Скачать 79.82 Kb.
|
ЗАНЯТИЕ № 3ТЕМА: Ферменты как биологичексие катализаторы. Кинетика ферментативных реакций. Цель: Установить основные принципы обнаружения ферментов в биологических объектах (на примере амилазы и уреазы). Ознакомиться с основными свойствами ферментов и кинетикой ферментативных реакций. Дать количественную оценку активности некоторых гидролитических ферментов, имеющих клиническое значение. Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Синтезируются клетками организма. Все ферменты – термолабильны, т.е. оптимум действия 0º- 45º С. Ферменты специфичны (различают абсолютную и относительную специфичность); для своего действия требуют строго определенного значения рН. Ферменты обладают высокой каталитической активностью (например, холинэстераза за 1 сек расщепляет 300000 молекул ацетилхолина). Ферменты обнаруживают и оценивают по двум критериям: по появлению продуктов реакции или по исчезновению субстратов. Ферменты проявляют специфичность в отношении субстратов и типа реакции. Активность ферментов зависит от температуры, рН среды, концентрации субстрата [S] и концентрации фермента [Е]. Количественная оценка активности ферментов в биологических жидкостях (кровь, моча, слюна) широко используются в клинической практике для диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний. Как правило, активность ферментов увеличивается при заболеваниях печени, инфаркте миокарда и других видах патологии. При диагностике болезней, связанных с врожденной недостаточностью метаболизма, определение активности ферментов становится единственным критерием болезни. Количественная оценка активности ферментов основывается на измерении количества образовавшегося продукта реакции или убыли субстрата в единицу времени, отнесенного к 1 мг белка или 1 мл биологической жидкости. Вопросы для рассмотрения на занятии:
Практическая работа Опыт № 1: Обнаружение активности уреазы (КФ 3.5.1.5.) и установление ее специфичности. Принцип метода. Уреаза катализирует гидролиз мочевины по следующей реакции: NH2–CO–NH2 + H2O 2 NH3 + CO2 В отличие от мочевины, уреаза не действует на тиомочевину – вещество, структурно сходное NH2–CS–NH2. Техника выполнения.
Содержимое обеих пробирок встряхивают, оставляют на несколько минут при комнатной температуре и наблюдают появление розово-малиновой окраски в пробирке с мочевиной (за счет защелачивания среды аммиаком) и отсутствие окраски в пробирке с тиомочевиной. В протоколе:
Опыт № 2: Термолабильность ферментов на примере амилазы слюны. Амилаза слюны (К.Ф. 3.2.1.1.) расщепляет гидролитически крахмал по следующей схеме: (С6Н10О5)n декстрины С12Н22О11 ( мальтоза) Активность амилазы слюны обнаруживают по исчезновению синего окрашивания крахмала при взаимодействии с раствором йода. Техника выполнения.
Запишите свои наблюдения. Опыт № 3: Влияние рН на активность амилазы слюны. Техника выполнения. В 3 пробирки наливают по 2 мл буферных растворов с различными значениями рН: 1,0; 7,0; 10,0. Затем в каждую пробирку добавляют по 1 мл слюны (разведение 1:10) и по 1 мл 1 % раствора крахмала. Через 10 минут инкубации содержимое всех пробирок проверяют на наличие крахмала реакцией с йодом. Укажите значение рН, при котором произошло полное расщепление крахмала. Нарисуйте график зависимости активности амилазы от рН среды. Опыт № 4: Количественное определение диастазы (амилазы) в моче амилокластическим методом (по Каравею). В клинической практике широко применяется количественное определение диастазы (панкреатической амилазы) в моче. Появление этого фермента в моче связано с деструкцией клеток поджелудочной железы при различной патологии и попадании фермента в кровь, а затем через почки в мочу. Уровень диастазы в моче характеризует обширность и глубину поражения поджелудочной железы и, следовательно, тяжесть заболевания. В связи с этим диастаза мочи резко повышается при острых и хронических панкреатитах. Принцип метода: α-амилаза гидролизует крахмал с образованием конечных продуктов, не дающих цветной реакции с йодом. При взаимодействии крахмала с йодом образуется окрашенный комплекс, оптическая плотность которого при 640 нм пропорциональна концентрации негидролизированного крахмала. Активность α-амилазы оценивают по уменьшению интенсивности окраски. Ход определения. В пробирки вносят реактивы по следующей схеме:
Определяют оптическую плотность холостой опытной проб при 670 нм (600–700 нм, красный светофильтр), относительно дистиллированной воды в кювете с толщиной слоя 1 см. Окраска стабильна в течении 10 мин. Активность α-амилазы выражают в миллиграммах или граммах крахмала, гидролизованного 1 л исследуемого образца за 1 сек инкубации при 37 ºС. Расчет производится по формуле: Активность, мг/л*сек = 44,4 , где Ак – оптическая плотность контрольной пробы; Ао – оптическая плотность опытной пробы; Нормальные величины: В сыворотке (плазме) крови 3,3–8,9 мг/л*сек; В моче до 44 мг/л*сек. ЗАНЯТИЕ № 4ТЕМА: Ферменты. Биологическая роль. Механизм и особенности фермен-тативного катализа. Кинетика ферментативных реакций. Цель: Рассмотреть современные представления о строении ферментов, их биологической роли и особенностях ферментативного катализа. Составить представление о механизме действия ферментов, изучить строение и участие в метаболизме кофакторов и коферментов. Контрольная работа: «Коферменты. Структура и биороль»
Вопросы для рассмотрения на занятии:
Самостоятельная работа Заполнить таблицу «Применение ферментов в медицине».
Рефераты
|
Введение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00.... В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: "Катализ", "Кинетика химических реакций" | ||
Метаболизм: фазы и стадии. Общий путь катаболизма Формирование представлений о метаболизме как совокупности взаимосвязанных ферментативных реакций в клетке, специфических и общей... | «Витамины» Кузина Людмила Одна из основных функций витаминов заключается в том, что они являются составной частью коферментов и необходимы для важнейших ферментативных... | ||
«Скорость химических реакций. Катализаторы» Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки... | Рабочая программа дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика» Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области... | ||
Программа учебной дисциплины «прикладная термодинамика и кинетика» Целями освоения дисциплины «Прикладная термодинамика и кинетика» являются приобретение студентами знаний и компетенций в области... | Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | ||
Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные... | ||
Тема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения... ... | Тема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и... | ||
Тема: «Патофизиология боли» Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения. Вегетативные компоненты болевых реакций | Урока: Образовательная Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;... | ||
Урок по химии 8 класс Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ Продолжить формировать умения пользоваться рядом напряжения металлов и таблицей растворимости и периодической системой Д. И. Меделеева... | Тема : основные углеводы организма Распределите ферменты в порядке действия на крахмал и продукты его расщепления при прохождении по пищеварительной системе |