Скачать 2.27 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 127254, город Москва, ул. Гончарова, дом 15-А Тел/факс +7 (495)618-89-01, e-mail: center-detey@mail.ru Отчет о работе ГБОУ ЦДОД за 2012-2013 учебный год Настоящий отчет содержит анализ деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения центра дополнительного образования детей (в дальнейшем по тексту ЦДОД) за 2012-2013 учебный год и составлен в соответствии с «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», Уставом, Программой деятельности и Учебным планом ГБОУ ЦДОД. Цель отчета – получение объективной информации о содержании и качестве деятельности Центра дополнительного образования детей за 2012-2013 учебный год в соответствии со значимыми для учреждения критериями. Анализ результатов учебно-воспитательной и культурно-досуговой работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, выявление причинно-следственных связей деятельности педагогов дополнительного образования с семьей и внешней средой, с уровнем использования педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами воспитательного потенциала занятий, мероприятий различного уровня. Под эффективностью учебно-воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Задачи отчета:
1. Характеристика учреждения В основу деятельности педагогического коллектива ГБОУ ЦДОД положен личностно-ориентированный подход, позволяющий осуществлять:
Реализацию потребностей ребенка, создание ему возможности чувствовать себя в центре внимания и заботы педагога.
В коллективе ГБОУ ЦДОД сформировались и работают творческие группы опытных педагогов, занимающихся разработкой образовательной деятельности, отбором ее содержания. Они объединены в подразделения и отделы:
которые работают по шести содержательным направлениям:
Кадровый потенциал ГБОУ ЦДОД, его профессионализм, опыт педагогической деятельности и творческие установки способны обеспечить образование высокого качества и в максимальной мере развивать природные способности, одаренность, индивидуальность своих воспитанников.
В процессе учебной деятельности в творческих объединениях Центра реализуется 53 программы дополнительного образования детей по 6-ти выше перечисленным направлениям творческой деятельности. Культурно-досуговые и массовые мероприятия проводятся по специальному плану, в соответствии с годовой циклограммой знаменательных дат, тематических месячников и недель, праздников, соревнований, фестивалей, конкурсов и выставок. Вопросами методического обеспечения и сопровождения занимается методическая служба Центра. В 2012-2013 учебном году ГБОУ ЦДОД посещало приблизительно 1718 детей и подростков в 53 коллективе от 5 до 18 лет, практически из всех школ, расположенных на территории района, а также детских садов. Из них 15 объединений работало на базе образовательных учреждений СВАО. Воспитанники ЦДОД принимают участие в концертах, фестивалях, конкурсах и спортивных соревнованиях. Центр дополнительного образования детей – сфера свободного самоопределения личности. Условием для этого является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители, проживающие в районе «Бутырский». К числу ведущих видов потребностей следует отнести:
Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности. Социальная значимость педагогических программ Центра дополнительного образования детей обеспечивается следующим комплексом целей развития личности: - познавательным развитием; - социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия; - раскрытием творческого потенциала; - развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени. Реализация указанных целей обеспечивается направленностью образовательных программ на практическую деятельность ребенка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности. Таким образом, педагогические программы Центра дополнительного образования детей – это прикладные и практические образовательные и досуговые программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Целью их является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг.
Центр имеет следующие каналы поступления и обмена информацией:
Режим работы учреждения Центр дополнительного образования детей (ЦДОД) организует образовательную деятельность детей и подростков от 3 до 18 лет по следующим направленностям (в соответствии с Лицензией: серия А № 311359, регистрационный № 025318 от 4 февраля 2009 г., дающая право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии. Срок действия лицензии до 04 февраля 2014 года): 1. Художественно-эстетическая 2. Социально-педагогическая 3. Физкультурно-спортивная 4. Культурологическая 5. Научно-техническая 6. Эколого-биологическая Центр организует работу объединений по следующим видам деятельности:
- инструментальная музыка - вокально-хоровое искусство - театральное искусство - музыкально-фольклорное искусство - хореографическое искусство - декоративно-прикладное искусство и ремесла 2. Социально-педагогическая направленность: - программы социально-психологической и социально-правовой адаптации - ресурсы творческого развития личности - семейный клуб - военно-патриотический клуб 3. Физкультурно-спортивная направленность: - общефизическая подготовка - шахматы - шашки - спортивные бальные танцы - единоборство - туризм 4. Культурологическая направленность: - историко-культурные традиции и духовное наследие - культура быта - музейное дело - страноведение 5.Эколого-биологическая: - экология, экологическая культура, экологический театр - занимательная химия 6. Научно-техническое направление: - основы компьютерной грамотности, компьютерный дизайн. Отличительной особенностью организационной структуры ЦДОД является работа детских объединений на территории 9 школ Северо-Восточного административного округа города Москвы.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждению дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003) и Уставом ЦДОД наполняемость групп 1-ого года обучения от 12 до 15 человек, 2-ого года обучения и последующих – от 10 до 15 человек. С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастными или разновозрастными. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки. Одним из востребованных социумом направлений работы является работа с дошкольниками. В Центре организуется работа по различным видам деятельности с детьми данного возраста, учитываются их возрастные особенности и требования СанПиНа. Дети дошкольного возраста, в силу своих анатомических и психофизиологических особенностей, очень быстро утомляются, их внимание не обладает продолжительной устойчивостью, они не могут долго находиться в одном положении, что прописано в санитарно-эпидемиологических нормах. Но для усвоения учебного материала необходима не только подача информации, где требуется от них ограниченная усидчивость и концентрация внимания, но и закрепление полученных знаний в естественной для ребёнка форме - игровой. Это легко организовывается в детском саду, а в наших условиях требуется удлинение времени занятий для закрепления познавательных навыков в игровом общении детей. Поэтому занятие длится 1 академический час - 45 минут. Основная форма проведения занятий - групповая, с использованием индивидуального подхода. Структура каждого занятия строится в соответствии с учётом психофизиологических особенностей обучающихся, конкретной учебной темой и задачами, поставленной в ней. Особое внимание уделяется здоровьесберегающему компоненту: на протяжении занятия чередуются различные виды деятельности ребёнка. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 4-х часов в день. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю. Режим учебно-воспитательного процесса зафиксирован в расписании занятий, составленном в соответствии с требованиями СанПиНа. Расписание занятий составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение гигиенических требований. Занятия в Центре дополнительного образования детей проводятся в любой день недели, включая воскресные. В каникулярное время Центр работает по специальному расписанию. Начало занятий – 9.00 часов, окончание – не позднее 20.00. Продолжительность занятий детей в Центре дополнительного образования детей в учебные дни, как правило, не превышает 2-х академических часов, в выходные и каникулярные дни – 3-х академических часов. Режим работы учреждения с 1 сентября по 31 мая ежедневно с 9.00 до 20.00, включая субботу, воскресенье по расписанию, в праздничные дни - по особому распоряжению. С 1 июня по 31 августа Центр работает по специальному расписанию. Центр дополнительного образования детей организует работу в течение всего календарного года и полной семидневной недели на основе учебного плана. Учебный план утверждается директором Центра. В каникулярное время Центр работает по особому плану с учетом образовательной межведомственной московской программы «Каникулы». Продолжительность обучения по годам, количеству занятий в неделю для каждой учебной группы определяется образовательной программой соответствующего предмета и года обучения. Целью деятельности Центра дополнительного образования детей является реализация государственной политики в области образования в интересах детей, создание условий для получения дополнительного образования по типовым образовательным программам; содействие творческому, интеллектуальному, физическому, духовному, нравственному и психическому развитию обучающихся, воспитание патриотизма и гражданственности, а также реализация личностных качеств ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов России, достижениями российской и мировой культуры, не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству. Основными задачами ЦДОД являются: -создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей в обучении, воспитании и творческом развитии в сфере свободного времени; -обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и раннего профессионального самоопределения обучающихся; -создание условий для развития творческого потенциала и творческой активности обучающихся; -создание условий для качественного образования, продуктивной занятости в свободное время и творческого развития обучающихся; -обеспечение образовательной мотивации и создание содержательных сред общения; -формирование общей культуры личности на основе региональной, национальной и мировой культур; -раннее профессиональное самоопределение детей и подростков; -развитие международных связей и сотрудничества; -разработка, апробация и экспертиза педагогических и социальных технологий для системы дополнительного образования детей; - проведение опытно-экспериментальной работы в целях совершенствования деятельности Центра дополнительного образования; -развитие общественных объединений; -создание условий для обучения и воспитания детей с опережающим развитием и с проблемами в развитии; -сотрудничество с семьей в соответствии с педагогической целесообразностью; -информационное обеспечение в сфере образовательных услуг. |