Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций»





Скачать 312.49 Kb.
НазваниеТема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций»
страница1/3
Дата публикации15.09.2013
Размер312.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3
Тема 13. мЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«сКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
1. Место и значение темы в курсе химии средней школы

Изучение темы «Скорость химической реакции» в средней школе имеет большое теоретическое и практическое значение для понимания учащимися закономерностей протекания различных химических процессов, способствуя тем самым, формированию и развитию логического мышления и мировоззрения. Данная тема является теоретической базой для последующего изучения технологических процессов производства в области химии. Поэтому, одной из актуальных задач педагогов и методистов является совершенствование методики изучения вопросов, входящих в данную тему, повышая, тем самым, эффективность обучения.

Тема «Скорость химических реакций» изучается в курсе химии средней школы, в зависимости от авторских программ в 8-11 классах.

О. С. Габриелян описывает тему «Скорость химических реакций» в 8 классе и, в соавторстве с Г. Г. Лысовой, – в 11 классе. Л. С. Гузей в соавторстве с Р. П. Суровцевой и В. В. Сорокиным описывает в учебнике для 8 класса, в соавторстве с Р. П. Суровцевой в 10 классе.

На тему отводится от 2 до 6 уроков, в зависимости от авторской программы.

Данная тема занимает ключевые позиции, наряду с другими, поскольку позволяет понять механизмы и сущность протекания тех или иных химических процессов. Изучение темы помогает учащимся учиться абстрактно мыслить, поскольку сущность некоторых явлений нельзя показать на конкретных примерах. В связи с этим, при изучении темы необходимо активно привлекать проблему и химический эксперимент, поскольку такая постановка материала позволит учащимся продуктивнее мыслить, лучше понимать сущность изучаемых явлений.

Объяснение понятий зависимости скорости реакций от катализатора приводится на основе теории активированного комплекса. Эта теория в сочетании с кинетической теорией молекулярного движения позволяет понять, как влияют на скорость различные факторы (концентрация, температура, катализатор и др.). Эти представления позволяют не только связать между собой ранее изученные теории, но и создают основу для последующего рассмотрения равновесий в химических системах.

Приступая к изучению темы «Скорость химических реакций», учащиеся уже знают, что различные реакции протекают с разными скоростями. Однако, они совершенно не представляют себе, как объяснить эти различия и как связать их с изменениями энергии при реакциях, или с кинетической теорией газов и т.п.

Значение этой темы целесообразно рассматривать в трех аспектах.
а). Для формирования знаний и умений учащихся по химии. Изучение основных закономерностей химических реакций позволяет учащимся понять связь теории и практики и продолжить дальнейшее изучение химии. В процессе изучения темы, учащиеся получают новую для них информацию, тем самым формируются новые понятия темы, такие как скорость химических реакций, механизмы их протекания, понятия о катализе и т.д. Тема является теоретической базой для формирования понятий научных принципов процессов производства. Знания темы создают возможность управления химическими процессами. Практические умения и навыки учащихся формируется на практических занятиях (лабораторная работа с экспериментом). На практической работе у учащихся развиваются практические навыки обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, появляется практический интерес к наблюдаемым явлениям. При объяснении темы учителю следует опираться на ранее полученные знания учащихся из курса физики (строение атома, средняя скорость при неравномерном движении, ее зависимость от пути и времени), математики (математические выражения и их расчет), химии (строение вещества, периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева, атомно-молекулярное учение).
б). Для воспитания учащихся. Материал данной темы позволяет рассмотреть проблему охраны окружающей среды; дает возможность формировать у школьников бережное отношение к природе, гражданскую ответственность за ее сохранность; позволяет формировать научное мировоззрение путем установления взаимосвязей и взаимозависимостей явлений в ходе химических процессов и в природе. При изучении данной темы осуществляется трудовое воспитание и профориентация учеников. Учащиеся на практических занятиях формируют ответственность при проведении работ, учатся работать в коллективе; знание техники безопасности будет воспитывать у школьников внимательность и аккуратность при выполнении лабораторных опытов.
в). Для развития учащихся. Как было указано выше, для развития учеников необходимо привлекать постановку проблемы и химический эксперимент. Постановка проблемных вопросов будет способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти. Химический эксперимент дает возможность визуально наблюдать химические явления, признаки химических реакций, наблюдать разницу в скорости протекания химических реакций. Появляется возможность глубже задуматься над причинами (факторами) влияющими на скорость химических реакций, что благотворно отражается на развитии мышления учащихся. На основе эксперимента школьники будут делать выводы о сущности этих факторов. Вербальные объяснения наблюдаемых явлений будут способствовать развитию речи, более грамотному изложению тех или иных понятий. При выполнении лабораторных опытов ученики будут развивать навыки работы в химической лаборатории.

Очень важно показать учащимся, что учение о скоростях химических реакций находится на переднем крае химической науки, т.к. наши знания в области механизмов реакции пока достаточно ограничены, и что в этой интересной и важной области исследований имеется открытое поле деятельности для способных и заинтересовавшихся химией учащихся. В частности, можно отметить, что лишь для очень небольшого числа реакций известно что-либо конкретное об их активированных комплексах, а в большинстве случаев точный механизм реакции не известен.
2. Тематический поурочный план

Приводится следующий примерный тематический поурочный план в соответствии с логикой изучаемого материала. Данный план отличается от традиционных и авторских тем, что уроки насыщены экспериментом. В план входит отдельный урок по решению задач, предлагается обобщение темы в виде самостоятельной работы (компьютерное тестирование).

Таблица 1.



Тема урока

Основные понятия

Межпредметные связи

Химический эксперимент

Домашнее задание

Скорость химических реакций

1

Скорость химических реакций. Влияние различных факторов на скорость реакции

Скорость химической реакции. Измерение и размерность скорости. Факторы, влияющие на скорость. Сущность факторов. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа. Катализатор.

Физика (строение атома). Математика (зависимость средней скорости от пути и времени).

Химический эксперимент, показывающий и подтверждающий влияние различных факторов на скорость реакции.

§13; вопросы и задания после параграфа.

2

Катализаторы в химических реакциях.

Катализаторы. Ферменты. Ингибиторы. Катализ. Энергия активации. Энергетический барьер.

Физика (энергия активации). Биология (ферменты, как биокатализаторы).

Оборудование: прибор для получения кислорода разложением пероксида водорода.

§14; вопросы и задания после параграфа.

3

Решение задач.

Скорость химических реакций. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа.

Физика, математика (работа с уравнениями и формулами).



Задачи по карточкам (выдаются учителем в конце урока).

4

Обобщение по теме «Скорость химических реакций». Самостоятельная работа (тестирование).

Повторение и закрепление изученных понятий по теме. Проверка знаний учащихся.

Физика. Математика. Биология.



Повторение изученного материала.


3. Основные понятия темы

В связи с тем, что учащиеся при изучении темы «Скорость химических реакций» сталкиваются с новыми понятиями необходимо продолжить ведение терминологического словаря, с помощью которого учащимся будет легче ориентироваться в материале. Мы предлагаем следующий вариант такого словаря, где термины и понятия систематизированы с учетом уже изученного материала.

Абсорбция – процесс аналогичный адсорбции. Абсорбция отлична от адсорбции тем, что при первой происходит поглощение веществ во всем объеме поглотителя – абсорбента (гомогенная система).

Адсорбция – процесс, при котором растворенные вещества поглощаются поверхностным слоем жидкости или твердого тела. Речь идет о гетерогенной системе. Примером может служить обесцвечивание раствора фуксина при действии активированного угля в качестве адсорбента.

Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства. Каждому элементу соответствует определенный вид атомов, строение которых определяет химическую индивидуальность элемента. Атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов. Атом в целом электронейтрален. Атомы могут существовать как в свободном состоянии, так и в соединении с атомами того же элемента или других элементов, образуя молекулы.

Атомно-молекулярное учение – теоретическое обобщение научных данных о строении и процессах взаимодействия веществ. Основы были заложены М.В. Ломоносовым, развиты Д. Дальтоном и другими учеными. Основные положения этого учения изложены в работе «Элементы математической химии» (1741). Сущность учения Ломоносова можно свести к следующим положениям: 1) вещества состоят из «корпускул» – молекул. 2) Молекулы состоят из «элементов» – атомов. 3) Частицы – молекулы и атомы – находятся в непрерывном движении. Тепловое состояние тел есть результат движения их частиц. 4) Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из различных атомов. По Дальтону, простые вещества состоят только из атомов, и лишь сложные вещества из «сложных атомов», в современном понимании – молекул. Учение окончательно утвердилось в середине XIX века, на международном съезде химиков в г. Карлсруэ в 1860 г., где были приняты определения понятий молекулы и атома.

Активные молекулы – частицы, обладающие энергией, достаточной для осуществления данной химической реакции. Число таких молекул в системе зависит от факторов (условий), при которых осуществляется данная химическая реакция. Неактивные частицы можно сделать активными, если сообщить им необходимую дополнительную энергию, – этот процесс называется активацией.

Активаторы (в химии): 1) вещества (промоторы), добавление которых к катализатору увеличивает его активность, избирательность или устойчивость. Например, железный катализатор синтеза аммиака содержит несколько процентов Al2O3, K2O. Оксид ванадия V2O5 – катализатор окисления SO2 в SO3 – активируют добавками оксидов щелочных металлов. 2) Атомы элементов, вводимые в небольших количествах в кристаллическую решетку кристаллофосфоров, образующие вместе с окружающими их атомами решетки центры люминесценции кристаллофосфоров. Для кристаллофосфора сульфида цинка активаторами являются Cu, Ag, Au, Mn, редкоземельные элементы; для флюорита CaF2 – редкоземельные элементы. 3) Вещества, способствующие коррозии, например ионы водорода, кислород, растворенный в воде. В биохимии активаторами называют вещества, усиливающие действия ферментов.

Активация молекул – сообщение молекулам некоторой дополнительной энергии, необходимой для осуществления химического взаимодействия между ними. Один из способов активации – увеличение температуры: при повышении температуры число активных частиц сильно возрастает, благодаря чему резко увеличивается скорость химической реакции.

Активные центры – участки катализатора на которых осуществляется химическая реакция. Последние представляют собой негомогенные области кристаллических решеток, например, грани или углы субмикроскопических кристаллов. Активность определенных катализаторов увеличивается при введении строго контролируемых добавок – промоторов.

Гетерогенная система – неоднородная система, состоящая из нескольких однородных систем (фаз), отделенных поверхностью раздела. Фазы могут отличаться друг от друга по составу и свойствам. Примером могут служить: жидкость – насыщенный пар, насыщенный раствор с осадком; многие сплавы. Промежуточное положение между гетеро- и гомогенной системами занимают коллоидные растворы.

Гетерогенная химическая реакция – реакция, реагенты которой находятся в разных фазовых состояниях, в отличие от гомогенной химической реакции. Пример – горение серы: Sтв+→ S.

Гетерогенный катализ – каталитический химический процесс, осуществляемый в гетерогенной системе. В гетерогенном катализе реагенты и катализатор представлены разными фазами. Пример: окисление диоксида в триоксид серы в присутствии твердого катализатора – оксида ванадия V2O5:

2SO2 + O2 → 2SO3.

Исходные вещества и продукты реакции представлены газовой фазой, а катализатор твердой фазой.

Гомогенная система – физико-химическая система, состоящая из одной фазы. В гомогенной системе из двух и более компонентов каждый компонент распределен в массе другого в виде молекул, атомов, ионов. Составные части гомогенной системы нельзя отделить друг от друга механическим путем. Примерами таких систем служат: жидкие или твердые растворы, смесь газов и др.

Гомогенная химическая реакция – реакция, реагенты которой представлены одинаковыми фазовыми состояниями, т.е. реакция осуществляемая в гомогенной системе. Пример – взаимодействие газообразных оксида азота (II) и кислорода: 2NOг + → 2N.

Гомогенный катализ – каталитический химический процесс, осуществляемый в гомогенной системе. В гомогенном катализе реагенты и катализатор представлены одной фазой. Катализаторами здесь выступают кислоты и основания. Большинство этих реакций относятся к области органической химии.

Закон действия масс – закон, согласно которому скорость гомогенной химической реакции пропорциональна концентрации реагирующих веществ. Устанавливает соотношение между массами реагирующих веществ в химических реакциях при равновесии. З.д.м. установлен в 1864 – 1867 гг. К. Гульдбергом и П. Вааге. Согласно этому закону скорость, с которой вещества реагируют друг с другом зависит от их концентрации. З.д.м. широко используется при различных расчетах химических процессов. Математически этот закон можно записать: v=k[A]x[B]y, где k – константа скорости химической реакции; причем, x+y≤3, поскольку, тримолекулярные реакции практически не осуществимы.

Ингибиторы – вещества, замедляющие или предотвращающие реакции окисления, полимеризации, окисления, коррозии металлов и др. Например: гидрохинон – ингибитор окисления бензальдегида; соединения технеция – ингибиторы коррозии сталей.

Катализ – явление изменения скорости химической реакции под действием катализаторов.

Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, не подвергаясь сами окончательному химическому превращению в данном процессе.

Каталитическая химическая реакция – химическая реакция, протекающая при наличии в системе катализатора.

Кинетика химическая – учение о скоростях химических реакций. Под кинетикой реакции понимают зависимость скорости данной реакции от концентрации реагирующих веществ, температуры и других параметров (потенциал электрода – в электрохимических реакциях, мощности дозы излучения в радиационно-химических реакциях и др.).

Кинетическое уравнение химической реакции – математическое выражение зависимости скорости химической реакции от концентраций реагентов:

,

где v – скорость химической реакции; k – константа скорости химической реакции; [А], [B] – равновесные концентрации веществ, x, y – стехиометрические коэффициенты в уравнении химической реакции.

Константа равновесия – постоянная величина. Равна отношению произведения равновесных концентраций всех продуктов реакции в степенях, равных стехиометрическим коэффициентам при каждом продукте в уравнении реакции, к произведению концентраций всех реагентов в соответствующих степенях. Для реакции вида jA+kBpR+qS, где A, B, R, S – химические вещества, участвующие в реакции, а j, k, p, q – соответствующие стехиометрические коэффициенты в данном уравнении реакции, согласно з.д.м., в условиях равновесия выполняется соотношение:

,

где К - константа равновесия.

Константа скорости химической реакции (k) – коэффициент пропорциональности в кинетическом уравнении, зависящий от природы реагирующих веществ и условий протекания реакции, и не зависящий от их концентраций. Физический смысл константы скорости: k=1 в случае, если исходные концентрации реагирующих веществ равны 1 моль/л.

Концентрация молярная (молярность) – физическая величина, показывающая содержание количества вещества в одном литре раствора или газа. М=. Где М – молярная концентрация, v – количество вещества, V – объем раствора или газа. Размерность – моль/л, или моль/м3.

Молекулярность реакции – определяется числом молекул, одновременным взаимодействием между которыми осуществляется акт химического превращения. Одностадийный процесс, в котором участвует только одна молекула, называется мономолекулярной. Одностадийные реакции могут протекать с участием двух (бимолекулярные) молекул или трех (тримолекулярные). Примером бимолекулярной реакции является реакция между монооксидом азота и озоном, приводящая к образованию диоксида азота и кислорода:



Обратимые химические реакции – реакции, которые при одних и тех же условиях могут одновременно протекать в противоположных направлениях. Пример: H2O + SO2H2SO3.

Порядок реакции – определяется по виду уравнения, выражающего зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ. Порядок реакции равен сумме показателей степеней концентраций в уравнении, выражающем вышеописанную зависимость. Это можно изобразить общей схемой A+BC+D, в данном случае порядок равен двум.

Правило Вант-Гоффа – показывает зависимость скорости реакции от температуры: при повышении температуры на каждые десять градусов, скорость большинства химических реакций возрастает в два-четыре раза: ,

где, - скорости реакций соответственно при конечной t2 и начальной t1 температурах, а γ – температурный коэффициент скорости реакции, который показывает, во сколько раз увеличивается скорость реакции с повышением температуры на каждые 10 ОС.

Принцип Ле Шателье – правило, согласно которому при оказании на систему, находящуюся в устойчивом равновесии внешнего воздействия, изменяя концентрацию реагентов, давление и температуру в системе, равновесие смещается в том направлении, в котором эффект воздействия уменьшается. Например, добавление водорода в равновесную систему 2N2+3H22NH3 смещает равновесие системы в таком направлении, чтобы концентрация водорода уменьшилось. Из этого следует, что равновесие смещается в направлении образования дополнительного количества NH3. Одновременно произойдет и некоторое уменьшение количества N2. Добавление в систему дополнительного количества N2 также вызовет смещение равновесия в сторону образования аммиака. Если в систему добавить NH3, равновесие сместится в направлении снижения концентрации NH3, то есть влево.

Равновесие химическое – такое состояние системы, при котором одновременно и непрерывно протекают реакции в обоих направлениях, так что количества веществ, которые превращаются в единицу времени в прямой реакции, равно количеству веществ, которые образуются в реакции, идущей в обратном направлении. Химическое равновесие носит динамический характер:

2NO22NO+O2

Скорость химической реакции (v) – изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени, при неизменном объеме системы. . Отрицательный знак в правой части уравнения говорит о том, что концентрация c исходного вещества уменьшается со временем.

Температура (t, T) – термодинамический параметр, характеризующий энергетическое состояние частиц вещества или системы. Измеряется в градусах Цельсия ОС, в этом случае температура обозначается t и в кельвинах К, в этом случае – T.

Температурный коэффициент (γ) – эмпирическая величина, показывающая, во сколько раз увеличивается скорость данной реакции, при повышении температуры на каждые десять градусов.

Фаза – компонент гетерогенной системы, обладающий одинаковыми химическими и термодинамическими свойствами, ограничивающие поверхность раздела; носитель физических, физико-химических и химических свойств веществ. Например, лед-вода при 0 ОС вместе – двухфазная система: жидкая фаза – вода, твердая – лед.

Ферменты (энзимы) – органические катализаторы белковой природы, вырабатываемые клетками живых организмов; участвуют во всех биохимических процессах; обладают большой активностью и специфичностью действий. Примеры: амилаза, мальтаза, панкреатин и другие.

Фотохимические реакции – химические реакции, вызываемые действием света . Например: фотосинтез в растениях, распад бромида серебра в светочувствительном слое фотопластинки, превращение молекул кислорода в озон в верхних слоях атмосферы, взаимодействие хлора с водородом на свету с образованием HCl и др.

Экзотермические реакции – реакции, протекающие с выделением энергии. Пример: горение угля.

C+O2=CO2+394 кДж

Эндотермические реакции – реакции, протекающие с поглощением энергии. Пример: разложение СаСО3 на СаО и СО2.

CaCO3→CaO+CO2

Энергия активации (Е) – представляет собой тот избыток энергии, которым должны обладать молекулы реагентов по сравнению со средней энергией, чтобы между ними произошла химическая реакция.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconТема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconТема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения...
...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconТема 11. Методика изучения темы "Периодический закон и периодическая...
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconВариант скорость химических реакций. Химическое равновесие
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Формирование у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconВведение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconУрок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции»
Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconУрока: Образовательная
Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» iconКонспект урока по теме «Скорость химических реакций»
Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей...
Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» icon«Скорость химических реакций. Катализаторы»
Прошу записать на доске уравнение данного химического процесса. После этого возвращаемся к первой пробирке, где уже видны признаки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск