Скачать 180.94 Kb.
|
Тема урока: «Кожа – наружный покровный орган» Тип урока: Изучение нового учебного материала. Цели по содержанию: образовательные: создать условия для формирования и усвоения знаний о строении кожи и её основных функциях в организме человека; развивающие: закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации; развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ. воспитательные: стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело. Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Средства обучения:
Ход урока
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Создаётся доброжелательная атмосфера в классе. Проверяется готовность рабочих мест. Учащиеся настраиваются на работу.
Учащимся предлагается выполнить задание на соответствие, при этом можно использовать таблицы, представленные на уроке. Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли. Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
В: Какое значение для организма имеют органы, выводящие продукты обмена? О: Данные органы поддерживают гомеостаз – постоянство внутренней среды организма. В: Частью какого органа человека являются потовые железы? О: Частью покровного органа – кожи. Исходя из ответов на вопросы ставим цель урока: изучить особенности строения и функций кожи человека
Учащиеся делают вывод о том, какие свойства имеет кожа: упругость, эластичность, гладкость, блеск, узоры на подушечках пальцев и т.п. Учащимся предлагаются вопросы (на листах бумаги в форме ладони), на которые им придётся ответить в конце урока: а) Почему поверхность кожи кажется блестящей? б) Почему при волнении поверхности ладоней оказываются влажными? в) Почему продукты лучше ощупывать подушечками пальцев?
Снаружи - эпидермис, средний слой - дерма, внутренний слой- гиподерма (подкожная жировая клетчатка) Наружный покровный Волосы, орган ногти, железы Защитная Выделительная Дыхательная Рецепторная Теплорегуляционная Участие в обмене веществ Запасающая
Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи: ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
Пример: 1. Кожа. 2. Эластичная, гладкая. 3. Защищает, выделяет, дышит. 4. Какое сложное у неё строение. 5. Покров.
7. Домашнее задание:
Кластер на тему: «Строение и функции кожи» Снаружи - эпидермис, средний слой - дерма, внутренний слой- гиподерма (подкожная жировая клетчатка) Наружный покровный Волосы, орган ногти, железы Защитная Выделительная Дыхательная Рецепторная Теплорегуляционная Участие в обмене веществ Запасающая Информационный текст по теме: «Кожа – наружный покровный орган» Кожа – наружный покров тела, являющийся барьером между внешней и внутренней средой организма, имеющий толщину 0,5 – 5 мм и площадь 1,5 – 2,0 м. Производные кожи – волосы, ногти и железы (сальные, потовые, молочные). Кожа состоит из трёх слоёв: наружный слой – эпидермис, средний – собственно кожа (дерма), внутренний – подкожная жировая клетчатка (гиподерма). Эпидермис состоит из двух слоёв: верхний (ороговевший эпителий) образован мёртвыми клетками, которые постоянно слущиваются; нижний (ростковый слой) – это живые клетки, способные к делению. В ростковом слое находятся пигментные клетки, содержащие меланин, который определяет цвет кожи и обеспечивает защиту от ультрафиолетовых лучей. Производные росткового слоя – волосы и ногти. Дерма образована соединительной тканью. В этом слое находятся корни волос, потовые и сальные железы, рецепторы, кровеносные и лимфатические сосуды, а также волокна, придающие коже прочность и упругость. Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру и давление. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев. Сальные железы выделяют секрет, который смазывает эпидермис и волосы. Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот, в составе которого содержатся: вода, соли, мочевина. Испаряясь, пот охлажлает тело. При высокой температуре окружающей среды теплоотдача возрастает. Волосы и ногти – кожные роговые образования. Корни волос – волосяные луковицы – находятся в волосяных фолликулах. Клетки, находящиеся в волосяных луковицах, непрерывно размножаются, что обеспечивает рост волос. К корням волос подходят кровеносные сосуды, нервные окончания и мышечные волокна. При понижении температуры окружающей среды мышечные волокна рефлекторно сокращаются и появляется «гусиная кожа». Плотная соединительная ткань служит опорой для ногтей. Ногтевая пластинка покрывает ногтевое ложе. В ногтевой пластинке в отличие от ногтевого ложа нет нервных окончаний и кровеносных сосудов. Растёт ноготь с основания. Подкожная жировая клетчатка образована жировой тканью и выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела, играет роль амортизатора при ушибах, а также является энергетическим резервом. Кожа обладает большой механической прочностью, поэтому защищает от многих повреждений ткани и органы, а также препятствует проникновению возбудителей заболеваний. Кожа не пропускает воду, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды организма. Через потовые железы кожи происходит не только выделение продуктов распада веществ, но и поступление кислорода и выделение углекислого газа. В коже сохраняются и используются запасы питательных веществ и воды, синтезируется витамин Д. Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли. Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли. Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли. Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
Задание: определите, каким путём выводятся из организма продукты распада, образующиеся в тканях организма в результате окисления: А.Углекислый газ. Б.Вода. В.Соли. Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи: ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи: ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи: ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
Установить соответствие между характеристикой и слоем кожи: ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
Таблица «Тонких и толстых вопросов»:
Таблица «Тонких и толстых вопросов»:
Таблица «Тонких и толстых вопросов»:
кожа волосы ногти железы эпидермис дерма гиподерма Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Богандинская средняя общеобразовательная школа №1 Тюменского муниципального района Учитель биологии: Рязанцева Н.Л. Самоанализ урока по теме: «Кожа – наружный покровный орган». Данный урок является одним из ключевых в теме «Покровные органы. Теплорегуляция». Его связь с предыдущими уроками прослеживается в использовании изученных понятий, процессов, а также применении умений, сформированных ранее. Тип урока: Изучение нового учебного материала. При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательный стандарт. Учащиеся неплохо ориентируются в данной теме, задания на урок подбирались таким образом, чтобы наряду с изучением новой темы учащиеся повторили материал по темам «Дыхание», «Выделение». На урок ставились следующие цели: а) Создать условия для формирования и усвоения знаний о строении кожи и её основных функциях в организме человека. б) Закрепить общеучебные умения и навыки критического восприятия информации; развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации; формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы ТРКМ. в) Стремиться к воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело. Выбранная структура урока рационально позволяет достигнуть этих целей, сочетая фронтальную, индивидуальную и групповую формы деятельности. Время рационально распределено на всех этапах урока. Этапы логично вытекают один из другого: биологическая разминка; формулирование темы и цели урока; стадия вызова ( актуализация знаний, графическая систематизация материала, постановка проблемы); стадия осмысления содержания нового учебного материала (просмотр презентации, ответы на вопросы в ходе просмотра, работа с информационным текстом, работа с кластерами, таблицами, дополнительными вопросами, понятиями); стадия рефлексии (закрепление изученного материала, соотнесение новой информации со старой, выполнение заданий на соответствие, написание синквейна). Основные понятия и определения неоднократно проговаривались вслух учителем и учащимися, что способствует их лучшему пониманию и усвоению. На биологической разминке и стадии закрепления материала были предложены задания, соответствующие заданиям ЕГЭ по биологии. После интенсивной работы с текстом учащимся была предложена электронная физминутка, которая способствовала снятию напряжения с глазных мышц. На уроке сочетались методы обучения: словесные, частично – поисковые, репродуктивные, устного и письменного контроля, что обосновано темой и типом урока, подготовленностью класса к уроку. Применялась фронтальная, индивидуальная форма работы, а также работа в парах. Дифференцированный подход применялся при работе с таблицами «Тонких и толстых вопросов», а также при работе с кластерами. Данный метод работы помогает менее подготовленным учащимся лучше усвоить тему, а более подготовленным учащимся не терять интерес к теме. На случай нехватки времени рефлексию в конце урока предполагалось провести устно, итог урока сократить до повторения основных понятий. В случае излишка времени приготовлено дополнительное задание на слайде.
Соответствующие обозначения внесите в таблицу:
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЙ КОЖИ
|
Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией... И. В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник... | Учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С.... Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | ||
Рабочаяпрограмм а Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | Учебник для общеобразовательных учебных заведений, автор Габриелян О. С Урок «Предмет химии. Вещества» это первый урок в Ведении, изучается в 8 классе. Учебник: Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных... | ||
Isbn 5-901826-02-7 Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник Перышкин А. В. Физика 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011 | ||
Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан... Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин... | Домашнее задание для 9 а и 9 б классов по химии Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | ||
Тематический план (70ч) № п\п Кол час Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | Трудности перевода: творчество Шекспира Задачи урока Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М,: Дрофа Моу саметская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области | Мук 2812-10 «Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест» Биология. Человек. 9 класс : учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. А. С. Батуева. 3-е изд.; перераб. Москва... | ||
Рабочая программа по природоведению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. N дрофа. 2006 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перышкин А. В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа |