Урок на тему: «Класс Паукообразные»





Скачать 73.51 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Класс Паукообразные»
Дата публикации14.07.2013
Размер73.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок на тему: «Класс Паукообразные»

Учитель: Димитриева О.В.

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками паукообразных, их многообразием.

Задачи:

  • Показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше, раскрыть значение паукообразных в природе и их роль в жизни человека;

  • Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом;

  • Воспитывать бережное отношение к представителям данного класса и к окружающей нас природе.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации
Оборудование:

  • таблица «Внешнее и внутреннее строение паука-крестовика»,

  • проектор

Методы:

  • рассказ,

  • беседа с использованием презентации и наглядных пособий.

  • работа в группах

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания:

тест на тему «Класс Ракообразные»

  1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках – арахнология. И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

Среда обитания:

Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых животных освоивших сушу. Класс паукообразные объединяет более 36 тысяч видов довольно разнообразных по внешнему облику животных, обитающих на суше, реже – в воде. Немало среди них и паразитических форм. Внешность у пауков может быть разной, но есть признаки общие для всех.

Внешнее строение:

У пауков в отличие от насекомых нет антенн (усиков) и челюстей. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди, образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У большинства пауков их четыре пары. Головогрудь несет шесть пар конечностей. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое ротовое отверстие. У всех пауков в отличие от насекомых четыре, а не три пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

Паутина:

Начать бы с того, что без паутины паук не смог бы появиться на свет, но об этом я расскажу позже. Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка (Argyroneta aquatica) строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Короче говоря, я даже не берусь перечислить все те применения паутины, до которых «додумались» эти животные. Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина — наше всё!»
Внутреннее строение:

Работа в группах:

Каждая группа по учебнику находит особенности внутреннего строения паукообразных.

Особенности внутреннего строения паукообразных

Система органов

Органы системы

1. Нервная система

 

2. Кровеносная система

 

3. Дыхательная система

 

4. Выделительная система

 

5. Половая система

 

6. Пищеварительная система

 


А) дыхательная система

- Какие особенности дыхательной системы позволили паукообразным обитать на суше?

Б) пищеварительная система

Особенности пищеварения (работа с текстом учебника)

В) нервная система

Новое понятие «инстинкт»

Г) кровеносная система

-Расскажите о кровеносной системе членистоногих.

Д) половая система
Рассказ учителя об особенностях размножения, оплодотворения, заботе о потомстве.

Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков, включая упоминавшийся выше вид Argiope aurantia, эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам

Самки паукообразных носят яйца и молодь на себе. У пауков самки охраняют кокон и ухаживают за ним, а иногда носят его с собой в хелицерах или прикрепив к паутинным бородавкам. У некоторых пауков мать носит на себе и паучат, вышедших из кокона. А у некоторых — еще и кормит их убитой добычей
Многообразие паукообразных:

Рассказ учителя с показом презентации. После просмотра презентации учащиеся отвечают на вопросы:

«Отряд Пауки»

1.Где встречаются пауки?

2. Что представляет собой паутина? Все ли пауки строят ловчую сеть.

3. Какой паук в воде рождается, в воде живет, охотится и умирает?

Ответ: Паук серебрянка строит под водой воздушный колокол из паутины, от которого тянутся нити ловчей сети. Паук чаще преследует водных беспозвоночных, чем ловит в сеть, но поедает добычу в колоколе.

«Отряд Скорпионы»

1.Где встречаются скорпионы?

2.Каковы особенности строения тела скорпионов?

3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Для чего скорпионы используют его?

«Отряд Сенокосцы».

1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?

2. Почему сенокосцев называют «косиножками»?

3. Плетут ли паутину сенокосцы?

«Отряд Клещи»

1.Каковы особенности тела клещей?

2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары?

3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе таёжного клеща?

- Каковы меры защиты от таёжного клеща при походе в лес? (слайд-схема)
lV . Закрепление изученного материала.

1 задание: Соотнесите рисунок с надписью (работа на интерактивной доске)

2 задание: Решите кроссворд, правильно ответив на вопросы.

1.Один из самых известных пауков, плетущих ловчие сети (крестовик)

2. Паукообразное с длинными и тонкими ногами (сенокосец)

3. Очень ядовитый южный паук, которого называют «чёрная смерть (каракурт)

4. Самый крупный из наших южных пауков (тарантул)

5. Южное паукообразное с клешнями, длинным «хвостом» (вытянутое брюшко и ядовитой иглой на его конце) (скорпион)

6. Паук, обитающий в воде ( серебрянка)
V. Задание на дом.

1. Изучить § 25, выписать новые термины, дать им объяснения

2. Составить кроссворд по теме «Паукообразные»
Литература для учителя:

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М. :Дрофа, 1999.

  2. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон,

  3. Д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М. : Мир, 1991.

  4. Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Х. :Скорпион,2000.



Литература для учащихся:

Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М.: Мысль, 1995.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: коллекции Насекомых, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconТема урока: «Тип членистоногие. Класс паукообразные»
Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок по теме «Членистоногие»
Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; продолжение формирования понятийного аппарата по данной теме. Развитие...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрока: Класс Паукообразные. Тип урока
...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок на тему: «Петр I новатор в истории России»
Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconТема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Паукообразные (Arachnida)
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок по русскому языку в 8 классе на тему: «Назывные предложения»
Оборудование. Современные песни на тему “Зима”. Иллюстрации и слайды “Зимний пейзаж”. Учебник “Русский язык. 8 класс под редакцией...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрока Урок №1. 6 класс
...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок права 10 класс. Тема: «Конституция Российской Федерации»
Данный урок входит в систему уроков посвящённых изучению Конституции Р. Ф. по праву. Всего на эту тему отводится 16 часов
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок по теме: «Действия с обыкновенными дробями» 6 класс. Цели урока
Сегодня на уроке мы должны повторить тему дроби и все действия с обыкновенными дробями. Сегодняшний урок это урок путешествия по...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconРеферат «паукообразные»
Ученица 3 «г» класса моу сош №39 Илюхина Вероника Пахомова О. В
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconУрок на тему: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Средства обучения: презентация урока, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», коллекции «Расчлененный рак», раздаточный...
Урок на тему: «Класс Паукообразные» iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск