Скачать 216.77 Kb.
|
Пояснительная записка Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач: Цель:Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Задачи: 1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета. 2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер. 3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты. 4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни. 5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде. Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строении и жизнедеятельности. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается следующим образом: 34 часа из федерального компонента. Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В основе лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базисный уровень подготовки учащихся основной школы. Реализация учебного процесса планируется с использованием учебников Сонин Н. И. «Биология живой организм». Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов. Формами текущего и итогового контроля является: самостоятельная и контрольная работы. Учащиеся должны знать и уметь : знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Живой организм»
Содержание учебного предмета РАЗДЕЛ 1 –. Строение и свойства живых организмов(10 часов). РАЗДЕЛ 2 – Жизнедеятельность организма (22 часа) РАЗДЕЛ 3– Организм и среда (2 часа) РАЗДЕЛ 1 –. Строение и свойства живых организмов Учащиеся должны знать, уметь:основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;типы деления клеток, их роль в организме;особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;распознавать органоиды клетки; Основные свойства живых организмов. Краткое описание раздела:Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Основные термины: клетка, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение. Строение растительной и животной клеток. Краткое описание раздела:Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.Различия в строении растительной и животной клеток. Основные термины: вирус, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, хлорофилл, вакуоль, клеточный центр, ядро, хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз. Ткани растений и животных. Краткое описание раздела:Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Основные термины: ткань, покровная ткань, образовательная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, основная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань. Органы и системы органов. Краткое описание раздела:Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции листа. Простые и сложные листья.Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Основные термины: орган, корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, камбий, сердцевина, лист, цветок, лепестки, чашелистики, пестик, тычинки, пыльца, цветоложе, цветоножка, плод, околоплодник, семязачатки, семенная кожура, семя, двудольные растения, однодольные растения, вегетативные органы, репродуктивные органы. Растения и животные как целостные организмы. Краткое описание раздела:Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда. Основные термины: организм, система органов. РАЗДЕЛ 2 – Жизнедеятельность организма Учащиеся должны знать, уметь:основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);узнавать органы и системы органов изученных организмов Питание и пищеварение. Краткое описание раздела:Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Основные термины: питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, хищники. Дыхание. Краткое описание раздела:Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Основные термины: дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие, кожное дыхание. Передвижение веществ в организме. Краткое описание раздела:Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Основные термины: сосуды, ситовидные трубки, кровь, плазма, гемоглобин, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желодлчек, Выделение. Краткое описание раздела:Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Основные термины: нефридии, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь. Опорные системы. Краткое описание раздела:Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Основные термины: скелет, мышцы, наружный скелет, внутренний скелет. Движение. Краткое описание раздела:Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Основные термины: движение, реснички, жгутики, хвостовой плавник, плавательные перепонки, реактивное движение. Регуляция процессов жизнедеятельности. Краткое описание раздела:Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Основные термины: нервная система, раздражимость, чувствительность, эндокринная система, головной мозг, спинной мозг, передний мозг, средний мозг, задний мозг, зрительные доли, инстинкт, большое полушарие, щитовидная железа, гипофиз, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Размножение. Краткое описание раздела:Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Основные термины: бесполое размножение, деление, почкование, спорообразование, спора, вегетативное размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, гермафродиты, оплодотворение, семенники, яичники, спермии, завязи, двойное оплодотворение, самоопыление. Рост и развитие. Краткое описание раздела:Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Основные термины: индивидуальное развитие, проросток, непрямое развитие, прямое развитие. РАЗДЕЛ 3– Организм и среда Учащиеся должны знать, уметь:характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания,составлять простейшие цепи питания; Среда обитания. Факторы среды. Краткое описание раздела:Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. Основные термины: экологические факторы, сообщество, экосистема. Природные сообщества. Краткое описание раздела:Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Основные термины: потребители, производитель, разрушители. Календарно – тематический план
Учебно методическое обеспечение предмета Основная учебно методическая литература 1. Сонин Н. И., Биология.живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008. 2.Сонин Н. И., Рабочая тетрадь Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. 3. Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5–11 классы / авт.-сост. И. Б. Морзунова – М. : Дрофа, 2009. 254с. Дополнительная учебно-методическая литература 1. Акимов С.И., Биология в таблицах, схемах, рисунках./.С. И. Акимов– М: Лист-Нью, 2004. 2. Высоцкая М. В., Биология живой организм 6 класс поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина. / М. В. Высоцкая – Волгоград: Учитель, 2010. |
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на... Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей | ||
Пояснительная записка Биология Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное... Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей | ||
Пояснительная Записка Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей : Использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб для 7 кл общеобразоват учеб заведений. – М.: Дрофа,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе... | ||
Пояснительная записка Программа данного курса химии построена на... Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей | Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6 | ||
Пояснительная записка Предмет математика Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Камалеева Ольга Викторовна 2012/2013 учебный год пояснительная записка На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 10 класса... Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики... ... | ||
Пояснительная записка Цели программы Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач | Пояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года | ||
Пояснительная записка 9 кл Количество недельных часов 2 ч ... | Пояснительная записка Изучение природоведения в 5 классе направлено... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... |