«Скорость химических реакций. Катализаторы»





Скачать 79.39 Kb.
Название«Скорость химических реакций. Катализаторы»
Дата публикации01.09.2014
Размер79.39 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

Города Егорьевска Московской области


Урок:

«Скорость химических реакций. Катализаторы».

9 класс


Урок разработала

учитель химии

высшей категории

Яцына О.А.


2011 г.

Скорость химических реакций. Катализаторы.
Цели:

образовательные:

  • сформировать понятие скорости химической реакции;

  • выяснить экспериментально влияние различных факторов на скорость химических реакций;

  • продолжить формирование практических умений учащихся по проведению эксперимента.

Развивающие:

продолжить формирование компетенций учащихся:

  • учебно-познавательных,

  • коммуникативных и кооперативных,

  • информационных,

  • личностного самосовершенствования.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.


Оборудование:

    • компьютер;

    • мультимедийный проектор;

    • презентация с этапами урока;

    • лабораторное оборудование на столе учителя: демонстрационный экран, пробирки, раствор медного купороса и едкого натра, железный гвоздь;

    • лабораторное оборудование на столах учащихся: Zn, AI, растворы соляной кислоты разной концентрации, CaCO3 (кусочки и порошок), пробирки, спиртовки, спички, пинцеты, пробиркодержатели.

Ход урока


  1. Понятие «скорость химических реакций»


В начале урока сообщаю ребятам о том, что мы сегодня будем изучать процессы, нас окружающие, и рассмотрим, как они протекают. Демонстрирую два простых опыта. При этом прошу учащихся поднять руки, если они увидят признаки химической реакции. В две пробирки наливаю раствор медного купороса. В первую кладу гвоздь (поднятых рук еще нет), а во вторую приливаю раствор едкого натра (сразу появляются руки). Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки химической реакции, уравнение которой также записывается на доске.

Вопрос: чем отличаются эти два процесса?

Предполагаемый ответ: скоростью.

Вопрос: что же мы будем сегодня изучать?

Предполагаемый ответ: скорость химических реакций.

Учителем сообщается полная тема и цели урока (слайд № 1).

После того, как в тетрадях записали тему урока, предлагаю учащимся познакомиться с интересными фактами (слайд № 2).
Интересные факты:


  • Бальзак прочитывал 200 страниц за полчаса.




  • Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту, т.е. 12.000 знаков.




  • Археолог Р. Шлиман путём тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель.




  • Ураган движется со скоростью 125 миль в час.


Вопросы: как определить скорость движения автомобиля?

Как определить скорость химической реакции?

Предлагаю учащимся дать определение скорости химической реакции. Если у них это вызывает затруднения, прошу обратиться за помощью к тексту учебника. Далее записываем определение скорости химической реакции и формулу, по которой ее можно вычислить, в словарь терминов (слайд № 3).

Скорость химической реакции определяется изменением концентрации исходных веществ или продуктов реакции в единицу времени.




  1. Факторы, от которых зависит скорость химической реакции


Зависимость скорости химической реакции от различных факторов изучаем экспериментально в группах по 4 человека (класс был поделен на такие группы заранее).

Вопрос: как скоростью химических реакций можно управлять?

Предполагаемый ответ: скорость химических реакций зависит от ряда факторов:

1) природа реагирующих веществ

2) концентрация реагирующих веществ;

3) площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

4) температура;

5) катализатор, ингибиторов.

Эти факторы записываются на доске. Если учащиеся перечисляют не все факторы, учитель дополняет их ответ. Далее предлагаю проверить экспериментально влияние этих факторов на скорость химических реакций – работа в группах с инструктивными картами.

Инструктивная карта

Список группы _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Влияние природы реагирующих веществ.

    Наблюдения

    Уравнение реакции

    Вывод

    Баллы













  2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В каждую из них прилейте по1 мл. соляной кислоты разной концентрации.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы













  1. Влияние поверхности соприкосновения реагентов.

В одну пробирку опустите кусочек мела, а в другую насыпьте порошок мела. Налейте в обе пробирки по 1.5 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы













  1. Влияние температуры.

В две пробирки опустите по одной грануле алюминия. Налейте по 1 мл. соляной кислоты одинаковой концентрации в каждую пробирку. Одну из пробирок нагрейте над пламенем спиртовки.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы













  1. Влияние катализатора.

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Баллы














Каждый ученик в группе выполняет свою функцию: один – проделывает эксперимент, другой – пишет наблюдения, третий – уравнение процесса, четвертый – вывод. Конечно же, если ребятам нужно посовещаться, они могут это сделать. На такую работу при изучении каждого фактора отводится 3 минуты. Поэтому, чтобы успеть выполнить задание, в инструктивной карте записывается только уравнение химической реакции, а наблюдения и вывод ребята пишут на клейких листочках и затем их вклеивают в соответствующие графы. Потом следует взаимопроверка: группы меняются своими инструктивными картами и оценивают работу соседней группы (правильные записи озвучиваются ребятами, а уравнения химических реакций записываются на доске). При изучении 1 и 5 факторов из инструктивной карты использую Интернет – ресурсы (виртуальную лабораторию: слайд № 4 и № 5).

Химические процессы протекают как в неживой, так и в живой природе.

Вопрос: что же ускоряет биохимические процессы в клетках живых организмов?

Предполагаемый ответ: ферменты.

Сообщение учащегося: «Ферменты – биологические катализаторы».

Общий вывод: знание вопроса о скорости химической реакции имеет большое теоретическое и практическое значение: позволяет управлять химической реакцией и правильно планировать химические производства. Важнейший вопрос влияния на скорость химической реакции! Как замедлить вредные реакции и ускорить полезные? Если мы ответим на эти вопросы, то можем приблизиться к секрету замедления старения!

Вопрос: что такое старение (слайд № 6)?

Предполагаемый ответ: старение - это закономерный разрушительный процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей (если учащиеся затрудняются дать определение старения, говорю его сама).

Старение организма происходит под воздействием факторов окружающей среды и в первую очередь – кислорода. В соответствии с фактором концентрации – кислорода нужно использовать меньше.

Вопрос, какой напрашивается вывод?

Предполагаемый ответ: жить в горах. Дышать реже (дышим реже во сне).

Вопрос: как учесть фактор температуры?

Предполагаемый ответ: снижается температура тела во сне, следовательно, больше спать и с открытым окном.

Ингибиторы замедляют процессы старения, а ими являются антиоксиданты (витамин С), косметические средства.

После такой беседы предлагаю к следующему уроку составить рецепт долголетия, где нужно не только предложить рекомендации, замедляющие старение, но и обосновать их. Рецепт долголетия оформить на листе формата «А» 4, используя свои дизайнерские способности и компьютерные технологии. На следующем уроке будет происходить защита таких рецептов и выставка самых лучших из них.

Закрепление материала идет в виде игры «Счастливый случай» (слайд № 7 - № 13).

Команды выбирают вопросы друг другу и за правильные ответы полуют по 1 баллу. Если какая-то команда не может ответить на свой вопрос, это может сделать другая желающая команда. После такой игры подсчитываются баллы, которые заработали команды в ходе всего урока (баллы в инструктивной карте и при закреплении изученного материала) и выставляются оценки командам-победителям.

Домашнее задание слайд № 14.

Самостоятельная работа (2-3 мин.): вставьте подходящие по смыслу слова.

I вариант

Фамилия, имя _________________________



  1. Скорость химической реакции определяется изменением концентрации исходных веществ или продуктов реакции в __________________________ _____________________________.

  2. Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ, их _____________________, поверхности соприкосновения, ________________________, присутствия некоторых веществ.

  3. Биологическими катализаторами являются ______________________.

  4. Вещества, которые замедляют скорость химических реакций, называются _______________________.


II вариант

Фамилия, имя _________________________



  1. Скорость химической реакции определяется изменением ____________________ исходных веществ или продуктов реакции в единицу времени.

  2. Скорость химической реакции зависит от ______________________ реагирующих веществ, их концентрации, поверхности соприкосновения, температуры, присутствия __________________ и _____________________.

  3. Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются ________________________.


После выполнения самостоятельной работы осуществляется взаимопроверка по слайду № 15. Характер данной работы скорее всего не оценочный, а диагностический (выявление пробелов при изучении данной темы у каждого ученика).

Подведение итогов урока и выставление оценок.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconТема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconВариант скорость химических реакций. Химическое равновесие
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconТема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций»
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: знают: понятия скорость химической реакции, катализ, катализаторы, ингибиторы; факторы, влияющие на скорость химической...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconТема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения...
...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconВведение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconУрок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции»
Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconУрока: Образовательная
Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;...
«Скорость химических реакций. Катализаторы» iconКонспект урока по теме «Скорость химических реакций»
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск