ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА (ФАЗА II) Вариативный модуль «Менеджмент качества в образовательном учреждении»
(три модульных элемента – 6 кредитов, 216 часов) Модульный элемент «Технологии аккредитации и лицензирования образовательных учреждений»
(2 кредита, 72 часа)
Авторы
| Клюев В.П., кандидат технических наук, профессор кафедры фундаментальных дисциплин, директор центра последипломного образования ДНУ им. О.Гончара,
Клочко В.О., методист высшей категории центра последипломного образования ДНУ им. О.Гончара
| Место модульного элемента в образовательном процессе
| Модульный элемент «Технологии аккредитации и лицензирования образовательных учреждений» занимает важное место среди других модульных элементов вариативного модуля «Менеджмент качества в образовательном учреждении», предназначенного для 2-й фазы (Профессиональная переподготовка), и используется для конструирования индивидуального образовательного маршрута обучения студентов
| Цель и задачи
| Цель:
Формирование компетенций, умений, знаний и навыков в определении содержания и структуры систем высшего образования и образовательных стандартов, нормативно- правовой базы, экспертно-аналитического оценивания качества образовательного процесса, подготовки информационно- документального обеспечения, моделирования (проектирования) технологий процессов аккредитации и лицензирования национальных и зарубежных образовательных учреждений.
Задачи:
Сформировать компетенции студентов, изучающих данный модуль:
- Приобретение знания теоретико-методологических основ менеджмента качества образования и системы образовательных стандартов;
- Формирование способности исследовать национальные и зарубежные системы высшего образования с учетом последних нормативных требований, европейских деклараций, резолюций, Болонской конвенции и условий построения единого европейского образовательного пространства;
- Формирование способности определить и исследовать содержание и структуру процессов лицензирования и аккредитации;
- Формирование способности анализировать нормативно-правовые аспекты, концептуальные основы, формы, виды, инновационные технологии и сравнительные характеристики национальной и зарубежных систем аккредитации и лицензирования;
- Развитие умения моделировать и проектировать технологические модели (парадигмы) лицензирования и аккредитации с учетом организации и структуры, процедуры, этапов прохождения, нормативных требований и прогностического характера процессов;
- Формирование навыков применения технологий лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
| Структура модульного элемента
| Модульный элемент содержит три структурных подэлемента – 2 кредита (72 час.):
1. Особенности и перспективы развития современных образовательных европейских систем высшего образования, процессов лицензирования и аккредитации высшей школы. – Всего часов 24, из них ауд. 12 час., СРС -12 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практикумах, составлении дидактического тезауруса, индивидуальных учебно-исследовательских заданиях, диспуте.
2. Нормативно-правовые аспекты развития, формы, виды, инновационные походы, методы и технологии систем лицензирования и аккредитации в Украине и за рубежом. - Всего часов 24, из них ауд. 12 час., СРС -12 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практикумах, презентациях, семинаре, написании рефератов и глоссарии,
3. Проектирование организационно-технологических моделей систем лицензирования и аккредитации Всего часов 24, из них ауд. 12 час, СРС - 12 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практикумах, презентациях. Итого на модульный элемент: 2 кредита, 72 часа, из них ауд. – 36 час., СРС – 36 час.
Итоговая форма контроля модульного элемента – проекты, презентации, SWOT-анализ,. оценка письменных работ.
|
Дидактические единицы
| Методы и формы организации учебного процесса
| Формы контроля и оценки
| Количество часов
| Литература
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1. Особенности и перспективы развития современных образовательных европейских систем высшего образования, процессов лицензирования и аккредитации высшей школы.
Образование 21 века. Стратегия и развитие научных походов и взглядов в системе образования. Образование на протяжении всей жизни. Реформирование системы высшего образования. Формирование системы высшего образования России, Украины, Белоруссии, европейских стран и США. Современные принципы построения, основные цели и задачи высшего образования в развитых странах. Доступ граждан к получению образования. Организационные структуры в системе высшего образования. Ступенчатость образования. Квалификации. Влияние Болонской декларации, Парижской конвенции и резолюций СЕ на определение современного высшего профессионального образования.
|
Лекция
«Современная стратегия и концепции развития европейских и отечественных образовательных школ».
Лекция
«Теоретико-методологические основы менеджмента качества образования, внедрение в систему высшего образования образовательных стандартов».
Лекция
«Лицензирование и аккредитация вузов как формы регламентации и контроля качества образования».
Составление дидактического тезауруса на тему: «Украинская и зарубежные системы лицензирования и аккредитации высшего образования».
|
Текущий контроль:
участие студентов в лекциях, практикуме, составлении дидактического тезауруса, диспуте, в выполнении индивидуальных учебно-исследовательских заданий (проектов) на темы:
«Формирование информационного пакета (паспорта) высшего учебного заведения, факультета или направления/специальности с учетом нормативных требований европейских деклараций и резолюций, Болонской конвенции»,
«Моделирование (проектирование) сравнительных графиков или схем шкал оценивания компетенций выпускников вузов разных стран Европы»,
«Разработка типовых единообразных квалификационных профессиональных
| 24
Л-6
П-6
СРС-12
| 2, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 30, 33, 35, 41, 42, 43, 44, 48, 50, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Единое европейское образовательное пространство. Определение основных составляющих компетенций подготовки профессионалов-специалистов высшей школы. Системный подход в определении качества подготовки студентов, повышение их квалификации (компетентности). Глобализация системы обеспечения качества образования. Контроль, исследование и управление качеством образования. Стандарты качества в сфере образовательных услуг. Основные принципы применения в образовании стандарта ГОСТ РИСО 9000-2001. Европейские программы и стандарты качества образования (EQUIS, AMBA, ZTV, ASIN, TEEP), особенности роботы ENQA- Европейской Ассоциации гарантий качества высшего образования и CEE Network - cети агентств гарантии качества высшего образования Центральной и Восточной Европы, международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании – INQAAHE.
Мировой опыт и особенности
| Диспут на тему: «Структура и содержание украинских, российских, белорусских и западноевропейских стандартов качества образования. Сходство и различия на современном этапе».
Практикум
«Характеристика процессов взаимопризнания квалификаций в системе единого европейского образовательного пространства»
| характеристик, должностных инструкций, видов и форм экономической деятельности на основе международных стандартов, классификаторов профессий и занятий»
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| системы контроля качества образования. Лицензирование и аккредитация как формы регламентации и контроля качества образования, соответствия образовательным стандартам. Характеристика украинской, российской, белорусской и европейских систем лицензирования и аккредитации вузов.
|
|
|
|
|
2. Нормативно-правовые аспекты развития, формы, виды, инновационные походы, методы и технологии систем лицензирования и аккредитации в Украине и за рубежом.
Конституционная основа системы контроля и оценивания образовательных учреждений. Нормативно-правовая база деятельности учебных заведений. Лицензирование как процесс разрешительно-правовых норм ведения учебной деятельности. Аккредитация как процесс подтверждения качества проведения учебного процесса в вузах и права получения высшего образования и квалификации выпускникам в соответствии с
|
Лекция
«Нормативно-правовая документация в организации процессов лицензирования и аккредитации высших учебных заведений». Лекция - презентация
«Основные критерии и показатели оценивания образовательных учреждений».
Лекция
«Самооценка вузов, работа общественных ассоциаций и агентств по аккредитации, лицензированию».
Семинар с постановкой и решением проблемных ситуаций на тему:
|
Текущий контроль: участие студентов в лекциях, практикумах, семинаре, в написании рефератов по теме: «Особенности процессов лицензирования и аккредитации в странах западной Европы, России, Белоруссии , Украине». Глоссарий на тему «Организационные и структурные элементы (модули) в системе аккредитации и лицензирования».
| 24
Л- 6
П- 6
СРС-12
| 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 17, 18, 19, 20, 23, 25, 28, 31, 32, 34, 41, 49, 42, 43, 44, 48, 51, 52, 54
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| требованиями образовательных стандартов высшей школы. Поиск оптимальных вариантов улучшения качества образования посредством проведения лицензирования и аккредитации вузов. Концептуальные основы лицензирования и аккредитации образовательных услуг. Прозрачность и доступность процессов, общественное обсуждение процессов лицензирования и аккредитации в образовании.
Основные цели и задачи аккредитации и лицензирования профессиональных учебных заведений в США и Западной Европе. Институциональные (вузовские) и образовательно-программные формы аккредитации. Понятия уровня аккредитации вуза, аккредитация направлений, специальности, отрасли знаний. Инновационные технологии, бизнес-школы и международные программы в системе аккредитации и лицензирования, технологии независимой аккредитации. Европейские стандарты и директивы во время процесса аккредитации образовательных учреждений.
| «Изучение и разрешение проблемных вопросов, подходов в системе мониторинга, контролинга, управлении процессами лицензирования и аккредитации вузов».
Практикум:
«Мониторинг европейских и отечественных инновационных технологий в системе лицензирования и аккредитации».
Практикум «Характеристика показателей и критериев оценивания при проведении государственной, общественной аттестации, лицензирования и аккредитации вузов»
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Ассоциации и объединение европейских вузов по проблемным вопросам аккредитации и лицензирования, EСA – Европейские Консорциум по Аккредитации. Показатели и критерии, используемые для проведения государственной, общественной аттестации, лицензировании и аккредитации. Самооценка вузов.
Сравнительный анализ современного состояния и тенденций развития отечественной и зарубежных систем аккредитации и лицензирования. Взаимодействие национальных систем лицензирования и аккредитации на межгосударственном уровне.
|
|
|
|
| 3. Проектирование организационно-технологических моделей систем лицензирования и аккредитации
Цели и задачи процесса лицензирования и аккредитации.
Технологии, этапы и сроки прохождения лицензирования и аккредитации.
Сеть нормативно-контролирующих учреждений и организаций в процессе лицензирования и аккредитации. Особенности роботы Министерств, ВУЗов
| Лекция «Технологические модели систем аккредитации и лицензирования».
Лекция «Экспертно-аналитический анализ и контроль. Самоанализ учебных заведений».
Лекция «Этапы прохождения и процедура получения лицензий и сертификатов аккредитаций образовательных учреждений разных видов,
| Текущий контроль: участие студентов в лекциях и практикумах.
Итоговый контроль: письменные отчёты, презентации студентов по тематике построения организационно-технологических моделей систем лицензирования и аккредитации.
Письменный SWOT-анализ о деятельности вузов при лицензировании и
| 24
Л-6
П-6
СРС-12
| 1, 5, 7, 20, 21, 22, 31, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 45, 49, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 59, 60, 61
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| ассоциаций, бюро, агентств, ведомств и др. Организация документального, методического и информационного обеспечения подготовки и проведения лицензирования и аккредитации. Самоанализ. Нормативная документация. Особенности экспертно-аналитического оценивания. Внешнее и внутреннее оценивание. Система отчетов и особенности контроля учебных заведений разных видов, типов, категорий и уровней аккредитации.
Комплексное оценивание деятельности вузов. Дифференциальный подход к оцениванию и контролю качества образования профильных, классических и технических (инженерных) вузов.
Процесс принятия решений по аккредитации и лицензированию учебных заведений, государственные и общественные специализированные советы, комиссии и департаменты. Лицензионные и аккредитационные парадигмы. Процедура выдачи, хранения лицензий и сертификатов аккредитаций и срок действия документов. Нормативные требования к контролю
| типов и категорий». Практикум «Подготовка документального, методического и информационного обеспечения при проведении лицензирования и аккредитации».
Практикум «Проектирование технологических моделей (парадигм) украинских, российских и европейских систем аккредитации и лицензирования»,
| аккредитации.
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| учебной деятельности образовательных учреждений; повторная аккредитация и подача апелляций.
Прогностический характер и перспективы развития систем лицензирования и аккредитации, транснациональные структуры и модели по обеспечению оценки качества высшего образования.
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы Основная литература
Accreditation Handbook/ N.W.A.S.C., Seattle, 1988 Brennan J., Gocdegebuure I., Westerbeijden D., Weustbof P. Comparing Quality in Europe // Higher Education In Europe / UNESCO European Centre for Higher Education. 1993/ - Vol. XVIII. - N/2
А.А. Акматов, Г.М.Ногаева. Системы оценки высшего образования в мировом образовательном пространстве Совет ректоров. ежемесячное специализированное профессиональное издание: "Говорят языком профессионалов о значимых вопросах российского высшего образования». № 7 - 2007.
А. Sulejewicz, Стратегическое партнерство. Компетенция XXI века, SIMP, Варшава 1997.
А. Sulejewicz, KJEP качества образования, газета экономики, № 119, 01/04/2000 RS 8-10.
Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. М., 2002.Т. 1, 2.
Ван дер Венде М.К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. -2000. - Том ХХУ. - № 3.
Васильев Ю.С., Козлов В.Н. и др. Оценка качества как система //Высшее образование сегодня. 2003. №10.
Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
Вища освіта в Україні / За ред. В.Г.Кременя, С.М. Ніколаєнка. К.: Знание, 2005.
Галаган А.И. Проблемы контроля качества высшего образования. Подходы к их решению в ряде зарубежных стран // Известия Международной академии наук высшей школы. 2001. № 4.
Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования/ С.А. Запрягаев, Е.В. Караваева, И.Г. Карелина, А.М. Салецкий. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 292 с.
Дирк Ван Дэймм. Аккредитация в глобальном высшем образовании. 2003.
Джордж С, Ваймерскирх А. ТQМ Всеобщее управление качеством. — СПб., 2002. - 252 с
Злобин Э.В., Мищенко С.В., Герасимов Б.И.Управление качеством в образовательной организации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 88 с.
Наug Gиу. Тгеnds and Іissue in Learning Strucctures in Higher Edbcftion in Erop. - Воnn, НRК, 2000. - 77 р. {Перспективи і проблеми навчальних закладів вищої освіти Європи}.
Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / CDCC a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
Келс Г.Р. Процесс самооценки: Руководство по самооценке для высшего образования. - М., 1999.
Kohler J. Quality Assurance, Accreditation, and Recognition of Qualifications as regulatory Mechanisms in the European Higher Education Area //Higher Education in Europe. 2003. №3 (28): XXX.
Куров СВ. Защита прав граждан в образовании. М., 2003.
L. Vlasceanu, L.C. Barrows. Indicators for Institutional and Programme Accreditation in Higher/Tertiary Education. UNESCO Studies on Higher Education, 2004. http://www.cepes.ro/publications/pdf/Indicators.pdf.
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке учебной деятельности высшего учебного заведения. М., 2002.
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство эксперта) /Автор: Т.А. Акмаева, Н.Е Батищева, Н.В. Зеленская, Н.Б. Саханский / Под редакцией С.М.Калабина. - М., 2006.
Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.С. Система аккредитации за рубежом - М., 1998. -180с.
News oh the Recognition Field: Background Information for the ACE Track, 13th Annual Conference of the European Association for International Educftion (ЕАІЕ) 5 tо 8 Dесеmbег, 2001, Таmреге, Fіnlаnd. -Rіgа: ЕАІЕ+Lаtїvіаn ЕNIС/NАRІС, 2001. -60 рр. {Новини в галузі визнання: базова інформація для ceмiнapiв, які проводить АСЕ в межах 13-ої щорічної Європейської асоціації міжнародної освіти 5-8 грудня 2001 р. в Тампере. Фінляндія).
Общественная аккредитация вузов – миф или реальность//Учительская газета, №7 (44).
Prodi, R. Idea dell' Europa. -Rome: II Mulino, 1999. {Європейська ідея}
Рамочные требования к подготовке специалиста для приема квалификационного экзамена в немецких вузах. («Anorderungen des Qulifikazionsrahmen fuer deutsche Hochschulabschlusse»), 21.04.2005.
Рамочный закон о высшем образовании («Hochschulrahmengesetz»), 10.10.2003.
Реформа образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. М., 2003.
С.А. Запрягаев, Е.В. Караваева, И.Г. Карелина, А.М. Салецкий. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования/ – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 292 с.
Северцев В.А., Чащихин Б.Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М., 1993.
С.В. Куров, Л.С. Самощенко Правовые основы аттестации и аккредитации образовательных учреждений Имидж №5 Экономика и право: инновации, методики, уроки 1-.-0.2005
Стратегія і перспективи розвитку освіти в Україні // Образование без границ. 2001. №1 С.11-20.
Tauch Christian. Accreditation: a Change of Paradigm in German Higher Education // EAIE Forum. -2000. -Vol. 2. -No. ). -P.12-14 {Акредитація: зміна парадигми у німецькій вищій освіті}.
Quality Assessment and Quality Development in German Universities with Particular Reference to the Assessment of Teaching. -Bonn, HRK, 2000. -41 pp. {Оцінка розвитку якості в німецьких університетах з особливим поглядом на рівень викладання}.
Шадриков В., Геворкян Е., Калабин С., Киринюк А., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М.. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. - 2001. - № 1.- С.29-38/.
Шадриков В., Геворкян Е., Наводнов В., Мотова., Петропавловский М. О показателях государственной аккредитации вузов // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 19.
Нормативно-инструктивная, методическая литература и интернет-ресурсы
Accreditation, Certification, and Quality Assurance Institute. ACQUIN.http:// www.acquin.org, Институт аккредитации, сертификации и проверки качества.
Agency for Higher Education Quality Assurance and Career Development (AQA) http://www.akkork.ru
Association of Management Education FORUM (SEM FORUM) http://www.semforum.org.pl/, Ассоциация управленческого образования FORUM, сайт Министерства народного образования и спорта Польши http://www.men.waw.pl, Государственный комитет по аккредитации Польши, E-mail: PKA@men.waw.pl, Комиссия по аккредитации университетов http://main.amu.edu.pl/~ects/uka/uka.html
Закон України «Про вищу освіту» від 17.01 2002 р. № 2984-III.
Закон України «Про освіту" // Голос України. — 1996. — 25 квітня.
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
Збірник законодавчих та нормативних актів про освіту. - Вип.2. К., – 1994. – 310 с.
Европейские стандарты и директивы для аккредитационных агентств. www.bridgeproject.ru
Конституция Российской Федерации. -1993.
Конституція України.-1996.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р.
Лицензирование, аттестация, государственная аккредитации учреждений профессионального образования Российской Федерации. В 3 т Т.2. Лицензирование: Сборник нормативно-правовых актов и организационно-методических материалов. – М.: Центр государственной аккредитации, Высшая школа, 2003. – 165 с.
Національна доктрина розвитку освіти// Освіта України — 2002.-23 квітня.
National Accreditation Agency (NAA) Россия, http://www.nica.ru.
Освіта України: Нормативно-правові документи. – К.: Міленіум, 2001. – 472с.
Обеспечение качества и аккредитация. Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 19.09.2006. http://quality.edu.ru.
Повідомлення, підготовлене до конференцій в Саламанцi і Празі у березні/травні" 2001 року}.Збірник законодавчих та нормативних актів про освіту. - Вип.1. К., – 1994. – 336 с.
Положення про акредитацію вищих навчальних закладів і спеціальностей у вищих навчальних закладах та вищих професійних училищах. Постанова КМУ від 9 серпня 2001 р. № 978.
Положення про експертну комісію та порядок проведення ліцензійної експертизи. Наказ Міністерства освіти і науки України від 24.12.2003 № 847.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года N 277 «Положение о лицензировании образовательной деятельности от 1 июля 2009 года».
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522 «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений
Trends in Learning Structures in Higher Education (II): Follow-up Report prepared for the Salamanca and Prague Conferences of March/May 2001. -Helsinki: National Board of Education, 2001. - 63 pp. {Перспективи навчальних закладів вищої освіти (II):
Stiftung zur Akkreditierung von Studiengдngen in Deutschland (German Accreditation Council) http://www.akkreditierungsrat.de, Аккредитационный совет.сайт Министерства образования и науки ФРГ http://www.bmbf.de
Дополнительная литература
Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогіка. 1994. №2.
Вища освіта України і Болонський процес : Навч. посібн. /За ред. Кременя В.Г. Авт. Колектив : М.Ф.Степко, Я.Я.Болюбаш, В.Д.Шинкарук, В.В.Грубінко, І.І.Бабин. – К. : Освіта, 2004.- 384с
Євдокимов В.І. Болонський процес і кредитно-модульна система організації навчального процесу (методичні рекомендації для викладачів і студентів). / В.І. Євдокимов, О.М. Микитюк, Л.П. Харченко, В.В. Луценко. – Харків: ХНУРЕ, 2004. – 40с.
Модернізація освіти – важливий чинник соціального економічного і політичного розвитку України // Вісник НАН України. 2001. №3.
Lambert Review of Business-University Collaboration, 2003. http://www.hm-treasury.gov.uk./media/DDE/65/lambert_review_final_450.pdf. С. 108
Pedrosa J. Notes concerning the preparation of the Bologna meeting (Sorbonne Declaration). - Avciro: 1999. {Нотатки з приводу підготовки Болонської зустрічі" (Сорбонська декларація)}.
Петренко В.Л. Концептуальні засади реалізації в Україні принципів і завдань Болонського процесу: сумісність та порівнянність систем вищої освіти // Проблеми освіти: Наук.-метод. зб. К., 2003. Вип. 34. С. 3-25. (94)
Recognition Issues in the Bologna Process: Final Report of the Working Party on Recognition Issues in the Bologna Process / News of the Recognition Field: Background Information for the ACE Track, 13th Annual Conference of the European Association for International Education (EAIE) 5 to 8 December, 2001, Tampere, Finland. -Riga: EAIE+Latvian ENIC/NARJC, 2001. -60 pp. {Визнання, що вникає) з Болонського процесу: заключний етап Робочої групи з процедури визнання документа про освіту за принципами Болонського процесу}.
|