Скачать 78.44 Kb.
|
Урок окружающего мира в 3 классе«Через тернии к звездам». Цели и задачи урока. Цели по линиям развития личности ученика. Линия1.Овладение картиной мира: познакомить учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства. Линия2.Чувственно-эмоциональное отношение к миру: акцентировать внимание детей на самоотверженном труде жителей послевоенной России, отметить успехи, достигнутые в науке и технике. I.Введение в новую тему. -Кто из нас не летал во сне? Быть может, в этих снах прячутся воспоминания о том времени, когда наши предки летали, или в них скрыта извечная мечта людей летать? Ведь каждый из нас, поднимая голову к небу, к звездам, задает себе вопрос: «Где начало и где конец этой бездне?»(Слайд № 2 ) Но человек не только мечтал, не только размышлял о мироздании. Он настойчиво стремился научиться летать (слайд №.3 ) Сначала на искусственных крыльях. Затем на воздушных шарах. (слайд № 4 ) Вслед за этим построил дирижабли и самолеты.(слайд № 5 ) Но у мечты нет предела. Изучив атмосферу и стратосферу, человек начал стремиться в космическое пространство, к звездам. Преодоление земного тяготения.(слайд № 6 ) «Это его звездный час», -говорят о человеке, добившемся большого успеха. «Звездные часы» многих тысяч талантливых ученых, конструкторов, инженеров и рабочих сложились в один «звездный час» нашей страны, когда в эфире раздались позывные первого искусственного спутника Земли. 4 октября 1957 г. был выведен на околоземную орбиту Первый в мире ИСЗ. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества!(слайд № 7) В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спутников запущено в разных странах. Каждый запуск преследует какую – то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для телевизионных передач, спутники разведчики. Затем к космос стали запускать животных. 19 августа 1960 г. был запущен корабль – спутник типа «Восток», с собаками Белка и Стрелка, а вместе с ними 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы, которые 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились. (слайд №8 ) А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Ю.А. Гагарин. (Слайд № 9 , просмотр видео ролика о полете Гагарина ) 16 июня 1963 г. на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6» впервые в мире пилотируемый женщиной –гражданкой Советского Союза космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.(слайд № 10 ) 18 марта 1965 г. был совершен первый выход в открытый космос советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым (Слайд №11) Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.(Слайд № 12 ) СССР отправил на Луну два радиоуправляемых самоходных аппарата, «Луноход -1» 17 ноября 1970 г. и «Луноход-2» в январе 1973 г. (Слайд №13 ) Каждый полет становился всенародным праздником. Поэтому в Москве создали специальный комплекс- Аллею Космонавтов. Первое, что можно увидеть, попав на эту Аллею-обелиск «Покорителям космоса» (Слайд № 14 ), сооруженный еще в 1964 г., через 3 года после полета Юрия Гагарина. Сверкающий на солнце титановой облицовкой обелиск имитирует старт космической ракеты…. I I. Постановка проблемы. Работа по учебнику. Чтение текста учебника на с. 106 от начала, до слов «...через колючий кустарник». Задание ученикам: прочитать текст, ответить на вопросы:
На экране появляется запись: «Советские люди были первыми в освоении космоса» . ( слайд № 15 ) -Прочитайте следующий абзац. - В тексте учебника несколько раз встречается упоминание о проблемах, препятствиях, сквозь которые шла «дорога к звездам». Известен факт, что спустя несколько лет после того, как Юрий Гагарин стал первым космонавтом Земли, СССР стал закупать хлеб за границей, причем с каждым годом все больше и больше. -Какая главная мысль этого абзаца? На экране появляется запись: «Советским людям не хватало самого необходимого». (Слайд №15 ) -Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? В космосе были первые, а на земле людям не хватало хлеба. -Какой возникает вопрос? Можно ли теперь сказать, что СССР - великая держава? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?». III. Версии детей, актуализация знаний. -В каком состоянии находилась наша страна после окончания Великой Отечественной войны? (Разруха, голод, нищета...) -Какие самые главные задачи встали перед людьми после войны? (Восстановить хозяйство, не допустить новой войны.) -Когда перед людьми уже вставали такие же задачи? (После Гражданской войны.) -Вспомните, благодаря чему советским людям удалось быстро восстановить хозяйство после Гражданской войны? (Благодаря самоотверженному труду и тому, что контроль за развитием хозяйства был полностью в руках руководителей Компартии, которые распоряжались государственными деньгами так, как считали нужным.) -Как вы видите, задачи государства после Гражданской и Великой Отечественной войны оказались похожими. Модель государства как дома-пирамиды, созданную на уроке «К светлому будущему» тоже сохранилась (слад № 16). -Вся власть в стране по-прежнему принадлежала руководителям компартии, которая полностью контролировала все, что происходило в стране. -Давайте превратим модель дома-государства в основание весов (слайд), а на их чашах расположим две важнейшие задачи, которые встали перед советскими людьми после окончания войны .Наша цель - рассмотреть, как государство решало вставшие перед ним задачи, и оценить, можно ли такое государство назвать великой державой. IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). -Велика была цена Победы. Страна потеряла свыше 26 миллионов человек. В руинах лежали города и сёла.. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства. В США и других странах считали, что Советскому Союзу понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чём–то их обогнать. И тут началось соревнование... 1. Особенности государственной экономики. Чтение текста «Опасное соревнование» на с.106-107. М-П 1: Зачем так много сил и средств тратилось на освоение космоса и развитие вооружения? -Как вы думаете, почему первый фрагмент урока называется «Опасное соревнование»? -О каком «соревновании» идет речь? -Какие государства стали основными соперниками? -Какие открытия сопровождали это «соревнование»? (СССР и США участвовали в гонке вооружений, в этот период была открыта атомная энергия, созданы первые ракеты и космические корабли.) Вывод: государство тратило очень много средств на развитие вооружения, так как не могло позволить себе отстать в гонке вооружений. На модели весов появляется достаточно большой мешочек с монетками, символизирующий средства, потраченные на развитие вооружения.(Слайд ) М-П 2:- Оставались ли у государства средства на развитие народного хозяйства? -- Во фрагменте «Славься, Отечество наше свободное» до слов «...бесплатное образование и лечение» найдите, каких успехов добилась наша страна в народном хозяйстве. Ученики перечисляют достижения экономики:- менялся облик страны, строилось метро и т.д. В стране к 70 – м годам XX века большинство жителей проживало в городах. Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры, пусть и небольшие по размеру. В эти годы особо стало цениться образование. Многие молодые люди стремились не только окончить школу, но и поступить в высшие учебные заведения. В стране строились новые заводы. На могучих сибирских реках были возведены мощные электростанции. Началась добыча богатейших запасов нефти и газа. Вывод: на восстановление хозяйства тоже тратилось очень много средств, поэтому и удалось добиться больших успехов. - Второй мешочек у нас получился меньше, так как на развитие народного хозяйства средств шло меньше, чем на вооружение.(Слайд) - Что получится, если оба эти мешочка положить на весы? (Равновесия не будет, первая чаша перевесит.) - Как ни удивительно, но весы находились в равновесии довольно долго, несмотря на то что средства с каждым годом распределялись все более неравномерно. Как вы думаете почему? (Что-то их поддерживало, не давало перевесить.) - Удерживаться весам в равновесии помогала вера людей в то, что наше государство - самое лучшее, самое справедливое. Каждое новое достижение - на Земле или в космосе - укрепляло веру людей в величие СССР. Модель весов дополняется «подпоркой» - идеологией. В итоге должна получиться такая модель: 2.Нарастание противоречий в стране. - Постепенно люди стали все больше обращать внимание на то, что самое лучшее и справедливое государство развивается медленнее, чем некоторые страны Запада. -Найдите на с.108-109, какие недостатки беспокоили людей.(Ученики перечисляют) Вера в могущество государства стала уменьшаться, советские люди начали сомневаться в том, что их государственные порядки самые правильные .Весы стали выходить из состояния равновесия, возникла необходимость перемен. -Посмотрите на схему дома- пирамиды, на наши весы .Как вы думаете , какие были необходимы перемены, чтобы восстановить равновесие, чтобы люди перестали бояться выражать недовольство по поводу каких- то недостатков? (Ученики высказывают свои предположения, в том числе и такие: -нужно трати больше средств на развитие народного хозяйства; -остановить развитие вооружения и космических исследований; -сместить с руководящего положения Компартию и др.) -Многие ваши предположения верны, с конца 80-х годов и до сегодняшних дней предпринимаются попытки обновления, улучшения нашего дома- государства V.Выражение решения проблемы. -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Ученики: «Можно ли назвать СССР великой державой, если наряду с выдающимися успехами в космосе граждане страны испытывали нехватку самого необходимого для жизни?». -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Вывод: В послевоенные годы страна добилась огромных успехов как в космосе, так и на Земле, величие и могущество СССР признавали во всем мире. Но сохранялось и много недостатков. Процесс их преодоления идет до сих пор, мы являемся его свидетелями и участниками. |
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классный час по профориентации «Через тернии к звездам», посвященный Году Космонавтики | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Сквозь тернии к звездам! Терешкова Валентина Владимировна – первая женщина, полетевшая в космос. Страницы биографии | ||
Третья научно-практическая конференция «Через тернии к звёздам!» на тему Мне нравится рок-музыка и я захотела узнать, а много ли моих ровесников слушают и любят такую же музыку, как и я и какое влияние... | Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан по программе Б. М. Неменского в 6 классе. Идет знакомство с жанром живописи через творчество голландских, русских... | Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по компасу» | ||
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе. Учитель Е. В. Осина моу «сош №2 г. Ершова» Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по природным зонам России. (слайд 1) | Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе на тему Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 |