Скачать 83.04 Kb.
|
Тема: «Понятие о неопределённой форме глагола». 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса.(2часть) Планируемые результаты: Личностные: - ценностное отношение к совместной познавательной деятельности; - умение работать в группе, соотносить свои действия с действиями других участников учебного процесса; - развивать чувства милосердия, взаимопомощи, доброты; - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Метапредметные: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - корректировать свою деятельность Познавательные УУД: - пользоваться словарями; - осуществлять анализ и синтез; - моделирование понятия; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; - умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Цель: Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по формированию понятия неопределённой формы глагола и использование его в речи в ходе коллективной и групповой деятельности. Ход урока I. Организационный момент - В нашем классе всё в порядке? И линейки, и тетрадки. - Дети встали дружно в ряд И учиться каждый рад! Один из обитателей леса станет героем нашего урока. Кто именно – узнаете позже. II. Актуализация знаний Минутка чистописания Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою. Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. - Определите закономерность и продолжите ряд. Мм Мам Ммб Мвб… (Ммг Мдм) Расскажите о букве м (эм) Медведь на ухо наступил. - Что это? (Это фразеологизм.) - Когда так говорят? ( так говорят о человеке, который не имеет музыкального слуха.) Выделите основу предложения. Словарно-орфографическая работа. Запишите слова: г…рох, …гурец, м…дведь, п…мидор. - Что общего у этих слов? (Словарные слова) - На какие группы можно разделить эти слова? (Животные и овощи) - Какое слово лишнее? (Медведь – животное, остальные слова это овощи) - А ещё? - Почему написание слова медведь легко запомнить? (Этот зверь знает, «ведает», где в лесу мёд. Отсюда и название – медведь). - Как проверить парный согласный на конце этого слова? _ О ком сегодня пойдёт речь? (О медведе) - Итак, герой нашего урока – МЕДВЕДЬ. Михаил Потапыч проснулся. А сейчас идёт к нам на урок. Подберите синонимы к слову идёт. (Идёт – спешит, движется, шагает и т.д.) - Что ещё может делать медведь? (Медведь может влезать, бежать, ловить, лакомиться, спать, сосать.) - Как называются эти слова? (Глаголы.) Расскажите. Всё, что вызнаете о глаголе. III. Обобщение, уточнение и расширение имеющихся знаний - У каждой страны есть свои символы. Деревом России принято считать берёзу, цветком – ромашку, а вот животным – медведя. На многих гербах русских городов есть это сильное, могучее животное. Символом олимпийских игр в Москве в 1980 году был мишка. - Посмотрите на доску. Прочитайте слова. л.зал поб.жит л.вил - Какую работу вы предлагаете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, составить с этими глаголами словосочетания гл.+сущ.) - К доске пойдёт… Итак, мишка идёт в школу, спугнув стайку птиц, которые сидели на ветке рябины. - Правильно ли поступил мишка? (Нет, нельзя пугать птиц.) - Предположите о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня мы будем продолжать изучать глагол.) - Расскажите всё, что мы уже знаем о глаголе. IV. Знакомство с новым материалом Мишка пришёл к нам на урок. И даёт нам задание. Повесить рисунок. - К доске пойдут 3 ученика. Я каждому даю по 2 слова. Нужно распределить данные слова по временам и определить число глагола. п.в. н.в. б.в Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут. - Проверим. - Что общее у этих глаголов? (Все глаголы имеют безударную гласную.) - Какие можете назвать различия? (Число и время, глаголы с приставками и без приставок) - Распределите данные слова по временам. V. Изучение нового материала Я предлагаю определить время и число у глаголов решить, беречь, привезти (Время определить нельзя.) - Число? (Число также нельзя определить.) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами) - На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делать, что сделать?) - Форма глагола, которая не указывает на время и число. Называется неопределённой формой глагола. (н. ф.) VI. Сообщение темы урока Тема нашего урока: Понятие о неопределённой форме глагола - Сегодня на уроке я должна вас научить, а вы должны научиться правильно ставить вопросы что делать? Что сделать? К глаголам в неопределённой форме. Так же мы будем работать над развитием речи, мышления, воображения и развивать творческие способности. Работать в парах, группах и продолжать оценивать себя. Я думаю, что сегодня на уроке вы ещё больше полюбите наш родной, русский язык. - Откроем учебник на стр. 108. Нужно прочитать 1 часть правила и подготовиться отвечать на вопросы. Работа над правилом. - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? - Почему начальная форма глагола называется неопределённой? - Какие суффиксы имеет начальная форма глагола? - Какие суффиксы стоят перед суффиксом ТЬ? VII. Физкультминутка Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо.) Потянулся он со сна: (Потягивания – руки вверх.) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.) Наклонился взад – вперёд (наклоны вперёд- назад.) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки – Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступени, потом наоборот.) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.) VIII. Первичное закрепление изученного 1)Прочитайте текст: «Считается, что бурый медведь – неуклюжее животное. В действительности лесной хозяин – ловкий зверь. Он может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. У медведя бесшумная поступь. Когда он шагает медленно, то ставит лапы немного внутрь. Косолапая походка и породила прозвище». 2) Выписать из текста глаголы в неопределённой форме. Самостоятельно выполните задание. Проверка. - Прочитайте глаголы. - Что общего в написании этих глаголов? (Все оканчиваются сочетанием ТЬ и отвечают на вопросы что делать? Что сделать?) ТЬ – это формообразующий суффикс и входит в основу.
- Заменить, одним словом. Объяснить фразеологизмы. Устно. Сделать медвежью услугу (навредить) Шагать, ставя ноги немного внутрь (косолапить) Сосать лапу (голодать) - Как называются эти глаголы? На какие вопросы отвечают? Чем отличаются от других глаголов? -Последний фразеологизм имеет интересную историю. Действительно ли медведь сосёт лапу? Распространено мнение о том, что медведи в берлоге сосут лапу, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности же здесь другая причина. В феврале у медведей отслаивается старая подошва, а молодая кожица на лапах чешется и мёрзнет, поэтому медведь и лижет подошвы горячим языком. Работа над правилом - Прочитаем 2 часть правила на стр.108 - Какой ещё суффикс имеет глагол в неопределённой форме? (ЧЬ) - Обратите внимание на правило - ТИ - корень - Какие суффиксы имеет глагол в неопределённой форме? (ТЬ, ЧЬ) Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола Инфинитив - Какое из этих названий вам знакомо? Инфинитив – лат. слово «неопределённый» - Почему эта форма глагола называется в неопределённой? Работа в парах - Образуйте от данных глаголов глаголы в неопределённой форме, запишите их. Сидишь – сидеть Несёшь - нести Ждёшь – ждать Бережёшь - беречь Проверка: - Давайте проверим работу. Устно ставим вопрос.
Игра «Кто самый внимательный» - Медвежата любят играть, и мы с вами поиграем. Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Если вам встречается глагол в неопределённой форме. Вы хлопаете в ладоши. Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. Работа в группах Творческое задание проводится дифференцированно. 1.Работа с текстом. Озаглавить текст. Вставить в текст подходящие по смыслу глаголы. «Бурый медведь – всеядное животное. Днём … в глухих местах, а вечером … корм. Он … молодые побеги, коренья, ягоды, орехи. Ему приходится … кору со старых пней и … оттуда насекомых. По пути может … яйца и птенцов из гнёзд на земле, …грызунов и лягушек. Умеет медведь и … рыбу. Может … и на лосей, оленей, кабанов. Часто питается падалью». Слова для справок: прячется, ищет, любит, сдирать, доставать, поймать, ловить, нападать. Творческие задания можно 2 и 3 можно выполнить по выбору. 2. Синквейн на тему «Медведи», используя глаголы в неопределённой форме. 3. Акростих на тему «Медведи», используя глаголы в неопределённой форме. Проверка. IX. Итог - Довольны ли вы своей работой в группе? - Что нового узнали на уроке? - О чём расскажете дома? X. Рефлексия
«Оцените свою работу» У кого 2 плюса в рабочей тетради? Поднимите руку. А у кого только один плюс? - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то, что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое. Значит, стали умнее. - пришло время попрощаться с хозяином леса. Спасибо. Мишка, за твою помощь. С приходом весны! XI. Домашнее задание Учить правило, стр. 108, 109. Стр. 113, упр. - Кто желает выполнить задание повышенной сложности нужно найти и выписать 3 пословицы с глаголами неопределённой формы и нужно. Указать эти глаголы. Устно объяснить смысл этих пословиц. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: учащиеся получают представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивают умение соотносить начальную форму... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: обобщить знания учащихся о глаголе, полученные во втором классе; тренировать умения распознавать глаголы, устанавливать их... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предметные: сформировать понятие «Будущее простое время глагола», развивать умение отличать отличать одну временную форму глагола... | ||
Конспект урока русского языка в 4 «в» классе Формировать умения различать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме и в 3 лице ед и мн числа, развивать орфографическую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на тся, ться) | ||
Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы... Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме», 2006 год, методобъединение... | ||
Урок- исследование. Тема: Наклонение глагола Иллюстрации к наклонениям глагола, раздаточный материал, грамматические сказки с иллюстрациями | Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола.» Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с... | ||
Задачи: -добиваться твердого понимания будущего времени глагола и... ... | Итоговый тест для учащихся 7 класса в форме гиа Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания | ||
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | «Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме» Л. для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, вступая во взаимоотношения не только... |