Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат.Янтыковская основная общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руков. ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
ест-мат предметов __________ Мифтахова Н.С. __________ Г.С. Хафизова «Тат.Янтыковская ООШ»
Протокол № 1 от «29» августа 2012 года 31.08.2012 г. __________ Р.С. Хафизов.
Приказ №135-10 от «01» сентября 2012 г.
Рабочая программа
по биологии для 8 класса
Учитель: Хафизова Гульсина Сильманфаризовна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа Рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312)
Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова
(Программы для общеобразовательных учреждений, Биология 5-11 классы, к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, Москва, Дрофа, 2011 год),
Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2009 год
Учебный план МБОУ «Тат.Янтыковская ООШ» Лаишевского муниципального района РТ на 2012-13 учебный год
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Учебно-тематический план;
Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса;
Требования к уровню подготовки выпускников
УМК
Тематическое планирование уроков
Общая характеристика учебного предмета
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение в объёме 70 часов в год, по 2 часа в неделю. На основании примерных программ МО и Н РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 8 -м классе реализуется базисный уровень.
В основу курса биологии для 8 класса положены следующие идеи:
биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни;
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии ;
обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, а также при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ, проектов; в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:
- Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического,физического,трудового,санитарногигиенического,полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек– часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений. Основными задачами данного раздела являются следующие:
Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
Раскрыть роль человека в природе.
Продолжить формирование представлений о единстве живой природы.
Учебно-тематический план №
| Наименование разделов
| Количество часов
| в том числе контрольные уроки
| 1
| Тема 1. Введение.
| 2часа
|
| 2
| Тема 2. Происхождение человека
| 3 часа
| 3
| Тема 3. Строение организма
| 4 часа
| 1
| 4
| Тема 4. Опорно-двигательная система
| 8 часов
| 5
| Тема 5. Внутренняя среда организма
| 3 часа
| 1
| 6
| Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы
| 6 часов
| 7
| Тема 7. Дыхание
| 5 часов
| 8
| Тема 8 . Пищеварение.
| 6 часов
| 1
| 9
| Тема 9. Обмен веществ и энергии
| 3 часа
| 10
| Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
| 5 часов
| 1
| 11
| Тема 11 . Нервная система
| 5 часов
| 12
| Тема 12. Анализаторы. Органы чувств.
| 5 часов
| 13
| Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
| 6 часов
| 14
| Тема 14. Эндокринная система
| 2часа
|
| 15
| Тема 15. Индивидуальное развитие организма
| 5 часов
|
| 16
| Обобщение и систематизация знаний
| 2 часа.
| 1
|
| Итого
| 70 часов
| 5
| 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. ВВЕДЕНИЕ.
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Тема 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
Общий обзор организма
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Клеточное строение организма. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой (Электронное учебное пособие, лабораторный практикум)
Лабораторные работы. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленной рефлекс. Тема 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные(суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия(выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Тема 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость ,лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом Тема 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжке, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку Тема 7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких (электронное учебное пособие - лабораторный практикум); приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Измерение обхвата груди в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
|