Скачать 2.87 Mb.
|
УДК 373 ББК 74.3 Л58 Лиманская О.Н. Л58 Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 176 с. — (Логопед в ДОУ). 978-5-9949-0037-6 Методическое пособие окажет практическую помощь логопедам в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. В конспекты фронтальных занятий входят игры и упражнения, которые помогут развить у детей навыки словообразования, сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют их словарь. Большое внимание в пособии уделено овладению детьми графическими умениями, развитию у них мелкой моторики рук, закреплению пространственного восприятия и правильной ориентировка на плоскости листа. С этой целью в каждое занятие (имеется в виду работа с тетрадью) включено применение трафаретов букв и предметов, даются навыки рисования узоров по клеткам, выполнения штриховки. Книга рекомендована не только для проведения логопедических занятий, но и для работы с детьми массовых групп детских садов. УДК 873 ББК 74.3 Лиманская Ольга Николаевна КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Главный редактор Т.В.Цветкова Редактор НД.Костецкая Корректор ЛЗ.Успенская Дизайнер обложки ЕЛ.Кустарова Компьютерная верстка ГМ.Калининой Оригинал-макет и диапозитивы текста наготовлены в «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат М 77.99.02.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 06.10.08. Формат 60 X 901/,,. Гарнитура Школьная. Усл. печ. д. 11. Тираж 5000 экз. Заказ М 1492. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета», «Смоленская областная типография им. В.И.Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю.Гагарина. 2. 978-5-9949-0037-6 © ООО «ТЦ Сфера», 2009 ВВЕДЕНИЕ Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи зачастую вызывает трудности у логопедов, поскольку у таких детей проблемы не только с произношением и фонематическим слухом. Для них, как правило, характерны и нарушения восприятия, неустойчивость внимания, плохая координация и плохо развитая мелкая моторика рук. В данном методическом пособии предлагается 108 конспектов фронтальных логопедических занятий для детей с общими нарушениями речи (ОНР) второго года обучения. На каждой неделе проводятся занятия по развитию навыка словообразования, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Занятия начинаются с 15 сентября (на 3-й неделе после начала посещения детского сада). Предварительно логопед проверяет и дает оценку состояния речи каждого ребенка. В мае лексические темы отрабатываются на подгрупповых и индивидуальных занятиях, фронтальные занятия не проводятся. В тематическом плане указаны темы занятий и изложена последовательность ознакомления детей со звуками и буквами, формирования навыков звукового анализа и обучения чтению и письму. Занятия проводятся четыре раза в неделю (три раза по обучению грамоте, одно занятие по формированию лексико-грамматических категорий). Его желательно проводить в конце недели, чтобы облегчить детям учебную нагрузку. Это занятие целиком посвящается лексической теме недели («Зима», «Лес», «Профессии» и т.д.). Занятия по обучению грамоте сострят из двух частей. Первая включает в себя игры и упражнения на выделение изучаемого звука в речи, определение позиции звука в слове, формирование навыка звукового анализа и синтеза, а также дифференцирование оппозиционных звуков. Вторая часть занятия посвящается знакомству с буквой или закреплению уже имеющихся знаний детей о той или иной букве. Детям предлагается обвести и раскрасить трафареты букв и предметов на эту букву, заучить специально подобранные стихотворения. Для работы в тетрадях нужны листы в клетку. Их удобно вставлять в начале года в середину тетради в линейку. Перед занятием логопед должен в каждой тетради сделать образец узора и нарисовать изображение для выполнения штриховки (см. примеры заданий на с. 165—168) и т.д. В тетрадях по образцу дети «печатают» буквы, слова и предложения. Если занятие предполагает изучение буквы, логопед обводит в тетрадях прямоугольник, в котором ребенок может расположить трафареты. Заранее необходимо сделать рисунки, возле которых дети будут писать слова и предложения, подготовить символы или цветные кружочки для работы над дифференциацией звуков. Для предупреждения дисграфии у детей предлагаются специальные упражнения, вычеркивание неправильно написанной логопедом буквы, дописывание букв, которых съел жук «буквоед», задание «Буквы рассыпались». Очень удобно в тетрадях выполнять звукослоговой анализ слов, записанных детьми. При этом ребенок дает характеристику звукам и под буквами рисует цветные кружочки. Последняя часть занятия включает задания, формирующие у детей грамматически правильную речь. Дети учатся изменять слова, образовывать новые и правильно согласовывать их с различными частями речи в числе, роде и падеже. Систему фронтальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР (второй год обучения), автор отобразил в перспективном и тематическом планах, которые представлены ниже в виде таблиц. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА (2-й год обучения)
|
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского... Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с онр. – Спб.: «Детство-пресс»,... | ||
На Всероссийский конкурс «Урок XXI века» Ольга Николаевна мастер по использованию средств икт. Она не только сама использует, но и другим помогает. На нее равняется школа.... | Т. В. Цветкова Редактор Этот урок сегодня | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Источник: В. Н. Волчкова, Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе», стр. 257 | Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Учитель: Омарова Ольга Александровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1» | ||
Горелова Ирина Николаевна Рязань 2012 г. Аннотация Разработка серии... Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты... | Расписание логопедических занятий учащихся, обучающихся по программе VIII вида | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный выпуск является второй частью программы "Живой родник" знакомство детей дошкольного возраста с русской традиционной культурой.... | Праславянская письменность Ответственный за выпуск В. Г. Родионов (главный редактор журнала «Русская Мысль») | ||
Конспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год... План –конспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год обучения) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бондаревой О. Г. и старшего воспитателя Котельниковой Г. Н. Гбоу д\с №2379 разработать конспекты интегрированных занятий для раннего... | ||
Нина Николаевна Берберова Бородин Нина Николаевна Берберова Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... | Конспекты по тематике лекционных занятий и ответы по темам лекций По дисциплине «История психологии» для студентов третьего курса, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология» на 2011-2012... | ||
Программа дополнительного образования «Юный зоолог» Второй год обучения схема абсолютно такая же, но на более углублённом уровне. Учитывая значительную теоретическую нагрузку учащихся... | Воронежского государственного архитектурно-строительного университета студент и наука Главный редактор издания – д-р техн наук, проф проректор по науке и инновациям Рудаков О. Б |