№
| Тема урока
| Кол
-во
часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды
контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Д/З
| Дата
проведения
|
план
| факт
|
1
| Введение
| 1
| Урок формирования новых знаний
| Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни
| Вопросы учебника.
| Уметь объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика
| § 1,2.*
|
|
|
ТЕМЫ 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа)
|
2
| Систематическое положение человека.
| 1
| Урок формирования новых знаний
| Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.
| Вопросы учебника.
| Уметь сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.
Характеризовать особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
| § 3
|
|
|
3
| Историческое прошлое людей.
| 1
| Урок формирования новых знаний
| приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке;
| Вопросы учебника.
| Уметь приводить примеры экологических условий, в которых развивались предки людей; характеризовать особенности древнейшего, древнего и современного человека.
| § 4
|
|
|
4
| Расы человека. Их происхождение и единство.
| 1
| Урок формирования новых знаний
| Находить черты сходства и различия рас человека.
| Вопросы учебника
| Уметь находить черты сходства и различия рас человека.
| § 5
|
|
|
ТЕМА 2. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)
|
5
| Общий обзор организма.
| 1
| Комбинированный урок
| Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.
| Работа по таблице.
| Давать определения понятиям:
ткань, орган, система органов.
Называть органы и системы органов человека.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
| §6
|
|
|
6
| Клеточное строение организма.
| 1
| Комбинированный урок
| описывать и узнавать этапы деления клетки;
| Вопросы учебника.
.
| Уметь называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.
Сравнивать клетки растений, животных, человека.
Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.
| §7
|
|
|
7-8
| Ткани и органы.
| 2
| Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
| Различать на таблицах органы и системы органов человека. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.
| Выполнение лабораторной работы
| Уметь давать определения понятию: ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей. Называть основные группы тканей человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.
| §8
|
|
|
9
| Рефлекторная регуляция Лабораторная работа «Мигательный рефлекс»
| 1
| Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
| Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы
| Работа по таблице
| Уметь давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная регуляция.
Называть отделы нервной системы; принцип работы нервной системы.
Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
Называть: принцип деятельности нервной системы.
Характеризовать:
•сущность регуляции жизнедеятельности организма;
•роль нервной системы в организме.
| §9
|
|
|
ТЕМА 3. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (7часов)
|
10
| Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости»»
| 1
| Урок формирования новых знаний
| Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей.
| Вопросы учебника. Описание рисунка .
| Называть:
•особенности строения скелета человека;
•функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека.
Устанавливать взаимосвязь:
•между строением и функциями костей;
узнавать по немому рисунку строение отделов скелета.
| §10
|
|
|
11
| Скелет человека
| 1
| Урок формирования новых знаний
| Называть функции опорно-двигательной системы, описывать химический состав костей.
| Вопросы учебника.
Описание рисунка. Выполнение лабораторной работы
| Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.
Устанавливать взаимосвязь
между строением и функциями скелета.
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
| §11.
|
|
|
12
| Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей конечностей.
Лабораторная работа «Роль плечевого пояса в движениях руки»».
| 1
| Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
| Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы.
| Вопросы учебника.
Описание рисунка Выполнение лабораторной работы
| Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека
Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.
| §12.Оформить Л.Р. стр. 62
|
|
|
13-14
| Строение мышц Работа скелетных мышц и их регуляция.
Лабораторная работа «Утомление при статической работе»
| 2
| Комбинированный урок
| Выявлять влияние физических упражнений на развитие мускулатуры;
| Вопросы учебника.
Выполнение лабораторной работы
| Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.
| §13 оформить Л.Р. «Мышцы человеческого тела»
§14
|
|
|
15
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
| 1
| Комбинированный урок
| Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.
| Вопросы учебника.
| Знать заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Меры по предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Использовать приобретенные знания и умения для:
•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
•соблюдения мер профилактики нарушения осанки.
•соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;
•оказания первой помощи при травмах.
| Л.Р.проверить правильность осанки, наличие плоскостопия стр. 75
|
|
|
16
| Обобщение по теме: «Опора и движение».
| 1
| Урок контроля знаний
|
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах.
|
|
|
|
|
ТЕМА 4. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)
|
17
| Внутренняя среда организма. Кровь.
| 1
| Комбинированный урок
| Выделять существенные признаки процессов свертывания крови; переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявлять особенности между строением клеток и их функциями.
| Вопросы учебника.
Описание рис
| Называть признаки биологических объектов:
•составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы);
•составляющие плазмы.
| §17.
|
|
|
18
| Борьба организма с инфекциями. Иммунитет.
| 1
| Комбинированный урок
| Вопросы учебника.
Описание рисунка .
| Давать определение понятию иммунитет.
Называть виды иммунитета.
Объяснять проявление иммунитета у человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.
| §18.
|
|
|
19
| Тканевая совместимость и переливание крови.
| 1
| Комбинированный урок
| Вопросы учебника. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.
тестирование
| Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.
| §19.
|
|
|