1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками





Название1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками
страница1/5
Дата публикации04.08.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
1. Вводная часть

    1. Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками

Ландшафтоведение – раздел физической географии, предметом которого является изучение геосистем регионального и локального уровней как структурных частей географической оболочки.

Ландшафтоведение как наука не обходится без географического изучения природного устройства территорий по компонентам (растительности, почвам, водам, литогенной основе, воздушной среде). Ландшафтоведение обладает необходимыми теоретическими и методологическими разработками, накопленными практическим опытом для решения проблем исследования территорий в целях их охраны и использования. Наиболее содержательную информацию о естественных ресурсах территории, ее специфике заключают в себе природно-территориальные комплексы (ПТК) – ландшафты.

Объектом исследования ландшафтоведения являются взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные подразделения географической оболочки Земли разных рангов, которые получили название ПТК.

Методика ландшафтоведения – это комплекс общенаучных подходов, приемов и способов получения эмпирического и теоретического обобщения в целях познания пространственно-временной организации ландшафтов и их связь с другими объектами. Все многообразие методов и приемов, используемых в ландшафтоведении, имеет одну основу – применение пространственно-сравнительного подхода, который может проявляться в словесных, блоковых, картографических, математических моделях. Здесь сравнивают элементы, системы, факторы, состояния, организацию, выявляют общее и индивидуальное, групповые свойства, ищут изоморфизм (аналогию).

Связь с другими науками. Ландшафтоведение тесно связано с геологией, геохимией (геохимия ландшафта), геофизикой, с отраслевыми науками: почвоведением, климатологией, геоморфологией, биогеоценологией. Ландшафтоведение – синтез всех естественных наук.

Ядро ландшафтоведения составляет учение о ландшафте географическом как основные ступени физико-географической дифференциации Земли. Ландшафтоведение рассматривает вопросы происхождения, структуры и динамики ландшафтов, законы их развития и размещения и преобразование в результате хозяйственной деятельности человеческого общества.

Одна из задач ландшафтоведения - изучение составных частей ландшафта - геосистем низшего уровня (местностей, урочищ ландшафтных, фаций ландшафтных), их взаимного расположения, взаимодействия, типов образуемых ими пространственных структур и их преобразований с течением времени (морфология ландшафта). Ландшафтоведение относится также изучение зон, секторов, областей, провинций и др. региональных геосистем высших рангов, поскольку они представляют собой закономерные группировки ландшафтов.


    1. Краткая история развития ландшафтоведения

В XVIIIв. появляются подлинно научные географические описания. Правда, было их еще немного, к лучшим относится изданное в 1755 г. "Описание земли Камчатки" С.П. Крашенинникова (1711 - 1755). В России петровского времени особенно высоко оценивалась практическая польза географии. Для ее пропаганды много сделал сподвижник Петра I В.Н.Татищев (1686 - 1750), которого можно считать первым русским ученым-географом. М.В.Ломоносов (1711 - 1765) как ученый-организатор и теоретик особенно способствовал развитию русской географии. Его представления о климате, геоморфологических процессах, почвах во многом опередили свое время.

Заметный перелом в развитии физической географии намечается во второй половине XVIII в. Географическими исследованиями нового типа явились экспедиции, организованные Российской академией наук в 1768 - 1784 гг. (известные в литературе как "академические экспедиции"), которые охватили огромные пространства нашей страны и дали первый материал для ее научного географического описания. Надо назвать прежде всего выдающегося немецкого натуралиста и путешественника Александра Гумбольдта (1769 - 1859). Ему принадлежит большой труд "Космос", в котором развивается идея единства и взаимосвязи природных явлений на Земле. Он подчеркивал, что природа отдельных территорий должна изучаться как часть целого, т.е. Земли и даже всей Вселенной, и тем самым обосновал единство общего и частного (регионального) землеведения. Главную задачу познания причинных географических связей Гумбольдт видел в исследовании зависимости органической жизни от неживой природы.

Э.А.Эверсман выпустил в 1840 г. "Естественную историю Оренбургского края", основанную на полевых исследованиях 1816 -1826 гг. В этом труде раскрываются сложные связи между органическим миром и природной средой. В 1855 г. Н.А.Северцов (1827 - 1885) дал глубокий анализ зависимости между животным миром и физико-географическими условиями Воронежской губернии. Исследованиями П.П.Семенова-Тян-Шанского (1856 - 1857) и Н.А.Северцова (1864 - 1868) в Тянь-Шане было положено начало изучению высотной географической поясности гор.

Таким образом, в 40-60-е гг. 19 столетия многие русские натуралисты не только изучали разносторонние взаимоотношения между географическими компонентами, но и приблизились к идее природного территориального комплекса, что нашло свое выражение в таких понятиях, как типы, или роды, местности.

В конце XIX в. в России формируется мощная географическая школа. Основателем ее стал профессор Петербургского университета В.В. Докучаев (1846 -1903), величайшей научной заслугой которого было создание науки о почве. Взгляд Докучаева на почву - географический: почва есть результат взаимодействия всех географических компонентов - материнской породы, тепла, влаги, рельефа и организмов, она является как бы продуктом ландшафта и в то же время его "зеркалом". Почва оказалась последним звеном в системе географических связей, которого до тех пор недоставало. Поэтому от изучения почвы оставался как бы один шаг до географического синтеза, и его сделал В.В.Докучаев: почва послужила ему отправным пунктом для более широких географических обобщений.

Первое зональное районирование всей территории России опубликовал в 1913 г. Л.С.Берг, причем зоны впервые названы им ландшафтными. Эта схема является классической. Л.С.Берг определил ландшафт как "область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли".

Наиболее существенным вкладом в ландшафтную теорию, который дал опыт районирования 1920-х гг., был принцип провинциальности. Работами Л.И.Прасолова, В.Л.Комарова, С.С.Неустроева, Б.А.Келлера было доказано, что климат, почвы, растительность изменяются не только по широте, но и в долготном направлении, причем одним из факторов этих изменений служит взаимодействие суши и океанов, ослабевающее к центру материка, а другим - геологическое прошлое территории, от которого зависят рельеф, состав горных пород, а также возраст ландшафта. Зонально-климатические факторы, таким образом, накладываются на области с различной геологической историей, разным рельефом, разной степенью континентальности климата. Отсюда последовали попытки выделения наряду с широтными зонами "меридиональных зон" (В.Л.Комаров) или крупных "азональных" подразделений суши (их называли фациями или провинциями).

Еще одним важным научным результатом детальных ландшафтных исследований было появление первых идей в области динамики и эволюции ландшафта. Начало этому, генетическому, направлению в ландшафтоведении было положено Б.Б.Полыновым.

Толчок к дискуссиям и теоретическим поискам в области ландшафтоведения дала известная работа Л.С.Берга "Ландшафтно-географические зоны СССР" (1930). Во введении к этой книге дается краткое изложение основ учения о ландшафте. Берг уточнил и дополнил свое первое определение ландшафта (1913), привел примеры ландшафтов, рассмотрел вопрос о роли отдельных компонентов и их взаимодействии, а также изложил интересные соображения о сменах ландшафтов во времени, о причинах и формах их изменений, ясно подчеркнув необходимость генетического подхода к ландшафту.

Первые послевоенные годы в советском ландшафтоведении ознаменовались возобновлением и распространением ландшафтных съемок. Инициаторами их выступили географы Московского университета под руководством Н.А.Солнцева. Согласно его определению, ландшафт - основная таксономическая единица в ряду природных территориальных комплексов; это - генетически единая территориальная система, построенная из закономерно сочетающихся морфологических частей - урочищ и фаций.

Заметно оживился интерес к теоретическим вопросам ландшафтоведения.

В 1944 - 1946 гг. Б.Б.Полынов разработал основы геохимии ландшафта - нового научного направления, имеющего дело с изучением миграции химических элементов в ландшафте - важного аспекта познания вертикальных и горизонтальных географических взаимосвязей. Другое новое направление, имеющее близкое отношение к ландшафтоведению, а именно биогеоценология, связано с именем В.Н.Сукачева (1880-1967). В 1963 - 1964 гг. впервые появились обзорные ландшафтные карты отдельных республик и областей как элементы содержания комплексных атласов.

С середины 1960-х гг. наблюдается поворот ландшафтоведов к вопросам изучения структуры, функционирования и динамики ландшафтов, а также - техногенного воздействия на них.

Д.Л.Арманд выдвинул задачу разработки физики, или геофизики, ландшафта, предметом которой должно явиться изучение взаимодействия компонентов ландшафта, анализируемого на уровне и методами современной физики.

В.Б.Сочава ввел понятие о геосистеме как современном эквиваленте термина "природный территориальный комплекс". Для современного этапа характерно повышенное внимание к изучению различного рода временных изменений геосистем; последние рассматриваются как пространственно-временные (четырехмерные) образования.

Существенная черта современного этапа - сильное расширение сферы прикладных ландшафтных исследований.


    1. Системная парадигма. Структурируемость пространства – материи. Уровни организации природных систем


Парадигма – образец, система взглядов на что-либо.

Эмерджентность – «целое больше суммы своих частей» - показывает несопоставимость суммы всех природных частей какого-то комплекса с этим комплексом.

А) континуальность (непрерывность) – все природные объекты Земли связаны воедино – Земной Шар.

Б) дискретность (прерывность) – моря, суша – отдельно.

Устойчивость систем – это способность геосистем к внешним противодействиям.

Принцип Ле-Шателье: всякая система стремиться противодействовать внешним воздействиям и сохранить свое состояние, иначе всякая система стремиться нейтрализовать внешнее воздействие.

Все системы характеризуются прогрессивными, реликтовыми и современными чертами.

Динамика и развитие ландшафта:

- динамика – это совокупность повторяющихся свойств ландшафта.

- развитие – появление в ландшафтах новых свойств, обычно более сложных, усложняющих систему.

- деградация – упрощение системы.

Структура – внутренняя организация переходных систем.

Изменчивость – это приобретение ландшафтом новых или утраченных свойств (прежних) в результате антропогенного воздействия или в результате саморазвития.


    1. Основные комплексные законы и системные подходы к изучению естественных и антропогенных объектов


Закон внутреннего динамического равновесия

Вещество, энергия, информация и динамичность отдельных природных систем и их иерархия взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей, вызовет сопутствующие функционально-структурные, количественные и качественные перемены, сохраняющие общую сумму вещественно-энергетических, информационных и динамических качеств систем, где эти изменения происходят или в их иерархии.

1-ое следствие закона: вещественно-энергетические, информационно-динамические изменения в природной системе неизбежно приводят к цепным реакциям, которые стремятся нейтрализовать эти изменения, если эти изменения значительны, то система переводится на новый уровень.

Если на территории сводят лес, начинается заболачивание (появляются мхи, влаголюбивая растительность), появляются кустарники, влаголюбивые леса (осина), в тени подрастают хвойные деревья – лес восстанавливается.

2-ое следствие закона: вещественно-энергетические, информационно-динамические изменения в природной системе количественно не линейны, т.е. слабое изменение одного из этих параметров может привести к значительным изменениям другого параметра. Или значительные изменения не приведут к изменению природной системы.

Если уровень грунтовых вод выше нормы, происходит испарение воды, засоление.

3-е следствие закона: изменения в крупных природных системах, как правило, необратимы.

Сахара – на ее территории на памяти человечества росли леса, их восстановление в настоящее время невозможно.

4-е следствие закона: любое изменение в природных системах оставляет неизменным эколого-экономический потенциал в пределах территории или совокупности природных систем.

Эколого-экономический потенциал территории постоянен. Человек может его только перераспределить, но не изменить.
Экологические законы Барри Коммонера:

  1. Все связано со всем.

  2. Все должно куда-то деваться.

  3. Природа знает лучше.

  4. Ничто не дается даром.

Закон развития природных систем за счет окружающей среды. Любая природная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды.


  1. Природно-территориальные комплексы, их структура, функционирование, динамика и эволюция

    1. Закономерности ландшафтной дифференциации суши. Широтная зональность. Азональность и секторность. Высотная поясность. Периодический закон географической зональности.


Региональная дифференциация обусловлена соотношением двух главнейших внешних по отношению к эпигеосфере энергетических факторов - 1) лучистой энергии Солнца и 2) внутренней энергии Земли. Оба фактора проявляются неравномерно как в пространстве, так и во времени.

Под широтной (географической, ландшафтной) зональностью подразумевается закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов (геосистем) от экватора к полюсам. Первичная причина зональности - неравномерное распределение коротковолновой радиации Солнца по широте вследствие шарообразности Земли и изменения угла падения солнечных лучей на земную поверхность. По этой причине на единицу площади приходится неодинаковое, количество лучистой энергии Солнца в зависимости от широты. Следовательно, для существования зональности достаточно двух условий - потока солнечной радиации и шарообразности Земли.

Положение территории в системе континентально-океанической («азональной») циркуляции атмосферы становится одним из важных факторов физико-географической дифференциации. По мере удаления от океана в глубь материка, как правило, уменьшается повторяемость морских воздушных масс, возрастает континентальность климата, уменьшается количество осадков.

Азональность обусловлена внутренней энергией земли.

В качестве общей закономерности следует отметить усилие активности природных процессов с увеличением увлажнения и ослабление – с его уменьшением на фоне возрастающей по направлению к экватору теплообеспеченности.

Секторность. По мере удаления от океана вглубь материка происходит закономерная смена растительных сообществ, животного населения, почвенных типов. Главный фактор секторности – увлажненность (удаление от океанов).

Высотная поясность. Под действием такого фактора как высота над уровнем моря, ландшафтная сфера приобретает ярусное строение: различным высотным ярусам присущи специфические классы ландшафтов.

Величина солнечной радиации с высотой не уменьшается, а увеличивается примерно на 10% с поднятием на каждые 1000 м. это обусловлено уменьшением мощности и плотности атмосферы и резким убыванием содержания водяного пара и пыли, а следовательно, сокращением потерь радиации на поглощение и отражение в атмосфере. Условия увлажнения также существенно изменяются по мере поднятия в горы.

Высотная поясность – зональная смена в горах растительного покрова. Поясность в горах не является синонимом зональности. При высотной поясности не повторяются зоны на равнинах; имеет свой вертикальный спектр поясов.

Влияние высотной поясности на ландшафтную дифференциацию гор тесно переплетается с действием ряда других факторов. Особо следует подчеркнуть, что хотя высотная поясность по своей природе азональна (поскольку ее предпосылкой служат тектонические движения, создающие горы), свои конкретные форы она приобретает под влиянием широтной зональности и секторности, и вне этого влияния рассматривать ее нельзя.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconТематическое планирование курса общая биология 11 класс
Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconДисциплины
Гидрология как наука, ее предмет, задачи, составные части, связь с другими науками
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconЛекция Предмет, цель, задачи и методы природопользования. Структура...
В экосистеме Земли за сотни миллионов лет сложились теснейшие взаимосвязи между отдельными компонентами. Человек противопоставил...
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет и задачи изучения методики преподавания географии. Связь методики с другими науками и практикой школы
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение...
Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания...
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками icon1. Предмет и метод статистики, связь с другими науками
Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconТема Пожарная тактика и ее задачи
Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconПедагогика и психология
Предмет психологии. Психика человека. Специфика психического отражения. Структура психических явлений. Структура современной психологии....
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconТематическое планирование уроков по курсу Биология. Общие закономерности. 9 класс
Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение...
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconУрок игра «Математика, весёлая и находчивая»
Показать широкое применение математики в быту и жизни; её связь с другими науками
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconСвязь математики с другими науками
Вопрос о связи между математикой и естественнонаучными дисциплинами веками ставил в затруднение философов и историков науки
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconПрограмма курса религия и наука: христианская апологетика
Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными...
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методологические основы методики начального естествознания, её связь с другими науками
1. Вводная часть Предмет, методы ландшафтных исследований, задачи, связь с другими науками iconЛитература по курсу 12 Основная литература 12
Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск