Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации24.10.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Астрономия > Методическая разработка
  1   2   3   4



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №10 «РОСИНКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОГО


Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: Шуленина Елена Николаевна

2012г.




Emachinesc:\аттестация лены\рисуют дети\putin220606.jpgc:\аттестация лены\рисуют дети\72.jpgc:\аттестация лены\рисуют дети\ufa_b_32380.jpgc:\аттестация лены\рисуют дети\0922b0066df9f90216a7dc54dc82c73c.jpegc:\аттестация лены\рисуют дети\13-01-2008-mc-003.jpg

Microsoft

20
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №10 «РОСИНКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОГО

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования»


Воспитатель II квалификационной категории:

Шуленина Елена Николаевна

2012г.

Аннотация.
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования» представляет собой вспомогательный материал в работе с детьми от 4-х до 5-ти лет в виде кружковых занятий.

Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Комплекс развивающих художественно-творческих занятий, сочетающихся с играми, содействующих совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и общительности детей. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

Данная разработка включает в себя описание кружковой работы и адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Разработка может быть также использована педагогами дополнительного образования.
Пояснительная записка.

Актуальность.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и «остросюжетный» характер, так как отношение к государственно-общественному дошкольному образованию, его качеству неоднозначно. Сегодня существует много взглядов, суждений, споров, дискуссий о том, каким быть дошкольному образованию.

Согласно закону РФ «Об образовании» каждому учреждению дано право в выборе образовательной программы. Но все документы регламентирующие деятельность ДОУ жестко диктуют условия, по каким направлениям должно идти развитие ребенка дошкольного возраста.

Образовательная программа в МБДОУ ЦРР ДС № 10 «Росинка» обеспечивает развитие ребенка по следующим направлениям:

  • охрана и укрепление здоровья;

  • социально-личностное развитие;

  • познавательно-речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие.

Методические рекомендации образовательной программы определяют формы организации деятельности детей, приемы, методы, их периодичность, длительность, согласно возрастного развития.

Такое направление как художественно-эстетическое реализуется через систему занятий: лепка, аппликация, ручной труд, изобразительная деятельность.

Еще В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь. В своей книге «Логопедия» Ирина Лопухина пишет: «Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляций слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Поэтому начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста.

Наблюдая за деятельностью детей 2-ой младшей группы №2 в организованных и неорганизованных видах деятельности и анализируя ее, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность.

Согласно медицинскому заключению у 50% детей данной группы поставлен диагноз ЗРР, 70% - ППЦНС и ряд других заболеваний.

Все это вызвано, в первую очередь, климатическими условиями нашего проживания, а также экологией.

Организованный мной учебно-воспитательный процесс, решает задачи дошкольного образования, по всем направлениям развития ребенка, но анализируя результаты диагностики, наблюдается недостаточная сформированность навыков в ИЗО, лепке, аппликации, конструировании. Основной причиной этого является недостаточное развитие мелкой моторики. В связи с этим, большинству детей, родившихся в нашем регионе, ставится диагноз «Мышечный тонус».

Лучшей средой для развития мелкой моторики и раскрепощения детей являются нетрадиционные техники рисования. Традиционные программы рассчитаны на детей со средним развитием, у которых физиологическое развитие мелкой моторики соответствует определенным нормам возрастного развития. (Я в своей работе опираюсь на диагностический ЗУН по разделу ИЗО программы В.И.Логиновой «Детство».)

В связи с этим мной был организован кружок «Волшебная кисточка» и создана Методическая разработка, направленная на развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования.
Вид методической разработки – модифицированная, составленная с учетом возрастных особенностей дошкольников среднего возраста (от 4-х до 5-ти лет), с учетом физиологических и психологических особенностей развития детей 2-ой младшей группы №2 МДОУ ЦРР д/с №10 «Росинка», с учетом специфики изобразительной деятельности, с учетом программы Логиновой В.И. «Детство». При создании разработки я основывалась на уже существующие программы Комаровой Т.С. и Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности.

Целью, которой является создание условий для развития мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:

  1. Развитие и укрепление мелкой моторики.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации.

  3. Формирование практических навыков в нетрадиционных техниках рисования.

  4. Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.

  5. Развитие общих интеллектуальных способностей: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

  6. Формирование художественно-образного представления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы.

  7. Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

  8. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

  9. Привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивости.


Ожидаются следующие результаты у детей:

  1. Динамика развития мелкой моторики.

  2. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

  3. Адекватная оценка себя и результатов своей деятельности.

  4. Повышение нравственно-культурного уровня.

Результаты фиксируются через анкетирование родителей и через аналитическую справку, составленную по итогам наблюдения педагога за творческой деятельностью детей в конце года, через возрастающий уровень детских работ, представленных на выставках.

Организационная деятельность кружка

Фома работы – кружок. Проводится 1 раз в неделю во 2-ой половине дня длительностью 20 минут.

Организационная форма обучения – подгрупповая, по 12 человек. Основание для комплектования подгруппы являются общий интерес детей и их желание рисовать. В каждой подгруппе есть дети с разными уровнями развития. «Сильные» детки являются «маячками» для более слабых. Более сильные детки должны подбадривать «неуверенных», помогать им советом, показом, непосредственным участием. Такое взаимодействие детей в учебно-развивающем процессе есть основная функция подгрупповой формы обучения. Тематика занятий для подгрупп общая. Перспективный план кружка (Таблица №1) рассчитан на 7-8 месяцев, по 4 занятия в месяц.

Принцип планирования – от простого к «сложному», закрепление традиционных способов рисования, на основе чего происходит ознакомление с нетрадиционными техниками рисования, и нестандартным подходом к выполнению творческой деятельности (различные по видам коллажи).

В процессе практической деятельности перспективный план может подвергаться коррекции, в зависимости от усвоения детьми пройденного материала и овладения им изобразительной техникой.

Используемые методы и приемы:

  • экспериментально-опытная деятельность;

  • игровые методы, приемы и упражнения;

  • художественное слово;

  • музыкальное сопровождение;

  • частичный и полный показ выполняемых заданий;

  • словесные объяснения и пояснения;

  • демонстрация иллюстраций, репродукций картин известных художников, образцов творческих работ;

  • выставка детских работ;

  • педагогическая оценка и самооценка дошкольников.

Два раза в год будут проводиться отчетные выставки. Детские работы отдаются родителям в мае месяце, после отчетной выставки. Лучшие работы остаются в группе для оформления группы и для участия в городских конкурсах.
Дидактические принципы:

  • «от простого к сложному»;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • обучение на основе практического опыта и имеющихся знаний.



Помимо перспективного плана, в данной разработке, к темам занятий кружка подобраны практические методы (Таблица №4). Их цель активизировать познавательный, творческий и развивающий потенциал дошкольника. Приведены примерные конспекты занятий кружка, методическое обеспечение работы кружка, используемая литература, как для педагога, так и для родителей.

В структуру занятий кружка включены также игры для свободной минутки – это «Ручки-пальчики» и несколько физкультминуток, для развития мелкой и общей моторики.

С целью повышения самооценки дошкольников и стимулирования их адекватной оценки себя и своего творчества используются различные слова для словесного стимулирования.

Для постановки задач на занятиях по развитию технических навыков приведены технические навыки и умения из раздела «Изобразительное творчество» программы В.И. Логиновой «Детство» среднего дошкольного возраста.

С целью отслеживания динамики развития мелкой моторики, повышения нравственно-культурного уровня, диагностика мной проводится на основе уровня усвоения программы В.И. Логиновой по разделу «Изобразительное творчество» среднего дошкольного возраста.

Кружковая работа является неотъемлемой частью работы с родителями. С целью повышения педагогической культуры среди родителей и активного вовлечения их в педагогический процесс использую различные формы работы с родителями. План данной работы приведен в Таблице №2. В данной разработке приведено содержание родительского собрания, а также примерное содержание консультаций для родителей.

Планируется, что работа кружка будет содействовать укреплению сотрудничества с Детской школой искусств через участие в городских выставках, а также совместное действие. План данной работы приведен в Таблице №3 .

Перспективный план кружка «Волшебная кисточка»

п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1.

«Незаконченные фигурки »

Рисование различными линиями

Дорисовать незаконченные изображения, используя интересные и нестандартные идеи

2 комплекта карточек, простой карандаш

2.

«Волшебная звездочка»

Рисование пальчиками

Вспомнить прием рисования пальчиком, закрепить умение оформлять предмет (звездочку) простым узором (полоска из точек)

Шаблон звездочки (возможны варианты различных форм), гуашь, образец.

3.

«Палитра настроений»

Экспериментирование с цветом

Учить соединять два цвета. Учить определять настроение в пейзаже. Учить выражать свое настроение через цвет.

Лист формата А4, гуашь, палитра, кисть, иллюстрации пейзажей, образец.

4.

«Осень золотая»

Рисование оттиском ластика

Познакомить с приемом штамповки (печати) ластиком. Упражняться в рисовании сангиной, углем.

Цветной картон формата А4, сангина, уголь, штамп из ластика в форме листа, гуашь, палитра, иллюстрация осени, образец.

Ноябрь

5.

«Мухомор »

Рисование оттиском картошки, рисование пальчиками

Упражняться в рисовании предметов овальной формы, совершенствовать умение делать оттиск и рисовать пальчиками, учить украшать предмет простым узором

Лист тонированной бумаги формата А4, гуашь, муляжи грибов, корзинка для игровой ситуации, образец.

6.

«Ветка рябины в вазе»

Рисование оттиском картона, рисование пальчиками

Совершенствовать умение делать оттиск и рисовать пальчиками, закрепить умение рисовать пальчиками, упражнять в комбинировании различного цвета для изображения ягод, формировать эмоциональное отношение к явлениям природы

Лист тонированной бумаги формата А4 с приклеенной вазой, ваза, ветка рябины, кисточка, простой карандаш, гуашь, образец, репродукции пейзажей различных художников

7.

«Укрась платочек»

Экспериментирование с оттисками из различных предметов (стакан, пуговица, скрепка, спичечный коробок, ватная палочка, трубочка для сока)

Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами. Упражняться в рисовании предметов круглой и прямоугольной формы. Развивать воображение, творчество

Лист бумаги формата А4, стакан, пуговица, скрепка, спичечный коробок, ватная палочка, трубочка для сока, гуашь, образец, платок.

8.

«Букет из листьев»

Рисование оттиском растения и картоном

Учить делать оттиски листьями, совершенствовать умение делать оттиск картоном, совершенствовать умение рисовать сангиной, упражнять в комбинировании различных цветов для изображения вазы и листьев или веточки с листьями.

Лист тонированной бумаги формата А 4, штамп из картона в форме вазы, листы деревьев, ветки деревьев, сангина, образец, натюрморт из листьев в вазе.

Декабрь

9.

«Зимний этюд»

Рисование губкой (поролоном)

Познакомить с приемом рисования губкой (поролоном), совершенствовать умение рисовать углем и сангиной, упражнять в смешивании две цветов, учить использовать белила в работе.

Лист формата А3, гуашь, белила, палитра, кисть, образец, иллюстрация зимы.

10.

«Ваза с цветами»

Печатаем по трафарету при помощи губки

Учить рисовать при помощи трафарета, совершенствуем умение и навыки рисования губкой.

2 листа бумаги формата А4, краски акварельные, 2 губки, ножницы, карандаш, образец.

11.

«Дружные пятнышки»

Тонируем бумагу

Учить приему рисования по сырому. Совершенствовать умение использовать 3 цвета.

2 листа бумаги формата А4, акварельные краски, широкая кисть, тряпочка, образец.

12.

«Ожившие предметы»

Рисованная фантазия

Учить рисовать ожившие предметы. Совершенствовать умение пользовать цветными карандашами.

Лист формата А4, елка, карандаши, образец.

Январь

14.

«Волшебная бумага»

Рисование с помощью соли, рисование тычком (вертикальным примакиванием)

Учить использовать при тонировании бумаги соль (делать текстурную бумагу). Познакомить с приемом рисования тычком. При изображении зимнего леса, совершенствовать умение рисовать стволы деревьев. Соединять в работе 3 цвета ( синий, алый, голубой).

Лист формата А3, акварельная краска, соль, тарелочка, широкая кисть, иллюстрации зимнего леса, образец.

15

«Волшебная бумага 2»

Рисуем с помощью целлофанового пакета

Учить использовать при тонировании бумаги целлофановый пакет

Лист бумаги формата А3, акварельные краски, широкая кисть, целлофановый пакет, тряпочка, образец.

16.

«Рыбки»

Рисование ранее изученными техниками и приемами: соль, веревочка, оттиск.

Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Экспериментировать с материалами. Развивать воображение, творчество.

Лист бумаги формата А4, все изученные материалы (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)

Февраль

17.

«Елочные шары»

Рисование восковым мелком, акварелью, оттиском ластикам

Упражнять в рисовании предмета круглой формы. Познакомить с приемом сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. Упражняться в нанесении узора, при помощи оттиска, на круглую форму. Развивать чувство ритма.

Лист бумаги формата А4, восковой мелок, акварель, кисточка, оттиск из ластика, елочный шар, образец.

18.

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью. Научить сочетать в работе элементы аппликации из комканой бумаги и рисования. Учить дорисовывать картину со снеговиком (метла, елочка). Закрепить умение располагать изображение в центре листа.

Цветной картон формата А4, салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок, образец.

19.

«Валентинка»

Рисование с использованием графических средств выразительности (линия, пятно, точка, штрих) и материалов (гелиевые ручки)

Учить использовать выразительные средства графики (линия, пятно, точка, штрих) для оформления Валентинок. Развивать чувство цвета и ритма. Упражняться в нанесении узора при помощи гелиевых ручек, используя 2 цвета.

Валентинки в форме сердечек. Гелиевые ручки 3-ух цветов (серебристый, бронзовый и красный). Образцы валентинок. Образцы узоров для оформления валентинок.

20.

«Мой папа»

Рисование в технике гратаж

Учить рисовать портрет человека, используя технику процарапывания. Развивать чувство композиции.

Заранее приготовленный лист педагогом для гратажа в формате А3, черный маркер, палочка для процарапывания, репродукции портретов, образец.

Март

21.

«Открытка для мамы»

Рисование по тонированному фону с использованием шаблона, оттиска из картона и гелиевых ручек

Закрепить умение тонировать лист, закрепляем умение обводить по шаблону. Совершенствовать умение вырезать по намеченной линии, наносить узор при помощи оттиска из картона и гелиевых ручек.

Лист формата А4, шаблон овала, акварель, широкая кисточка, оттиск из картона, гелиевые ручки, образец.

22.

«Портрет Матушки Зимы»

Рисование восковыми мелками, гелиевыми ручками, акварелью

Закреплять умение рисовать человека, используя при этом восковые мелки, учить украшать платье снежинками, используя гелиевые ручки, совершенствовать умение тонировать лист акварелью (голубой, синий, фиолетовый). Познакомить с цветами холодной гаммы. Развивать чувство цвета и ритма.

Лист формата А4, синий восковой мелок, гелиевые ручки (серебряная и бронзовая), акварель, кисть, тряпочка, образец.

23.

«Зимняя ночь»

Рисование в технике примакивания

Учить использовать технику примакивания. Закреплять умение рисовать белилами. Учить рисовать пейзаж, составленный из нескольких простых элементов (дом, деревья). Учить рисовать дом и совершенствовать умение рисовать деревья.

Черный картон формата А4 в форме овала, белило, набор кисточек, образец, иллюстрации.

24.

«Котенок на коврике»

Рисование ранее изученными техниками и приемами: восковыми мелками, гелиевыми ручками, акварелью, шаблоном

Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Закрепить умение составлять простейший орнамент из 2-х элементов. Учить передавать фактуру шерсти животного (штриховка). Развивать воображение творчество.

Лист бумаги формата А4, все изученные материалы, (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)

Апрель

25.

«Сказочный пейзаж»

Рисование в технике выдувания

Совершенствовать умение тонировать бумагу. Учить рисовать при помощи техники выдувания из трубочки.

Лист бумаги формата А4, акварель, широкая кисть, трубочка для сока, образец.

26.

«Космос»

Рисование в технике набрызгивания

Учить рисовать при помощи техники набрызгивания, использовать шаблоны планет и ракеты. Развивать чувство цвета и размера (большая и маленькая планеты)

Лист бумаги формата А4, шаблоны планет и ракета, акварель, зубная щетка, пластмассовый ножик, иллюстрации, образец.

27.

«Весеннее дерево»

Рисование в технике примакивания

Совершенствовать умение использоваться техникой примакивания, умение пользоваться кисточкой. Развивать чувство цвета. Познакомить с цветами теплой гаммы.

Картон желтого цвета, гуашь, набор кисточек, иллюстрации, образец.

28.

Корзина с цветами

Рисование с применением ранее изученными техниками и приемами:

Совершенствовать умения и навыки приобретенные ранее. Экспериментировать с материалами. Развивать воображение, творчество.

Лист бумаги формата А4, все изученные материалы, (возможен лист бумаги формата А1, коллективная работа по 4 человека)

Май

29.

«Автопортрет (как я вырос за год)»

Рисование в технике гратаж

Совершенствовать умение рисовать портрет человека, используя технику процарапывания. Познакомить с приемами передачи эмоционального состояния (улыбка, слеза)

Заранее приготовленный лист педагогом для гратажа в формате А3, черный маркер, палочка для процарапывания, репродукции портретов, образец.


30.


«Натюрморт из фруктов»


Рисование с резервом (восковым мелком)


Учить рисовать с использованием резерва из воскового мелка (техника Батик). Совершенствовать умение рисовать фрукты. Развивать чувство цвета.


Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисточка, образец, иллюстрация натюрмортов из фруктов.

31.

«Грибы на поляне»

Рисование цветными мазочками

Учить рисовать мазочками, поочередно применяя 3 цвета. Учить рисовать грибы

Лист бумаги формата А4, акварель, кисточка

32.

«Незаконченные фигурки »

Рисование различными линиями

Дорисовать незаконченные изображения, используя интересные и нестандартные идеи

2 комплекта карточек, простой карандаш
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск