Скачать 0.53 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор C.Н. Маммаев ________________________ “______”_____________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По микробиологии и вирусологии__________________________________ (наименование дисциплины) цикла ___________________________________________________________ для специальности _лечебное дело_060101___________________________ (шифр и наименование специальности) по специализации _________________________________________________ факультет_лечебный_______________________________________ кафедра_ микробиологии, вирусологии и иммунологии__________________ квалификация выпускника _ ________________________________________ форма обучения _очная_____________________________________________ (очная, заочная) курс_____________________________________________________________ семестр__________________________________________________________ всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) _______________________ лекции _______________________ 48 (часов) практические (семинарские) занятия ____ 96_ (часов) лабораторные занятия __________________-__ (часов) самостоятельная работа_________________72__ (часов) экзамен _________ V _____________ (семестр) зачет _____________-____________ (семестры) курсовая работа ____-_______________ (семестр) Махачкала 2014 г. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки ___060101 лечебное дело__________________________________________________________ Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Микробиологии, вирусологии и иммунологии ________________________ от «_12_» января_2013_г. Протокол № _1__ Заведующий кафедрой ___________________________ (Саидов М.С.) Рабочая программа согласована 1.Директор НМБ ДГМА ___________________________(Бекеева А.В.) 2.УМО ____________________________________ (Загирова Н.А.) 3.Зам. декана по__II__курсу_______________________ ( ________________.) по__II__курсу_______________________ (__________________) Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________ Председатель СФ ______________________________ (_____________________) Составители: зав.каф., доцент Саидов М.С.______ доц. _______ Царуева Т.В Рецензент: доцент каф. ______ Гаджиева А.Д._____ Выписка из ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело» 060101
1. Цели и задачи микробиологии, вирусологии, место в учебном процессе
Цель изучения микробиологии, вирусологии: Формирование у будущего врача-педиатра научного представления о роли бактерий, вирусов и грибов в этиологии, патогенезе заболеваний и поддержании нормальной жизнедеятельности человека, о механизмах иммунологического реагирования на чужеродные антигены и значение этих реакций в норме и при патологии. Это должно подготовить студента для дальнейшего изучения медико-биологических, профилактических и клинических учебных дисциплин по специальности «Лечебное дело» 060101 . Задачи изучения дисциплины в лекционном курсе - представить дидактически грамотно, в доступном и систематизированном виде выверенные научные данные по медицинской бактериологии, микологии, вирусологии и иммунологии, связав их с диагностикой, лечением и профилактикой актуальных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Задачи изучения дисциплины на практических занятиях - в ходе самостоятельной работы материализовать сугубо теоретические знания о свойствах микроорганизмов, методах их определения; овладеть первичными навыками и умениями, необходимыми в практике лечащего врача (взятие образцов биологического материала, техника безопасности при работе с инфекционным материалом, лабораторными животными, посудой и аппаратурой, микроскопия препаратов и др.). В ходе практических занятий студенту прививают навыки анализа и оценки полученной диагностической информации на основе приобретенных теоретических знаний. 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе «Микробиология, вирусология» – фундаментальная дисциплина, объединенная в учебном плане подготовки врачей в рамки математического, естественнонаучного цикла, базовая часть. Она включает разделы общей и частной микробиологии, микологии, вирусологии, санитарной микробиологии, общей и инфекционной иммунологии, имеющих существенное значение для знания биологии микроорганизмов и их взаимодействия с организмом человека и животных, формирования естественно-научного и медико-биологического мышления студентов. Каждый раздел обогащает студентов информацией, которая необходима для понимания сущности процессов, протекающих в организме инфицированного человека на молекулярном, клеточном и органном уровнях. Микробиология, вирусология – важная часть теоретического фундамента современной медицины. Овладение основными знаниями в этой дисциплине дает пропуск в клинику, где с их помощью врач может грамотно решать возникающие медицинские проблемы. В процессе обучения большое внимание уделяется вопросам формирования личности студента, организации и методики самостоятельной работы (конспектирование лекций, работа над книгой, подготовка к практическим занятиям и семинарам, выполнение заданий на самостоятельную тему, подготовка к зачётам, контрольным работам и экзаменам) 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами - физика (микроскопические методы требуют знания оптики, методы стерилизации, пастеризации, резистентности микробов – характера влияния температуры, радиации, давления на биологические агенты). - общая и биоорганическая химия и биохимия (необходимы для понимания сущности биохимических процессов в микроорганизмах и макроорганизме, для проведения лабораторных работ, для функционирования генов и экспрессии их продуктов, природы диагностических реакций ин витро, патохимических сдвигов при патологии). - биология с генетикой (знание универсальных основ генетики, вопросы биологической систематики, классификации и номенклатуры – необходимы при изучении общей микробиологии, энтомологии – при изучении роли переносчиков возбудителей инфекций, биологии – при рассмотрении зоонозных инфекций, общих для животных и человека, экологии – при анализе взаимоотношений микробов в биоценозах внутри организма и во внешней среде, вариантов симбиоза в системе микроб-хозяин). - гистология с эмбриологией (знание структуры и функции эукариотических клеток организма, закономерностей их формирования, дифференцировки и трансформации, стадий внутриутробного развития эмбриона и плода – требуются при изучении клеток иммунной системы, тератогенного влияния некоторых вирусов, онкогенных процессов, обусловленных микробами). - иностранный язык и латинский язык (умение ориентироваться в названиях таксономических групп микроорганизмов, работа с иностранной информацией по дисциплине – в Интернете, в иноязычных учебниках и журналах) - нормальная физиология (знание общих закономерностей функционирования различных систем, органов и клеток в норме, механизмов их регуляции – востребовано по всем разделам частной микробиологии, вирусологии и иммунологии). Интегральные связи обсуждаются с кафедрами этих дисциплин, вносимые ими дополнения позволяют связать материал предшествующих дисциплин с микробиологией, вирусологией. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Вместе с тем данная учебная дисциплина является пропедевтической по отношению к дисциплинам, преподаваемым на кафедрах терапевтического и хирургического циклов, в особенности при изучении инфекционных болезней и эпидемиологии (вся частная микробиология и иммунология, микробиологические основы химиотерапии, лабораторная диагностика, вакцины и другие иммунобиологические препараты), гнойной и раневой хирургии (возбудители аэробных и анаэробных гнойных инфекций, стерилизация, асептика и антисептика и др.) ЛОР, офтальмология, акушерство и гинекология. Пожелания соответствующих кафедр, обусловленные актуализацией отдельных направлений и проблем, учитываются в преподавании на кафедре микробиологии, вирусологии. 2. Требования к уровню освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурные (ОК):
В результате изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен: Знать:
Уметь:
для профессиональной деятельности;
Владеть:
редакторы, поиск в сети Интернет; - Информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента. 3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план по микробиологии, вирусологии Виды и учебных занятий и часы по семестрам распределяются в соответствии с учебным планом. Таблица 1 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ РАЗДЕЛ 1. МОРФОЛОГИЯ БАКТЕРИЙ Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные формы бактерий. Размеры бактериальных клеток. Постоянные и непостоянные структуры бактериальной клетки: нуклеоид, цитоплазма, лизосомы, ЦПМ, рибосомы, клеточная стенка, спора, капсула, ворсинки (пили), жгутики, включения. Химический состав и функциональное значение отдельных органов. Определение понятий «классификация», «номенклатура» и «идентификация» бактерий. Сущность бинарного принципа номенклатуры бактерий. Принципы современной классификации микробов. Таксономические категории (царство, отдел, семейство, род, вид). Основные различия прокариотов и эукариотов, прокариотов и вирусов. Ядерный аппарат бактерий, отличие от генома эукариотической клетки. Структура цитоплазматической мембраны и клеточной стенки. Особенности строения и окраски Гр+ и Гр- бактерий. Споры и капсулы. Методы их выявления. Механизм спорообразования у бактерий. Субклеточные формы бактерий: протопласты, сферопласты, L-формы бактерий. Основные методы исследования морфологии бактерий. Микроскопия. Простые и сложные методы окраски микробов и их отдельных структур. Приготовление препаратов. Методы Грама, Циля-Нильсена, Нейссера, Бурри-Гинса. Механизмы взаимодействия красителя со структурами бактериальных клеток. Темнопольная микроскопия, фазовоконтрастная, люминесцентная, электронная микроскопия, сканирующий метод исследования. Особенности строения спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, вирусов. Бактериофаги. РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ БАКТЕРИЙ Физиологическое значение белков, углеводов, липидов, содержащихся в бактериальной клетке. Энергетический и конструктивный метаболизм бактерий. Питание бактерий. Фазы питания. Источники азота, углерода, минеральных веществ ростовых факторов. Голофитный способ питания. Пластический (конструктивный) метаболизм: биосинтез углеводов, аминокислот, липидов. Ионный обмен. Энергетический метаболизм. Пути получения энергии у фотоаутотрофов, хемоаутотрофов, хемоорганотрофов. Аэробы, анаэробы, факультативные анаэробы, микроаэрофилы. Пигменты. Рост и размножение бактерий. Скорость и фазы размножения в стандартных условиях. Понятие об М-концентрации. Принципы и условия культивирования бактерий. Понятие о чистой культуре микроба, штамме, клоне. Методы выделения чистых культур аэробных бактерий. Культуральные свойства аэробных бактерий. Требования к питательным средам. Классификация питательных сред. Способы создания анаэробных условий. Питательные среды, используемые для культивирования анаэробов. Методы выделения чистых культур анаэробов. Понятие об асептике, антисептике, стерилизации и дезинфекции. Действие физических факторов на микроорганизмы. Методы стерилизации, цели, принципы, аппаратура. Контроль качества стерилизации. Антисептические и дезинфицирующие вещества. Биохимические свойства бактерий. Ферменты микроорганизмов, их классификация. Постоянные и непостоянные ферменты, генетическая регуляция. Экзо- и эндоферменты. Специфичность действия ферментов. Ферменты патогенности. Методы изучения ферментативной активности бактерий и использование ее для идентификации бактерий (культуральной и биохимической). Использование ферментов в микробиологической промышленности. Микробиологические основы антибактериальной терапии и профилактики. История развития химиотерапии. Микробный антагонизм, его механизмы. Антибиотики, их классификация (по химическому строению, механизму, спектру действия), получение антибиотиков. Механизм действия антибиотиков на микробную клетку. Бактерицидное и бактериостатическое действие антибиотиков. Антибактериальные препараты. Единицы измерения антимикробной активности антибиотиков. Понятие о минимальной ингибирующей концентрации (МИК) и терапевтической дозе. Методы изучения чувствительности бактерий к антибиотикам in vitro. Антибиотики выбора, направленные против облигатных неспорообразующих анаэробных микроорганизмов. Принципы рациональной антибактериальной терапии. Лекарственная устойчивость. Механизм формирования (генетические и биохимические механизмы лекарственной устойчивости). Побочное действие антибиотиков. Осложнения антибактериальной терапии. Противовирусные химиопрепараты и индукторы интерферона. Генетика бактерий. Генетический аппарат у бактерий. Отличие генома прокариотических клеток от эукариотических. Понятие о гено- и фенотипе. Формы изменчивости: генотипическая, фенотипическая. Модификационная изменчивость, ее механизмы и формы проявления у бактерий. Генотипическая изменчивость: мутации. Механизм мутаций. Мутагены. Генетические рекомбинации: трансдукция, трасформация, конъюгация, траспозиция. Внехромосомные факторы наследственности. Классификация плазмид. Общая характеристика и функции мигрирующих элементов. Генная инженерия. Методы получения мутантных и рекомбинантных микроорганизмов. Их использование в медицине. Гибридомы и их использование. Препараты, получаемые генно-инженерным методом. Полимеразная цепная реакция и ее применение в диагностике инфекций. Микробиота человека. Нормальная микрофлора человека (микробиота). Биотоп. Микробиоценоз. Физиологические функции аутомикрофлоры кишечника. Нормальная микрофлора кожи, дыхательных путей, пищеварительного тракта, ротовой полости. Функции нормальной микрофлоры. Эубиоз. Закономерности формирования. Факторы, повреждающие нормальную микрофлору. Дисбиоз: методы изучения, условия возникновения, лабораторная диагностика, методы коррекции. Препараты и продукты для восстановления нормальной микрофлоры человека (эубиотики и пребиотики). Микрофлора новорожденных, ее становление. Факторы, влияющие на динамику колонизации организма и состав микрофлоры ребенка. Микрофлора желудочно-кишечного тракта, динамика ее развития у детей, зависимость от характера вскармливания. РАЗДЕЛ 3. ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ |
Уважаемые коллеги! «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | Международный туристский бизнес «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
Проект базовой концепции развития научно-исследовательского института «Новая экономика и бизнес» «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | Некоторое время назад на западе появились совершенно новые программы... «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | ||
«утверждаю» Первый проректор проректор по учебной работе Краткое содержание дисциплины учебных циклов, включая дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору студентов, с указанием... | Рабочая программа учебной дисциплины Проректор по учебной работе, заместитель председателя умо по агрономическому образованию д т н | ||
Семинар по теме «Научно-исследовательская и проектная деятельность... «Наука, образование и бизнес: новые вызовы развития России». В работе семинара приняли участие более 20 сотрудников Академии, в том... | Утверждаю проректор по учебной работе Ведь с деятельностью кредитных организаций сталкивается в своей повседневной работе и корпоративный юрист, и юрист — налоговый консультант,... | ||
Утверждаю проректор по учебной работе Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями... | Конспект урока по информатике на тему Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г | ||
Проректор по учебной работе Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Конспект урока по теме «Задачи на проценты» Проректор по учебной работе Моргунова Г. А. 2013 г | ||
Согласовано Проректор по учебной работе Т. А. Кольцова " " 2012 г. Утверждено Охватывают внутреннюю структуру | Проректор по учебной работе Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт) | ||
Кафедра Начальник учебного отдела Факультет архитектуры и градостроительства Проректор по учебной работе | Проректор по учебной работе Курсовая работа является одним из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. Графики... |