Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс





Скачать 151.6 Kb.
НазваниеПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс
Дата публикации25.06.2013
Размер151.6 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
Био 6 Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

6 класс.

Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.
(35/68 часов, 1/2 часа в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, B.C. Кучменко
Пояснительная записка
Курс биологии в б классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями paстений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении растений в природе.

Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» представлено в программе и двух вариантах: для планирования изучения предмета 1 час в неделю и (35 часов в год) и 2 часа в неделю (68 часов в год), в программе дан материал, предназначенный для изучения 1 час в неделю, в программе дан основным шрифтом, а дополняющий его материал для изучения 2 часа в неделю выделен светлым курсивом.

Лабораторные работы и экскурсии, выполняемые по усмотрению учителя, выделены светлым курсивом.

Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно. Планирование (табл. I) учитель может менять по своему усмотрению.
1. Введение. Общее знакомство с растениями (3/5 ч)
Царства органического мира и место растений и нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений па Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.
2. Клеточное строение растений (2/4 ч)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение - многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
3. Органы цветковых растений (10/1 л ч)
Семя (2/3 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семян овощных культур.
Корень (1/3 ч)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковата. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы. Строение корня и проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста растяжения) у корня.
Побег (7/10 ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа, Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (2/4 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система - биосистема.

Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Типы соцветий (3-5 разных).

Экскурсия. Мир растений на подоконнике, путешествие с домашними растениями.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7/10 ч)
Корневое (минеральное) питание растений Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растении: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).
5. Основные отделы царства растений [5/9 ч)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).

Лабораторные работы. Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума. Изучение внешнего строения моховидных. Изучение внешнего строения хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Изучение внешнего строения хвойных растений.

Экскурсии. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природы в школе). Весеннее пробуждение представителей царства растений.
6. Историческое развитие растительною мира на Земле {1/4 ч)
Основные этапы, развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

Лабораторные работы. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. Подбор семян к выращиванию рассады для школьного учебно-опытного участка.
7. Царство Бактерии (2/3 ч)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (3/3 ч)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. Внешнее строение плодового тела гриба-трутовика. Строение слоевища лишайника.
9. Природные сообщества (2/6 ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк - смешанный лес - ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества, (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Практические работы. Весенние работы уходу за комнатными растениями. Практические работы на пришкольном учебно-опытном участке. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокругt школы, на подшефном участке (парк, лес, поле.).

Экскурсии. Жизнь растений в весенний период года. Лес (или парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества.
Планирование курса

Примерное поурочно-тематическое планирование

Знаком * отмечены темы уроков, изучаемые при планировании 2 ч в неделю, а также экскурсии и лабораторные работы, которые проводятся по усмотрению учителя.



Тема программы, количество

часов



Тема урока

Лабораторные работы

Экскурсии

Сроки

по плану

.Дата по

факту

I

2

3

4







1.Введение. Общее знакомство с растениями (3/5 ч)

1. Наука о растениях - ботаника. Мир растений.

2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

*3. Растение - живой организм.

4. Условия жизни растений.

*5. Четыре среды жизни растений.


+

+

*







2.Клеточное строение растений (2/4 ч)

*6. Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения

растений.

7. Особенности растительной клетки.

8. Жизнедеятельность клетки.

*9. Ткани растений и их виды.

*
+










3. Органы

цветковых

растений (10/16 ч)

10. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.

11. Условия прорастания семян.

*12. Значение семян.

13. Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.

*14. Рост корня.

*15. Значение корней и их разнообразие.

16. Побег. Строение и значение побега.

*17. Развитие побегов из почек растения.

18. Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. 19. Значение листа в жизни растения.

20. Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.

21. Видоизменения побегов.

22. Цветок - генеративный орган, его строение и значение.

*23. Цветение и опыление растений.

24. Плод. Разнообразие и значение плодов.

*25. Растительный организм как живая система.



+

*

*
+


*

+

*


+







4.Основные процессы жизнедеятельности растений

(7/10 ч)

26. Минеральное (почвенное) питание растений.

27. Воздушное питание растений – фотосинтез.

*28. Космическая роль зеленых (7/10 ч) растений.

29. Дыхание и обмен веществ у растений.

30. Значение воды в жизнедеятельности растений.

31. Размножение оплодотворение у растений.

*32. Вегетативное размножение растений.

33. Использование вегетативного размножения человеком.

34. Рост и развитие растительного организма.

*35. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.



+










5.Основные

отделы

царства

растений

(5/9 ч)

36. Понятие о систематике растений.

37. Водоросли и их значение.

*38. Многообразие водорослей.

39. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

40. Плауны. Хвощи. Папоротники.

41. Отдел Голосеменные.

42. Отдел Покрытосеменные.

*43. Семейства класса Двудольные (одно или два семейства по выбору учителя).

*44. Семейства класса Однодольные (одно или два семейства по выбору учителя).




*

*

*

*

*



+







6.Историческое развитие растительного мира на Земле (1/4 ч)

*45. Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

*46. Эволюция высших растений.

47. Многообразие и происхождение культурных растений.

*48. Дары Старого и Нового Света.














7. Царство

Бактерии

(2/3 ч)

49. Бактерии. Общая характеристика, строение.

*50. Многообразие бактерий.

51. Значение бактерий в природе и в жизни человека.















8. Царство

Грибы.

Лишайники

(3/3 ч)

52. Царство Грибы. Общая характеристика.

53. Многообразие и значение грибов.

54. Лишайники. Общая характеристика и значение.


+










9.Природные сообщества

(2/6 ч)

55. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

56. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

*57. Смена природных сообществ.

*58. Многообразие природных сообществ.

*59. Жизнь организмов в природе.

*60. Обобщение, повторение, задание на лето.





+
*

*







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconУчебник: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. «Биология....
Планирование составлено на основе (программа): «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой,...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко, О. А. Корниловой
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
И. Н. Пономарева 6-11 класс, авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко, 6 класс...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconУрок на тему: Дыхание растений. По учебнику В. П. Викторова, А. И....
По учебнику В. П. Викторова, А. И. Никишова: «Биология, Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники» 6 класс
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание курса реализуется по учебнику: Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы....
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы....
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», 6 класс, Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С учебник для учащихся...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconРабочая программа по биологии 6 «а, б, в» классы
Министерством образования Российской Федерации: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко Биология: Растения. Бактерии. Грибы....
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconКонспект урока «окружающий мир» 2 класс Тема: в царстве природы…
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconРабочая программа 6 класс пояснительная записка
Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко // Биология в основной...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Пономарева И. Н. Корнилова О. А., Кучменко В. С
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПриложение 3 Задания
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Н. Пономаревой, рассчитанной на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология/авт сост. Е. И. Колусева, И. П. Чередниченко. Волгоград: Учитель, 2006//. Последняя является модификацией Программы курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск