следит за тем, чтобы чувства, которые он адресует малышу, были своевременны и нужной интенсивности. В противном случае готовность к восприятию у ребенка может смениться либо диффузной защитой, либо апатией.

Доверие, формирующееся в младенчестве как чувство надежности тех, кто извне обеспечивает жизнь ребенка, в дальнейшем перерастает в веру человека в свой внутренний мир, в веру в свое здоровье, в свою жизненность, способность своего организма справиться с недугами, трудностями.

Противоположность чувству базисного доверия, согласно концепции Эриксона, базисное недоверие к миру (безрадостное настроение на протяжении всей жизни; в период стрессов и заболеваний – склонность к аутизму). Причины этого Эриксон усматривает в спектре недостатков ухода за новорожденным.

Удовлетворяя физиологические потребности, мать, лелея, лаская, возбуждает в ребенке эмоционально-положительное состояние. И это становится ему необходимым. Стремясь их продлить, он реагирует – поворачивает голову, тянет ручки, подражает улыбке, издает звуки. Этот период жизни называется «комплексом оживления». Мать создает потребность в коммуникативно-познавательной и исследовательской деятельности. Новорожденный реагирует на сильный звук, цвет, вкус, проявляется обонятельная чувствительность, ребенок следит за объектами, сличает их между собой. Это появление индивидуального опыта и установление связей со средой означает переход к младенческому возрасту. Высока интенсивность развития сенсорных и двигательных функций (сенсорная моторика), создаются предпосылки развития речи во взаимопомощи со взрослыми. Большое значение имеет среда: речевая, двигательная, общение.

Улыбка возникает к концу второго месяца (важное событие). Его улыбка – еще только предпосылка для формирования дальнейшей социальной улыбки – переходит в смех, обращенный к матери, к восьмой-двенадцатой неделе. Все это процесс успешного приобретения первых навыков взаимопонимания с матерью и окружающим миром. Однако, эти успехи зависят как от нормального развития самого ребенка, так и от внимания со стороны матери, от эмоционального «богатства» среды, той мелодики голосов, которые звучат дома. Основными факторами развития дальнейшей социальной жизни ребенка является внимание матери, ее эмоции. Ребенок вбирает радость общения с нею, ее тревогу за него, подавленность или неприязнь. Все, что чувствует мать в момент ухода за новорожденным, в дальнейшем станет основой эмоционального фона взрослого человека, дальнейшим базисом его отношения к миру.

Отсутствие «комплекса оживления», определяющего эмоциональное развитие, диагностируется в возрасте четырех месяцев, т.к. ранее может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие чувство вины ( «Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Однако, это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т.е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем вероятность появления у них страхов больше.

Часто, не задумываясь, родители сами внушают страхи своими никогда не реализуемыми угрозами: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

Помимо перечисленных факторов тревожность возникает в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность и представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь. (8,стр.83)

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера – это самоуничижительная установка на самого себя, на свои силы и возможности.

Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер личности. (4, стр.119)
Тревожность - как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не так, не то, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. (8,стр.87)

В дошкольном возрасте главным источником тревожности является семья.

Семья – исходный институт для ребенка. Очень важный социальный фактор. К воспитанию ребенка нужно подходить, учитывая его индивидуальные особенности характера.

Развитие личности происходит и развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловлены ее отношением к окружающей среде, успехами и неудачами. Только интериоризируясь (осваиваясь внутри), вызывая в самом себе противоположные тенденции, они ступают между собой в борьбу и становятся источником активности, направленной на разрешение внутренних противоречий.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, которая приводит к образованию новых свойств личности.

Воспитание содействует возникновению внутренних противоречий и успешному их разрешению.

Воспитание – есть цель, как можно быстрее сделать ребенка самостоятельным, однако нужно учитывать сенситивный период ( когда разумнее всего это делать). К счастью своему и детей, мы не занимаемся воспитанием круглосуточно, но происходит же воспитание беспрерывно.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.

Существует взаимосвязь между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Так же каналом передачи беспокойства служит чрезмерная забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений, тревог. (8,стр.82)

Важно корректно, опираясь на научные психологические знания и примеры, донести информацию родителям о том, что влечет за собой их метод воспитания.

Виды стилей семейного взаимодействия:

  • Властный - строгие родители, наказание приветствуется, общение редкое, меньшая теплота, ласка, непринятие собственного мнения ребенка, жесткий контроль.

  • Авторитарный - родители не исходят из желаний ребенка, излишне требовательны, общение свысока, по принципу «Я сказал».

  • Снисходительная модель - дети не поощряются, вялые, редкие замечания. Родители не обращают внимания на воспитание важных качеств, как «независимость», свое «Я».

В. Леви говорит: «Из пятерых детей, растущих у обвиняющих родителей (статистика интуитивная), двое вырабатывают защитную толстокожесть – внутренние заглушки, и все обходится благополучно, станут достойными гражданами и, скорее всего, точно такими же родителями для своих детей. Из трех остальных один имеет большие шансы стать озлобленной, всеотвергающей личностью – негативистом или непрерывно самоутверждающимся психопатом с комплексом неполноценности; другой – бесхребетным небокоптителем или безответственным прожигателем жизни (заглушки на полную мощность); третий, с равной вероятностью, либо подвижником, либо невротиком со склонностью самоубийства. Для этого последнего любая доза обвинения была противопоказана с самого начала – полнейшая беззащитность. Но, как раз беззащитность нередко и провоцирует…»

Существуют типы негативных семейных отношений:

  • Гиперпроекция. Недостаток опеки со стороны родителей, не знают друзей, нет контроля за увлечениями ребенка. Это проявляется в неустойчивом поведении.

  • Гиперпротекция. Чрезмерный контроль за каждым шагом. Может вылиться в резкую эмансипацию (освобождение). Такие дети нередко «переступают» через родителей.

  • Потворствующая гиперпроекция. Это абсолютная предоставленность ребенка себе. Выражается в истерике детей.

  • Воспитание в культе болезни. Потворство родителей при незначительных заболеваниях, развивает у ребенка эгоцентризм.

  • Эмоциональное отвержение. Родители тяготятся своими детьми. Этих детей называют «нецелованные дети». Это влечет развитие комплексов, ребенок застревает на переживаниях.

  • Условия жестких взаимоотношений. Физическое и моральное унижение со стороны родителей, «срывание» зла на ребенке.

  • Условия повышенной эмоциональной ответственности. Завышенная требовательность родителей, перекладывание «взрослых» забот, дел, ответственности на «детские плечи».

  • Противоречивое воспитание. Особо травмирующая ситуация. Родитель требует верить, доверять только ему, делать «как я сказал», считая неправильным все воспитание вокруг. Т.е. – несоответствие норм воспитания в социуме с родительскими требованиями.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались. Но послушание не может быть целью. Цель может быть только одна - правильное воспитание. Ни спокойствие, ни послушание не сохраняются надолго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается. Бывает и так, что родители добиваются послушания, и у них вырастают, правда, послушные, но слабые дети, дети с проблемами психики, неуравновешенные, так сказать, «сломленные».

Есть много сортов ложного авторитета. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет подавления

Больше всего им страдают отцы, Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то отцовский террор держит в страхе всю семью. Тем самым он приучает детей подальше держаться от страшного папаши. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство.

Авторитет расстояния

Есть такие родители, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только вступать в виде начальства. У родителей своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или няни.

Авторитет чванства

Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого есть свои заслуги. Но некоторые люди показывают свою важность на каждом шагу, и в том числе, своим детям. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает.

Авторитет резонерства

Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть в шутливом тоне, родитель усаживает его напротив себя и начинает скучную и надоедливую речь… В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах ребенка непогрешимыми. Но они забывают, что у детей своя жизнь и нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, чем взрослый, а постоянные разглагольствования родителей проходят почти бесследно в их сознании.

Авторитет любви

Это распространенный вид ложного авторитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?» В этой линии много опасных мест. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что маму и папу можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества.

Авторитет подкупа

Послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители так и говорят: «Будешь слушаться, куплю тебе лошадку, пойдем в цирк». Разумеется, в семье возможно некоторое поощрение. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Таким образом, можно сделать следующее заключение:

все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Тревожные взрослые воспитывают тревожных детей.

К воспитанию необходимо подходить исходя из личностных качеств ребенка. Однако самые распространенные ошибки воспитания, влекущие развитие тревожности у ребенка – это авторитаризм, гиперопека, ложный авторитет, симбиотическое воспитание.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к переживаниям тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленной слабостью нервных процессов.

    1. Влияние тревожности на самооценку ребенка

Самооценка - это оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и к другим людям. (15,. стр.125)

Различают общую и частную самооценку. Частой самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно или неадекватно (завышать, либо занижать свои успехи, достижения).Самооценка ожжет быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.(10, стр.55)

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, которая находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности.

Самоуважение – устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне, составляет важную заботу личности.

Самоуважение личности определяется отношением действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. (14,стр.126)

Уровень притязаний - это тот практический результат, который субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связывается субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. (10, стр. 418)

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяет сформировать многомерное образование, которое называется Я-концепцией и составляет ядро личности. Я-концепция – это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важный компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. (15, стр.76)

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личностному местоимению первого лица – Я. Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое Я. На основе представлений ребенка о своем Я начинает формироваться самооценка. (10, стр.56)

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода ) имеет общение ребенка со взрослым. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. (3, стр. 279)

Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже.

Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Постепенно изменяется предмет оценки. Существенным сдвигом в развитии дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. (10,стр.56)

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако, здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос: «Какая ты: хорошая или плохая?»,

они обычно отвечают так: «Я не знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста ответит на этот вопрос так: « Я самый хороший!» (5,с.297)

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. Т, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризует личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых.. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которую дают взрослые поступкам, совершенным детьми. На основе этой оценки начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и, что плохо.

В первую очередь они учатся оценивать поступки детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.(3, стр.65)

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое Я, свое место среди людей. Достигнув старшего дошкольного возраста, ребенок уже осваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для себя и окружающих.

Это имеет огромное развитие для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам (13, стр.79)

Для шестилеток характерна еще недифференцированная завышенная оценка. Позже, к семилетнему возрасту, она дифференцируется и снижается. Проявляется отсутствовавшая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками .(17, стр.13)

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае, у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к обучению.

Неадекватно заниженная самооценка может сформироваться у ребенка, как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми.

Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки:

  • Низкий рост

  • Непривлекательная внешность.

Вымышленные недостатки:

  • Мнимая полнота

  • Кажущееся отсутствие способностей

  • Неуспех в общении

  • Низкий социометрический статус в группе

  • Непопулярность у сверстников

  • Угроза отчуждения в детстве

  • Нелюбовь родителей

  • Воспитание в «ежовых» рукавицах

  • Чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная, заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка (15, стр.134), и может рассматриваться как проявление тревожности.

Тревожность, как свойство личности, во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это, так называемая, полезная тревожность, назначением которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. (17,стр.29)

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с таким уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе, как к слабому, неумелому. В свою очередь, это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки.

Например, родители внушили ребенку, что он «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок считает себя безнадежно глупым, красивый – безобразным и т.п. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт – это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул – «надо», а из неосознаваемого установка: «Не надо, опасно» - и ребенок растерялся.

Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка : «Товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная установка будоражит его, вызывая стыд. Ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожности. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию. (4,стр.126)

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и к действительности. Ребенок не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности.

Например, трое сверстников говорят о своем, но тревожный будет думать, что говорят именно о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но стоит отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека – а вдруг он еще и упустит информацию, которая угрожает его безопасности. (4, стр.129)

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываться в изоляции, они чаще всего входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Такой причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, жаловаться, фальшивить и обманывать. (13, стр.191) Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению. (18, стр.91)

Итак, опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод. Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно, с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявление заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.(15, стр.133)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconДепартамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПлан работы муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconМдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  icon«Детский сад №152 комбинированного вида» Авиастроительного района...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района...
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПравила внутреннего распорядка воспитанников муниципального бюджетного...
Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» (сокращённо – мбдоу №29 «Детский...
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconРабочая программа группы №7 «капельки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconАналитическая справка воспитательно-образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  icon1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Липецка
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconДетский сад общеразвивающего вида №33 был открыт в 1966 году нпо...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №33
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПобедители конкурса лучших педагогов дошкольного образования в рамках пнп «Образование»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №87 «Кораблик»
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Ладушки» комбинированного вида
Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Звездочка»  iconАнализ выполнения плана методической работы в доу в 2012 – 2013 учебном году
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №56 «ромашка»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск