МАГИСТРАТУРА (ФАЗА Ш) МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Вариативный модуль «Организационное консультирование» (три модульных элемента - 6 кредитов, 216 часов) Модульный элемент «Модели организационного консультирования»
(2 кредита, 72 часа)
Авторы
| Хаминич С.Ю., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрою маркетинга ДНУ им. О.Гончара,
Климова В.Н, аспирант ДНУ им. О.Гончара
| Место модульного элемента в образовательном процессе
| Модульный элемент «Модели организационного консультирования» играет важную роль при изучении вариативного модуля «Организационное консультирование»» для Фазы 3 «Магистратура», содержащему также модульный элемент «Технологии сценического консультирования»
| Цель и задачи
| Цель:
Формирование у студентов профессиональных и личностных компетенций обеспечивающих проектирование моделей и технологий организационного консультирования в вузах посредством научно-методологического исследования, креативно-творческого подхода и методов диагностирования.
Задачи:
В соответствии с поставленными целями к числу основных задач изучения модульного элемента «Модели организационного консультирования» относится формирование у студентов следующих компетенций:
- Приобретение знания основ научно-методического сопровождения деятельности специалистов-консультантов в системе организационного консультирования в вузах;
- Формирование способности определять основные показатели, специфику работы, систему организации планирования организационного консультирования в вузе;
- Развитие умения проводить маркетинговые исследования по организации консультационных услуг;
- Развитие умения проектировать модели и инновационные технологии консультационных услуг;
- Формирование навыков применения на практике научно-методологического исследования, креативно-творческого подхода и метода диагностирования в определении оптимальных путей решения проблемных ситуаций и при анализе вариантов принятия решений в системе организационного консультирования в высшей школе.
| Структура модульного элемента
| Модульный элемент содержит три структурных подэлемента – 2 кредита (72 час.):
Организация и управление консультационной деятельностью в вузах. – Всего часов 24, из них ауд. 10 час., СРС -14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, семинаре и практических занятиях, эссе, глоссарии..
Система и маркетинг организационных консультационных услуг вузов. - Всего часов 24, из них ауд. 10 час., СРС -14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, семинарах, практическом занятии, докладах студентов и рассмотрении практических ситуации, написании рефератов.
3. Технологии организационного консультирования - Всего часов 24, из них ауд. 10 час, СРС - 14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практическом занятии, творческих заданиях, рефератах, круглом столе, составлении интеллектуальных карт. Итого на модульный элемент: 2 кредита , 72 часа, из них ауд. – 30 час., СРС – 42 час. Итоговая форма контроля модульного элемента - оценка письменных работ.
|
Дидактические единицы
| Методы и формы организации учебного процесса
| Формы контроля и оценки
| Количество часов
| Литература
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1. Организация и управление консультационной деятельностью в вузах.
Система организационного консультирования вузов. Методы, виды, формы, классификация организационного консультирования в вузах. Нормативно-правовая база, виды нормативно-правовых форм организационных консультационных услуг. Институт консультирования и рынок оказания консультационных услуг в Украине и за рубежом. Научно-методическое сопровождение деятельности специалиста-консультанта в сфере высшего образования в Украине и за рубежом. Этапы сопровождения. Функции научно-методического сопровождения. Компетентность и компетентностный подход в организации консультирования в вузах. Сценарии организационного консультирования. Организация и управление консультационными центрами и организациями в вузах. Структура управления консультационными центрами и организациями, их влияние на деятельность современных вузов. Сертификация организационной
|
Лекции:
«Введение в организационное консультирование».
«Структура управления вузов в системе организационного консультирования»,
«Кадровая политика организационных консультационных центров».
Практическое занятие:
«Анализ, планирование и организация труда консультантов-экспертов».
Семинар на тему:
«Сценарии организационного консультирования в высших учебных заведениях»
|
Текущий контроль:
участие в семинаре, практическом занятии. Глоссарий на тему:
«Организационное консультирование и его влияние на деятельность высших учебных заведений»
Эссе на тему:
«Рынок консультационных услуг в Украине и в Европейских странах».
«Рынок консультационных услуг в Украине и в России».
|
24
Л - 6
П - 4
СРС - 14
|
2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 22, 23, 27, 32, 33, 34, 35, 40, 41, 45, 47, 48
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| деятельности учебных заведений. Организационные консультационные центры и кадровая политика высших учебных заведений. Цели, задачи, элементы и виды кадровой политики, принятие в штат, обучение и стажировка персонала. Анализ, планирование, мотивация и организация труда персонала вузов. Особенности консультирования в учебных заведениях разных видов, уровней и категорий.
|
|
|
|
|
2. Система и маркетинг организационных консультационных услуг вузов.
Становление рынка консультационных услуг и специфика данного вида деятельности в Западной Европе, Украине, России и Белоруссии. Модели и принципы, организация консультирования вузов.
Виды, формы и типология организационного консультирования. Креативно-творческий подход.
Программный и маркетинговый подход организационного консультирования в вузах.
Цель, задачи, содержание и методы маркетинговой деятельности учебных заведений. Оценка деятельности высших
|
Лекции:
«Становление рынка консультирования и специфика данного вида деятельности за рубежом и в Украине»,
«Основные цели и задачи маркетинговых исследований в сфере организационного консультирования высших учебных заведений».
Практические занятия «Модели и принципы организационного консультирования», «Реализация стратегии развития и контроль исполнения управленческих решений в системе организационного консультирования».
Семинар на тему «Анализ и маркетинговые исследования
|
Текущий контроль:
доклады студентов о принципах маркетинговых исследований организационного консультирования вузов, участие в практических занятиях, семинаре и рассмотрении практических ситуаций.
Рефераты «Маркетинговые исследования в организационном консультировании высших учебных заведений»
«Внедрение и применение организационного консультирования в учебной деятельности»
|
24
Л - 4
П - 6
СРС - 14
|
5, 7, 12, 14, 22, 25, 30, 31, 32, 39, 43
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| учебных заведений. Определение стратегического плана деятельности высшего учебного заведения. Реализация стратегии развития и контроль исполнения управленческих решений в системе организационного консультирования. Время, частота проведения и анализ маркетинговых исследований системы организационного консультирования в вузах. Формы маркетинговых исследований организационного консультирования. Ситуации для рассмотрения и практические примеры консультирования. Характеристика участников консультационного процесса. Личность специалиста-консультанта.
| в системе организационного консультирования»
|
|
|
|
3. Технологии организационного консультирования.
Система и проектирование технологий организационного консультирования в вузах.
Подготовка к консультированию. Предварительный диагноз проблем. Источники получения информации для проведения диагностики проблем.
Консультационные предложения и договор консультирования.
Содержание и цель разработки консультационных предложений.
|
Лекции:
«Технологии консультирования»,
«Проектирование и моделирование инновационного процесса в системе организационного консультирования».
Практические занятия.
«Постановка и диагностика проблемных ситуаций в организационном консультировании»,
|
Текущий контроль:
участие в практическом занятии, кругом столе.
Итоговый контроль:
оценка письменных работ.
Задание «Составление сценария организационного консультирования в высшей школе с последующим анализом»
Составление интеллектуальных карт на тему
|
24
Л - 4
П – 6
СРС - 14
|
2, 7, 15, 18,19, 20, 21, 24, 25, 26, 29, 36, 37, 39, 44, 49
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Виды консультационных заключений. Использование экспертизы при анализе исследуемого вопроса. Анализ фактов. Позиционный анализ. Цель и содержание позиционного анализа. Методы творческого поиска и оценка альтернативных вариантов решений проблем. Внедрение изменений в организацию процесса консультирования. Программа подготовки по внедрению изменений. Модель успешного инновационного процесса консультирования. Характеристика процесса моделирования организационного консультирования в сфере высшего образования. Тактика преодоления организационных изменений. Завершающий этап процесса консультирования. Сроки и момент окончания консультирования. Содержание и структура заключительных рекомендаций по консультированию. Оценка эффективности и результативности консультирования. Анализ европейских методов и подходов по оказанию консультационных услуг в вузе. Перенятие зарубежного опыта. Прогностический характер и перспективы развития системы организационного консультирования. Рассмотрение конкретных ситуаций образовательных организационно-консультационных услуг. | «Методология креативно-творческих подходов и вариантов решений в системе организационного консультирования».
Круглый стол
«Эффективность и успешность организационного консультирования в высшей школе»
| «Заимствование зарубежного опыта оказания консультационных услуг в вузах»
Итоговая форма контроля: оценка письменных работ.
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
Основная ЛИТЕРАТУРА
Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12,- М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.
Блинов А.О. Управленческие консультации корпоративных организаций. М.: ИНФРА, 2002.
Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие. М., 1998. - 128 с.
Верба В. А. Решетняк Т. І. Організація консалтингової діяльності: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 2000, 244с.
Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 1998. - 248 с.
Gray d. a. Start and run of profitable consulting firm. — Kogan Page Ltd., 1995.
Елмашев O. K. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. Ижевск: Удмуртия, 1999.
Еженедельник о российском консалтинге [Электронний ресурс]. – Режим доступа: URL // http:// www. consulting. ru.-
F. Steele. Consulting for organizational. Amherst, MA, University of Massachusetts, 1975
Journal of Management Consulting, May 1996, P.53
Handbook of Managment Consulting Services. — 2nd ed., 1996
Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: Академический Проект, 1997. – 198 с.
Консультирование в Украине. - Киев: Ассоциация "Укрконсалтинг", 1996.
Консалтинг і консалтингові послуги [Електронний ресурс]. – Режим доступа: URL // http://www.probank.net.ua/page/articles.html.
Коростельов В.А. Управлінське консультування: Навч. Посіб. — К.: МАУП. 2003, с.6
Кубр М., Управленческое консультирование: В 2 т. — М., Интерэксперт, 1992 .
Лузин А.Е., Елмашев О.К. Вопросы теории и практики управленческого консультирования. Ижевск, 1999.
Макхем К. Управленческий консультирование: Пер. с англ. М.: Дело и Сервис, 1999.- 288 с.
Осадько, О.Ю. Технології психологічного консультування [Текст] / О. Ю. Осадько. – К., 2005. – 276 с.
Основи психологічного спілкування [Електронний ресурс]. – Режим доступа: URL // http://chitalka.info/up_31/index.html.
Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования [Текст] / С. В. Петрушин. – Казань, 2001. – 225 с.
Посадский А. Основы консультирования: пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М.:ГУВШЭ, 1999. — 240с. — М.,1999.
Посадский А.П., Хайниш С.В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. М.: Финстатинформ, 2001. - 176 с.
Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга. — Проблемы теории управления. — М., 1988
Пятенко С.В. Выбор аудитора и консультанта. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - 176 с.
Управленческое консультирование/Под ред. М.Кубра: В 2 т. М.: Интерэксперт, 2001. - 319 с.
Филонович С. Р. Консалтинг: процессное консультирование //Служба персонала. 2003. № 8.- с.18-20.
Чернов Ю.В., Комишин С.В., Тищенко А.И. Управленческое консультирование: Учебн.пособие. — Херсон: ОЛДИ-плюс. — 272с.
Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.М. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. - 240 с.
Дополнительная ЛИТЕРАТУРА
Бардин Д.С. Аутсорсинг: критерии естественного отбора // www.devbussines.ru
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М., 1998.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 528 с.
Горбатова М.М.Методы управления персоналом. Кемерово, 2002.
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов. М., 1998.
Емельянов Е.Н., Поварницина С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.
Ефремов В.С. Управленческий консалтинг и консультирование как бизнес. // www.bcg.ru
Занковский А.Н. Организационная психология. - М: Флинта, 2000.
Зволев П. Технология «Прорыв», или как управлять организационным развитием предприятия // Консультант директора. - 1995. - №10, ноябрь. - С. 31 - 34; 1996. - №1 (13), январь. - С. 3 - 20; 1996. - № 5 (17), март. - С. 6 - 18; 1997. - № 11. - С. 3 - 12; 1997. - № 12. - С. 3 - 14.
Консалтинг и консультирование в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П. Посадского. М.: Джангл, 1998.
Консалтинг и консультирование в Украине. — Киев: Ассоциация "Укрконсалтинг", 1996.
Лейманн Я. А. Профессия – консультант по управлению // ЭКО. 2002. № 7. С. 91-96.
Мазур М.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочное пособие / Под редакцией И. И. Мазура и В. Д. Шапиро.- М.: Высшая школа, 2001 – 875 с.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 254 с.
Мещеряков С., Зволев П. Выгоды для клиента и перспективы для фирмы // Аудитор. - 1998. - № 3. - С.52 - 58.
Моисеев С.Н. Бюджетное планирование деятельности оршанизации // Управление компанией, 2002.-С.56-58.
Пригожин А. Особенности профессии консультанта по управлению // Маркетинг.-1997.-№ 4.-С. 98 - 105.
Фомишин С.В., Чернов Ю.В. Управленческое консультирование. Международный опыт. – М.: Феникс, 2006.
Чакыров К. Управление консультационной деятельностью //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С.90.
|