ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа предусматривает изучение пространственно-временного положения человека в системе живой природы, формирующего в процессе эволюции динамическую взаимосвязь общества со средой обитания. В ее содержании предусмотрена практическая деятельность учащихся, способствующая их социализации. Блочно-модульное построение программы, разнообразие заданий, различная направленность и разный уровень трудности позволяют реализовывать право выбора каждым учеником заданий, соответствующих его возможностям и способностям.
Программа обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Структура программы отражает основное содержание курса и рассчитана на 34 учебных часа, или один час в неделю. В ней предусмотрены практические работы, экскурсии, встречи с интересными людьми и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Методические подходы и организация занятий
Теоретические занятия - лекции, беседы (возможны дискуссии).
Проверка усвоения знаний - семинары-практикумы, зачеты.
Групповая работа - практические работы и исследовательская деятельность школьников.
Результаты самостоятельной и групповой исследовательской деятельности представляются на конференции.
По окончании изучения курса проводится конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи» и защита рефератов учащимися по выбранным ими темам.
Программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Цель курса
в процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, экологически
грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности
Основные задачи курса
формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью и окружающей среде
воспитание привычки к здоровому образу жизни
укрепление и углубление знаний о строении и функциях человеческого организма
знакомство с факторами, благоприятствующими здоровью и нарушающими его
формирование у учащихся понятия соотношения биологического и социального в человеке
становление системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.)
выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, в общении с другими людьми, гармоничного взаимодействия и устойчивого развития в системе «Природа - общество».
Учащиеся должны уметь
аргументировано объяснять положение человека в системе животного мира
характеризовать причины и следствия прогрессивной эволюции человека
обоснованно объяснять влияние неблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье человека
учитывать влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели в стране
объективно относиться к окружающему миру, воспринимать и его как значимое условие существования многообразия жизни и культуры.
Критерии оценки
Деятельность учащихся оценивается в соответствии с задачами курса и в
зависимости от их участия в исследовательской и практической деятельности
по пятибалльной системе.
Содержание программы
Введение (2 часа)
Проблема здоровья в жизни современного человека. Болезни цивилизации.
Здоровье и факторы, его определяющие (7 часов)
Три аспекта здоровья индивида: физический, психологический, социальный. Зависимость состояния здоровья человека от состояния общества. Образ жизни человека в древности и в наше время. Зарождение представлений о ЗОЖ в Древней Греции и Древнем Риме. Гиппократ и его роль в формировании понятия «образ жизни». Стиль, уклад и качество жизни. Предусмотрены самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, участие в подготовке и проведении урока учителя истории.
Оценка состояния здоровья человека. Соматическое здоровье и его количественная оценка. Понятие «соматическое здоровье» Практическая работа №1. Самооценка состояния здоровья.
Здоровый образ жизни и факторы его составляющие (5 часов)
Специфика ЗОЖ. Биоэнергетический потенциал человека и его роль в профилактике неинфекционных заболеваний. Значение сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и мышечной систем человека в сохранении и улучшении здоровья. Факторы риска, аспекты антиникотиновой, антиалкогольной и антитоксиновой пропаганды. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой - доклады, сообщения, исторические справки.
Влияние движения на здоровье человека (4 часа)
Гиподинамия и гипокинезия - снижение энерготрат и уменьшение количества мышечных движений. Особенности оздоровительной тренировки, цель и задачи оздоровительной тренировки «Энергетическое правило скелетных мышц». Оздоровительный эффект и направленность физической нагрузки. Величина физической нагрузки и методы тренировки. Особенности дозировки: интенсивность, объем и частота занятий. Принципы закаливания Предусмотрена экскурсия в тренажерный зал, встречи со спортсменами, и с людьми творческих профессий.
Влияние питания на здоровье человека (5 часов)
Образ жизни и три коренных изменения в питании. «Фаддизм» как массовое увлечение различными диетами. Основы рационального питания. Биологически активные вещества, сохранение природных комплексов БАВ, использование пищевых добавок (возможно проведение дискуссии «Пищевые добавки «ЗА» и «ПРОТИВ») Практическая работа № 2. Расчет ежедневного рациона подростка, составление меню. Режим питания. Избыточное и недостаточное питание. Предусмотрена встреча со специалистом - диетологом, самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой - доклады, сообщения, исторические справки.
Влияние сознания на здоровье человека (7 часов) Культура и здоровье. Знания, поведение и нравственные нормы, их влияние на образ жизни. Здоровье в иерархии потребностей человека, мотивация здоровья. Тревожность и ее причины, нормы поведения и общения, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу. Предусмотрено участие в подготовке и проведении урока психологов, учителя истории.
Полноценная семейная жизнь. Гармоничное супружество - один из компонентов ЗОЖ. Предусмотрена беседа с психологом.
Периодическая смена ближайшего окружения как одна из составляющих ЗОЖ. Рекомендовано участие в подготовке и проведении урока учителя географии.
Активная творческая жизнь. Роль труда в жизни человека. Практическая работа № 3. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. Встреча с людьми творческих профессий в форме беседы за круглым столом.
Культура потребления медицинских услуг (2 часа) Причины низкой культуры потребления медицинских услуг. Основы гигиены и профилактики различных заболеваний. Рекомендовано участие в подготовке и проведении урока школьного или участкового врача. Традиционные и нетрадиционные методы сохранения здоровья (возможно проведение дискуссии)
Итоговое занятие (2 часа)
Конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи» или защита рефератов.
Календарно- тематическое планирование;
1.
| Введение. Проблема здоровья в жизни современного человека
| 2.
| Болезни цивилизации
| 3.
| Здоровье и факторы, его определяющие
| 4.
| Три аспекта здоровья индивида: физический, психологический, социальный
| 5.
| Зависимость состояния здоровья человека от состояния общества Здоровье человека в древности и в средние века
| 6.
| Состояние здоровья людей в эпоху раннего капитализма и в наши
ДНИ
| 7.
| Стиль, уклад и качество жизни
| 8.
| Соматическое здоровье и его количественная оценка
| 9.
| Практическая работа № 1. Самооценка состояния здоровья
| 10.
| Здоровый образ жизни и факторы, его составляющие
| 11.
| Здоровье физическое и психическое, их взаимосвязь
| 12.
| Биоэнергетический потенциал человека и его роль в профилактике неинфекционных заболеваний
| 13.
| Значение сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и мышечной систем человека в сохранении и улучшении здоровья
|
14.
| Факторы риска, болезни химической зависимости, аспекты антиникотиновой, антиалкогольной и антитоксиновой пропаганды
| 15.
| Гиподинамия и гипокинезия - снижение энерготрат и уменьшение количества мышечных движений
| 16.
| Особенности оздоровительной тренировки, ее цель и задачи. «Энергетическое правило скелетных мышц»
| 17.
| Оздоровительный эффект и направленность физической нагрузки. Величина физической нагрузки и методы тренировки. Особенности дозировки: интенсивность, объем и частота занятий
| 18.
| Принципы закаливания. Влияние движения на здоровье человека
| 19.
| Влияние питания на здоровье человека. Образ жизни и три коренных изменения в питании
| 20.
| «Фаддизм» как массовое увлечение различными диетами. Основы рационального питания
| 21.
| Практическая работа № 2. Расчет ежедневного рациона подростка, составление меню
| 22.
| Биологически активные вещества, сохранение природных комплексов БАВ, использование пищевых добавок
| 23.
| Влияние сознания на здоровье человека. Культура и здоровье
| 24.
| Знания, поведение и нравственные нормы, их влияние на образ жизни
| 25.
| Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу Здоровье в иерархии потребностей человека, мотивация здоровья Тревожность и ее причины
| 26.
| Полноценная семейная жизнь. Гармоничное супружество - один из компонентов ЗОЖ
| 27.
| Периодическая смена ближайшего окружения, как одна из составляющих ЗОЖ
| 28.
| Активная творческая жизнь
| 29.
| Роль труда в жизни человека
| 30.
| Практическая работа № 3. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья
| 31.
| Причины низкой культуры потребления медицинских услуг Основы гигиены и профилактики различных заболеваний
| 32.
| Традиционные и нетрадиционные методы сохранения здоровья
| 33.
| Итоговое занятие. Конференция «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи»
| 34.
| Защита рефератов
| ИТОГО: 34 часа
ЛИТЕРАТУРА
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Г.А.Аделыиина, Ф.К.Адельшин. Генетика в задачах. М., Глобус, 2009.
М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград, Учитель, 2008
Биология в таблицах 6-11 кл. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко М., Дрофа, 2008
Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека И.Д. Зверев М., Просвещение, 2004
Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: ФиС, 2005г.
Буянов М. И. Размышления о наркомании. М.: Просвещение, 2004г.
Вайнбаум Я. С. Дозировка физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 2005г.
Учебник Биология. человек 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., Дрофа, 2008
Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии 5-9 кл. Г.С. Калинова и др. М., РОО «Образование и здоровье», 2005
Электронный атлас для школьника «Анатомия» 8-11 класс CD диск 2004г
|