МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №10 «РОСИНКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОГО
Методическая разработка
«Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель: Шуленина Елена Николаевна
2012г.
Emachines Microsoft 20 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №10 «РОСИНКА»ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОГОМетодическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования»Воспитатель II квалификационной категории: Шуленина Елена Николаевна2012г.Аннотация.Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования» представляет собой вспомогательный материал в работе с детьми от 4-х до 5-ти лет в виде кружковых занятий. Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Комплекс развивающих художественно-творческих занятий, сочетающихся с играми, содействующих совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и общительности детей. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Данная разработка включает в себя описание кружковой работы и адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Разработка может быть также использована педагогами дополнительного образования. Пояснительная записка.Актуальность. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и «остросюжетный» характер, так как отношение к государственно-общественному дошкольному образованию, его качеству неоднозначно. Сегодня существует много взглядов, суждений, споров, дискуссий о том, каким быть дошкольному образованию. Согласно закону РФ «Об образовании» каждому учреждению дано право в выборе образовательной программы. Но все документы регламентирующие деятельность ДОУ жестко диктуют условия, по каким направлениям должно идти развитие ребенка дошкольного возраста. Образовательная программа в МБДОУ ЦРР ДС № 10 «Росинка» обеспечивает развитие ребенка по следующим направлениям: охрана и укрепление здоровья;
социально-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Методические рекомендации образовательной программы определяют формы организации деятельности детей, приемы, методы, их периодичность, длительность, согласно возрастного развития. Такое направление как художественно-эстетическое реализуется через систему занятий: лепка, аппликация, ручной труд, изобразительная деятельность. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь. В своей книге «Логопедия» Ирина Лопухина пишет: «Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляций слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Поэтому начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Наблюдая за деятельностью детей 2-ой младшей группы №2 в организованных и неорганизованных видах деятельности и анализируя ее, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. Согласно медицинскому заключению у 50% детей данной группы поставлен диагноз ЗРР, 70% - ППЦНС и ряд других заболеваний. Все это вызвано, в первую очередь, климатическими условиями нашего проживания, а также экологией. Организованный мной учебно-воспитательный процесс, решает задачи дошкольного образования, по всем направлениям развития ребенка, но анализируя результаты диагностики, наблюдается недостаточная сформированность навыков в ИЗО, лепке, аппликации, конструировании. Основной причиной этого является недостаточное развитие мелкой моторики. В связи с этим, большинству детей, родившихся в нашем регионе, ставится диагноз «Мышечный тонус». Лучшей средой для развития мелкой моторики и раскрепощения детей являются нетрадиционные техники рисования. Традиционные программы рассчитаны на детей со средним развитием, у которых физиологическое развитие мелкой моторики соответствует определенным нормам возрастного развития. (Я в своей работе опираюсь на диагностический ЗУН по разделу ИЗО программы В.И.Логиновой «Детство».) В связи с этим мной был организован кружок «Волшебная кисточка» и создана Методическая разработка, направленная на развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования. Вид методической разработки – модифицированная, составленная с учетом возрастных особенностей дошкольников среднего возраста (от 4-х до 5-ти лет), с учетом физиологических и психологических особенностей развития детей 2-ой младшей группы №2 МДОУ ЦРР д/с №10 «Росинка», с учетом специфики изобразительной деятельности, с учетом программы Логиновой В.И. «Детство». При создании разработки я основывалась на уже существующие программы Комаровой Т.С. и Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности. Целью, которой является создание условий для развития мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования. Основные задачи: Развитие и укрепление мелкой моторики.
Развитие зрительно-двигательной координации.
Формирование практических навыков в нетрадиционных техниках рисования.
Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
Развитие общих интеллектуальных способностей: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.
Формирование художественно-образного представления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы.
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
Привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивости.
Ожидаются следующие результаты у детей: Динамика развития мелкой моторики.
Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
Адекватная оценка себя и результатов своей деятельности.
Повышение нравственно-культурного уровня.
Результаты фиксируются через анкетирование родителей и через аналитическую справку, составленную по итогам наблюдения педагога за творческой деятельностью детей в конце года, через возрастающий уровень детских работ, представленных на выставках. Организационная деятельность кружкаФома работы – кружок. Проводится 1 раз в неделю во 2-ой половине дня длительностью 20 минут. Организационная форма обучения – подгрупповая, по 12 человек. Основание для комплектования подгруппы являются общий интерес детей и их желание рисовать. В каждой подгруппе есть дети с разными уровнями развития. «Сильные» детки являются «маячками» для более слабых. Более сильные детки должны подбадривать «неуверенных», помогать им советом, показом, непосредственным участием. Такое взаимодействие детей в учебно-развивающем процессе есть основная функция подгрупповой формы обучения. Тематика занятий для подгрупп общая. Перспективный план кружка (Таблица №1) рассчитан на 7-8 месяцев, по 4 занятия в месяц. Принцип планирования – от простого к «сложному», закрепление традиционных способов рисования, на основе чего происходит ознакомление с нетрадиционными техниками рисования, и нестандартным подходом к выполнению творческой деятельности (различные по видам коллажи). В процессе практической деятельности перспективный план может подвергаться коррекции, в зависимости от усвоения детьми пройденного материала и овладения им изобразительной техникой. Используемые методы и приемы: экспериментально-опытная деятельность;
игровые методы, приемы и упражнения;
художественное слово;
музыкальное сопровождение;
частичный и полный показ выполняемых заданий;
словесные объяснения и пояснения;
демонстрация иллюстраций, репродукций картин известных художников, образцов творческих работ;
выставка детских работ;
педагогическая оценка и самооценка дошкольников.
Два раза в год будут проводиться отчетные выставки. Детские работы отдаются родителям в мае месяце, после отчетной выставки. Лучшие работы остаются в группе для оформления группы и для участия в городских конкурсах. Дидактические принципы: «от простого к сложному»;
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
обучение на основе практического опыта и имеющихся знаний.
Помимо перспективного плана, в данной разработке, к темам занятий кружка подобраны практические методы (Таблица №4). Их цель активизировать познавательный, творческий и развивающий потенциал дошкольника. Приведены примерные конспекты занятий кружка, методическое обеспечение работы кружка, используемая литература, как для педагога, так и для родителей. В структуру занятий кружка включены также игры для свободной минутки – это «Ручки-пальчики» и несколько физкультминуток, для развития мелкой и общей моторики. С целью повышения самооценки дошкольников и стимулирования их адекватной оценки себя и своего творчества используются различные слова для словесного стимулирования. Для постановки задач на занятиях по развитию технических навыков приведены технические навыки и умения из раздела «Изобразительное творчество» программы В.И. Логиновой «Детство» среднего дошкольного возраста. С целью отслеживания динамики развития мелкой моторики, повышения нравственно-культурного уровня, диагностика мной проводится на основе уровня усвоения программы В.И. Логиновой по разделу «Изобразительное творчество» среднего дошкольного возраста. Кружковая работа является неотъемлемой частью работы с родителями. С целью повышения педагогической культуры среди родителей и активного вовлечения их в педагогический процесс использую различные формы работы с родителями. План данной работы приведен в Таблице №2. В данной разработке приведено содержание родительского собрания, а также примерное содержание консультаций для родителей. Планируется, что работа кружка будет содействовать укреплению сотрудничества с Детской школой искусств через участие в городских выставках, а также совместное действие. План данной работы приведен в Таблице №3 . Перспективный план кружка «Волшебная кисточка» № п/п
| Тема занятия
| Нетрадиционные техники
| Программное содержание
| Оборудование
| Октябрь
| 1.
| «Незаконченные фигурки »
| Рисование различными линиями
| Дорисовать незаконченные изображения, используя интересные и нестандартные идеи
| 2 комплекта карточек, простой карандаш
| 2.
| «Волшебная звездочка»
| Рисование пальчиками
| Вспомнить прием рисования пальчиком, закрепить умение оформлять предмет (звездочку) простым узором (полоска из точек)
| Шаблон звездочки (возможны варианты различных форм), гуашь, образец.
| 3.
| «Палитра настроений»
| Экспериментирование с цветом
| Учить соединять два цвета. Учить определять настроение в пейзаже. Учить выражать свое настроение через цвет.
| Лист формата А4, гуашь, палитра, кисть, иллюстрации пейзажей, образец.
| 4.
| «Осень золотая»
| Рисование оттиском ластика
| Познакомить с приемом штамповки (печати) ластиком. Упражняться в рисовании сангиной, углем.
| Цветной картон формата А4, сангина, уголь, штамп из ластика в форме листа, гуашь, палитра, иллюстрация осени, образец.
| Ноябрь
| 5.
| «Мухомор »
| Рисование оттиском картошки, рисование пальчиками
| Упражняться в рисовании предметов овальной формы, совершенствовать умение делать оттиск и рисовать пальчиками, учить украшать предмет простым узором
| Лист тонированной бумаги формата А4, гуашь, муляжи грибов, корзинка для игровой ситуации, образец.
| 6.
| «Ветка рябины в вазе»
| Рисование оттиском картона, рисование пальчиками
| Совершенствовать умение делать оттиск и рисовать пальчиками, закрепить умение рисовать пальчиками, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод, формировать эмоциональное отношение к явлениям природы
| Лист тонированной бумаги формата А4 с приклеенной вазой, ваза, ветка рябины, кисточка, простой карандаш, гуашь, образец, репродукции пейзажей различных художников
| 7.
| «Укрась платочек»
| Экспериментирование с оттисками из различных предметов (стакан, пуговица, скрепка, спичечный коробок, ватная палочка, трубочка для сока)
| Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами. Упражняться в рисовании предметов круглой и прямоугольной формы. Развивать воображение, творчество
| Лист бумаги формата А4, стакан, пуговица, скрепка, спичечный коробок, ватная палочка, трубочка для сока, гуашь, образец, платок.
| 8.
| «Букет из листьев»
| Рисование оттиском растения и картоном
| Учить делать оттиски листьями, совершенствовать умение делать оттиск картоном, совершенствовать умение рисовать сангиной, упражнять в комбинировании различных цветов для изображения вазы и листьев или веточки с листьями.
| Лист тонированной бумаги формата А 4, штамп из картона в форме вазы, листы деревьев, ветки деревьев, сангина, образец, натюрморт из листьев в вазе.
| Декабрь
| 9.
| «Зимний этюд»
| Рисование губкой (поролоном)
| Познакомить с приемом рисования губкой (поролоном), совершенствовать умение рисовать углем и сангиной, упражнять в смешивании две цветов, учить использовать белила в работе.
| Лист формата А3, гуашь, белила, палитра, кисть, образец, иллюстрация зимы.
| 10.
| «Ваза с цветами»
| Печатаем по трафарету при помощи губки
| Учить рисовать при помощи трафарета, совершенствуем умение и навыки рисования губкой.
| 2 листа бумаги формата А4, краски акварельные, 2 губки, ножницы, карандаш, образец.
| 11.
| «Дружные пятнышки»
| Тонируем бумагу
| Учить приему рисования по сырому. Совершенствовать умение использовать 3 цвета.
| 2 листа бумаги формата А4, акварельные краски, широкая кисть, тряпочка, образец.
| 12.
| «Ожившие предметы»
| Рисованная фантазия
| Учить рисовать ожившие предметы. Совершенствовать умение пользовать цветными карандашами.
| Лист формата А4, елка, карандаши, образец.
| Январь
| 14.
| «Волшебная бумага»
| Рисование с помощью соли, рисование тычком (вертикальным примакиванием)
| Учить использовать при тонировании бумаги соль (делать текстурную бумагу). Познакомить с приемом рисования тычком. При изображении зимнего леса, совершенствовать умение рисовать стволы деревьев. Соединять в работе 3 цвета ( синий, алый, голубой).
| Лист формата А3, акварельная краска, соль, тарелочка, широкая кисть, иллюстрации зимнего леса, образец.
| 15
| «Волшебная бумага 2»
| Рисуем с помощью целлофанового пакета
| Учить использовать при тонировании бумаги целлофановый пакет
| Лист бумаги формата А3, акварельные краски, широкая кисть, целлофановый пакет, тряпочка, образец.
| 16.
| «Рыбки»
| Рисование ранее изученными техниками и приемами: соль, веревочка, оттиск.
| Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Экспериментировать с материалами. Развивать воображение, творчество.
| Лист бумаги формата А4, все изученные материалы (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)
| Февраль
| 17.
| «Елочные шары»
| Рисование восковым мелком, акварелью, оттиском ластикам
| Упражнять в рисовании предмета круглой формы. Познакомить с приемом сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. Упражняться в нанесении узора, при помощи оттиска, на круглую форму. Развивать чувство ритма.
| Лист бумаги формата А4, восковой мелок, акварель, кисточка, оттиск из ластика, елочный шар, образец.
| 18.
| «Снеговик»
| Комкание бумаги (скатывание)
| Закрепить навыки рисования гуашью. Научить сочетать в работе элементы аппликации из комканой бумаги и рисования. Учить дорисовывать картину со снеговиком (метла, елочка). Закрепить умение располагать изображение в центре листа.
| Цветной картон формата А4, салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок, образец.
| 19.
| «Валентинка»
| Рисование с использованием графических средств выразительности (линия, пятно, точка, штрих) и материалов (гелиевые ручки)
| Учить использовать выразительные средства графики (линия, пятно, точка, штрих) для оформления Валентинок. Развивать чувство цвета и ритма. Упражняться в нанесении узора при помощи гелиевых ручек, используя 2 цвета.
| Валентинки в форме сердечек. Гелиевые ручки 3-ух цветов (серебристый, бронзовый и красный). Образцы валентинок. Образцы узоров для оформления валентинок.
| 20.
| «Мой папа»
| Рисование в технике гратаж
| Учить рисовать портрет человека, используя технику процарапывания. Развивать чувство композиции.
| Заранее приготовленный лист педагогом для гратажа в формате А3, черный маркер, палочка для процарапывания, репродукции портретов, образец.
| Март
| 21.
| «Открытка для мамы»
| Рисование по тонированному фону с использованием шаблона, оттиска из картона и гелиевых ручек
| Закрепить умение тонировать лист, закрепляем умение обводить по шаблону. Совершенствовать умение вырезать по намеченной линии, наносить узор при помощи оттиска из картона и гелиевых ручек.
| Лист формата А4, шаблон овала, акварель, широкая кисточка, оттиск из картона, гелиевые ручки, образец.
| 22.
| «Портрет Матушки Зимы»
| Рисование восковыми мелками, гелиевыми ручками, акварелью
| Закреплять умение рисовать человека, используя при этом восковые мелки, учить украшать платье снежинками, используя гелиевые ручки, совершенствовать умение тонировать лист акварелью (голубой, синий, фиолетовый). Познакомить с цветами холодной гаммы. Развивать чувство цвета и ритма.
| Лист формата А4, синий восковой мелок, гелиевые ручки (серебряная и бронзовая), акварель, кисть, тряпочка, образец.
| 23.
| «Зимняя ночь»
| Рисование в технике примакивания
| Учить использовать технику примакивания. Закреплять умение рисовать белилами. Учить рисовать пейзаж, составленный из нескольких простых элементов (дом, деревья). Учить рисовать дом и совершенствовать умение рисовать деревья.
| Черный картон формата А4 в форме овала, белило, набор кисточек, образец, иллюстрации.
| 24.
| «Котенок на коврике»
| Рисование ранее изученными техниками и приемами: восковыми мелками, гелиевыми ручками, акварелью, шаблоном
| Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Закрепить умение составлять простейший орнамент из 2-х элементов. Учить передавать фактуру шерсти животного (штриховка). Развивать воображение творчество.
| Лист бумаги формата А4, все изученные материалы, (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)
| Апрель
| 25.
| «Сказочный пейзаж»
| Рисование в технике выдувания
| Совершенствовать умение тонировать бумагу. Учить рисовать при помощи техники выдувания из трубочки.
| Лист бумаги формата А4, акварель, широкая кисть, трубочка для сока, образец.
| 26.
| «Космос»
| Рисование в технике набрызгивания
| Учить рисовать при помощи техники набрызгивания, использовать шаблоны планет и ракеты. Развивать чувство цвета и размера (большая и маленькая планеты)
| Лист бумаги формата А4, шаблоны планет и ракета, акварель, зубная щетка, пластмассовый ножик, иллюстрации, образец.
| 27.
| «Весеннее дерево»
| Рисование в технике примакивания
| Совершенствовать умение использоваться техникой примакивания, умение пользоваться кисточкой. Развивать чувство цвета. Познакомить с цветами теплой гаммы.
| Картон желтого цвета, гуашь, набор кисточек, иллюстрации, образец.
| 28.
| Корзина с цветами
| Рисование с применением ранее изученными техниками и приемами:
| Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Экспериментировать с материалами. Развивать воображение, творчество.
| Лист бумаги формата А4, все изученные материалы, (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)
| Май
| 29.
| «Автопортрет (как я вырос за год)»
| Рисование в технике гратаж
| Совершенствовать умение рисовать портрет человека, используя технику процарапывания. Познакомить с приемами передачи эмоционального состояния (улыбка, слеза)
| Заранее приготовленный лист педагогом для гратажа в формате А3, черный маркер, палочка для процарапывания, репродукции портретов, образец.
|
30.
|
«Натюрморт из фруктов»
|
Рисование с резервом (восковым мелком)
|
Учить рисовать с использованием резерва из воскового мелка (техника Батик). Совершенствовать умение рисовать фрукты. Развивать чувство цвета.
|
Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисточка, образец, иллюстрация натюрмортов из фруктов.
| 31.
| «Грибы на поляне»
| Рисование цветными мазочками
| Учить рисовать мазочками, поочередно применяя 3 цвета. Учить рисовать грибы
| Лист бумаги формата А4, акварель, кисточка
| 32.
| «Незаконченные фигурки »
| Рисование различными линиями
| Дорисовать незаконченные изображения, используя интересные и нестандартные идеи
| 2 комплекта карточек, простой карандаш
| |