Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования





НазваниеАкцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования
страница1/5
Дата публикации01.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

Тегетаева Оксана Руслановна

Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования


Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Владикавказ - 2013

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»


Научный руководитель:


доктор экономических наук, профессор

Токаев Нох Хасанбиевич.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова»

Аликаева Мадина Валентиновна;





кандидат экономических наук, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания

Бестаев Мухарбек Иванович.


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет »

Защита состоится «25» мая 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.04 по экономическим наукам при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46. Зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Электронная версия автореферата размещена в сети Интернет на сайте университета: www.nosu.ru и на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46. Диссертационный совет

Д 212.248.04. Ученому секретарю.

Автореферат разослан «24» апреля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент М.А. БигановаОбщая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Экономический рост и эффективное развитие возможны при наличии эффективной экономической политики как на уровне федерации, так и на уровне регионов. Наиболее действенным инструментом в этом отношении является налоговая составляющая, поэтому поиск резервов финансовых ресурсов субфедерального образования должен быть направлен на развитие собственной налогооблагаемой базы в разрезе тех налогов, которые являются бюджетообразующими для региона. В указанном аспекте особого внимания заслуживают вопросы стратегического управления комплексом алкогольной промышленности в регионах, где он сложился и функционирует.

Практика подтверждает, что административные преобразования, продиктованные изменением социально-экономических целей государства, часто не имеют под собой основу долгосрочной акцизной налоговой политики, имеющей цель всестороннее использование потенциала данного налога. В условиях экономических трудностей наблюдается развитие вектора на иррациональное использование ограниченных финансовых ресурсов что, как следствие, ведет к углублению экономической неустойчивости.

Указанные проблемы вызывают необходимость дополнительного теоретического обоснования основных направлений модернизации механизма акцизного налогообложения в сфере алкогольной промышленности, оценки использования государственных инструментов регулирования алкогольного рынка с целью разработки практических рекомендаций, обеспечивающих совершенствование российской модели акцизного налогообложения и государственного регулирования рынка алкогольной продукции как в России в целом, так и на уровне региона.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы устойчивого развития экономических систем и бюджетов в условиях динамичных преобразований представляют стабильный интерес для многих ученых.

Рассмотрение и оценка отдельных элементов российской модели акцизного налогообложения проводились такими отечественными учеными, как И.М. Александров, П.В. Акинин, М.В. Аликаева, А.В. Аронов, С.В. Барулин, Е.Н. Голик, А.З. Дадашев, В.А. Кашин, В.А. Королев, И.Д. Кузнецова, В.В. Кузьменко, Г.Н. Куцури, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, И.В. Синицина, Н.Х. Токаев, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Е.Н. Шереметьев и др.

В отечественной науке проблемы акцизного налогообложения в сфере производства, оборота алкогольной продукции наиболее полно освещены в трудах Г.Л. Азоева, С.Х. Алдатова, А.А. Бондарь, И.К. Беляевского, С.Д. Бешелева, А.И. Ковалева, Е.В. Романенко, Н.Ю. Сабурова, В.М. Поповой, К.А. Раицкого, Э.А Уткиной и других.

При всем многообразии научных публикаций, посвященных проблемам изучения сущности, назначения и практической реализации методов акцизного налогообложения с целью раскрытия потенциала и роста деловой активности субъектов хозяйствования, многие аспекты акцизного налогообложения и формирования бюджетных доходов субфедерального образования недостаточно исследованы: уровень разработанности научно-методических основ и способов реализации акцизного налогообложения с целью обеспечения экономики; регулирующая роль акцизного налогообложения; проблематика экономической эффективности государственной политики ценообразования, что и предопределило актуальность, выбор темы, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является теоретико-методологическое обоснование вопросов формирования доходов субфедерального образования посредством применения эффективной модели акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • обобщить теоретические представления по определению сущности акцизного налогообложения в налоговой системе РФ;

  • уточнить фискальную и регулирующую роль акцизного налогообложения в экономических процессах и бюджетной практике;

  • исследовать механизм распределения акцизных поступлений в формировании доходов субфедеральных образований;

  • проанализировать формирование доходов на базе акцизных поступлений и выявить факторы, влияющие и препятствующие экономическому росту и деловой активности участников производственного комплекса;

  • раскрыть проблематику экономической эффективности государственной политики ценообразования на подакцизную продукцию и регулирования акцизного налогообложения в сфере алкогольной продукции;

  • разработать и предложить меры совершенствования государственной политики в сфере акцизного налогообложения по регулированию деятельности участников алкогольного рынка.

Объектом исследования является состояние акцизного налогообложения в экономической системе и формирование доходов субфедерального образования.

Предметом исследования являются отношения, возникающие и характеризующие акцизное налогообложение, ее качественные и количественные показатели и механизм функционирования в процессе формирования бюджетных доходов.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ. Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям паспорта ВАК Министерства образования и науки РФ по специальности 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение и кредит», а именно: п. 2.5. Налоговое регулирование секторов экономики; п. 2.6. Теория построения бюджетной и налоговой системы; п. 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили материалы научных и научно-исследовательских конференций, научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области управления и развития экономики, теории налогообложения, вопросов государственного управления промышленным комплексом алкогольного производства.

Инструментарно-методический аппарат диссертационного исследования. В ходе выполнения диссертационной работы получили применение различные методы и инструменты экономических исследований: наблюдение, сравнение, обобщение, методы дедукции и индукции, метод абсолютных и относительных величин, метод сводки и группировки, методы анализа и синтеза, монографический балансовый метод, графический и табличный метод, метод экспертных оценок, экономико-статистическое моделирование.

Информационно-эмпирическая база сформирована на основе положений, содержащихся в трудах российских и зарубежных авторов, материалах научных конференций, нормативно-правовых документах, федеральных и региональных законах, данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации, отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания, опубликованных в периодической печати, электронных сетевых информационных системах и сети Интернет.

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании положений, согласно которым совершенствование акцизного налогообложения является необходимым и перманентным процессом и направлено на формирование бюджетных доходов всех уровней бюджетной системы страны, а механизм и методы решения возникающих проблем требуют согласования путем разработки экономически эффективной модели стимулирования производителей подакцизной продукции и совершенствования ценообразования на нее.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Определение бюджетных целей акцизного налогообложения требует соответствующего уточнения экономической природы и сущностных характеристик акциза как налога. Меняются цели и задачи бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, диктуемые социально-экономическим развитием страны и в соответствии с этим использование акцизного налогообложения вносит корректировки в оценку фискальной природы и регулирующего значения акцизного налогообложения. Наибольшего внимания заслуживает сущностная характеристика акциза с позиции его косвенного характера обложения и изъятия в бюджеты. Это соответствует пониманию необходимости недопущения чрезмерно расширительного истолкования понятия акциз по его природной экономической характеристике.

  2. Функционирующая система налогообложения вносит корректировки в оценку фискальной природы и регулирующего значения акцизного налогообложения. Практика акцизного налогообложения в разной степени усиливает или смягчает необходимость реализации фискальной функции акцизов. Специфика и методы формирования государственных бюджетных интересов, безусловно, накладывают соответствующий нагрузочный фактор на усиление фискальной природы акциза и акцизного налогообложения, но это не снимает проблематики ее (нагрузки) ограничения. Экономическая целесообразность повышения фискальной нагрузки методами акцизного налогообложения должна быть соизмерима как с целями бюджетной политики, уровнем налогового потенциала и налогового бремени, так и достигнутыми показателями покупательной способности населения.

  3. Противоречивость действия механизма акцизного налогообложения обнаруживается каждый раз, и это реально подтверждается через акт опосредованной оплаты налога потребителем производителю продукции – продавцу. Механизм акцизного налогообложения, с одной стороны, оказывает ограничивающее воздействие на производство подакцизной продукции, с другой, способствует регулированию изъятия акцизного налога посредством устанавливаемых и применяемых ставок акцизов. Ограничивающее регулирование посредством акциза может иметь как отрицательное воздействие на товаропроизводителей, так и положительное, что необходимо в полной мере учитывать. В российской практике сокращение производства подакцизной продукции часто стимулирует рост цен, при прочих равных условиях снижая спрос. Однако эффективность этого направления регулирующего воздействия акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль в сфере обращения подакцизной продукции. Возрастающее значение имеет роль акцизно-распределительного механизма как элемента регулирования бюджетных доходов субфедерального образования, с применением обоснованных нормативов распределения акцизных доходов, в том числе от алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  4. Модель эффективного регулирования акцизного налогообложения в сфере производства и оборота алкогольной продукции должна учитывать имеющуюся специфику отрасли, условия и факторы решаемых задач как на общегосударственном уровне, так и на региональном и местном. Надо исходить из той реальности, что применяемые в последние годы методы акцизного налогообложения используются неэффективно, не в достаточной мере задействован потенциал производства и оборота высококачественной продукции, что требует доработки концепции развития отрасли, уточнения и обоснования приоритетности целей (фискальные цели или сдерживание отраслевых масштабов производимой продукции, борьба с алкоголизмом) в применяемом механизме регулирования, в том числе определение степени вмешательства государства в реализуемые рыночные механизмы. Меры регулирования алкогольного рынка должны соответствовать процессу реализации единой результативной государственной акцизной политики, в рамках которой необходимо полнее учитывать текущие и долгосрочные задачи социально-экономического развития. Построение модели должно включать в себя механизмы, а также инструменты распределения властных полномочий в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

  5. Приоритетные направления развития производства и оборота алкогольной продукции необходимо оценивать с позиции уточнения взаимосвязей объемов доходов регионов, местных бюджетов и тенденций, которые складываются в практике акцизного налогообложения и реального поступления акцизных налогов в бюджеты. В этом контексте следует полнее учитывать, что в российской практике при формировании доходов субфедеральных бюджетов применяется одновременно три модели распределения налоговых полномочий: разделение налогов на федеральные, региональные и местные; применение модели «пересекающихся» налогов; распределение налоговых доходов в разноуровневые бюджеты по установленным нормативам. Проблема обостряется тем, что внутри этих моделей не существует единого подхода к формированию налоговых доходов, что сказывается и на практике целесообразности акцизного налогообложения, в том числе на доходы от алкогольной продукции.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПрограмма дисциплины Государственные и муниципальные доходы
Основные понятия и природа государственных и муниципальных доходов Понятие и классификация доходов бюджетов различ­ных уровней бюджетной...
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconДокладная записка
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconDevoir 1 (p. 17-48) Questionnaire
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПредставительство в республике казахстан
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconСамые распространенные ошибки кассира
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconГенерал Сайт «Военная литература»
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconК черту всё! Берись и делай!
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconМалолтнiе нищiе и бродяги въ Москв
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПротокол о праве собственности от 03 апреля 2007
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconРичард Брэнсон к черту всё! Берись и делай!
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПо итогам исполнения бюджета муниципального района Краснокамский...
Краснокамский район Республики Башкортостан в целях совершенствования администрирования доходов бюджета и выработки дополнительных...
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconАнглийский язык в современном искусстве (на примере Street Art)
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconД. В. Лазутина Налогообложение физических лиц
Д. В. Лазутина Налогообложение физических лиц: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100....
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПрограмма по спецкурсу «правовое регулирование избежания двойного...
Постоянное местопребывание (резидентство) и наличие постоянного представительства/постоянной базы как основания для налогообложения...
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconПриказ №03-пр Об утверждении Административного регламента исполнения...
Ульяновской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий
Акцизное налогообложение и формирование бюджетных доходов субфедерального образования iconО результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Республики Бурятия
Оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств и формирование доходов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск