Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания.





Скачать 122.11 Kb.
НазваниеПрограмма предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания.
Дата публикации24.03.2015
Размер122.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. В ее содержании предусмотрена практическая деятельность учащихся, способствующая их социализации. Блочно-модульное построение программы, разнообразие заданий, различная направленность и разный уровень трудности позволяют реализовывать право выбора каждым учеником заданий, соответствующих его возможностям и способностям.

Программа обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции.

Структура программы отражает основное содержание курса и рассчитана на 34 учебных часа, или один час в неделю. В ней предусмотрены практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Методические подходы и организация занятий

  • Теоретические занятия - лекции, беседы (возможны дискуссии).

  • Проверка усвоения знаний - семинары-практикумы, зачеты.

  • Групповая работа - практические работы и исследовательская деятельность школьников.

  • Результаты самостоятельной и групповой исследовательской деятельности представляются на конференции.

По окончании изучения курса проводится конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи» и защита рефератов учащимися по выбранным ими темам.

Программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Цель курса

в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, экологически

грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности

Основные задачи курса

  • формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью и окружающей среде

  • воспитание привычки к здоровому образу жизни

  • укрепление и углубление знаний о строении и функциях человеческого организма

  • знакомство с факторами, благоприятствующими здоровью и нарушающими его

  • формирование у учащихся понятия соотношения биологического и социального в человеке

  • становление системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.)

  • выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, в общении с другими людьми, гармоничного взаимодействия и устойчивого развития в системе «Природа - общество».

Учащиеся должны уметь

  • аргументировано объяснять положение человека в системе животного мира

  • характеризовать причины и следствия прогрессивной эволюции человека

  • обоснованно объяснять влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье человека

  • учитывать влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели в стране

  • объективно относиться к окружающему миру, воспринимать и его как значимое условие существования многообразия жизни и культуры.

Критерии оценки

Деятельность учащихся оценивается в соответствии с задачами курса и в

зависимости от их участия в исследовательской и практической деятельности

по пятибалльной системе.

Содержание программы

Введение (2 часа)

Проблема здоровья в жизни современного человека. Болезни цивилизации.

Здоровье и факторы, его определяющие (7 часов)

Три аспекта здоровья индивида: физический, психологический, социальный. Зависимость состояния здоровья человека от состояния общества. Образ жизни человека в древности и в наше время. Зарождение представлений о ЗОЖ в Древней Греции и Древнем Риме. Гиппократ и его роль в формировании понятия «образ жизни». Стиль, уклад и качество жизни. Предусмотрены самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, участие в подготовке и проведении урока учителя истории.

Оценка состояния здоровья человека. Соматическое здоровье и его количественная оценка. Понятие «соматическое здоровье» Практическая работа №1. Самооценка состояния здоровья.

Здоровый образ жизни и факторы его составляющие (5 часов)

Специфика ЗОЖ. Биоэнергетический потенциал человека и его роль в профилактике неинфекционных заболеваний. Значение сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и мышечной систем человека в сохранении и улучшении здоровья. Факторы риска, аспекты антиникотиновой, антиалкогольной и антитоксиновой пропаганды. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой - доклады, сообщения, исторические справки.

Влияние движения на здоровье человека (4 часа)

Гиподинамия и гипокинезия - снижение энерготрат и уменьшение количества мышечных движений. Особенности оздоровительной тренировки, цель и задачи оздоровительной тренировки «Энергетическое правило скелетных мышц». Оздоровительный эффект и направленность физической нагрузки. Величина физической нагрузки и методы тренировки. Особенности дозировки: интенсивность, объем и частота занятий. Принципы закаливания Предусмотрена экскурсия в тренажерный зал, встречи со спортсменами, и с людьми творческих профессий.

Влияние питания на здоровье человека (5 часов)

Образ жизни и три коренных изменения в питании. «Фаддизм» как массовое увлечение различными диетами. Основы рационального питания. Биологически активные вещества, сохранение природных комплексов БАВ, использование пищевых добавок (возможно проведение дискуссии «Пищевые добавки «ЗА» и «ПРОТИВ») Практическая работа № 2. Расчет ежедневного рациона подростка, составление меню. Режим питания. Избыточное и недостаточное питание. Предусмотрена встреча со специалистом - диетологом, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой - доклады, сообщения, исторические справки.

Влияние сознания на здоровье человека (7 часов) Культура и здоровье. Знания, поведение и нравственные нормы, их влияние на образ жизни. Здоровье в иерархии потребностей человека, мотивация здоровья. Тревожность и ее причины, нормы поведения и общения, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу. Предусмотрено участие в подготовке и проведении урока психологов, учителя истории.

Полноценная семейная жизнь. Гармоничное супружество - один из компонентов ЗОЖ. Предусмотрена беседа с психологом.

Периодическая смена ближайшего окружения как одна из составляющих ЗОЖ. Рекомендовано участие в подготовке и проведении урока учителя географии.

Активная творческая жизнь. Роль труда в жизни человека. Практическая работа № 3. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Встреча с людьми творческих профессий в форме беседы за круглым столом.

Культура потребления медицинских услуг (2 часа) Причины низкой культуры потребления медицинских услуг. Основы гигиены и профилактики различных заболеваний. Рекомендовано участие в подготовке и проведении урока школьного или участкового врача. Традиционные и нетрадиционные методы сохранения здоровья (возможно проведение дискуссии)

Итоговое занятие (2 часа)

Конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи» или защита рефератов.

Календарно- тематическое планирование;


1.

Введение. Проблема здоровья в жизни современного человека

2.

Болезни цивилизации

3.

Здоровье и факторы, его определяющие

4.

Три аспекта здоровья индивида: физический, психологический, социальный

5.

Зависимость состояния здоровья человека от состояния общества Здоровье человека в древности и в средние века

6.

Состояние здоровья людей в эпоху раннего капитализма и в наши

ДНИ

7.

Стиль, уклад и качество жизни

8.

Соматическое здоровье и его количественная оценка

9.

Практическая работа № 1. Самооценка состояния здоровья

10.

Здоровый образ жизни и факторы, его составляющие

11.

Здоровье физическое и психическое, их взаимосвязь

12.

Биоэнергетический потенциал человека и его роль в профилактике неинфекционных заболеваний

13.

Значение сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и мышечной систем человека в сохранении и улучшении здоровья







14.

Факторы риска, болезни химической зависимости, аспекты антиникотиновой, антиалкогольной и антитоксиновой пропаганды

15.

Гиподинамия и гипокинезия - снижение энерготрат и уменьшение количества мышечных движений

16.

Особенности оздоровительной тренировки, ее цель и задачи. «Энергетическое правило скелетных мышц»

17.

Оздоровительный эффект и направленность физической нагрузки. Величина физической нагрузки и методы тренировки. Особенности дозировки: интенсивность, объем и частота занятий

18.

Принципы закаливания. Влияние движения на здоровье человека

19.

Влияние питания на здоровье человека. Образ жизни и три коренных изменения в питании

20.

«Фаддизм» как массовое увлечение различными диетами. Основы рационального питания

21.

Практическая работа № 2. Расчет ежедневного рациона подростка, составление меню

22.

Биологически активные вещества, сохранение природных комплексов БАВ, использование пищевых добавок

23.

Влияние сознания на здоровье человека. Культура и здоровье

24.

Знания, поведение и нравственные нормы, их влияние на образ жизни

25.

Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу Здоровье в иерархии потребностей человека, мотивация здоровья Тревожность и ее причины

26.

Полноценная семейная жизнь. Гармоничное супружество - один из компонентов ЗОЖ

27.

Периодическая смена ближайшего окружения, как одна из составляющих ЗОЖ

28.

Активная творческая жизнь

29.

Роль труда в жизни человека

30.

Практическая работа № 3. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья

31.

Причины низкой культуры потребления медицинских услуг Основы гигиены и профилактики различных заболеваний

32.

Традиционные и нетрадиционные методы сохранения здоровья

33.

Итоговое занятие. Конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи»

34.

Защита рефератов

ИТОГО: 34 часа

ЛИТЕРАТУРА


  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

  2. Г.А.Аделыиина, Ф.К.Адельшин. Генетика в задачах. М., Глобус, 2009.

  3. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград, Учитель, 2008

  4. Биология в таблицах 6-11 кл. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко М., Дрофа, 2008

  5. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И.Д. Зверев М., Просвещение, 2004

  6. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: ФиС, 2005г.

  7. Буянов М. И. Размышления о наркомании. М.: Просвещение, 2004г.

  8. Вайнбаум Я. С. Дозировка физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 2005г.

  9. Учебник Биология. человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., Дрофа, 2008

  10. Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5-9 кл. Г.С. Калинова и др. М., РОО «Образование и здоровье», 2005

  11. Электронный атлас для школьника «Анатомия» 8-11 класс CD диск 2004г


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconХарактеристика учебного
У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи живой и неживой...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconРабочая программа педагога улитина Елена Васильевна
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconУчебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconПояснительная записка предлагаемая программа предназначена для изучения...
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconКонспект урока взаимосвязь природы и общества фио (полностью) Прилуцкая Валентина Геннадьевна
Цель урока: дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. icon1. Введение Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого....
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. icon...
Знать уровни организации и свойства живого. Основные положения теории Ч. Дарвина Понимать, что естественная система живой природы...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Природоведение» 5 класс
Цель: сформулировать у учащихся представление о курсе «природа живая и неживая. 5 класс» как продолжение курса природоведения начальной...
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconЭнергоинформационная безопасность
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconУрок №1 урок №1 «тема. Растение целостный организм» Взаимосвязь органов....
Тело цветкового растения, как и любого другого, представляет собой живую саморегулирующуюся и
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и средой обитания
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconИз книги Елены Бембель
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск