МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет» Факультет ________________новых социальных технологий__________________________
Кафедра ____________________философии, социологии _____________________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________ Л.И. Задорожная
«____» _______________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ____ГСЭ.Р.04_Социология__________________________________________
(наименование дисциплины)
по специальности 190603 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)
(направлению) (шифр и наименование специальности, направления) факультет инженерно – экономический_____________________________________________
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО и учебного плана МГТУ
по специальности 190603 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)
Составитель рабочей программы
Доцент, кандидат культурологи, доцент,
|
|
| Шхалахова С.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии, социологии и педагогики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Цеева З.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрен учебно-методическим советом факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета специальности
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
|
|
|
Задорожная Л.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Выписка из ГОС ВПО
Специальность 190603Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
Дисциплина ГСЭ.Ф.09 «Социология». Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального и личность; малые группы и коллективы; социальные организации; социальные статуса; социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования. 1. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей.
Целью курса является создание системы знаний об обществе, его развитии и структуре.
Задачи курса – сформировать представление о социальной сфере общества, определить ее значение и роль в жизнедеятельности человека и общества.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
Знать содержание ключевых понятий социологии: общество, социальная связь, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная структура, стратификация, социальная мобильность, миграция, социальная группа, социальная общность, социальный институт, социализация, социальный статус, социальная роль, коммуникация.
Иметь представление об основных составных элементах общества и социальных процессах, происходящих в нем.
Приобрести навыки проведения социологических исследований, которые используются при изучении общества, его составных элементов и общественных процессов. Эти знания помогут при написании практической части дипломной работы.
Уметь анализировать процессы, происходящие в обществе.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе
Социология включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество - настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы и объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество.
Социология – это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную функцию по отношению ко всем другим гуманитарным и социальным наукам.
Социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, и, прежде всего, общую картину развития общества. Изучение социологии продиктовано необходимостью. Чтобы с ее помощью лучше понять общество, в котором живем, разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Изучение социологии предполагает опору на уже имеющиеся знания, полученные из других гуманитарных или общественных наук. Все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, включают в себя социальный аспект, т.е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей;
Социология вышла из недр философии. Она унаследовала определенные понятия-категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс и некоторые другие. В ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология особо переплетается с разделом философии – социальной философией. У них широкая область совпадения объекта изучения.
Социология связана с психологией. В курсе «Социология» предусмотрено изучение темы из социальной психологии, где рассматриваются вопросы, связанные с формированием личности через взаимодействие в человеческом коллективе. 1.4. Связь с последующими дисциплинами
Социология связана с такими дисциплинами как, культурология, политология. Каждая из дисциплин занимается изучением отдельной сферы общества. В рамках социологии предусмотрено изучение отдельных тематических разделов, которые непосредственно связаны с перечисленными дисциплинами (экономическая социология, социология культуры, политическая социология). Изучение данных тем должно сформировать общие представления о направлениях и вопросах, изучаемых перечисленными дисциплинами. 2. Распределение часов учебных занятий по семестрам
Номер семестра
| Учебные занятия
| Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
| Количество часов в неделю
| Общий объем
| Аудиторные
|
СРС
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Всего
| Лекции
| Практические (семин.)
| Лабораторные
|
|
3 / ОФО
|
60
|
34
|
17
|
17
|
-
|
26
|
зачет
|
1
|
1
|
-
|
4/ЗФО
|
60
|
6
|
4
|
2
|
|
54
|
зачет
|
|
|
|
2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| Семинары
| СРC
|
|
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| 1.
| Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
| 2
| 1
| 1
| 1
| 5
| 5
| 2
| Тема 2. История становления и развития социологии
| 2
| 1
| 1
| 1
| 5
| 5
| 3
| Тема 3. Общество как социокультурная система
| 2
| 1
| 1
|
| 5
| 5
| 4
| Тема 4. Культура как система ценностей и норм
| 2
| 1
| 1
|
| 5
| 5
| 5
| Тема 5. Социализация личности
| 2
|
| 2
|
| 4
| 4
| 6
| Тема 6. Социальная структура и стратификация
| 2
|
| 1
|
| 2
| 4
| 7
| Тема 7. Социальные общности и группы
| 1
|
| 2
|
|
| 5
| 8
| Тема 8. Социальные институты и социальные организации
| 1
|
| 2
|
|
| 4
| 9
| Тема 9. Социальный контроль
| 1
|
| 1
|
|
| 5
| 10
| Тема 10. Социальные конфликты
| 1
|
| 1
|
|
| 6
| 11
| Тема 11. Методология и методы социологического исследования
| 1
|
| 1
|
|
| 6
|
| Итого:
| 17
| 4
| 17
| 2
| 26
| 54
| |