Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой





Скачать 201.39 Kb.
НазваниеОбозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой
Дата публикации17.11.2014
Размер201.39 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат



2. Содержание вступительного экзамена


2.1. Содержание разделов

I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИИ

Экология как наука, познающая живой облик биосферы. Введение термина "экология" Эрнстом Геккелем в 1866 г. для обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой материи изучаемые экологией (организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера). Две группы задач и соответствующие им подходы в современной экологии. (1) Изучение механизмов, определяющих распространение и обилие организмов (популяционный подход). (2) Изучение протекающих с участием организмов процессов трансформации вещества и энергии в экосистемах и биосфере (экосистемный и подход). Возможности и ограничения каждого из подходов. Объяснительное начало современной экологии. Роль теоретических моделей (гипотез), экспериментов и полевых наблюдений.

II. ЭКОЛОГИЯ ОСОБИ

Организм как дискретная самовоспроизводящаяся структура, связанная обменом веществ с окружающей средой. Два типа экологических факторов: условия и ресурсы. Диапазон условий (температуры, влажности, солевого состава и др.), в пределах которого возможно существование и размножение организмов. Кривая толерантности. Многомерная модель экологической ниши. Взаимодействие факторов. Переживание неблагоприятных условий в покоящемся состоянии.

Обменные процессы, связывающие организмы со средой. Биогенные элементы. Зависимость организмов от разных источников энергии (фототрофы и хемотрофы) и разных источников углерода (автотрофы и гетеротрофы)

Зависимость интенсивности обмена и скорости развития от температуры. Правило "суммы температур".

Жизненные циклы. Полициклические (размножающиеся многократно) и моноциклические (размножающиеся однократно) организмы. Конкуренция за ресурсы между разными функциями. Представление о r- и К-отборе.

III. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ

Определение популяции в экологии и генетике. Генетическая неоднородность популяции. Иерархическая структура популяций. Локальные популяции и метапопуляции.

Статические характеристики популяции: общая численность, плотность, структура (размерная, возрастная, половая). Связь между размерами организмов и плотностью популяции. Соотношение затрат на охрану территории и получаемых при этом выгод.

Динамические характеристики популяции: скорость роста численности, рождаемость, смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции. Динамика популяции как баланс протекающих в ней процессов.Основные типы кривых выживания организмов. Демографические таблицы, учитывающие интенсивность размножения. Определение коэффициента воспроизводства R0. Время генерации и способы его оценки.

Рост народонаселения во всем мире и в отдельных регионах. Изменение кривой выживания по мере экономического развития и улучшения здравоохранения. Детская смертность. Различия в возрастной структуре и скорости роста популяций развитых и развивающихся стран.

Проблема динамики численности популяций. Логистическая модель регуляции роста численности: предпосылки и следствия. Эффект запаздывания и автоколебания численности. Воспроизведение автоколебательного режима в лабораторных экспериментах. Факторы зависимые и независимые от плотности. Минимальный размер популяции, необходимый для её благополучного существования. Проблема охраны редких и исчезающих видов. Красные книги.

IV. СООБЩЕСТВА

Определение сообщества. Различные подходы к выделению и описанию сообществ. Структура сообществ. Видовое разнообразие как интегральная характеристика сообщества. Индексы видового разнообразия, их зависимость от числа видов и соотношения их численностей. Роль конкуренции и хищничества в формировании и поддержании структуры сообществ. Островные сообщества: соотношение случайности заселения и биотических взаимодействий в формировании видового состава. Расхождение экологических ниш в сообществе. Основные типы эколого-ценотических стратегий по Л.Г.Раменскому и Ф.Грайму: виоленты (компетиторы), патиенты (стресс-толеранты) и эксплеренты (рудералы).

Динамика сообществ во времени. Первичные и вторичные сукцессии. Климаксные сообщества. Изменения видового разнообразия в ходе сукцессии. Связь между продуктивностью и разнообразием. Устойчивость сообществ. Локальная и общая устойчивость. Нарушение структуры сообществ под влиянием антропогенных воздействий. Разработка мер по охране биоразнообразия.

V.ЭКОСИСТЕМЫ

Экосистема как функциональная и структурная единица биосферы. Круговорот биогенных элементов. Трудности определения границ экосистемы: несовпадение пространственно-временных масштабов круговоротов разных элементов. Ограниченное число биогеохимических функций. Возможность интегральной оценки физиологической активности больших групп организмов.

Основные функциональные группы организмов в экосистеме. Продуценты, консументы и редуценты. Условность границы между консументами и редуцентами. Биотрофы и сапротрофы. Биомасса и продукция. Лимитирование первичной продукции различными факторами (освещенностью, температурой, влажностью, концентрацией биогенных элементов). Утилизация первичной продукции в трофических цепях. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Трофическая сеть и трофические уровни. Пирамида продукций. Регуляция отдельных уровней "снизу" и "сверху".

Водные экосистемы. Плотность воды и ее зависимость от температуры. Проникновение света на глубину: снижение освещенности и изменение спектрального состава. Вертикальная структура водной толщи. Жизнь в толще воды и на дне. Планктон, нектон, бентос. Пелагиаль и литораль. Основные группы продуцентов: фитопланктон и макрофиты. Первичная продукция фитопланктона и методы её определения. Факторы, ограничивающие продукцию фитопланктона. Основные группы консументов и редуцентов в водной среде. Зоопланктон и его роль в минерализации органического вещества. Гетеротрофные бактерии. Взвешенное и растворенное органическое вещество. Детрит. Схема потоков вещества и энергии в пелагической экосистеме.

Океанические экосистемы. Неравномерность распределения первичной продукции по акватории океана. Высокая продуктивность прибрежных зон и районов подъема глубинных вод (апвеллингов). Низкая продуктивность большей части мирового океана и её возможные причины. Фиксация атмосферного азота. Специфические экосистемы, развивающиеся на глубине в местах выхода богатых сульфидами термальных вод.

Континентальные водоемы. Озеро как экосистема. Термический и кислородный режим озера. Стратификация водной толщи. Разные типы озер (олиготрофное, мезотрофное, евтрофное). Роль фосфора в лимитировании первичной продукции. Биогенная "нагрузка" и евтрофирование. Меры предотвращения евтрофирования. Контроль за развитием "снизу" (недостатком биогенов) и "сверху" (за счет пресса фитофагов).

Особенности речных экосистем. Соотношение автохтонного и аллохтонного органического вещества. Загрязнение рек и меры его предотвращения. Искусственное зарегулирование стока рек и его экологические последствия.

Наземные экосистемы. Особенности их организации, отличия от экосистем водных. Определяющая роль высших растений. Важность детритных пищевых цепей. Почва и происходящие в ней процессы трансформации вещества. Принципиальные отличия трофической организации наземных экосистем от пелагических. Основные типы растительных формаций Земного шара. Их распределение в зависимости от климатических условий. Первичная продукция в наземных экосистемах разного типа.

VI. БИОСФЕРА И МЕСТО В НЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Биосфера как охваченная жизнью область планеты Земля. Наличие воды и атмосферы. Их роль в поддержании определенного температурного режима. Атмосфера Земли в сравнении с атмосферами других планет. Особая роль организмов. Биосфера как гигантская система жизнеобеспечения. Концепция биосферы В.И.Вернадского и концепция Геи Дж.Лавлока.

Биосферный цикл углерода. Содержание углерода в разных формах в литосфере, атмосфере, гидросфере и биоте. Многолетние, сезонные и широтные изменения концентрации СО2 в атмосфере. Парниковый эффект: механизм возникновения и возможные последствия. Другие газы, способствующие развитию парникового эффекта. Образование метана: роль естественных экосистем и антропогенных источников. Рост концентрации метана в атмосфере. Процессы противостоящие накоплению СО2 и СН4 в атмосфере. Опасность глобального потепления.

Биосферный цикл азота. Азотфиксация в океане и на суше. Роль различных групп микроорганизмов. Значение азота как ресурса, лимитирующего первичную продукцию в океане. Ограничение азотфиксации нехваткой других биогенных элементов. Нитрификация и денитрификация. Азотфиксация на суше. Особая роль азотфиксирующих симбионтов высших растений. Производство и применение азотных удобрений.

Биосферный цикл серы. Решающая роль микроорганизмов. Образование сероводорода в водоемах как результат восстановления сульфатов сульфатредуцирующими бактериями. Сероводородная зона Черного моря. Загрязнение атмосферы диоксидом серы, выбрасываемым промышленными предприятиями. Кислотные дожди и их воздействие на озера, реки и леса.

Биосферный цикл фосфора. Ведущая роль геохимических процессов. Отсутствие в атмосфере газообразных соединений фосфора. Лимитирование фосфором первичной продукции в континентальных водоемах. Евтрофирование водоемов. Фосфорные удобрения.

Биосферный цикл кислорода и его сопряженность с циклом углерода. Свободный кислород атмосферы и его происхождение. Озоновый слой и опасность его разрушения.

Эволюция биосферы. Определяющая роль прокариот в становлении и поддержании основных биогеохимических циклов. Начало формирования кислородной атмосферы (2 млрд. лет тому назад), распространение эукариот (1 млрд. лет назад), выход жизни на сушу и развитие высших растений (0,4 млрд. лет назад), становление современной биосферы. Осознание человеком своей ответственности перед остальной биосферой. Причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма к биоцентризму.
2.2. Вопросы вступительного экзамена

1. Экология как наука, познающая живой облик биосферы.

2. Динамика сообществ во времени. Первичные и вторичные сукцессии. Климаксные сообщества.

3. Биосферный цикл углерода. Содержание углерода в литосфере, атмосфере, гидросфере и биоте.

4. Развитие экологии на современном этапе.

5. Нарушение структуры сообществ под влиянием антропогенных воздействий.

6. Многолетние, сезонные и широтные изменения концентрации СО2 в атмосфере. Парниковый эффект: механизм возникновения и возможные последствия.

7. Уровни организации живой материи изучаемые экологией (организм, популяция, сообщество, экосистема, биосфера).

8. Экосистема как функциональная и структурная единица биосферы. Круговорот биогенных элементов.

9. Рост концентрации метана в атмосфере. Процессы противостоящие накоплению СО2 и СН4 в атмосфере. Опасность глобального потепления.

10. Две группы задач и соответствующие им подходы в современной экологии.

11. Основные функциональные группы организмов в экосистеме. Продуценты, консументы и редуценты.

12. Биосферный цикл азота. Азотфиксация в океане и на суше. Роль различных групп микроорганизмов.

13. Организм как дискретная самовоспроизводящаяся структура, связанная обменом веществ с окружающей средой.

14. Биомасса и продукция. Лимитирование первичной продукции различными факторами (освещенностью, температурой, влажностью, концентрацией биогенных элементов).

15. . Азотфиксация на суше. Особая роль азотфиксирующих симбионтов высших растений. Производство и применение азотных удобрений.

16. Два типа экологических факторов: условия и ресурсы.

17. Водные экосистемы. Плотность воды и ее зависимость от температуры.

18. Биосферный цикл серы. Решающая роль микроорганизмов.

19. Диапазон условий температуры, влажности, солевого состава и др., в пределах которого возможно существование и размножение организмов.

20. Жизнь в толще воды и на дне. Планктон, нектон, бентос. Пелагиаль и литораль. Основные группы продуцентов: фитопланктон и макрофиты.

21. Образование сероводорода в водоемах как результат восстановления сульфатов сульфатредуцирующими бактериями.Сероводородная зона Черного моря.

22. Многомерная модель экологической ниши.

23. Океанические экосистемы. Неравномерность распределения первичной продукции по акватории океана.

24. Загрязнение атмосферы диоксидом серы, выбрасываемым промышленными предприятиями.

25. Зависимость организмов от разных источников энергии (фототрофы и хемотрофы) и разных источников углерода (автотрофы и гетеротрофы).

26. Континентальные водоемы. Озеро как экосистема. Термический и кислородный режим озера. Стратификация водной толщи.

27. Кислотные дожди и их воздействие на озера, реки и леса.

28. Зависимость интенсивности обмена и скорости развития от температуры. Правило "суммы температур.

29. Особенности речных экосистем. Соотношение автохтонного и аллохтонного органического вещества.

30. Биосферный цикл фосфора. Ведущая роль геохимических процессов.

31. Жизненные циклы. Полициклические (размножающиеся многократно) и моноциклические (размножающиеся однократно) организмы.

32 Загрязнение рек и меры его предотвращения.

33. Отсутствие в атмосфере газообразных соединений фосфора. Фосфорные удобрения.

34. Определение популяции в экологии и генетике. Генетическая неоднородность популяции. Иерархическая структура популяций. Локальные популяции и метапопуляции.

35. Искусственное зарегулирование стока рек и его экологические последствия.

36. Причины, побуждающие охранять природу.

37. Рост народонаселения во всем мире и в отдельных регионах. Изменение кривой выживания по мере экономического развития и улучшения здравоохранения.

38. Наземные экосистемы. Особенности их организации, отличия от экосистем водных. Определяющая роль высших растений.

39. Биосферный цикл кислорода и его сопряженность с циклом углерода. Свободный кислород атмосферы и его происхождение.

40. Различия в возрастной структуре и скорости роста популяций развитых и развивающихся стран.

41. Почва и происходящие в ней процессы трансформации вещества.

42. Озоновый слой и опасность его разрушения.

43. Проблема охраны редких и исчезающих видов. Красные книги.

44. Основные типы растительных формаций Земного шара. Их распределение в зависимости от климатических условий.

45. Эволюция биосферы. Определяющая роль прокариот в становлении и поддержании основных биогеохимических циклов.

46. Определение сообщества. Различные подходы к выделению и описанию сообществ. Структура сообществ.

3. Содержание и требования к вступительному реферату (научным публикациям)


3.1. Требования к реферату.

Реферат по специальности должен носить исследовательский характер. Объем 25-35 страниц машинописного текста (без приложений) через 1,5 интервала, шрифт TimesNewRoman, номер 14 pt; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, выравнивание по ширине. В тексте реферата должны быть ссылки на информационные источники, схемы, таблицы, рисунки и приложения.

Реферат должен быть представлен в сброшюрованном виде и должен включать:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение

  • разделы (главы) основной части;

  • заключение;

  • список использованных источников

  • приложения.

Автор реферата должен показать четкое понимание проблемы, знание фактического материала и умение его систематизировать и анализировать, ориентироваться в проблематике научных дискуссий и разных точках зрения на рассматриваемые проблемы, делать обоснованные выводы, прогнозировать перспективы дальнейшего исследования.

.По результатам проверки вступительного реферата оформляется заключение (Приложение 1).

3.2. Критерии оценки вступительного реферата

В ходе оценки реферата проводится анализ содержательных параметров работы, по итогам которого составляется заключение, включающее в себя краткие, но содержательные комментарии, где отмечаются как положительные качества реферата, так и его недостатки, влияющие на результат оценки.
3.3. Темы рефератов

1. Оценка текущего состояния использования и хранения отходов 1-4 класса опасности в Саратовской области.

2. Разработка Федеральной и региональной экологической политики.

3. Совершенствование технологий переработки и очистки углеводородного сырья.

4. Разработка теоретических основ и экологических методов восстановления нарушенных земель.

5. Разработка ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственных культур с целью получения экологически чистой продукции.

6. Оптимизация работы по выбросам в атмосферный воздух нефтеперерабатывающими предприятиями.

7. Использование отходов производства и потребления для рекультивации глиняных карьеров под лесопарковое назначение.

8. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду при разработке карьеров (глиняных, керамзитовых, щебенчатых).

9. Исследования состояния нарушенных почв: мониторинг, мелиорация, рекультивация

10. Совершенствование управления природоохранной деятельностью в Саратовской области
3.4. Требования к научным публикациям

При наличии у поступающего в аспирантуру опубликованных работ должен быть представлен списокпечатных трудов, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе (при наличии) (приложение 2), и их копии.


Список составляется по разделам в хронологической последовательности публикации работ со сквозной нумерацией:

а) научные работы;

б) авторские свидетельства, дипломы, патенты, лицензии, информационные карты, алгоритмы, проекты;

в) учебно-методические работы.

В графе 2 приводится полное наименование работы (тема) с уточнением в скобках вида публикации: монография, статья, тезисы, отчет о проведении научно-исследовательских работ, прошедший депонирование; учебник, учебное пособие, руководство, учебно-методическая разработка и другие. При необходимости указывается, на каком языке опубликована работа.

Опубликованной считается учебно-методическая работа, прошедшая редакционно-издательскую обработку по рекомендации учебно-методического совета факультета или образовательной организации высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, прошедшая тиражирование и имеющая выходные сведения. Научная работа считается опубликованной в соответствии с установленными требованиями.

Если учебник (учебное пособие) допущен или рекомендован для использования в образовательном процессе, указывается, каким органом исполнительной власти или учебно-методическим объединением дана рекомендация.

В графе 3 указывается форма объективного существования работы: печатная, рукописная, аудиовизуальная, компьютерная и др. Дипломы, авторские свидетельства, патенты, лицензии, информационные карты, алгоритмы, проекты не характеризуются (делается прочерк).

В графе 4 конкретизируются место и время публикации (издательство, номер или серия периодического издания, год); дается характеристика сборников (межвузовский, тематический, внутривузовский и пр.), место и год их издания; указывается тематика, категория, место и год проведения научных и методических конференций, симпозиумов, семинаров и съездов, в материалах которых содержатся тезисы доклада (выступления, сообщения): международные, всероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые, краевые, областные, межвузовские, вузовские (научно-педагогического состава, молодых специалистов, студентов и т.д.); место депонирования рукописей (организация), номер государственной регистрации, год депонирования, издание, где аннотирована депонированная работа; номер диплома на открытие, авторского свидетельства на изобретение, свидетельства на промышленный образец, дата выдачи; номер патента и дата выдачи; номер регистрации и дата оформления лицензии, информационной карты, алгоритма, проекта.

Все данные приводятся в соответствии с правилами библиографического описания литературы.

В графе 5 указывается количество печатных листов (п.л.) или страниц (с.) публикаций (дробью: в числителе - общий объем, в знаменателе - объем, принадлежащий соискателю).

В графе 6 перечисляются фамилии и инициалы соавторов в порядке их участия в работе. Из состава больших авторских коллективов приводятся фамилии первых пяти человек, после чего проставляется "и др., всего___ человек".

Работы, находящиеся в печати, положительные решения по заявкам на выдачу патентов и прочие не включаются. Не относятся к научным и учебно-методическим работам газетные статьи и другие публикации популярного характера.

Итоговые отчеты о проведении научно-исследовательских работ могут быть представлены отдельным списком по вышеуказанной форме.

По результатам собеседования и проверки представленных работ (публикаций) оформляется заключение (Приложение 3).

4. Процедура вступительного экзамена


Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности сдается в объеме вузовской программы профилирующей дисциплины или совокупности дисциплин, относящихся к данной специальности). Экзамен проводится в устной форме; время на подготовку к ответу – 1 час

Поступающий в аспирантуру должен продемонстрировать общенаучные и профессиональные компетенции, относящиеся к избранной научной отрасли и научной специальности, включающие:

- глубокое знание программного содержания специальных дисциплин;

- представления о фундаментальных работах и публикациях периодической печати в избранной научной области,

- представления о существующих проблемах в избранной научной области и основных направлениях их решения;

- умение логично и аргументировано излагать материал;

- навыки владения понятийно-исследовательским аппаратом применительно к к избранной научной отрасли, научной специальности и специализации;

- свободное владение материалом, изложенным в реферате.

Вступительные испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему(Приложение 4).

Протоколы вступительных экзаменов оформляются и регистрируются в Управлении подготовки научных кадров.

5. Критерии оценки результатов вступительного экзамена


Экзамен проводится по билетам, в билете три вопроса, в том числе один вопрос по теме вступительного реферата (по теме предполагаемого исследования). Развернутый устный ответ должен представлять собой связное, логически последовательное, аргументированное сообщение на заданную тему. Полнота и правильность ответа на вопросы билета оцениваются по следующим критериям: Знание предмета (дисциплины), Последовательность изложения материала и его языковое оформление, Ведение диалога с соблюдением норм литературного русского языка.Максимальное количество баллов на вступительном экзамене по экологии за ответ на три вопроса, указанные в билете 5 баллов («отлично»).

«Отлично» (5 баллов) ставится за ответ, соответствующий всем требованиям: глубокое знание дисциплины, с использованием при ответе информации (сведений) из дополнительных специальных источников; логичность и доказательность изложения материала, с грамотным использованием ключевых терминов, определений и понятий дисциплин; грамотное ведение диалога по существу обсуждаемых вопросов дисциплины.

«Хорошо» (4 балла) ставится за ответ, не полностью соответствующий требованиям: твердое (уверенное) знание базовых положений дисциплины в пределах основной образовательной программы; логичность и доказательность изложения материала, но допущены 1-3 неточности при использовании ключевых терминов, определений и понятий дисциплины; уверенное (твердое, убежденное) ведение диалога по существу обсуждаемых вопросов билета.

«Удовлетворительно» (3 балла) ставится за ответ, соответствующий только нескольким из требований: неуверенное знание и понимание основных положений

основной образовательной программы; изложение материала непоследовательно,

неуверенное использование ключевых терминов, определений и понятий дисциплины; уверенное ведение диалога, но не по существу вопросов билета.

«Неудовлетворительно» (2 балла) ставится за ответ, не соответствующий требованиям: незнание большей части изучаемой дисциплины; изложение материала непоследовательно, незнание ключевых терминов, определений и понятий дисциплины; уверенное или неуверенное ведение диалога, но не по существу вопросов билета.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение вступительного экзамена


6.1. Литература (базовая, основная и дополнительная)

Базовая

  1. Задачи по экологии и методика их решения. Басов В.М. (2007, 160с.)

  2. Краткий курс общей экологии. Ч. 1 и 2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. (БГПУ; 2011, 386с.)

  3. Общая экология. Дроздов В.В. (РГГМУ; 2011, 412с.)

  4. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986, в 2-х томах

  5. Экология. Разумова Е.Р. (МИЭМП; 2010, 172с.)


Основная

  1. Годин, А. М. Экологический менеджмент / А. М. Годин. - М.: Издат.-торгов. корпорация "Дашков и К", 2012. - 88 с.

  2. Коробкин, В.И. Экология: учебник для вузов /В.И. Коробкин. - Изд. 18-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Д.: Феникс, 2012.

  3. Хаскин В.В. Экология человека: Учеб.пособие/В.В. Хаскин, Т.А. Акимова, Т.А. Трифонова. – М.: ЗАО «Издательство» Экономика», 2008. – 367с.

  4. Хаскин В.В., Акимова Т.А., Трифонова Т.А. Экология человека. Учебн. пособ. М., ЗАО «Издательство «Экономика»», 2008

  5. Черняховский Э. Р. Управление экологической безопасностью: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 248 с.

  6. Экологическая экспертиза. Под ред. Питулько В.М. (2010, 528с.)

  7. Экологические основы природопользования. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. (2008, 320с.)

  8. Экологический менеджмент предприятия. Белов Г.В. (2006, 240с.)

  9. Экологический мониторинг. Горшков М.В. (ТГЭУ; 2010, 313с.)

  10. Экологический практикум. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. (2012, 176с.)

  11. Экологическое право: учеб. – М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – 400 с.

  12. Экология и экономика природопользования: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец./Под ред. Э.В. Гирусова. – М,:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с.


Дополнительная

  1. Krebs С. Ecology: The experimental analysis of distribution andabundance. (3d edition). N. Y.: Harper and Row, 1985

  2. MacArthur R. Geographical ecology: Patterns in the distribution ofspecies. N. Y.: HarperandRow, 1972

  3. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология: особи, популяции исообщества. М.: Мир, 1989, в 2-х томах

  4. Геоэкология. Промышленная экология. Мананков А.В. (2010, 204с.)

  5. Гиляров A.M. Популяционная экология. М.: Изд-во Московск.гос. унив-та, 1990

  6. Маргалеф Р. Облик биосферы. М.: Наука, 1992

  7. Материалы для изучения курса общей экологии с основами средоведения и экологии человека. Шабанов Д.А., Кравченко М.А. (2009, 292с.)

  8. Общая экология. Лазуткина Ю.С., Сомин В.А. (АлтГТУ; 2007, 134с.)

  9. Основы экологии. Маврищев В.В. (Минск, 2007, 447с.)

  10. Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году. Сорокин Н.Д. (2009, 696с.)

  11. Промышленная экология. Алябышева Е.А. и др. (МарГУ; 2010, 110с.)

  12. Смуров А.В., Полищук Л.В. Количественные методы оценкиосновных популяционных показателей: статический идинамический аспекты. М.: Изд-во Московск. гос. унив-та, 1989

  13. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980

  14. Федеральный закон "Об охране окружающей среды". –М, 2001.

  15. Экологическое сознание. Медведев В.И., Алдашева А.А. (2001, 2-е изд., 384с.)

  16. Экология города. Под ред. Денисова В.В. (2008, 832с.)

  17. Экология и экономика природопользования: учебник/ под ред. Э.В. Гирусова – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с.

  18. Экология растений. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. (2009, 400с.

  19. Экология. Горелов А.А. (2009, 400с.)

  20. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Павлов А.Н. (2005, 343с.)


6.2. Интернет-ресурсы

  1. Гильдия экологов. http//www. ecoguild.ru/

  2. Гринпис России. www.greenpeas.org/russia/ru

  3. Институт устойчивого развития. www.sustainabledevelopment.ru

  4. Международная инициатива ХартияЗемли в России. www.earthcharter.ru

  5. НПО «Эколайн». www.ecoline.ru

  6. Российский региональный экологический центр. rusrec.ru

  7. Фонд «социальная экология». http//www.soc-eco.ru/

  8. Фонд имени В.И. Вернадского. www.vernadsky.ru

  9. Центр экологической политики и культуры www.ecologyandculture.ru



Составитель: с.-х.н., проф Титов В.Н.,к.б.н., доцент Жанабекова Е.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой icon«клииО» Проводит II межрегиональную викторину в рамках 2013 года- года Экологии для обучающихся
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconТемы рефератов Взаимоотношения природы и общества. Вклад российских...
Неблагоприятные последствий антропогенной деятельности в различных природных зонах зоне тундр, зона тайги, зона смешанных лесов,...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconТемы рефератов Предмет и задачи экологии. История экологии как науки....

Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи курса экологии человека. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Живая и неживая природа; признаки живой природы; уровни организации живой материи
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconВариант 1 Главный объект изучения в экологии: Популяции; Экосистемы;...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconУчебник содержит базовые сведения по экологии и рациональному использованию...
Гальперин. – 2- е изд. – Москва: ид «форум»: инфра-м, 2013. – 255, [1] с.: ил. Библиогр.: с. 248 – 249. Гриф
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconТема Количество часов
Практическое применение достижений современной биологии в промышленности, сельском хозяйстве, биотехнологии, в воспитании бережного...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconУчебно-методический комплекс современная экология и глобальные экологические...
Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами современной экологии как современной комплексной фундаментальной...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconРеферат по курсу: Социальная экология тема: Формирование различных экосистем
К экологии часто относят большое количество смежных отраслей знаний, главным образом из области охраны окружающей среды. В данной...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоология с основами экологии»
Характеристика таксонов дается в филогенетическом плане и в неразрывной связи животных со средой их обитания, подчеркивая приспособительный...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconУровни организации живой природы
Держания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой icon1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки
Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контрольной работы по всему...
Обозначения науки о взаимодействиях организма и среды. Множественность корней современной экологии. Развитие экологии в 20-м столетии. Уровни организации живой iconТемы рефератов Возникновение социальной экологии как экологии города...
Возникновение социальной экологии как экологии города в 20-х годах ХХ века (Парк и Берджесс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск