Российской Федерации Самарский государственный университет





Скачать 333.15 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Самарский государственный университет
страница1/3
Дата публикации16.03.2015
Размер333.15 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Биология > Основная образовательная программа
  1   2   3
Министерство образования и науки

Российской Федерации
Самарский государственный университет




Утверждаю:

Ректор

И.А. Носков


«____»____________________2011 г.






Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

020400.68 Биология

Магистерская программа «Экология»

Квалификация

Магистр

Самара

2011

Содержание

Стр.

1.

Общие положения

3

2.

Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника магистратуры по направлению 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

5

3.

Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения ООП по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

7

4.

Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

9

5.

Фактическое ресурсное обеспечение ООП магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

10

6.

Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

14

7.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

17

8.

Аннотации учебных программ магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

22

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 020400.68 Биология (магистра биологии) – магистерская программа «Экология» – является системой учебно-методических документов, сформированной на основе положений Федерального закона № 309 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (статья 5, п. 6), Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 020400.68 Биология (пункт 7.1 раздела VII «Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров») и рекомендаций Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экологиря», реализуемой в Самарском государственном университете
Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 020400.68 Биология высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 04 февраля 2010 г. № 100 и зарегистрированный в Минюсте России 25 февраля 2010 г. № 16496;

  • Нормативно-методические документы Министерства образования и науки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020400.68 Биология, утвержденная советом по биологии УМО по классическому университетскому образованию в 2010 г. (носит рекомендательный характер);

  • Устав Самарского государственного университета.

1.3. Общая характеристика ООП ВПО

1.3.1. Цель ООП

ООП магистратуры по направлению 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология», имеет своей целью развитие у студентов таких личностных качеств, как креативность, ответственность, толерантность, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала и когнитивных способностей, владение культурой мышления, стремление к воплощению в жизнь гуманистических идеалов, осознание социальной значимости профессии биолога, способность принимать организационные решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства оптимального и адекватного решения возможных конкретных задач или проблем при реализации своей профессиональной деятельности, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) компетенций. Особый упор в подготовке магистров биологии придается развитию у них научно-исследовательских качеств, умению планирования, постановки, выполнения и обобщения экспериментальных исследований по выбранной магистерской программе. Важно также формирование у студентов-магистрантов критического осмысления имеющихся фундаментальных научных теорий и концепций и объяснения полученных ими научных данных с позиций современной биологической науки. Все это емко и наглядно проявляется при защите студентами магистерских диссертаций.

Целью обучения в магистратуре по направлению 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология», является также формирование профессиональных компетенций, таких как понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности; владение основами теории фундаментальных разделов биологии; освоение основных теоретических и практических методов изучения живой материи по выбранной магистерской1 программе.

Магистр биологии в условиях развития науки и техники должен быть готов к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей, способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; понимать основные возможности приобретения новых знаний с использованием современных научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

1.3.2. Срок освоения ООП магистратуры

Срок освоения программы магистратуры составляет 2 (два) года при очной форме обучения.

1.3.3. Трудоемкость ООП магистратуры

Общая трудоемкость программы магистратуры, включая теоретическое обучение, сессии, практики, итоговую государственную аттестацию (ИГА) и каникулы, составляет 120 зачетных единиц (104 недели).

1.4 Требования к абитуриенту

Абитуриент, поступающий на основную образовательную программу по направлению 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология», должен иметь документ государственного образца о первой ступени высшего образования (уровень бакалавра). Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета университета. Список вступительных испытаний и необходимых документов ежегодно определяется Правилами приема в Самарский государственный университет.

2. Компетентностно-квалификационная характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП магистратуры по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

2.1. Область профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность бакалавров осуществляется в области биологии и включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. Сферой профессиональной деятельности выпускников являются научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации; органы охраны природы и управления природопользованием; общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования (в установленном порядке).

2.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020400.6 Биология, магистерская программа «Экология», являются: биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.

2.3. Виды профессиональной деятельности

Магистр по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология», готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательской,

научно-производственной,

проектной,

организационно-управленческой

педагогической (в установленном порядке).

2.4. Задачи профессиональной деятельности

Магистр по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология», должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии со специализацией;

формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования;

выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели;

освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов;

работа с научной информацией с использованием новых технологий;

обработка и критическая оценка результатов исследований;

подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

научно-производственная и проектная деятельность:

самостоятельное планирование и проведение полевых, лабораторно-прикладных работ, контроль биотехнологических процессов в соответствии со специализацией;

освоение и участие в создании новых биологических технологий;

организация получения биологического материала;

планирование и проведение природоохранных предприятий;

планирование и проведение биомониторинга и оценки состояния природной среды;

сбор и анализ имеющейся информации по проблеме с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации;

обработка, критический анализ полученных данных;

подготовка и публикация обзоров, статей, научно-технических отчетов, патентов и проектов;

подготовка нормативных методических документов.

организационная и управленческая деятельность:

планирование и осуществление:

лабораторных и полевых исследований в соответствии со специализацией;

мероприятий по охране природы, биомониторингу, экологической экспертизе, оценке и восстановлению биоресурсов;

семинаров и конференций;

подготовка материалов к публикации;

патентная работа;

составление проектной, сметной и отчетной документации;

подготовка научно-технических проектов.

педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной квалификацией):

подготовка и чтение курсов лекций;

организация учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях, руководство дипломными работами студентов.
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения ООП по направлению подготовки 020400.68 Биология, магистерская программа «Экология»

Выпускник биологического факультета Самарского государственного университета по направлению подготовки «Биология» с квалификацией «магистр» должен обладать следующими компетенциями.

а) общекультурными (ОК):

способен к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1);

способен к инновационной деятельности (ОК-2);

способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3);

понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания (ОК-4);

проявляет инициативу, в том числе в ситуациях риска, способен брать на себя всю полноту ответственности, способен к поиску решений в нестандартных ситуациях (ОК-5);

способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6).

б) профессиональными компетенциями (ПК):

понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач (ПК-1);

знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению (ПК-2);

самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов (ПК-3);

демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющее общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-4);

демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов (ПК-5);

творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации (ПК-6);

понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7);

использует навыки организации и руководства работой профессиональных коллективов, способен к междисциплинарному общению и к свободному деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах (ПК-8);

профессионально оформляет, представляет и докладывает результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9);

глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10);

умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения (ПК-12);

самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации (ПК-13);

планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией (ПК-14);

использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями ООП магистратуры), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности (ПК-15);

имеет навыки формирования учебного материала, чтения лекций, готов к преподаванию в высшей школе и руководству научно-исследовательскими работами (НИР) студентов, умеет представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-16);

понимает структуру и систему современных экологических наук, их место и связи в биологическом образовательном пространстве (ПК-17);

имеет фундаментальные экологические знания, понимает основополагающие экологические проблемы и пути их решения (ПК-18);

владеет современными экологическими методами, способен выполнять новейшие научные исследования в области экологических дисциплин (ПК-19);

понимает пути и методы применения экологических знаний на практике с целью эффективного решения социальных и личностно-ориентированных вопросов (ПК-20);

способен определять цели, намечать пути решения, изыскивать резервы и осуществлять руководство научно-исследовательской группой по выполнению конкретных заданий экологического характера (ПК-21).
Приведенные выше компетенции магистров вырабатываются в ходе выполнения обучающимися требований ООП магистратуры, а также в ходе формирования межличностных отношений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Иас – совокупности взаимоувязанных автоматизированных систем, объединенных общей целью функционирования
Российской Федерации Самарский государственный университет iconОптимизация диагностических и лечебных мероприятий при хроническом пылевом бронхите
Работа выполнена в гоу впо самарский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный технический университет...
Проектирование технологии сборки изделий: Метод посбие, курс и дипл проектир. / Самар гос техн универс. Сост. И. К. Рыльцев, Самара,...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconЭффективность многокомпонентной системы индивидуальной подготовки...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconМетодические указания Самара Самарский государственный технический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Самарский государственный университет iconОсобенности нарушения биомеханики малого круга кровообращения и центральной...
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Самарский государственный...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconМинистерство образования Российской федерации Государственное образовательное...
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Российской Федерации Самарский государственный университет iconПрограмма и методические указания Самара 2009 Министерство образования...
Методические указания имеют практическое значение не только для организации учебного процесса, но и для помощи будущим преподавателям...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1
Настоящие правила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconПрограмма спецкурса власть и общество российской провинции в революции...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу впо «Самарский государственный университет»
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992г. №3266-1
Настоящие правила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский...
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск