ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена: На основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2010 г. Рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) Лабораторных работ-3.
Программа скорректирована в соответствии с федеральным учебным планом на 2012 – 2013 учебный год, где на изучение отводится 70 часов ( 2 часа в неделю).
Общее количество часов сохранено, но по разделам внесены изменения:
- уменьшено на 1 час введение;
- на 2 часа уменьшено изучение «Основы экологии»;
- уменьшено на 1час изучение темы «Происхождение жизни и развитие органического мира»;
- на 1 час увеличено изучение темы «Учение об эволюции», в связи с особенностью класса;
- увеличено на 1 час изучение «Основы учения о наследственности и изменчивости» в связи с трудностью тем;
- увеличено на 3 часа закрепление и повторение, в связи с подготовкой к ГИА. Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Изучение общей биологии в 9 классе
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письм через систему заданий,выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в
обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов по программе
| Количество часов в календарно-тематическом планировании
|
| Введение в основы общей биологии
| 4
| 3
|
| Основные учения о клетки
| 10
| 10
|
| Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)
| 5
| 5
|
| Основы учения о наследственности и изменчивости
| 11
| 12
|
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
| 5
| 5
|
| Происхождение жизни и развитие органического мира
| 5
| 4
|
| Учение об эволюции
| 11
| 12
|
| Происхождение человека (антропогенез)
| 6
| 6
|
| Основы экологии
| 12
| 10
|
| Заключение
| 1
| 3
|
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.
1.Учебник И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М., «Вентана - Граф», 2009 года.
2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии»,М., изд.дом «Вентана – Граф», 2009 Учебно-методическое обеспечение
а) литература для учащихся:
1.Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2009г.)
2. Биология. Ответы на экзаменоционные билеты. В.В. Балабанов, Волгоград: Учитель,2004
3. Рефераты и творческие работы учащихся. М.В. Высоцкая, Волгоград: Учитель,2007 г.
4. Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5. Иллюстративная энциклопедия для детей. Книжный клуб. Харьков, Белгород,,2008 г.
б) литература для учителя:
1. В.Н. Ярыгина. Для поступающих в ВУЗы. – М. «Высшая школа»2001г.
2. Твой биологический минимум. Н.А. Калиничев. Брянск 2006 г.
3. Подготовка к ГИА . А.А. Кириленко. С.И. Колесников. Ростов – на- Дону, Издательство «Легион»,2009 г.
4. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Биология. Открытые уроки. 7-9 классы. – Волгоград: Учитель 2003 г.
5. Е.Г. Жадько, В.В. Мамонов. Школьные олимпиады, Ростов – на- Дону «Феникс», 2004 г.
6. Н.А. Калиничев. Для школьников и абитуриентов с тестовой христоматией.Брянск 2006 г
Тематическое планирование «Основы общей биологии»
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п
| Наименование тем и разделов
| Кол-во часов
| Дата
| Глав 1. Введение в основы общей биологии
3 часа
| 1.1
| Биология – наука о живом мире.
|
|
| 2.2
| Общие свойства живого.
|
|
| 3.3
| Многообразие форм живых организмов. Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»
|
|
| Глава 2. Основы учения о клетке — 10ч
| 4.1
| Цитология — наука, изучающая клетку. Лаб.раб. « Многообразие клеток».
|
|
| 5.2
| Хим. состав клетки. Неорганические и органические вещества: углеводы, липиды
|
|
| 6.3
| Органические вещества клетки: белки, нуклеиновые кислоты.
|
|
| 7.4
| Строение клетки.
|
|
| 8.5
| Основные органоиды клетки растений и животных. Тестирование.
|
|
| 9.6
| Обмен веществ – основа существования клетки. Обеспечение клетки энергией.
|
|
| 10.7
| Биосинтез белков в живой клетке.
|
|
| 11.8
| Биосинтез углеводов — фотосинтез.
|
|
| 12.9
| Обеспечение клетки энергией.
|
|
| 13.10
| Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| Глава 3. Размножение и индивидуальное
развитие организма (онтогенез) - 5 ч
| 14.1
| Типы размножения организмов.
|
|
| 15.2
| Деление клетки. Митоз. Лаб.раб. «Митоз в корешке лука».
|
|
| 16.3
| Образование половых клеток. Мейоз.
|
|
| 17.4
| Онтогенез. Его этапы.
|
|
| 18.5
| Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости – 12 ч.
| 19.1
| Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.
|
|
| 20.2
| Генетические опыты Г. Менделя. I, II законы Грегора Менделя.
|
|
| 21.3
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
|
|
| 22.4
| Лабораторная работа «Решение генетических задач»
|
|
| 23.5
| Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
|
|
| 24.6
| Взаимодействие аллельных и их множественное действие.
|
|
| 25.7
| Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.
|
|
| 26.8
| Решение генетических задач.
|
|
| 27.9
| Наследственные болезни человека, сцепленные с полом. Л/р «Изучение изменчивости у организмов»
|
|
| 28.10
| Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
|
| 29.11
| Ненаследственная изменчивость.
|
|
| 30.12
| Обобщающий урок «Подведем итоги». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. – 5 ч.
| 31.1
| Генетические основы селекции организмов.
|
|
| 32.2
| Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.
|
|
| 33.3
| Особенности селекции животных.
|
|
| 34.4
| Основные направления селекции микроорганизмов.
|
|
| 35.5
| Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ. Тестирование.
|
|
| Глава 6. Происхождение жизни и развитие органического мира — 4 ч
| 36.1
| Современные представления о возникновении жизни на Земле.
|
|
| 37.2
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. (Лекция)
|
|
| 38.3
| Этапы развития жизни на Земле. Экскурсия «История живой природы местного региона» (палеонтологический музей)
|
|
| 39.4
| Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Тестирование
|
|
| Глава 7. Учение об эволюции — 12 ч.
| 40.1
| Идея развития органического мира в биологии.
|
|
| 41.2
| Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
|
|
| 42.3
| Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор. Л\р «Приспособленность организмов к среде обитания»
|
|
| 43.4
| Движущие силы эволюции: борьба за существование, отбор.
|
|
| 44.5
| Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
|
|
| 45.6
| Современные представления об эволюции органического мира
|
|
| 46.7
| Вид, его критерии и структура.
|
|
| 47.8
| Процессы видообразования.
|
|
| 48.9
| Понятие о микроэволюции и макроэволюции.
|
|
| 49.10
| Основные направления эволюции.
|
|
| 50.11
| Основные закономерности биологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.
|
|
| 51.12
| Заочная экскурсия «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер»
|
|
| Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) — 6ч
| 52.1
| Место человека в системе органического мира. Эволюция 5приматов.
|
|
| 53.2
| Доказательства эволюционного происхождения человека. Движущие силы антропогенеза.
|
|
| 54.3
| Этапы эволюции вида Человек разумный.
|
|
| 55.4
| Человеческие расы, их родство и происхождение
|
|
| 56.5
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
|
|
| 57.6
| Обобщение темы. Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| Глава 9. Основы экологии — 10 ч
| 58.1
| Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.
|
|
| 59.2
| Общие законы действия факторов среды на организмы. Л\р «Оценка санитарно- гигиенического качества рабочего места»
|
|
| 60.3
| Приспособленность организмов к действиям факторов среды.
|
|
| 61.4
| Биотические связи в природе.
|
|
| 62.5
| Популяции как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.
|
|
| 63.6
| Сообщества. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
|
|
| 64.7
| Развитие и смена биогеоценозов.
|
|
| 65.8
| Основные законы устойчивости живой природы.
|
|
| 66.9
| Рациональное использование природы и ее охрана. Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| 67.10
| Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»
|
|
| Глава 10. Повторение материала за курс «Основы общей биологии» - 3 часа
| 68.1
| Повторение «Размножение и развитие». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| 69.2
| Повторение «Генетика и селекция». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
| 70.3
| Повторение «Происхождение жизни и эволюция». Работа с тестами ЕГЭ.
|
|
|
Учебно-тематический план:
№ раздела/
темы
| Название раздела темы
| Количество
часов
| В том числе
| Экскурсии
| Тестирование
| Лабораторных работ
|
1
| Введение в основы общей биологии
| 3
| 1
| 1
|
| 2
| Основные учения о клетки
| 10
|
| 1
| 1
| 3
| Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)
| 5
|
| 1
| 1
| 4
| Основы учения о наследственности и изменчивости
| 12
|
| 1
| 2
| 5
| Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
| 5
|
| 1
|
| 6
| Происхождение жизни и развитие органического мира
| 4
| 1
| 1
|
| 7
| Учение об эволюции
| 12
| 1
|
| 1
| 8
| Происхождение человека (антропогенез)
| 6
|
| 1
|
| 9
| Основы экологии
| 10
| 1
| 2
| 1
| 10
| Повторение материала за курс «Основы общей биологии»
| 3
|
| 3
|
|
| Итого
| 70
| 4
| 12
| 6
|
| Первая четверть
| 17
| 1
| 3
| 2
|
| Вторая четверть
| 14
|
| 1
| 2
|
| Третья четверть
| 21
| 2
| 2
| 1
|
| Четвертая четверть
| 18
| 1
| 5
| 1
| |