Скачать 88.4 Kb.
|
Конспект занятия по экологии "Волшебница вода". 1.Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять предметы. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной. За крепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. 2.Воспитательные: развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде. 3.Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. 4. Словарная работа: фильтр, профильтровать, шипит, растворить. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. 1.Беседы о воде, её роли в жизни человека. 2.Проведение занятий - экспериментирований с водой. 3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода". 4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.. 5.Чтение художественной литературы. 6.Наблюдение за водой во время прогулок. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ. Прозрачные, стаканчики разной формы. Вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, растительное масло. Предметы круглой и квадратной формы. Иллюстрации с изображением водоемов, водохранилищ. Ход занятия Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица? Ответы детей. Это кроссворд. Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1» 1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад) 2. А теперь вторая загадка. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото) 3. Слушайте третью загадку. Где я только не пройду, везде сырость наведу. Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной. На полях, желанный гость. Называют меня. (дождь) 4. Ну, и последняя загадка, Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море (река) Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. Вода. Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Воспитатель читает стихотворение: Наш дом родной, наш общий дом- Земля, где мы с тобой живём! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря- Всё называется Земля! А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету! Воспитатель показывает глобус. - Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. - Кто знает, как называется эта модель? (глобус) 2 ЧАСТЬ. "ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ". Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Воспитатель :почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку. Дети: Вода жидкая. Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую. Вос - ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется. Вос - ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. Вос - ль: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? Дети: Форму баночки. Вос - ль: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Дети: Вода приняла форму этих предметов. Вос - ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Вос - ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?". Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?". Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Вос - ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?". Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома. "ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ". Вос - ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? Дети: Когда её нагревают. Вос- ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает? Дети: Огонь, газ, электронагреватель. Вос - ль: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар. Вос - ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? Дети: Она кипит, булькает, бурлит. Вос - ль: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься? Дети: Да, она очень горячая. Вос - ль: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая. Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, В батареях. Вос - ль: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей. "ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА". Вос - ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете? Высказывания детей. Вос - ль: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". "Вода - растворитель". Вос - ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (сахар). Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Вос - ль: Теперь вторая загадка. В воде родиться, Воды боится. (соль). Убираем салфетку со второго блюдца. Вос - ль: И, наконец, третья, последняя загадка. Желтое, а не солнце, Льется, а не вода, На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (масло). Вос - ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. Дети: Потому что они в ней исчезают. Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? Дети: Сахар растворился в воде. Вос - ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? Дети: Соль растворилась в воде. Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Вос - ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Вос - ль: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. "ОЧИСТКА ВОДЫ". Вос - ль: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Дети: Её нужно очистить от масла. Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю . Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Дети: Вода стала чистой. Вос - ль: Куда же делось масло? Дети: Все масло осталось на фильтре. Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Вос - ль: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Дети: Вода это жидкость; Вода не имеет собственной формы; Вода может нагреваться, быть горячей; Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Вос - ль: Вода добрый друг и помощник человека. Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить! Вос - ль: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. |
Проект «Капелька волшебница вода» Номинация «Вода в доме» Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы,... | Конспект открытого занятия по экологии Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима» План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | Конспект занятия по нод «Познание» "Воздух и вода" Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Конспект развивающего занятия на тему: «Волшебница – осень». Выполнила... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Визитная карточка исследовательского проекта «Волшебница – вода» Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Урок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа.... «природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл... | Конспект Группа: старшая Тема занятия: «Волшебница бумага» Этап обучения... Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать... | ||
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Конспект занятия по экологии в средней группе тема: Экскурсия в осенний парк «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Много чудес создала волшебница- природа. И, пожалуй, самое удивительное из них вода. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются... | ||
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: Можем ли мы беречь воду? Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «вода. Круговорот... Базовый учебник Макарова Н. В., Кочурова Е. Г, Николайчук Г. С. и др./ под ред. Макаровой Н. В. «Информатика и икт. 8-9» | ||
Конспект открытого совместно с родителями занятия по экологии «Царица водица» Формирование чувства сопричастности в решении экологических проблем своей страны, родного края | Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса ... |