Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам»





Скачать 78.44 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам»
Дата публикации09.10.2013
Размер78.44 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам».

Цели и задачи урока.

Цели по линиям развития личности ученика.

Линия1.Овладение картиной мира: познакомить учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства.

Линия2.Чувственно-эмоциональное отношение к миру: акцентировать внимание детей на самоотверженном труде жителей послевоенной России, отметить успехи, достигнутые в науке и технике.

I.Введение в новую тему.

-Кто из нас не летал во сне? Быть может, в этих снах прячутся воспоминания о том времени, когда наши предки летали, или в них скрыта извечная мечта людей летать? Ведь каждый из нас, поднимая голову к небу, к звездам, задает себе вопрос: «Где начало и где конец этой бездне?»(Слайд № 2 )

Но человек не только мечтал, не только размышлял о мироздании. Он настойчиво стремился научиться летать (слайд №.3 ) Сначала на искусственных крыльях.

Затем на воздушных шарах. (слайд № 4 )

Вслед за этим построил дирижабли и самолеты.(слайд № 5 )

Но у мечты нет предела. Изучив атмосферу и стратосферу, человек начал стремиться в космическое пространство, к звездам.

Преодоление земного тяготения.(слайд № 6 )

«Это его звездный час», -говорят о человеке, добившемся большого успеха. «Звездные часы» многих тысяч талантливых ученых, конструкторов, инженеров и рабочих сложились в один «звездный час» нашей страны, когда в эфире раздались позывные первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 г. был выведен на околоземную орбиту Первый в мире ИСЗ. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества!(слайд № 7) В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую – то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники разведчики.

Затем к космос стали запускать животных. 19 августа 1960 г. был запущен корабль – спутник типа «Восток», с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы, которые 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились. (слайд №8 )

А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Ю.А. Гагарин. (Слайд № 9 , просмотр видео ролика о полете Гагарина )

16 июня 1963 г. на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6» впервые в мире пилотируемый женщиной –гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.(слайд № 10 )

18 марта 1965 г. был совершен первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым (Слайд №11)

Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.(Слайд № 12 )

СССР отправил на Луну два радиоуправляемых самоходных аппарата, «Луноход -1» 17 ноября 1970 г. и «Луноход-2» в январе 1973 г. (Слайд №13 )

Каждый полет становился всенародным праздником. Поэтому в Москве создали специальный комплекс- Аллею Космонавтов. Первое, что можно увидеть, попав на эту Аллею-обелиск «Покорителям космоса» (Слайд № 14 ), сооруженный еще в 1964 г., через 3 года после полета Юрия Гагарина. Сверкающий на солнце титановой облицовкой обелиск имитирует старт космической ракеты….

I I. Постановка проблемы.

Работа по учебнику. Чтение текста учебника на с. 106 от начала, до слов «...через колючий кустарник». Задание ученикам: про­читать текст, ответить на вопросы:

  • О каком важном событии упоминается в отрывке? (О полете первого человека в космос.)

  • Что значит «...открыли человечеству дорогу в космос»? (Советские люди стали первыми, кто вышел в космос.)

  • Можно ли сказать, что в 60-х годах СССР был великой державой? (Да, об этом говорят успехи науки и техники, улучшение жизни лю­дей после войны.)

На экране появляется запись: «Советские люди были первыми в осво­ении космоса» . ( слайд № 15 )

-Прочитайте следующий абзац.

- В тексте учебника несколько раз встречается упоминание о проблемах, препятствиях, сквозь которые шла «дорога к звездам». Из­вестен факт, что спустя несколько лет после того, как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли, СССР стал закупать хлеб за границей, причем с каждым годом все больше и больше.

-Какая главная мысль этого абзаца?

На экране появляется запись: «Советским людям не хватало самого необходимого». (Слайд №15 )

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

В космосе были первые, а на земле людям не хватало хлеба.

-Какой возникает вопрос?

Можно ли теперь сказать, что СССР - великая держава?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?».

III. Версии детей, актуализация знаний.

-В каком состоянии находилась наша страна после оконча­ния Великой Отечественной войны? (Разруха, голод, нищета...)

-Какие самые главные задачи встали перед людьми после войны? (Восстановить хозяйство, не допустить новой войны.)

-Когда перед людьми уже вставали такие же задачи? (После Гражданской войны.)

-Вспомните, благодаря чему со­ветским людям удалось быстро восстановить хозяйство после Граждан­ской войны? (Благодаря самоотверженному труду и тому, что контроль за развитием хозяйства был полностью в руках руководителей Компартии, которые распоря­жались государственными деньгами так, как считали нужным.)

-Как вы видите, задачи государства после Гражданской и Великой Отечественной войны оказались похожими. Модель государства как дома-пирамиды, созданную на уроке «К светлому будущему» тоже сохранилась (слад № 16).

-Вся власть в стране по-прежнему принадлежала руководителям компартии, которая полностью контролировала все, что происходило в стране.

-Давайте превратим модель дома-государства в основание весов (слайд), а на их чашах расположим две важнейшие задачи, которые встали перед советскими людьми после окончания войны .Наша цель - рассмотреть, как государство решало вставшие перед ним задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

-Велика была цена Победы. Страна потеряла свыше 26 миллионов человек. В руинах лежали города и сёла.. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства. В США и других странах считали, что Советскому Союзу понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чём–то их обогнать. И тут началось соревнование...

1. Особенности государственной экономики.

Чтение текста «Опасное соревнование» на с.106-107.

М-П 1: Зачем так много сил и средств тратилось на освоение космоса и развитие вооружения?

-Как вы думаете, почему первый фрагмент урока называется «Опасное соревнование»?

-О каком «соревновании» идет речь?

-Какие государства стали основными соперниками?

-Какие открытия сопровождали это «соревнование»? (СССР и США участвовали в гонке вооружений, в этот период была открыта атомная энергия, созданы первые ракеты и космические корабли.)

Вывод: государство тратило очень много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений.

На модели весов появляется достаточно большой мешочек с монетками, символизирующий средства, потраченные на развитие вооружения.(Слайд )

М-П 2:- Оставались ли у государства средства на развитие народного хозяйства?

-- Во фрагменте «Славься, Отечество наше свободное» до слов «...бесплатное образование и лечение» найдите, каких успехов добилась наша страна в народном хозяйстве.

Ученики перечисляют достижения экономики:- менялся облик страны, строилось метро и т.д.

В стране к 70 – м годам XX века большинство жителей проживало в городах. Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру. В эти годы особо стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не  только окончить школу, но и поступить в высшие учебные заведения. В стране строились новые заводы. На могучих сибирских реках были возведены мощные электростанции. Началась добыча богатейших запасов нефти и газа.

Вывод: на восстановление хозяйства тоже тратилось очень много средств, поэтому и удалось добиться больших успехов.

- Второй мешочек у нас получился меньше, так как на развитие народного хозяйства средств шло меньше, чем на вооружение.(Слайд)

- Что получится, если оба эти мешочка положить на весы? (Равновесия не будет, первая чаша перевесит.)

- Как ни удивительно, но весы находились в равновесии довольно долго, несмотря на то что средства с каждым годом распределялись все более неравномерно. Как вы думаете почему? (Что-то их поддерживало, не давало перевесить.)

- Удерживаться весам в равновесии помогала вера людей в то, что наше государство - самое лучшее, самое справедливое. Каждое новое достижение - на Земле или в космосе - укрепляло веру людей в величие СССР.

Модель весов дополняется «подпоркой» - идеологией.





В итоге должна получиться такая модель:












2.Нарастание противоречий в стране.

- Постепенно люди стали все больше обращать внимание на то, что самое лучшее и справедливое государство развивается медленнее, чем некоторые страны Запада.

-Найдите на с.108-109, какие недостатки беспокоили людей.(Ученики перечисляют)

Вера в могущество государства стала уменьшаться, советские люди начали сомневаться в том, что их государственные порядки самые правильные .Весы стали выходить из состояния равновесия, возникла необходимость перемен.

-Посмотрите на схему дома- пирамиды, на наши весы .Как вы думаете , какие были необходимы перемены, чтобы восстановить равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких- то недостатков?

(Ученики высказывают свои предположения, в том числе и такие:

-нужно трати больше средств на развитие народного хозяйства;

-остановить развитие вооружения и космических исследований;

-сместить с руководящего положения Компартию и др.)

-Многие ваши предположения верны, с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома- государства

V.Выражение решения проблемы.

-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: «Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?».

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод: В послевоенные годы страна добилась огромных успехов как в космосе, так и на Земле, величие и могущество СССР признавали во всем мире. Но сохранялось и много недостатков. Процесс их преодоления идет до сих пор, мы являемся его свидетелями и участниками.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классный час по профориентации «Через тернии к звездам», посвященный Году Космонавтики
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconСквозь тернии к звездам!
Терешкова Валентина Владимировна – первая женщина, полетевшая в космос. Страницы биографии
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconТретья научно-практическая конференция «Через тернии к звёздам!» на тему
Мне нравится рок-музыка и я захотела узнать, а много ли моих ровесников слушают и любят такую же музыку, как и я и какое влияние...
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан по программе Б. М. Неменского в 6 классе. Идет знакомство с жанром живописи через творчество голландских, русских...
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу»

Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1)
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 4 классе
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 1-м классе на тему
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам» iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск