Скачать 119.27 Kb.
|
Конспект урока по теме «Скорость химических реакций» Тема: Скорость химических реакций Класс: 9 Тип урока: изучение нового материала Цели урока: Образовательные: начать формирование представлений о средней скорости химической реакции. В результате исследовательской работы показать влияние на скорость химической реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь соприкосновения, температура и присутствие катализатора. Продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке химической науки, умение планировать свой ответ, работать с различными источниками информации, читать и писать в быстром темпе, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым химическим явлениям, планировать эксперимент и прогнозировать его результат). Развивающие: 1) развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры и иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся, 2) развитие аналитических и учебно-логических навыков: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли, 3) развитие памяти, внимания, мышления, речи, 4) способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему лабораторных работ и демонстрационного эксперимента; 5) развитие учебно-информационных навыков: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов; 6) учебно-организационных: организовывать самостоятельную деятельность, работу в группах. Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, воспитание поддержки друг друга. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. Проложить формирование химической картины мира. В ходе выполнения лабораторной работы содействовать реализации трудового воспитания. Средства обучения: компьютер, мультимедийное сопровождение, документ-камера, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента в группах, опорные конспекты для учащихся. Методы и приемы обучения: рассказ, лабораторная работа, демонстрация, самостоятельная работа Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная Способы отслеживания результатов: тестирование (контроль за усвоением знаний). Этапы урока:
Эпиграф: «Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» (Д.И. Менделеев) Ход урока:
Главной идеей урока станут для нас слова нашего соотечественника, стоявшего у истоков химической науки. «Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И. Менделеев. Эти слова выбраны не зря, т.к. проведение химического эксперимента будет неотъемлемой частью вашей коллективной работы.
Давайте вспомним, что подразумевается под скоростью в физике? (Это длина пути, проделанного физическим телом за единицу времени. Отношение проделанного пути к единице времени). Что изменяется во времени при механическом движении? (Координаты тела, следовательно, длина пути). Скорость какого-либо процесса – это изменение какой-либо физической величины за единицу времени. Возможно, в понятии скорости химической реакции есть общее с понятием скорости движения. Теперь нужно найти величину, которая изменяется при протекании химической реакции. Давайте посмотрим на график (слайд 4). Что мы видим? С течением времени уменьшается концентрация исходных веществ, но увеличивается концентрация продуктов. Рассчитать скорость можно по изменению концентрации либо исходных веществ, либо продуктов. Формула будет выглядеть следующим образом: Если для расчета взята концентрация исходных веществ, то ставится знак «-», если продуктов, то «+». Скорость реакции измеряется в моль/(л•сек). Запишем, скорость реакции – это изменение концентрации одного из реагирующих веществ или продуктов реакции в единицу времени. Запишем формулу для расчета скорости химической реакции. Чтобы ответить на следующий важный вопрос: «какие факторы влияют на скорость химической реакции», вы сегодня будете работать как единым коллективом. Каждая группа будет изучать влияние отдельного фактора на скорость реакции и внесет свой вклад в решение данного вопроса. Чтобы работа в группах была слаженной, каждый будет выполнять свою роль. Вы сами выберете себе организатора, который будет руководить работой группы, экспериментатора, который будет осуществлять химический эксперимент, теоретика, который грамотно проанализирует проделанный опыт, запишет уравнения реакций и сформулирует вывод, докладчика, который изложит классу полученные вами результаты, хронометриста, который будет следить за тем, чтобы вы уложились в отведенные вам временные рамки. Чтобы был виден вклад вашей группы в общее дело, мы составим общий опорный конспект. Прежде чем приступать к работе, давайте вспомним основные правила техники безопасности. Так как вы сегодня работаете с обширным классом веществ, среди которых есть повышенной опасности – кислоты, то напомните, как следует работать с такими веществами? Какие правила техники безопасности должны соблюдать при работе со спиртовкой? У вас на столах карточки с инструкциями для выполнения опыта, а также карточки с таблицами, в которые вы вносите уравнения реакций и где формулируете вывод. Время на работу 5-6 минут. После этого вы выступаете перед классом с результатами своего исследования. Группа 1. Влияние природы реагирующих веществ. В две пробирки налейте по 1 мл серной кислоты H2SO4. В одну пробирку добавьте магний, в другую – цинк. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнения реакций. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 Вывод: скорость реакции зависит от природы реагирующих веществ. Чем активнее вещество, тем быстрее протекает реакция. Ребята, можно теоретически доказать правильность сделанных выводов. Если мы посмотрим в ряд активности метало, что увидим, что магний стоит левее, а значит он более активный металл, чем цинк. Группа 2. Влияние температуры. Лабораторный опыт. В две пробирки поместите на кончике шпателя оксид меди (II) СuO и налейте в каждую по 1 мл соляной кислоты. Одну пробирку нагрейте. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O Вывод: повышение температуры ускоряет реакцию. Группа 3. Влияние концентрации вещества. Лабораторный опыт. В две пробирки поместите по 1 грануле цинка. В одну пробирку налейте серную кислоту (1:5), в другую – (1:2). Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 Вывод: с повышением концентрации скорость реакции возрастает. Группа 4. Влияние поверхности соприкосновения веществ. Лабораторный опыт. В две конические колбы поместите соляную кислоту. В первую колбу бросьте кусочек мела, во вторую – насыпьте порошок мела. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O CO32- + 2H+ = CO2 + H2O Вывод: с увеличением поверхности соприкосновения веществ скорость увеличивается. Группа 5. Влияние катализатора. Лабораторный опыт. В две химических стакана налейте несколько мл пероксида водорода. В один стаканчик добавьте измельченный сырой картофель, в другой – вареный. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. 2H2O2 = O2 + 2H2O Вывод: есть вещества, который ускоряют протекание реакций – катализаторы. Эксперимент последней группы дает нам возможность порассуждать над природой катализатора. Пятая группа использовала биокатализатор. Я покажу эффективность неорганического катализатора. Как и представитель последней группы я беру пероксид водорода, но в качестве катализатора – оксид марганца (IV). Демонстрационный опыт. Поместить в коническую колбу 30 мл пероксида водорода, добавить в нее на кончике шпателя оксид марганца (IV). Данный опыт, показывает, что в качестве катализатора для одних и тех же реакций могут выступать разные вещества. Еще раз, подводя итог проделанной работе, обратим внимание на факторы, запишем их в тетради. Факторы, влияющие на скорость реакции:
Мы выяснили зависимость скорости реакции от влияния разных факторов. Чтобы закрепить их давайте выполним несколько заданий. Хочу сказать, что подобные задания встречаются в вопросах ЕГЭ по химии. Они могут быть разного уровня сложности. Тестовые задания базового уровня доступны каждому. Решение тестовых заданий (слайд 5). Ребята, посмотрите, при составлении теста компьютер выдал ошибку и дал некоторые варианты ответов на английском языке. Но мы попробуем преодолеть трудности. Решение тестовых заданий (слайды 6-7). Вот такой тип заданий (слайд 8) считается повышенной сложности и задания такой конструкции входят в часть В ЕГЭ. Таким образом, вы видите, что задания как базового, так и повышенного уровней сложности решаемы при овладении теоретическим материалом. Теперь давайте проверим, насколько была эффективной наша работа. Узнаем мы это с помощью графического диктанта. В самом графическом диктанте нет ничего сложного. Я предлагаю утверждения, если вы согласны, то ставите на готовом листочке «+», если нет, то «-». Подпишите свою фамилию на листочке. Утверждения:
Ответы: - - + + + - - - + + Передайте свой листочек соседу слева. Проверьте друг друга. Критерии отметки: 10 правильных ответов – оценка «5», 8-9 – «4», 5-7 – «3». Я надеюсь, что оценок «2» нет. Организаторы групп передайте листочки учителю. Любая теория не эффективна, пока мы не найдем ей практического применения. У вас на столах есть стикеры. Напишите на них, где в своей повседневной жизни вы сталкиваетесь с химическими реакциями, идущими с низкой и высокой скоростью. Учащиеся наклеивают свои листочки не доску, разделяя их на две группы: реакции, идущие с низкой и высокой скоростью.
Итак, мы хорошо сегодня поработали. Вы доказали, что умеете работать в коллективе. Чувство поддержки одноклассника является важным фактором для успешной деятельности, своего рода катализатором совместной работы. Я благодарю вас за урок. Мне хочется верить, что у вас осталось позитивное мнение об уроке. Я прошу вас поделиться своим мнением с помощью бумажки, которую вы при выходе из кабинета наклеите на соответствующие цветные листы. Желтый цвет – цвет позитивных эмоций, зеленый – нейтральный, спокойный, он для тех, кто воспринял работу на уроке равнодушно. Негатив имеет право на существование. Я оценю любое ваше мнение. Для вас красная бумага.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТОЧКИ С ИНСТРУКЦИЯМИ ДЛЯ ГРУПП Группа 1. Изучение влияния природы реагирующих веществ. В две пробирки налейте по 1 мл серной кислоты H2SO4. В одну пробирку добавьте магний, в другую – цинк. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнения реакций. Группа 2. Изучение влияния температуры. Лабораторный опыт. В две пробирки поместите на кончике шпателя оксид меди (II) СuO и налейте в каждую по 1 мл соляной кислоты. Одну пробирку нагрейте. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. Группа 3. Изучение влияния концентрации вещества. Лабораторный опыт. В две пробирки поместите по 1 грануле цинка. В одну пробирку налейте серную кислоту (1:5), в другую – (1:2). Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. Группа 4. Изучение влияния поверхности соприкосновения веществ. Лабораторный опыт. В две конические колбы поместите соляную кислоту. В первую колбу бросьте кусочек мела, во вторую – насыпьте порошок мела. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Группа 5. Изучение влияния катализатора. Лабораторный опыт. В две химических стакана налейте несколько мл пероксида водорода. В один стаканчик добавьте измельченный сырой картофель, в другой – вареный. Наблюдайте происходящие изменения. Запишите уравнение реакции. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУКЦИЯ ДОКЛАДЧИКУ Докладчику нужно положить свою заполненную таблицу по исследуемому фактору под экран документ-камеры и ответить на следующие вопросы:
Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА
Павлова Елена Сергеевна, учитель, МОБУ «Лицей № 5» г. Оренбурга |
Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций | Урок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций» Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно... | ||
Тема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные... | ||
Реферат по теме «Тепловой эффект химических реакций» «Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень... | Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | ||
Вариант скорость химических реакций. Химическое равновесие Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Конспект урока основные типы химических реакций фио (полностью) Щербакова Валерия Геннадьевна Познакомить учащихся с классификацией реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции | Конспект урока по химии в 8классе «Типы химических реакций» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Конспект урока по теме: «Химические свойства и применение этилена» фио (полностью) Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций | Урок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции» Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по... | ||
Урока: Образовательная Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;... | Тема 13. мЕтодика изучения темы «скорость химических реакций» Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | ||
Конспект урока движения. Скорость равномерного прямолинейного движения.... Тема и номер урока в теме: Скорость равномерного прямолинейного движения. (урок 10 в теме.) | Тема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения... ... |