Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений





Скачать 271.17 Kb.
НазваниеБиологический Кафедры ботаники и физиологии растений
страница1/3
Дата публикации18.09.2013
Размер271.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»
Факультет биологический
Кафедры ботаники и физиологии растений

УТВЕРЖДЕНО

Председатель учебно-методической комиссии

____________Н. А. Атыкян

«____»______________200__г.


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Н. Е.Фомин

«___»________________200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Производственная (преддипломная)» практика
Направление подготовки: «Биология», 020200.62
Индекс цикла по ГОС:
Форма Всего часов по ГОС: 360

обучения: очная Из них:

Семестр: 8 Аудиторных: 360

Практических, (семинары): 360

Вид Лабораторных: нет

отчетности: 6-ой сем. – отчет Самостоятельная работа: нет
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления подготовки 020200.62, «Биология», утвержденного Министерством образования РФ 10 марта 2000 г., и на основании авторской разработки.
Составитель рабочей программы профессор Лукаткин А.С., профессор Силаева Т.Б.


«______»____________200__ г.

протокол №____________

Зав. каф. А. С. Лукаткин


Рабочая программа утверждена

на заседании кафедры ботаники

и физиологии растений

1. Цели производственной (преддипломной) практики.

Общей целью производственной (преддипломной) практики является углубление полученных знаний (особенно в области ботаники и физиологии растений) и целенаправленное их применение в ходе преподавания биологии и экологии в учебных заведениях, а также в процессе работы на предприятиях, использующих в своей деятельности биологические объекты. В задачи практики входит приобретение навыков получения в полевых условиях экспериментальных данных, вычисления по ним физиологических показателей, самостоятельного объяснения различных явлений в жизни растений на конкретных примерах, а также сбор доброкачественного материала, который в дальнейшем будет положен в основу магистерской работы.

2. Задачи производственной (преддипломной) практики.

Конкретные задачи, решаемые студентами в ходе практики, определяются учебным планом (образовательным стандартом) и уровнем подготовки студентов. Во время производственной практики студентами решаются следующие задачи:

– закрепление теоретических знаний по биологии и экологии на базе профильных предприятий;

– развитие профессиональных качеств будущего специалиста, отвечающих требованиям современного производства;

– приобщение к производственной деятельности, формирование профессиональных умений и навыков на рабочих местах (лаборатории и предприятия);

– приобретение навыков самостоятельного ведения научно-исследовательской работы: планирования и постановки опытов в полевых и лабораторных условиях, наблюдений за растениями, владения методикой статистической обработки полученных данных;

– освоение агротехнических мероприятий, необходимых для выращивания растений;

– овладение методами исследования естественных и искусственных растительных сообществ: флористическими, геоботаническими, ресурсоведческими, физиологическими;

– знакомство с научными и производственными центрами на территории Республики Мордовия и России;

– выполнение функций лаборанта, препаратора и т. п.;

– организация работы с учащимися в ботанических кружках (на базе станции юннатов, центров детского творчества, школ и т. д.);

– знакомство с основными источниками научной информации (научной литературой, периодическими изданиями, работа с базами данных, в Интернет и т. п.) и овладение методикой обработки необходимой информации;

– освоение техники безопасности.
3. Место производственной (преддипломной) практики в структуре ООП бакалавриата:

Научно-исследовательская практика по ботанике и физиологии растений базируется на таких обще-профессиональных дисциплинах как ботаника, физиология растений, общая биология, на дисциплинах блока «математические и естественные науки» – науки о земле, общая химия, а также дисциплинах гуманитарного блока, таких как латинский язык, история биологии, история экологии.

Для прохождения научно-исследовательской практики студент должен:

Знать: особенности внешнего и внутреннего строения основных групп водорослей, грибов и высших растений, физиологических процессов, происходящих в растениях.

Уметь: делать описания внешнего строения ботанических объектов, изготавливать временные микроскопические препараты и биологические рисунки, работать со специальным оборудованием (сушильные шкафы и термостаты, центрифуги, весы аналитические и тех­нические, микроскопы, фотоэлектроколориметр, газоанализатор, ультратермостат и рН-метр, спектроскоп, маг­нитные мешалки, измельчители тканей, мельницы, спектрофотометр).

Иметь готовность: работать в полевых и лабораторных условиях, освоить методы полевых и камеральных ботанических, физиологических и экологических наблюдений, работать в коллективе.

Знания, полученные в процессе прохождения научно-исследовательской практики, могут быть непосредственно использованы в преподавании биологии, экологии, экспериментальной работе на пришкольных участках, при работе в качестве специалистов сельского и лесного хозяйства и т. п.

Студенты в этот период работают индивидуально или небольшими группами, выполняя как общие задания, так и конкретные научные работы с тем, чтобы получить экспериментальные результаты по определенным темам. Тема производственной практики, место ее проведения и конкретные задачи определяются научным руководителем, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Избираемая тема должна быть логическим завершением или продолжением исследований, начатых студентом на младших курсах в ходе выполнения первой курсовой работы, а также должна соответствовать направлению научно-исследовательской работы кафедры или научным интересам того учреждения (организации), для которого готовится молодой специалист. Наилучшим является вариант, когда к научной работе студент привлекается с младших курсов, принимает активное участие в выполнении темы научно-исследовательской работы кафедры, включен в соответствующие планы кафедры и к моменту защиты выпускной квалификационной работы имеет опубликованную или сданную в печать статью, а также выступления с докладами на научных студенческих конференциях Мордовского госуниверситета или другого вуза.

4. Формы проведения производственной (преддипломной) практики полевая, лабораторная.

5. Место и время проведения производственной (преддипломной) практики.

Для прохождения научно-исследовательской практики с учетом специфики будущей работы студенты направляются на такие использующие растительные объекты предприятия и учебные заведения, где они смогут работать по окончании вуза. Наиболее целесообразно использовать практикантов в качестве лаборантов в отвечающих профилю их специальности лабораториях.
Кафедра ботаники и физиологии растений является одной из старейших в Мордовском университете. Она была образована в 30-е гг. ХХ века на биологическом отделении Мордовского педагогического института.

Научно-исследовательскую работу кафедра проводит по двум основным направлениям:

1) биологические основы рационального использования растительных ресурсов Республики Мордовия;

2) физиологические механизмы холодового повреждения теплолюбивых растений.

Преподаватели кафедры в сотрудничестве со специалистами других областей науки работают над созданием Красной книги Республики Мордовия; совместно с московскими ботаниками подготавливают справочное издание «Определитель растений Республики Мордовия». Кроме того, ученые кафедры активно изучают растительный покров Мордовии, формируют научно обоснованную систему особо охраняемых природных территорий республики, участвуют в исследованиях на территории Мордовского национального парка «Смольный», в создании энциклопедии «Мордовия», а также в международных программах: 1) Atlas Florae Europaea; 2) ILDIS – флористическая ревизия базы данных «Бобовые Северной Евразии».

Кафедра поддерживает тесные связи со многими вузами и научными центрами: МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедры высших растений, физиологии растений, микологии и альгологии); Санкт-Петербургским университетом; Институтом физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН; Ботаническим институтом РАН; Московской сельскохозяйственной академией им. К. А. Тимирязева; Ульяновским педагогическим университетом; Нижегородским университетом; Пензенским педагогическим университетом; МГПИ им. М. Е. Евсевьева и др.

Кафедра курирует работу Ботанического сада и ботанической части биологического музея Мордовского университета, в которой представлены основные группы растительного мира: водоросли, грибы, лишайники, мхи, сосудистые растения. В составе музейных экспозиций есть экспонаты, собранные не только на территории Мордовии, но и в Средней Азии, на Дальнем Востоке. На кафедре создан насчитывающий около 15 000 гербарных листов научный гербарий, который документирует состав флоры Мордовии за последние 35 лет.

В настоящее время в арсенале кафедры имеются современные научные лаборатории и оборудование. В 1987 г. по инициативе доктора биологических наук профессора О. А. Зауралова для продолжения предшествующих физиологических исследований была организована учебно-научная лаборатория химических регуляторов роста, научным руководителем которой был назначен профессор О. А. Зауралов, заведующим – кандидат биологических наук А. С. Лукаткин.

Сотрудниками лаборатории совместно со студентами, специализирующимися по физиологии растений, был проведен ряд исследований на уровне клетки, ткани и растения в основном по физиологии холодового повреждения теплолюбивых растений, в ходе которых освоен ряд новых методов (определение состояния клеточных мембран по выходу электролитов, перекисного окисления липидов, электропроводности тканей, внутриклеточного pH), послуживших позднее основой кандидатских и докторской диссертаций. Разработаны и внедрены в практику новые способы применения регуляторов роста и методы диагностики растений на холодоустойчивость, а также выполнена хоздоговорная работа на базе Ромодановского сахарного завода.

В связи с развитием биотехнологии и проведением фундаментальных физиологических исследований в 1993 г. приказом ректора лаборатория была преобразована в лабораторию цитофизиологии и клеточной инженерии также под руководством профессора О. А. Зауралова.

К настоящему времени исследованы механизмы холодового повре-ждения теплолюбивых растений на клеточном и тканевом уровнях, выявлены математические зависимости физиологических нарушений от интенсивности действующего фактора, разработаны методы диагностики чувствительности и повышения холодоустойчивости культурных растений. Продолжаются исследования влияния пониженных положительных температур на физиологические процессы у теплолюбивых растений. Hачаты работы с применением клеточных культур in vitro. При лаборатории оборудован класс ламинаp-боксов, что дало возможность шире развернуть научную работу специализирующихся по физиологии растений и биотехнологии студентов и сотрудников.
Ботанический сад Мордовского университета основан в 1960 г. по инициативе и под руководством профессора В. Н. Ржавитина. Он расположен в трех километрах от центра г. Саранска на правом берегу реки Инсар. На этой базе сотрудники и студенты биологического факультета проводят учебную и научно-исследовательскую работу по интродукции и акклиматизации новых видов, разновидностей и сортов растений, изучению растительных ресурсов Республики Мордовия. Кроме учебной, научной и культурно-просветительной работы ведутся испытания, выращивание и реализация перспективных видов и сортов древесных и цветочно-декоративных растений.

В структуре ботанического сада имеются: дендрарий, отделы флоры, цветоводства и внедрения (включающий экспозицию полезных растений, экспериментальный участок, питомники, теплицы).

Отдел цветоводства представлен следующими участками: Мичуринский сквер, коллекции однолетников и многолетников. Он насчитывает свыше 500 видов и сортов декоративных растений.

Коллекция летников содержит большое количество видов и сортов однолетних растений: астр, бархатцев, сухоцветов и др.

Декоративные многолетники представлены большим разнообразием гладиолусов, пионов, тюльпанов, нарциссов, ирисов, флоксов и др.

В Мичуринском сквере можно наблюдать элементы декоративного оформления цветников в сочетании с деревьями и кустарниками.

В отделе флоры расположен систематикум, где произрастают травянистые растения.

На участке полезных растений представлены коллекции кормовых, лекарственных, эфиромасличных, медоносных и редких пищевых видов.

В альпинарии собрано более 100 видов горных растений флоры Кавказа, Крыма, Средней Азии, Карпат, Урала и Дальнего Востока.

Участок местной флоры представлен отдельными естественными сообществами прибрежных и водных растений старицы реки Инсар и насчитывает около 140 видов.

Дендрарий подразделяется на 7 участков: фрутицетум; система-тический; региональной флоры; коллекция тополей; декоративных плодовых и орехоплодных; туэтум; дендропарк. На 1 октября 1993 г. зарегистрировано 610 видов, гибридов, разновидностей, форм и сортов древесных растений, относящихся к 48 семействам, объединяющим 110 родов.

Фрутицетум – коллекция из 163 видов, разновидностей и форм декоративных красиво цветущих кустарников и лиан (сирень, чубушник, гортензия, вейгела и др).

На участке плодовых и орехоплодных собраны плакучие, пестро-листные, краснолистные формы и разновидности плодовых (яблоня, калина, черемуха, барбарис, вишня, боярышник).

В систематическом дендрарии из голосеменных размещены: сосна кедровая, можжевельник казацкий, различные виды ели, пихты и др. В богатой коллекции семейства розоцветных – множество видов спиреи, боярышника, кизильника, черемухи, розы, рябины и др.

На участке региональных флор собраны растения Дальнего Востока, Северной Америки, Западной Сибири, Среднего Поволжья (черемуха Маака, орех манчжурский, акация белая, ирга колосистая и др.).

Туэтум декоративен в любое время года благодаря колонновидным, шаровидным, пирамидальным формам туи западной.

В коллекции ботанического сада свыше 1 200 видов и сортов растений, из них 450 древесных, 750 травянистых.
Биостанция Мордовского университета расположена в 90 км от г. Саранска, в 11 км южнее села Симкино Большеберезниковского района в долине реки Суры. Она образована по инициативе А. И. Душина в 1966 г. и начиналась с нескольких палаток, летних домиков… В настоящее время там имеются помещения для жилья, подсобные, классы для занятий. Биостанция находится в одном из красивейших мест Мордовского Присурья. В ее окрестностях большое разнообразие биотопов, обуславливающее богатое видовое и ценотическое многообразие. На песчаных дюнах долины Суры встречаются разные типы сосновых лесов: на вершинах – сосняки-беломошники, по северным склонам – сосняки-зеленомошники. На богатых почвах произрастают сосняки сложные с участием в древостоях липы, дуба, с густым подлеском и богатым травяным покровом. На участках с повышенным увлажнением отмечены сосняки долгомошные, а на заболоченных местах – низкобонитетные сосняки сфагновые с низкими искривленными деревцами. Широко распространены пойменные дубравы, участки липняков, есть участки леса с ясенем. На месте сведенных лесов есть древостои с преобладанием мелколиственных пород – березняки и осинники. Есть здесь также участки пойменных бобово-разнотравно-злаковых лугов. На сухих гривах в пойме отмечены остепненные луга с доминированием в травостое типчака. Имеются также низинные и переходные болота, на которых произрастают багульник болотный, болотный мирт, пушица, разные виды сфагнума.

Многочисленные озера близ биостанции (Долгое, Широкое, Черное, Круглое, Кучапа, Желтое и др.) по происхождению представляют собой старицы. Об этом свидетельствует их удлиненная серповидная форма. Озера не только придают местности живописность, но и являются местом обитания многих водных видов растений. Всего близ биостанции произрастает более 800 видов сосудистых растений лесных, луговых, болотных, водных, сорных местообитаний (Тихомиров, Силаева, 1990).

С особенностями степной флоры и растительности студенты могут ознакомиться на крутых карбонатных склонах, расположенных недалеко от села Симкино и поселка Вейсэ, где можно наблюдать не только живые объекты, но и ископаемые остатки – аммониты, белемниты. Это свидетельствует о том, что здесь миллионы лет назад было дно моря.

Из редких растений в окрестностях биостанции распространены 6 видов, входящих в Красную книгу СССР (1984). Это 4 вида орхидей – венерин башмачок настоящий, пыльцеголовник красный, надбородник безлистный, ятрышник шлемоносный, на карбонатных склонах – ковыль перистый, тимьян блошиный (только близ поселка Вейсэ). Отмечался ежовик, или гериций коралловидный, – гриб, входящий в Красную книгу РСФСР (1988). Примечательно, что несколько видов растений мордовской флоры нигде более неизвестны. Например пока только здесь отмечены мякотница однолистная, венерин башмачок крапчатый, осока желтая. Урочище «Поляна орхидей» отличается совместным произрастанием многих редких видов.

Растительный покров окрестностей биостанции активно изучается, опубликованы многочисленные работы, характеризующие ее флору и растительность (Силаева, 1981; Ларькина и др., 1981; Силаева, Тихомиров, 1987; Тихомиров, Силаева, 1990; Силаева, Суханова, 2001, и др.).

Таким образом, биостанция Мордовского университета как база производственной практики может использоваться для флористических, геоботанических, экологических, физиологических, ресурсоведческих, природоохранных работ. Присурские леса входят в состав охотничьего заказника «Присурье», степной склон близ поселка Вейсэ объявлен памятником природы (Особо охраняемые ..., 1997).

Решаемые во время практики задачи:

– мониторинг флоры;

– характеристика популяций охраняемых растений;

– инвентаризация бриофлоры.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconФакультет биологический Кафедра ботаники утвержден
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconФакультет биологический Кафедра ботаники утвержден
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений 2011г. № протокола
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений 2011г. № протокола
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить применять эти знания для объяснения жизненных процессов растений /физиологии растений
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Биологические науки», по профилю «Физиология» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры физиологии, обсуждена и...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconУчебно-методический комплекс дисциплины
В курсе физиологии растений рассматриваются протекающие в растительном организме метаболические процессы, обеспечивающие приспособление...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconКурс лекций по патологической физиологии 2010
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры физиологии и кормления сельскохозяйственных животных фгоу впо «Кубанский государственный...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия»
Биологическая химия служит фундаментом для наук, изучающих живую природу, в частности для физиологии растений, физиологии и анатомии...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconТемы рефератов по физиологии растений

Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconПрименение информационных технологий в физиологии и биохимии растений
Характеристика информационных технологий, применяемых в физиологии и биохимии 5
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconСведения о научных руководителях аспирантов кафедры физиологии человека...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconРоссийской Федерации Саратовский государственный университет имени...
Для успешного освоения данной дисциплины необходимы базовые знания по зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, микробиологии,...
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconНазвание проекта
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений icon1 Современная наука
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Биологический Кафедры ботаники и физиологии растений iconУрок (10 класс, биология)
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск