«Понятие о неопределённой форме глагола»





Скачать 83.04 Kb.
Название«Понятие о неопределённой форме глагола»
Дата публикации30.07.2014
Размер83.04 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
Тема: «Понятие о неопределённой форме глагола».

3 класс

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык.

Учебник для 3 класса.(2часть)

Планируемые результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

- умение работать в группе, соотносить свои действия с действиями других участников учебного процесса;

- развивать чувства милосердия, взаимопомощи, доброты;

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- корректировать свою деятельность

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями;

- осуществлять анализ и синтез;

- моделирование понятия;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и слышать других, принимать иную точку зрения;

- умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Цель: Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по формированию понятия неопределённой формы глагола и использование его в речи в ходе коллективной и групповой деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

- В нашем классе всё в порядке?

И линейки, и тетрадки.

- Дети встали дружно в ряд

И учиться каждый рад!

Один из обитателей леса станет героем нашего урока. Кто именно – узнаете позже.

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою.

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Определите закономерность и продолжите ряд.

Мм Мам Ммб Мвб… (Ммг Мдм)

Расскажите о букве м (эм)

Медведь на ухо наступил.

- Что это? (Это фразеологизм.)

- Когда так говорят? ( так говорят о человеке, который не имеет музыкального слуха.)

Выделите основу предложения.

Словарно-орфографическая работа.

Запишите слова: г…рох, …гурец, м…дведь, п…мидор.

- Что общего у этих слов? (Словарные слова)

- На какие группы можно разделить эти слова? (Животные и овощи)

- Какое слово лишнее? (Медведь – животное, остальные слова это овощи)

- А ещё?

- Почему написание слова медведь легко запомнить? (Этот зверь знает, «ведает», где в лесу мёд. Отсюда и название – медведь).

- Как проверить парный согласный на конце этого слова?

_ О ком сегодня пойдёт речь? (О медведе)

- Итак, герой нашего урока – МЕДВЕДЬ. Михаил Потапыч проснулся. А сейчас идёт к нам на урок. Подберите синонимы к слову идёт. (Идёт – спешит, движется, шагает и т.д.)

- Что ещё может делать медведь? (Медведь может влезать, бежать, ловить, лакомиться, спать, сосать.)

- Как называются эти слова? (Глаголы.) Расскажите. Всё, что вызнаете о глаголе.

III. Обобщение, уточнение и расширение имеющихся знаний

- У каждой страны есть свои символы. Деревом России принято считать берёзу, цветком – ромашку, а вот животным – медведя. На многих гербах русских городов есть это сильное, могучее животное. Символом олимпийских игр в Москве в 1980 году был мишка.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

л.зал

поб.жит

л.вил

- Какую работу вы предлагаете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, составить с этими глаголами словосочетания гл.+сущ.)

- К доске пойдёт…

Итак, мишка идёт в школу, спугнув стайку птиц, которые сидели на ветке рябины.

- Правильно ли поступил мишка? (Нет, нельзя пугать птиц.)

- Предположите о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня мы будем продолжать изучать глагол.)

- Расскажите всё, что мы уже знаем о глаголе.

IV. Знакомство с новым материалом

Мишка пришёл к нам на урок. И даёт нам задание. Повесить рисунок.

- К доске пойдут 3 ученика. Я каждому даю по 2 слова. Нужно распределить данные слова по временам и определить число глагола.

п.в. н.в. б.в

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут.

- Проверим.

- Что общее у этих глаголов? (Все глаголы имеют безударную гласную.)

- Какие можете назвать различия? (Число и время, глаголы с приставками и без приставок)

- Распределите данные слова по временам.

V. Изучение нового материала

Я предлагаю определить время и число у глаголов решить, беречь, привезти (Время определить нельзя.)

- Число? (Число также нельзя определить.)

- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делать, что сделать?)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число. Называется неопределённой формой глагола. (н. ф.)

VI. Сообщение темы урока

Тема нашего урока: Понятие о неопределённой форме глагола

- Сегодня на уроке я должна вас научить, а вы должны научиться правильно ставить вопросы что делать? Что сделать? К глаголам в неопределённой форме. Так же мы будем работать над развитием речи, мышления, воображения и развивать творческие способности. Работать в парах, группах и продолжать оценивать себя.

Я думаю, что сегодня на уроке вы ещё больше полюбите наш родной, русский язык.

- Откроем учебник на стр. 108. Нужно прочитать 1 часть правила и подготовиться отвечать на вопросы.

Работа над правилом.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

- Какие суффиксы имеет начальная форма глагола?

- Какие суффиксы стоят перед суффиксом ТЬ?

VII. Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания – руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад – вперёд (наклоны вперёд- назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступени, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

VIII. Первичное закрепление изученного

1)Прочитайте текст:

«Считается, что бурый медведь – неуклюжее животное. В действительности лесной хозяин – ловкий зверь. Он может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. У медведя бесшумная поступь. Когда он шагает медленно, то ставит лапы немного внутрь. Косолапая походка и породила прозвище».

2) Выписать из текста глаголы в неопределённой форме.

Самостоятельно выполните задание.

Проверка.

- Прочитайте глаголы.

- Что общего в написании этих глаголов? (Все оканчиваются сочетанием ТЬ и отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)

ТЬ – это формообразующий суффикс и входит в основу.

  • Кто правильно выполнил – «ставит знак +»

  • Кто допустил ошибку и у кого не получилось самостоятельно выполнить работу – « - ».

- Заменить, одним словом. Объяснить фразеологизмы. Устно.

Сделать медвежью услугу (навредить)

Шагать, ставя ноги немного внутрь (косолапить)

Сосать лапу (голодать)

- Как называются эти глаголы? На какие вопросы отвечают? Чем отличаются от других глаголов?

-Последний фразеологизм имеет интересную историю. Действительно ли медведь сосёт лапу?

Распространено мнение о том, что медведи в берлоге сосут лапу, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности же здесь другая причина. В феврале у медведей отслаивается старая подошва, а молодая кожица на лапах чешется и мёрзнет, поэтому медведь и лижет подошвы горячим языком.

Работа над правилом

- Прочитаем 2 часть правила на стр.108

- Какой ещё суффикс имеет глагол в неопределённой форме? (ЧЬ)

- Обратите внимание на правило - ТИ - корень

- Какие суффиксы имеет глагол в неопределённой форме? (ТЬ, ЧЬ)

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Инфинитив

- Какое из этих названий вам знакомо?

Инфинитив – лат. слово «неопределённый»

- Почему эта форма глагола называется в неопределённой?

Работа в парах

- Образуйте от данных глаголов глаголы в неопределённой форме, запишите их.

Сидишь – сидеть

Несёшь - нести

Ждёшь – ждать

Бережёшь - беречь

Проверка:

- Давайте проверим работу. Устно ставим вопрос.

  • Кто правильно выполнил – «ставит знак +»

  • Кто допустил ошибку и у кого не получилось самостоятельно выполнить работу – « - ».

Игра «Кто самый внимательный»

- Медвежата любят играть, и мы с вами поиграем.

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Если вам встречается глагол в неопределённой форме. Вы хлопаете в ладоши.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

Работа в группах

Творческое задание проводится дифференцированно.

1.Работа с текстом.

Озаглавить текст. Вставить в текст подходящие по смыслу глаголы.

«Бурый медведь – всеядное животное. Днём … в глухих местах, а вечером … корм. Он … молодые побеги, коренья, ягоды, орехи. Ему приходится … кору со старых пней и … оттуда насекомых. По пути может … яйца и птенцов из гнёзд на земле, …грызунов и лягушек. Умеет медведь и … рыбу. Может … и на лосей, оленей, кабанов. Часто питается падалью».

Слова для справок: прячется, ищет, любит, сдирать, доставать, поймать, ловить, нападать.

Творческие задания можно 2 и 3 можно выполнить по выбору.

2. Синквейн на тему «Медведи», используя глаголы в неопределённой форме.

3. Акростих на тему «Медведи», используя глаголы в неопределённой форме.

Проверка.

IX. Итог

- Довольны ли вы своей работой в группе?

- Что нового узнали на уроке?

- О чём расскажете дома?

X. Рефлексия

  • Я доволен …

  • Я узнал…

  • Порадовался тому, что …

  • Расскажу дома о том …

«Оцените свою работу»

У кого 2 плюса в рабочей тетради? Поднимите руку. А у кого только один плюс?

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей. А если у кого-то, что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое. Значит, стали умнее.

- пришло время попрощаться с хозяином леса. Спасибо. Мишка, за твою помощь. С приходом весны!

XI. Домашнее задание

Учить правило, стр. 108, 109. Стр. 113, упр.

- Кто желает выполнить задание повышенной сложности нужно найти и выписать 3 пословицы с глаголами неопределённой формы и нужно. Указать эти глаголы. Устно объяснить смысл этих пословиц.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: учащиеся получают представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивают умение соотносить начальную форму...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: обобщить знания учащихся о глаголе, полученные во втором классе; тренировать умения распознавать глаголы, устанавливать их...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметные: сформировать понятие «Будущее простое время глагола», развивать умение отличать отличать одну временную форму глагола...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconКонспект урока русского языка в 4 «в» классе
Формировать умения различать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме и в 3 лице ед и мн числа, развивать орфографическую...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Распознавание глаголов 3-го лица и глаголов в неопределенной форме (на тся, ться)
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме», 2006 год, методобъединение...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconУрок- исследование. Тема: Наклонение глагола
Иллюстрации к наклонениям глагола, раздаточный материал, грамматические сказки с иллюстрациями
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconУрок русского языка в 6-м классе по теме: «Условное наклонение глагола.»
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconЗадачи: -добиваться твердого понимания будущего времени глагола и...
...
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconИтоговый тест для учащихся 7 класса в форме гиа
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
«Понятие о неопределённой форме глагола» iconНаклонения глагола. Условное наклонение глагола
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
«Понятие о неопределённой форме глагола» icon«Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме»
Л. для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, вступая во взаимоотношения не только...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск