Скачать 0.52 Mb.
|
1. Предмет и метод статистики, связь с другими науками.Предмет: массовые явления соц-эко жизни; изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Статистика изучает: массовые общественные явлений при помощи статистических показателей, количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени, количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии. Явления и процессы в жизни общества характеризуются с помощью стат показателей – количественная оценка св-в изучаемого явления. Статистические показатели подразделяются на: учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления. Аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями. Статистическая методология представляет собой совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики. Теоретический (качественный) анализ явления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его статистическому изучению. Он является необходимым условием правильной организации статистического исследования и безошибочного толкования его результатов. Необходимым условием статистического изучения является: понимание сущности изучаемого объекта или процесса; знание законов развития; знание особенностей конкретной обстановки. Руководствуясь положениями социально-экономической теории, статистика занимается следующим: обогащает социально-экономические науки фактическими данными, полученными в статистическом исследовании; дает статистическую информацию для проверки, обоснования или иллюстрации их теоретических положений. Диалектический метод: изучает все явления в их взаимосвязи, в движении и изменении, выделяя их различные типы и формы. В процессе исследования своего предмета, статистика может использовать и другие общенаучные методы: аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой); гипотезу (научно-обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями). Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования: 1. Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления. Массовое статистическое наблюдение представляет исходный материал для статистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта. 2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе или подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому, т.е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин. 3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами. При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие особенности отдельных однородных групп (подгрупп), соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации. Специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части, оценивается существенность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Взаимосвязь статистики с другими отраслями науки нагляднее всего отражает ее методология. Система статистических методов и способов, изучающих количественные закономерности, применяется в таких отраслях науки, как социометрия, биометрия, эконометрика, метеорология, социогеография, история. Количественные методы статистического анализа базируются на методах математической статистики, теории вероятностей, теории размытых множеств и других математических методах. Основанием для качественного анализа служат методы, разработанные социологией, экономическими науками, биологией, географией. |
Дисциплины Гидрология как наука, ее предмет, задачи, составные части, связь с другими науками | Тематическое планирование курса общая биология 11 класс Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет и задачи изучения методики преподавания географии. Связь методики с другими науками и практикой школы | Лекция Предмет, цель, задачи и методы природопользования. Структура... В экосистеме Земли за сотни миллионов лет сложились теснейшие взаимосвязи между отдельными компонентами. Человек противопоставил... | ||
Педагогика и психология Предмет психологии. Психика человека. Специфика психического отражения. Структура психических явлений. Структура современной психологии.... | 1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками Учебно-методический комплекс Рекреационная география составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
График мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение... Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания... | Урок игра «Математика, весёлая и находчивая» Показать широкое применение математики в быту и жизни; её связь с другими науками | ||
Связь математики с другими науками Вопрос о связи между математикой и естественнонаучными дисциплинами веками ставил в затруднение философов и историков науки | Вопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения... Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические).... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методологические основы методики начального естествознания, её связь с другими науками | Литература по курсу 12 Основная литература 12 Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В.... | ||
Содержание Показать преемственность в развитии психологии на различных этапах ее существования, а также тесную связь психологической науки с... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Связь растениеводства с другими науками. Выдающиеся ученые в области растениеводства | ||
Оборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов Введение. Цель изучения курса, его связь с другими науками, значение курса Краткое содержание дисциплины | Рабочая программа Дисциплина: Минералогия Курс предназначен сформировать представление о минералогии, об основных породообразующих и почвообразующих минералах, выявить связь... |