Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г





Скачать 180.94 Kb.
НазваниеУчебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г
Дата публикации11.10.2013
Размер180.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган»
Тип урока: Изучение нового учебного материала.
Цели по содержанию:

образовательные: создать условия для формирования и усвоения знаний о строении кожи и её основных функциях в организме человека;

развивающие: закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации;

развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ.

воспитательные: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:

  1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2009г.

  2. Таблица «Строение кожи».

  3. Презентация «Кожа – наружный покровный орган».

  4. Распечатки кластеров, текстов, заданий.

  5. Компьютер, мультимедийное оборудование, лупы.



Ход урока


  1. Организационный момент (1-2 мин)

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создаётся доброжелательная атмосфера в классе. Проверяется готовность рабочих мест. Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Биологическая разминка (3 мин.)

Учащимся предлагается выполнить задание на соответствие, при этом можно использовать таблицы, представленные на уроке.

Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы

А Б

Б В

А Б В


В: Какое значение для организма имеют органы, выводящие продукты обмена?

О: Данные органы поддерживают гомеостаз – постоянство внутренней среды организма.

В: Частью какого органа человека являются потовые железы?

О: Частью покровного органа – кожи.

Исходя из ответов на вопросы ставим цель урока: изучить особенности строения и функций кожи человека


  1. Актуализация знаний. Стадия вызова (10 мин).




  1. Учащимся предлагается рассмотреть в лупы, лежащие на учебных столах, кожу тыльной поверхности руки и ладони, обращая внимание на подушечки пальцев, волосы, ногти.

Учащиеся делают вывод о том, какие свойства имеет кожа: упругость, эластичность, гладкость, блеск, узоры на подушечках пальцев и т.п.

Учащимся предлагаются вопросы (на листах бумаги в форме ладони), на которые им придётся ответить в конце урока:

а) Почему поверхность кожи кажется блестящей?

б) Почему при волнении поверхности ладоней оказываются влажными?

в) Почему продукты лучше ощупывать подушечками пальцев?


  1. Учащимся задаётся вопрос: Что мы знаем о коже? Отвечая на вопросы, учащиеся работают вместе с учителем (устно) и составляют кластер, который учитель оформляет на доске, переводят графическую информацию в текстовую (работа устно).

Снаружи - эпидермис,

средний слой - дерма,

внутренний слой-

гиподерма (подкожная

жировая клетчатка)
Наружный покровный Волосы,

орган ногти, железы

Защитная Выделительная

Дыхательная Рецепторная
Теплорегуляционная Участие в обмене веществ

Запасающая


  1. После оформления кластера на доске учащимся предлагается перевернуть листы бумаги, лежащие на партах, на которых оформлены кластеры для дальнейшей работы.




  1. Учащиеся анализируют информацию, работают в парах, пересказывая текст друг другу, и формулируют вопросы, возникающие при анализе, занося их в таблицу «Тонких и толстых вопросов»:




Тонкие вопросы

Ответы

Толстые вопросы

Ответы















  1. Осмысление содержания нового учебного материала (15 мин).




  1. Учащиеся просматривают презентацию «Кожа – наружный покровный орган» (презентацию готовит один из учащихся класса и комментирует слайды).




  1. После просмотра презентации учащиеся работают с информационным текстом, дополняя кластеры на листах бумаги, отвечая на вопросы таблицы и вопросы, находящиеся на листах бумаги в форме ладони. Особое внимание обращается на термины, находящиеся на доске. Кластеры после работы учащиеся сдают учителю для оценивания.




  1. Закрепление материала. Рефлексия (7 мин).




  1. Учащиеся выполняют задание.

Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6

А

Б

А

Б

Б

А




  1. Учащиеся озвучивают ответы на вопросы, находящиеся на доске.




  1. Учащиеся пишут синквейн.

Пример: 1. Кожа.

2. Эластичная, гладкая.

3. Защищает, выделяет, дышит.

4. Какое сложное у неё строение.

5. Покров.



  1. Подведение итогов урока (оценивание работы учащихся, выставление оценок). (3 мин)


7. Домашнее задание:

  1. П.39.

  2. П.39, ответить на вопросы с.204 учебника, Оформить кластер на листе форматом А4.

  3. П.39, ответить на вопросы с.204 учебника, подготовить сообщение, слайдовую презентацию на тему: «Кожа. Гигиена кожи».


Кластер на тему:

«Строение и функции кожи»

Снаружи - эпидермис,

средний слой - дерма,

внутренний слой-

гиподерма (подкожная

жировая клетчатка)
Наружный покровный Волосы,

орган ногти, железы

Защитная Выделительная

Дыхательная Рецепторная
Теплорегуляционная Участие в обмене веществ

Запасающая

Информационный текст по теме:

«Кожа – наружный покровный орган»
Кожа – наружный покров тела, являющийся барьером между внешней и внутренней средой организма, имеющий толщину 0,5 – 5 мм и площадь 1,5 – 2,0 м. Производные кожи – волосы, ногти и железы (сальные, потовые, молочные). Кожа состоит из трёх слоёв: наружный слой – эпидермис, средний – собственно кожа (дерма), внутренний – подкожная жировая клетчатка (гиподерма).

Эпидермис состоит из двух слоёв: верхний (ороговевший эпителий) образован мёртвыми клетками, которые постоянно слущиваются; нижний (ростковый слой) – это живые клетки, способные к делению. В ростковом слое находятся пигментные клетки, содержащие меланин, который определяет цвет кожи и обеспечивает защиту от ультрафиолетовых лучей. Производные росткового слоя – волосы и ногти.

Дерма образована соединительной тканью. В этом слое находятся корни волос, потовые и сальные железы, рецепторы, кровеносные и лимфатические сосуды, а также волокна, придающие коже прочность и упругость.

Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру и давление. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Сальные железы выделяют секрет, который смазывает эпидермис и волосы. Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот, в составе которого содержатся: вода, соли, мочевина. Испаряясь, пот охлажлает тело. При высокой температуре окружающей среды теплоотдача возрастает. Волосы и ногти – кожные роговые образования. Корни волос – волосяные луковицы – находятся в волосяных фолликулах. Клетки, находящиеся в волосяных луковицах, непрерывно размножаются, что обеспечивает рост волос. К корням волос подходят кровеносные сосуды, нервные окончания и мышечные волокна. При понижении температуры окружающей среды мышечные волокна рефлекторно сокращаются и появляется «гусиная кожа». Плотная соединительная ткань служит опорой для ногтей. Ногтевая пластинка покрывает ногтевое ложе. В ногтевой пластинке в отличие от ногтевого ложа нет нервных окончаний и кровеносных сосудов. Растёт ноготь с основания.

Подкожная жировая клетчатка образована жировой тканью и выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела, играет роль амортизатора при ушибах, а также является энергетическим резервом.

Кожа обладает большой механической прочностью, поэтому защищает от многих повреждений ткани и органы, а также препятствует проникновению возбудителей заболеваний. Кожа не пропускает воду, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды организма. Через потовые железы кожи происходит не только выделение продуктов распада веществ, но и поступление кислорода и выделение углекислого газа. В коже сохраняются и используются запасы питательных веществ и воды, синтезируется витамин Д.




Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы










Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы










Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы










Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы











Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6




















Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6




















Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6




















Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6



















Таблица «Тонких и толстых вопросов»:



Тонкие вопросы


Ответы


Толстые вопросы


Ответы














Таблица «Тонких и толстых вопросов»:



Тонкие вопросы


Ответы


Толстые вопросы


Ответы















Таблица «Тонких и толстых вопросов»:



Тонкие вопросы


Ответы


Толстые вопросы


Ответы














кожа

волосы

ногти

железы

эпидермис

дерма

гиподерма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Богандинская средняя общеобразовательная школа №1

Тюменского муниципального района

Учитель биологии: Рязанцева Н.Л.
Самоанализ урока по теме: «Кожа – наружный покровный орган».
Данный урок является одним из ключевых в теме «Покровные органы. Теплорегуляция». Его связь с предыдущими уроками прослеживается в использовании изученных понятий, процессов, а также применении умений, сформированных ранее.

Тип урока: Изучение нового учебного материала.

При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательный стандарт. Учащиеся неплохо ориентируются в данной теме, задания на урок подбирались таким образом, чтобы наряду с изучением новой темы учащиеся повторили материал по темам «Дыхание», «Выделение».

На урок ставились следующие цели:

а) Создать условия для формирования и усвоения знаний о строении кожи и её основных функциях в организме человека.

б) Закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации; развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ.

в) Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

Выбранная структура урока рационально позволяет достигнуть этих целей, сочетая фронтальную, индивидуальную и групповую формы деятельности.

Время рационально распределено на всех этапах урока. Этапы логично вытекают один из другого: биологическая разминка; формулирование темы и цели урока; стадия вызова ( актуализация знаний, графическая систематизация материала, постановка проблемы); стадия осмысления содержания нового учебного материала (просмотр презентации, ответы на вопросы в ходе просмотра, работа с информационным текстом, работа с кластерами, таблицами, дополнительными вопросами, понятиями); стадия рефлексии (закрепление изученного материала, соотнесение новой информации со старой, выполнение заданий на соответствие, написание синквейна).

Основные понятия и определения неоднократно проговаривались вслух учителем и учащимися, что способствует их лучшему пониманию и усвоению.

На биологической разминке и стадии закрепления материала были предложены задания, соответствующие заданиям ЕГЭ по биологии.

После интенсивной работы с текстом учащимся была предложена электронная физминутка, которая способствовала снятию напряжения с глазных мышц.

На уроке сочетались методы обучения: словесные, частично – поисковые, репродуктивные, устного и письменного контроля, что обосновано темой и типом урока, подготовленностью класса к уроку.

Применялась фронтальная, индивидуальная форма работы, а также работа в парах. Дифференцированный подход применялся при работе с таблицами «Тонких и толстых вопросов», а также при работе с кластерами. Данный метод работы помогает менее подготовленным учащимся лучше усвоить тему, а более подготовленным учащимся не терять интерес к теме.

На случай нехватки времени рефлексию в конце урока предполагалось провести устно, итог урока сократить до повторения основных понятий. В случае излишка времени приготовлено дополнительное задание на слайде.



  1. Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли.


Соответствующие обозначения внесите в таблицу:

Лёгкие

Почки

Потовые железы












  1. Таблица «Тонких и толстых вопросов»:





Тонкие вопросы


Ответы


Толстые вопросы


Ответы














  1. Задание: установить соответствие между характеристикой и слоем кожи:



ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ

  1. Содержит пигмент меланин А) Эпидермис

  2. Образована соединительной тканью Б) Собственно кожа

  3. Состоит из ороговевших клеток

  4. Содержит потовые и сальные железы

  5. Содержит рецепторы и кровеносные сосуды

  6. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток




1

2

3

4

5

6



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией...
И. В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С....
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconРабочаяпрограмм а
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С
Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconIsbn 5-901826-02-7
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Перышкин А. В. Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconУчебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан...
Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconДомашнее задание для 9 а и 9 б классов по химии
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconТематический план (70ч) № п\п Кол час
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconТрудности перевода: творчество Шекспира Задачи урока
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconУчебник для общеобразовательных учебных заведений. М,: Дрофа
Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconМук 2812-10 «Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест»
Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва...
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconРабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. N дрофа. 2006 г
Учебник для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа, 2009г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск