Т. В. Цветкова Редактор





НазваниеТ. В. Цветкова Редактор
страница1/15
Дата публикации16.10.2013
Размер1.96 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



УДК 373 ББК 74.3 Л58

Лиманская О.Н.

Л58 Конспекты логопедических занятий. Первый год обу­чения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. (Логопед в ДОУ).

13ВЫ 978-5-9949-0036-9

Методическое пособие включает конспекты 76 фронтальных занятий с детьми 5—6 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Предлагаемые автором игры и упражнения помогут сформировать у детей такие поня­тия, как «звук», «слог», «слово», «предложение», а необходимые в рабо­те различные атрибуты («колокольчик», «барабан», «подушечка») позво­лят детям в ходе манипуляций предметами закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Чистоговорки, потешки, стихотворения, используемые в ходе занятий, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха и восприятия. Формированию лексико-грамматических категорий служат спе­циальный наглядный материал и речевые игры, тщательно подобранные ло­гопедом. Развитию восприятия и конструктивных навыков способствуют игры с пазлами, геометрическими фигурами и счетными палочками.

Пособие может быть использовано в работе воспитателей как логопе­дических групп, так и массовых групп детских садов.

УДК 373 ББК 74.3

Лиманская Ольга Николаевна


КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Главный редактор Т.В. Цветкова Редактор Н.В. Костецкая Корректор Л.Б. Успенская Дизайнер обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка Г.В. Калининой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 14.09.08. Формат 60 х 902/> Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 8,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 1491.

Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

18]Ш 978-5-9949-0036-9

© ООО «ТЦ Сфера», 2008


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие включает 76 конспектов фронталь­ных логопедических занятий с детьми 5—6 лет с общим не­доразвитием речи. На каждую неделю планируются отдель­ная тема и определенные задачи по формированию навыков словообразования, развитию лексико-грамматических кате­горий и связной речи. Проведение занятий начинается с 15 сентября после двухнедельного обследования речи детей.

В сентябре, октябре, ноябре проводятся два фронтальных занятия в неделю. В декабре, январе, феврале, марте добав­ляется еще одно занятие по развитию лексико-грамматичес­ких категорий в соответствии с темой недели. В апреле заня­тия проводятся 4 раза в неделю. В мае проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия, обобщающие пройденный за год материал.

Каждое занятие начинается со своеобразной речевой за­рядки, которая проходит в форме игры с мячом.

На занятиях по формированию звуковой стороны речи в обязательном порядке проводится артикуляционная гимнас­тика с зеркалом. Она готовит речевой аппарат к занятиям и позволяет обратить внимание на правильное произношение звука.

Первая часть занятия направлена на развитие умения де­тей выделять нужный звук в речи, находить его место в сло­ве, сравнивать со звуками, сходными по произношению.

Чтобы занятия с логопедом были интересны детям, автор предлагает использовать, например, «звуковую птичку» (плос­костные изображения птички, состоящие из трех частей); «звуковой поезд» (панно с тремя вагончиками, куда можно поставить картинки). Вспомогательный материал раздается детям, что позволяет каждому ребенку действовать самосто­ятельно. Он может выложить схему слова из цветных круж­ков, показать «колокольчик» или «барабан», сравнивая звон­кие и глухие согласные звуки, «камень» или «подушечку», определяя твердые или мягкие согласные звуки. В занятия включены потешки, чистоговорки и стихотворения, разви­вающие у детей чувство ритма, фонематическое восприятие.

В середине занятия автор рекомендует обязательно прово­дить с детьми физкультминутку, пальцевую гимнастику или подвижные игры.

Специальные упражнения «Скажи правильно» направле­ны на формирование лексико-грамматического строя речи.

Заключительная часть занятия — это всегда работа детей в тетради (в крупную клетку). Они рисуют, штрихуют, вы­полняют узор, обводят и раскрашивают трафареты. Такие задания помогают развивать мелкую моторику рук, учат ори­ентироваться на плоскости листа (см. примеры заданий на с. 117—125).

Предусмотрены в плане и различные задания для разви­тия восприятия (собрать панно из мозаики с помощью паз-лов, сложить разрезную картинку, выложить изображение из геометрических фигур).

Начиная с сентября на занятиях решаются задачи обуче­ния детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, с декабря это­му посвящаются отдельные занятия. Они включают чтение рассказов, беседы, заучивание стихотворений, пересказы тек­стов или составление рассказов. Все игры и упражнения на­правлены на расширение словарного запаса детей, обучение их классификации предметов и формирование грамматичес­ки правильной речи.

Систему фронтальных логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи автор отобразил в перспектив­ном и тематическом планах, которые представлены ниже в виде таблиц.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

(1-й год обучения)

Период

п/п

Тема занятия

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

1







4

5

Сен­тябрь

3-я неделя

1

Органы арти­куляции

Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия на материале неречевых звуков







2

Органы арти­куляции (про­должение)

Развитие фонематического слу­ха на основе слов, близких по звуковому составу




4-я неделя

3

Звук [а]. Поня­тие о звуковом ряде

Выделение гласного звука [а] из потока звуков







4

Звук [а] (про­должение)

Выделение гласного звука [а] из потока звуков

Ок­тябрь

1-я неделя

5

Звук [у]

Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица)







6

Звук [у] (про­должение)

Выделение звука [у] среди дру­гих гласных звуков. Выделение звука [у] в начале слова




2-я неделя

7

Звук [и]

Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк, игра)







8

Звуки [а], [у], [и]

Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи




3-я неделя

9

Звук [э]

Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, эк­ран, эхо)







10

Звук [о]

Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна)




4-я неделя

11

Звук [м]

Выделение согласного звука [м] в конце слова







12

Звуки [м], [м']

Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова

Но­ябрь

2-я неделя

13

Звук [п]

Определение наличия или от­сутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па







14

Звуки [п], [пь]

Определение места звука в сло­ве (начало, середина, конец)




3-я неделя

15

Звук [н]

Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция зву­ка в слове (начало, середина, конец)







16

Звуки [н], [н']

Определение наличия или от­сутствия звуков [н], [н'] в сло­вах




4-я неделя

17

Звук [б]

Выделение звука среди других согласных. Определение пози­ции звука [б] в слове (начало, середина)







18

Звуки [б], [б']

Звуковой анализ слогов аб-би

Де­кабрь

1-я неделя

19

Звуки [б], [п]

Полный анализ односложного слова Б им







20

Звук [в]

Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Зву­ковой анализ слова ива







21

Продукты пи­тания







2-я неделя

22

Звук [в], [в']

Различение твердых и мягких звуков [в], [в']







23

Звук [д]

Выделение звука среди других согласных звуков.







24

Зима







3-я неделя

25

Звуки [д], [д']

Различение твердых и мягких звуков [д], [д']. Звуковой анализ слова дом







26

Гласные и со­гласные звуки

Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук)







27

Одежда







4-я неделя

28

Звук [т]

Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова том







29

Звуки И, [т']

Различение твердых и мягких звуков [т], [ть]







30

Новый год




Ян-

2-я

31

Звуки [д], [т]

Дифференциация звуков [д], [т]

варь

неделя

32

Звук [ф]

Выделение в речи звук [ф]. Де­ление слова на слоги, различе­ние коротких и длинных слов







33

Мебель







3-я

34

Звуки [ф], [ф']

Различение твердых и мягких




неделя







звуков [ф], 1ф']







35

Звуки [в], [ф]

Дифференциация звуков [в], [ф]







36

Посуда







4-я

37

Звук [к]

Выделение звука [к] из потока




неделя







согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова кот







38

Звуки [к], [к']

Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. Звуковой анализ слова кит







39

Человек. Семья




Фев-

1-я

40

Звук [г]

Определение наличия или от-

раль

неделя







сутствия в слове звука [г]







41

Звуки [г], [г']

Различение твердых и мягких звуков [г], [г*]. Звуковой анализ и синтез слов







42

Профессии







2-я

43

Звуки [к], [г]

Дифференциация звуков [к], [г].




неделя







Звуковой анализ слова кони







44

Звук [х]

Выделение согласного звука [х] среди других звуков. Определе­ние позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец слова)







45

Цвет. Форма. Величина







3-я

46

Звуки [х], [х']

Различение твердых и мягких




неделя







звуков [х], [х']. Звукослоговой анализ слова мухи







47

Звук [с]

Определение наличия или отсут­ствия звука [с] в словах. Нахож­дение места звука [с] в словах







48

Форма и раз­мер предметов







4-я неделя

49

Звуки [с], [с']

Различение твердых и мягких звуков [с], [сь]. Звукослоговой анализ слова гуси







50

Звук [з]

Выделение в речи звука [з]. Оп­ределение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова)







51

День защитни­ка Отечества




Март

1-я неделя

52

Звуки [з], [з*]

Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Звукослоговой анализ слова замок







53

Звуки [с], [з]

Дифференциация звуков [с], [з]







54

Мамин день 8 Марта







2-я неделя

55

Звук [ц]

Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец)







56

Звуки [с], [ц]

Дифференциация звуков [с], [ц]







57

Транспорт







3-я неделя

58

Звук [ш]

Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в сло­ве (начало, середина, конец)







59

Звук [ш] (про­должение)

Звукослоговой анализ слова шапка







60

Весна




Ап-

1-я

61

Звуки [с], [ш]

Различение звуков [с], [ш]

рель

неделя

62

Звуки [с], [ш] (продолжение)

Дифференциация звуков [с], [ш]







63

Звук [ж]

Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина)







64

Прилет птиц







2-я неделя

65

Звук [ж]

Подбор слова к схемам звуково­го анализа







66

Звуки [з], [ж]

Дифференциация звуков [з], [ж]







67

Звуки [ш], [ж]

Дифференциация звуков [ш], [ж]







68

Цветы







3-я неделя

69

Звук [ч]

Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец)







70

Звук [ч] (про­должение)

Звукослоговой анализ слова

жучки







71

Звуки [ч], [ц]

Дифференциация звуков [ч], [ц]







72

Деревья







4-я не­деля

73

Звук [щ]

Определение наличия или от­сутствия звука [щ] в словах, позиции звука в слове (начало, середина, конец)







74

Звук [щ] (про­должение)

Синтез звуков в слова







75

Звуки [ч], [щ]

Дифференциация звуков [ч], [щ]







76

Лес

.__,----




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Редактор А. 10. Гринштейн Художник В. Е. Трепцов Художественный редактор В. И. Сафронов Технический редактор А. Сутченко Корректор...
Т. В. Цветкова Редактор iconЛиманская Ольга Николаевна конспекты логопедических занятий. Второй...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использованы компьютерные программы: текстовый редактор Word (2000), редактор формул Ms Equation, графический редактор Paint, сложные...
Т. В. Цветкова Редактор iconУрок повторение и обобщение изученного материала. Тема: «Как устроен компьютер?»
Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа...
Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: пакет прикладных программ Microsoft Office: табличный редактор Excel, текстовый редактор Word, редактор создания мультимедиа...
Т. В. Цветкова Редактор iconУрок игра «компьютерное кафе»
«Компьютер и программное обеспечение», «Графический редактор»,» Презентации»,»Текстовый редактор»
Т. В. Цветкова Редактор iconРеспублики башкортостан
Повторение и обобщение материала по пройденным темам курса информатики (алгоритмы, кодирование, текстовый редактор, графический редактор,...
Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые ресурсы: текстовой редактор word, редактор для создания презентации power point, табличный редактор excel, программа...
Т. В. Цветкова Редактор iconОтчет о научно-исследовательской работе
Мультиагентные системы, онтологии, редактор онтологии, редактор сцен, сетецентрические сети, динамическое планирование, высокоскоростной...
Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word
Т. В. Цветкова Редактор iconУрока: Обобщение изученного материала по теме «Графический редактор Paint»
Проверка теоретических знаний и практических умений по изученной теме: “Графический редактор Paint”; совершенствовать навыки работы...
Т. В. Цветкова Редактор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Тема урока «Графический редактор Рhotoshop». Сегодня на уроке мы рассмотрим графический редактор Рhotoshoр. А точнее его...
Т. В. Цветкова Редактор iconКлиентов ж 3-е издание Перевели с английского Е. Минеева, О. Цветкова Серия «Деловой бестселлер»
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Т. В. Цветкова Редактор iconЕвгения Геннадьевна Цветкова Николай Анатольевич Корольков
«Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности»: Нордмедиздат; 2012
Т. В. Цветкова Редактор iconУрок окг для учащихся 6 класса по теме: «Графический документ. Графический редактор»
Цель урока: дать понятия «графический документ», «графический редактор», учить создавать электронный графический документ на компьютере...
Т. В. Цветкова Редактор icon'Школьный диспетчер' редактор школьного расписания и документации
Программа, ускоряющая составление расписания занятий и облегчающая работу завучей с документацией. Это часть школьной документации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск