Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека».





Скачать 153.33 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека».
Дата публикации01.03.2015
Размер153.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Т.П. Лукиной «Экология человека». Сборник программ. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 48с. Авторы: ИМ. Швец, М.З. Федорова, Т.П. Лукина, В.С. Кучменко.

Программа предмета «Экология человека» рассчитана на 35 ч.

Рабочая программа ориентирована на учащихся общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.

Главные цели курса - формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

Курс «Экология человека» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).

В предлагаемой программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы. В программе курса «Экология человека» 8 лабораторных и 3 практических работы.

Для расширения кругозора школьников и развития умения использовать полученные знания в жизни рекомендуются экскурсии по темам: «Здоровье и образ жизни», «Взаимное влияние организма человека и окружающей среды».

В программе наряду с основным материалом имеется дополнительный для ознакомительного изучения, используемый по усмотрению учителя. Преподаватель имеет возможность изменить предлагаемое распределение часов на изучение тем в зависимости от уровня знаний учащихся.

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

  • о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

  • о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем ор
    ганов;

  • об основных условиях сохранения здоровья;

  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

  • оценивать состояние здоровья;

  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двига
    тельной активности, труда, отдыха и др.);

  • применять способы закаливания и ухода за кожей;

  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

  • проводить наблюдения и самонаблюдения.

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

В течение учебного года осуществляется контроль: 4 теста, 1 зачет.

Для оценивания достижений учащихся предполагается следовать нормам, определенным в локальном акте образовательного учреждения.

Система условных обозначений: * - маркировка содержания продвинутого уровня.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

1. Подготовка рефератов и докладов.

2. Выполнение заданий письменной контрольной работы.

3. Ответы на тесты.

4. Групповые дискуссии.

5. Самостоятельная работа с учебником.

6. Устные ответы на вопросы.

7. Заполнение таблиц.

8. Подготовка к заключительному контролю знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека; какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

  • влияние климатических факторов на здоровье;

  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

  • последствия вредных привычек;

  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

  • давать оценку диетам;

  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • выполнения основных видов физических упражнений;

  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

  • предупреждения переутомления;

  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • уходе за больными.

Перечень учебно-методического обеспечения

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Структура экологии человека.

Экологические факторы.

Здоровый образ жизни.

Загрязнение окружающей среды.

Экологическая катастрофа.

Представители разных рас, различных типов телосложения.

Приспособления человека к сезонным изменениям.

Экстремальные факторы.

Вредные привычки.

Опорно-двигательная система человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Кровеносная система человека.

Дыхательная система.

Состав пищи.

Содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

Культура питания.

Воздействие солнечных лучей на кожу человека.

Средства и способы закаливания.

Чередование труда и отдыха.

Причины болезней движения.

Источники шума.

Типы темпераментов.

Изменения функций и работоспособности человека в течение суток.

Фазы сна.

Железы внутренней секреции.

Строение женской и мужской репродуктивной системы.

Этапы развития организма человека.

Классификация факторов риска внутриутробного развития.

Список литературы

Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

Методическая литература

(Список рекомендуемой литературы для учителя)

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.

  2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.

  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

  5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

  6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.

  7. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

  8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

  9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

  10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. — СПб.: КАРО, 2001.

  11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.

  12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990.

  13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

  14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.: Просвещение, 1988.

  16. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. – М. 1981.

  17. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

  18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

Дополнительные источники

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С.73-78.

  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

  4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.

  5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. - Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.

  6. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.

  7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.

  8. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.

  9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов. спорт, 1995. - 64 с.

  10. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - С.8-35, 138-174.

  11. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С. 146-169, 206-215, 262-304.

  12. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  13. Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.

  14. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.

  15. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.11-24, 24-38, 75-90, 131-136.

  16. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.

  17. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. – 159 с.

  18. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С. 41-61, 121-143, 174-226.

  19. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкульту-ра в школе. - 2001, № 2. - С.50-55.

  20. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиениче-ская гимнастика // Физкультура в школе. - 2000, № 3. - С.29-31.

  21. Мейгал А.Ю., Лупандин Ю.В., Антонен Е.Г., Стафеев В.Ф. Двигательная система человека (физиология, неврология, гигиена), Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.- 202 с.

  22. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С. 18-76, 87-89, 232-261.

  23. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.

  24. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М., 1999.

  25. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.

  26. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. -М.: Медицина, 1989. - С. 12-26, 47-54, 67-108, 110-126.

  27. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1986.

  28. Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.

  29. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С.152-156, 172-247.

  30. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.

  31. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.

  32. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.



Энциклопедии

  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.

  3. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.

  4. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.

Образовательные диски

1. Открытая биология 2.6. Автор курса – Д.И. Мамонтов. Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. ООО «Физикон», 2005.

2. Экология человека. Учебное пособие. Томск. Томский государственный университет Н.В. Мамонова, 2007.

Темы рефератов (проектов)

1. Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и особенности.

2. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

3. Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

4. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.

5. Климатические курорты нашей страны (или региона).

6. Прогноз погоды устами медика (о профилактике некоторых заболеваний.

7. Сохранение здоровья при путешествиях.

8. Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого общества.

9. Города Древнего мира (Афины, Спарта, Карфаген и др.): условия существования разных групп населения и их взаимоотношения с окружающей средой.

10. Условия существования городского (сельского) населения в эпоху феодализма.

11. Влияние капиталистического производства на природу и здоровье человека.

12. Наиболее актуальные экологические проблемы нашего региона.

13. История возникновения экологических проблем нашего региона.

14. Диета и здоровье.

15. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).

16. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

17. Способы закаливания.

18. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.

19. Циркадные ритмы и здоровье.

20. Электромагнитные поля и здоровье.

21. Факторы окружающей среды, положительные для здоровья.

22. Полезные и вредные для здоровья человека растения.

23. Полезные, вредные и опасные для здоровья человека животные.

24. Гидросфера и здоровье.

25. Литосфера и здоровье.

26. Атмосфера и здоровье.

27. Ионизирующая радиация и здоровье.

28. Нетрадиционная медицина.

29. Фитотерапия.

30. Народные средства в медицине.

31. Гигиена и мода.

  1. Лечебный массаж.

  2. Рацион и режим питания.

  3. Психическое здоровье (Психогигиена).

  4. Зачем идти к врачу, если ничего не болит?

  5. Православный пост и здоровье.

  6. Гигиена труда.

  7. Гигиена спорта.

  8. Лечение и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
Составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 №1089 (ред от 19. 10. 2009, с изм от 31. 01. 2012), на основе авторской программы Пономарева...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой (Природоведение. Биология. Экология. Программы....
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторской программы: В. М. Константинов, В. С. Кучменко, И. Н. Пономарева. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы»...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconПояснительная записка данная рабочая программа по предмету литература...
Литература для 10 класса составлена на основе примерной программы по данному предмету, которая обеспечивает выполнение стандарта...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по истории для X-XI классов составлена на основе...
Программа составлена на основе авторской программы О. В. Волобуева «История. Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по предмету информатика и икт класс
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике в соответствии...
Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Т. П. Лукиной «Экология человека». iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск