пояснительная Записка
Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными. Использование учебника: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.
Учебно-методическая литература для учителя:
Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)
Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с. Дополнительная литература для учащихся:
Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил.
Согласно действующему учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает в 7 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
На основании примерных программ МОРФ, а также стандарта основного общего образования, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7 классах, реализуются базовый и уровень преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков
Резервное время отводится на проведение экскурсий.
№
п/п дата
| Тема урока,
домашнее задание
| Базовый уровень содержания
| Основные понятия
| Планируемый результат
Знать/ уметь
| Информационно-методическое обеспечение
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)
| 1
| История развития зоологии. Современная зоология.
Домашнее задание: § 1, 2; продолжите фразу:Зоология важна, так как…
| Термины
Зоология
Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных.
Систематика животных. Систематические категории.
Роль зоологии в практической деятельности людей
| Сходство и различия животных и растений.
Ученые-зоологи (А. Левенгук, Аристотель)
Термины
Этология
Зоогеография
Энтомология
Ихтиология
Орнитология
Признаки классификации наук о животных
| Воспроизведение
Давать определение терминам.
Перечислятьметоды изучения зоологии,систематические категории животных
Интеллектуальный уровень
Формулировать определение термина.
Выделять признаки классификации наук о животных.
Сравнивать растения и животных
Творческий уровень
Доказывать свою точку зренияо роли зоологии в практической деятельности людей
| Рис. 1. Наскальные изображения животных.
Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных.
Демонстрационный материал по систематике
Раб.тетрадь: с. 4, № 1, 2, 3, 4
Раб.тетрадь: с. 4, № 5; с. 5, № 6
| 2
| Современная зоология.
Домашнее задание: § 2
| Многообразие животных (37 часов)
| 3
| Общая характеристика простейших.
Домашнее задание: § 3 (до систематических групп простейших)
| Простейшие – одноклеточные организмы.
Строение и особенности их жизнедеятельности
| Термины
Циста
Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы
| Воспроизведение
Описыватьстроение и роль в природе и в практической деятельности.
Давать определение терминам.
Узнавать по рисункам представителей простейших
Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание демонстрационной таблицы.
Выделятьособенности жизнедеятельности
Творческий уровень
Приводить аргументы,доказывающие
| Табл. Простейшие
Микроскопы
Микропрепараты «Эвглена зеленая» и «вольвокс».
Раб.тетрадь: с. 5, № 1, 2, 3
| 4
| Многообразие простейших.
Домашнее задание: § 3 до конца, § 4
| Систематические группы простейших.
Роль простейших в природе и в жизни человека.
| Среда и места обитания (свободноживущие, паразитические и прикрепленные организмы). Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности
| Рис. 3. Корненожки.
Рис. 4. Фораминиферы.
Рис. 5. Радиолярии.
Рис. 6. Солнечник.
Рис. 7. Споровик грегарина.
|
Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 5
| Тип Губки.
Домашнее задание: § 5
| Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные.
Роль губок в природе и в жизни человека
| Среда обитания, прикрепленный образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие слоев) и экологические особенности
| Воспроизведение
Узнавать по рисункам представителей губок.
Описыватьстроение губок и их роль в природе и в практической деятельности.
Определять по рисункам классы губок.
Называть способы защиты губок от врагов
Интеллектуальный уровень
Выделять особенности строения губок и признаки систематики губок.
Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими
Творческий уровень
Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о сборе губок и их использовании (учебник с. 25, задание 3)
| Рис. 13. Иглы губок.
Рис. 14. Губки: А – обыкновенные; Б – известковые; В – стеклянные.
Энциклопедия АВАНТА. Биология.
Мультимедиа поддержка «Путешествие под водой». Mediaart.
Раб.тетр. с. 8 № 1, 2; с. 9, № 3, 4, 5;
с. 9, № 3, 7, 8 для опроса по теме
| 6
| Тип Кишечнополостные.
Домашнее задание: § 6; рабочая тетрадь:
с. 1, № 1, 2.
По желанию с. 11, № 8
| Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека
| Термины
Эктодерма
Энтодерма
Регенерация
Чередование поколений
Среда обитания, образ жизни. Особенности строения (кишечная полость, лучевая симметрия, нервная система) и экологические особенности. Стадии развития: полип и медуза
| Воспроизведение
Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных.
Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Давать определение терминам
Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание демонстрационной таблицы.
| Рис. 15. Лучевая симметрия и полость тела кишечнополостных.
Рис. 16. Кишечнополостные. Класс. Сцифоидные.
Рис. 17. Стрекательные клетки кишечнополостных.
Рис. 18. Способы передвижения гидры.
Рис. 19. Кишечнополостные. Класс Коралловые полипы.
|
Продолжение табл.
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
| Объяснять значение термина кишечнополостные, появление колониальной формы жизни.
Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.
Доказывать принадлежность представителей к одному типу.
Сравнивать строение и жизнедеятельность губок и кишечнополостных
Творческий уровень
Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о значении кишечнополостных, используя современные информационные технологии
| Демонстрационный материал по зоологии.
Влажные препараты сцифоидной медузы.
Мультимедиа поддержка «Путешествие под водой». Mediaart.
Рабочая тетр. с. 10, № 2, 3; 4; с. 11, № 5, 6; с. 12, 10, 11, 12, 13
| 7
| Тип Плоские черви.
Домашнее задание: § 7;
рабочая тетрадь:
с. 13, № 1 заполнить таблицу по выделенным параметрам сравнения, № 6
| Классы плоских червей:
Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви.
Плоские черви – возбудители заболеванийчеловека и животных
| Термины
Промежуточный хозяин
Окончательный хозяин
Среда обитания. Особенности строения (кожно-мускульный мешок, системы органов, двусторонняя симметрия) и особенности образа жизни (свободноживущие и паразиты).
Уровни организации
| Воспроизведение
Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определятьклассы.
Давать определение терминам
Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание демонстрационной таблицы, содержание рисунков.
Отбирать информацию для заполнения таблицы.
Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела
| Рис. 20. Ресничные черви.
Рис. 21. Сосальщики, паразитирующие в теле млекопитающих.
Рис. 22. Различные приспособления для прикрепления к телу хозяина.
Демонстрационный материал «Циклы развития плоских червей».
Рабочая тетр. с. 14, № 3, 5, 6 для опроса по теме с. 14, № 7; с. 15, № 8
| |