Скачать 113.52 Kb.
|
ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Алтынбаев Р.Б., Султанов Н.З. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Для современной развитой рыночной экономики характерно наличие рынка конкурирующих нововведений, будущих инноваций. «Цель бизнеса – инновации, которые, будучи правильно нацеленными, создают благосостояние в широком смысле этого слова» – так определили роль инноваций Д. Пресвуд и П. Шуман еще в 1994 году. Поэтому существует рыночный отбор нововведений на рынке инноваций, в котором участвуют менеджеры инноватики. Появление в учебных планах некоторых российских ВУЗов, в том числе и по направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств, «Информатика и вычислительная техника», дисциплины «Основы инноватики и управления проектами» продиктовано необходимостью подготовки профессионалов по ряду технических и экономических специальностей, владеющих методикой управления процессом реализации инноваций. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное и коммерциализированное нововведение – инновация. Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для использования объективных и субъективных закономерностей их развития менеджеры инноватики должны владеть организационно-экономическими и, конечно, в первую очередь, технологическими аспектами использования инноваций. Технологический аспект предполагает «элитную», выборочную инженерно-техническую подготовку. В большинстве развитых стран давно сложилось, что инженерно-техническая элита в любой отрасли промышленности и экономики, способная к введению инноваций, готовится в классических университетах, а инженеры-производственники, технологи и техники – в ВУЗах неуниверситетского сектора. И в России главное предназначение инженерного образования сейчас другое, чем 15 – 20 лет назад: в обеспечении производства конкурентоспособных товаров как на внутренних, так и на внешних рынках. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции достигается применением современных технологий, а организацию и управление этим процессом осуществляют менеджеры инноватики. Поэтому в современных условиях более важно знать «что проектировать» и «для чего проектировать», нежели «как проектировать». По анализу деятельности инженеров в реализации инновационных проектов четко выделяются следующие три категории:
В современный период находит свое воплощение и концепция подготовки инженеров по управленческим дисциплинам, что отражено в учебных программах по управлению инновационными проектами, которые объединяют в себе инженерно-техническое образование и профессиональную подготовку в области управления производством (технологический контроль, управление персоналом, обеспечение техники безопасности, контроль качества, управление движением товарно-материальных ценностей в рамках предприятия, планирование загрузки производственных мощностей) и в области управления инновационными проектами. Эта концепция обеспечивает формирование знаний и умений в следующих областях:
Программы по управлению инновационными проектами также по категориям сводятся к трем типам:
Оренбургский государственный университет в качестве основы нового образовательного проекта выбрал первый и второй типы. К важнейшим компонентам учебных планов бакалавров и магистров по управлению инновационными проектами западных инженерных школ относятся такие вопросы, как природоохранные нормативы и экологические проблемы инноватики, авторские права и юридические основы инноватики, маркетинг, потребительский спрос, затраты, эффективность и потенциальная прибыль, новые информационные средства и технологии, системный анализ, системное проектирование, инжиниринг, реинжиниринг технологических процессов, бизнес-планирование. Из Японского опыта добавляются: мотивация деятельности, человеческий фактор, организация и самоконтроль, системность знаний и общение. Инженерное образование XXI века должно основываться на понимании роли инженера как системного интегратора в современном обществе. Поэтому главной целью инженерного образования должно быть развитие у каждого инженера и только индивидуальными методами способности синтезировать и осуществлять нововведения (инновации) контекстуального понимания, пополнять свои знания в течение всей трудовой деятельности и адаптироваться к быстрым технологическим изменениям на мировом рынке. Необходимость эта диктуется еще и особенностями рыночной экономики, в условиях которой профессиональное будущее инженера не столь определенное. Погоня, как сейчас еще по инерции есть в российских ВУЗах, за полнотой фактологических знаний становится бессмысленной. Главной задачей в зарубежных ВУЗах уже давно стало развитие у молодого инженера активного владения основами избранной стержневой научной дисциплины, умение анализировать возникающие в ней проблемы, выдвигать инновационные решения, вырабатывать критерии их правильности. Молодой инженер будет иметь дело с новыми технологиями, которые не существуют, но, проявляясь, быстро будут внедряться в производство, инициируя потребность в соответствующих инженерах. Например, быстрое развитие биотехнологий в США, когда за шесть лет с 1982 по 1988 годы число занятых в этой отрасли увеличилось в десять раз. Вывод, к которому все уже пришли, заключается в том, что без конкурентоспособной системы высшего образования не может быть конкурентоспособного инженера, а без последнего не может быть конкурентоспособной экономики. Уже в начале 2005 года около 20 российских ВУЗов были лицензированы или находились в процессе лицензирования для подготовки бакалавров и специалистов по направлению «Инноватика» [1] и руководство Оренбургского государственного университета в свое время разрешило ввести в учебные планы курс лекции по основам инноватики и управлению проектами для будущих инженеров в области систем автоматизированного проектирования и автоматизации технологических процессов и производств. Цель изучения дисциплины «Основы инноватики и управления проектами» – формирование комплекса знаний, умений и навыков управления инновационной деятельностью предприятия или подразделения, коммерциализации технических новшеств, бизнес-планирование. Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:
Студент, прослушавший курс «Основы инноватики и управления проектами», должен иметь следующие представления об:
знать:
уметь:
иметь навыки:
Виды работ при изучении дисциплины следующие: аудиторные – лекции, лабораторно-практические занятия, семинары; самостоятельные – расчетно-графические работы, самоподготовка. При самостоятельном изучении разделов, повторении лекционного материала, подготовке к лабораторным и практическим занятиям, а также рубежному контролю студенты используют различные учебные пособия, в том числе изданное в Оренбургском государственном университете «Основы инноватики и управления проектами автоматизации производства» [2]. Цель данного учебного пособия – обобщить достижения мировой и отечественной науки и практики области инноватики и управления проектами автоматизации производства. Учебное пособие охватывает проблемы оформления инновационных проектов, анализа спроса на научно-техническую продукцию, оценки эффективности инноваций. Целью расчетно-графических работ является закрепление практических навыков самостоятельного анализа и синтеза элементов концептуального проектирования и информационной поддержки этапов жизненного цикла инновационных проектов, SWOT-анализа коммерциализации нововведений. Самостоятельная работа по дисциплине «Основы инноватики и управления проектами» может быть условно разделена на следующие виды:
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий для проведения лабораторно-практических занятий (семинаров) и выполнения расчетно-графических работ представлено в виде электронного учебного комплекса «Мастерская бизнес-планирования» (http://www.cfin.ru/shop/cdrom/), мощного инструментария для инвестиционного и финансового анализа при разработке собственного проекта, а также кроссплатформенное программное обеспечение для управления проектами ProjectLibre (http://www.projectlibre.org). ProjectLibre распространяется на условиях лицензии Common Public Attribution License и позиционируется создателями как открытая замена коммерческому продукту Microsoft Project. Обеспечение доступно для операционных систем Microsoft Windows, Linux, Unix, Mac OS X. Система приоритетов поменялась и в высшем образовании в подготовке будущих инженеров технического профиля. Смещается акцент с предопределяющих деятельность инженера умений «как проектировать?», «на что проектировать?» и «для чего проектировать?», наиболее четко определяемых термином «мотивация». Спрос на образование формируется не иначе как в процессе образования и является показателем темпов развития высшего учебного заведения. Приоритетными следует считать следующие направления развития: поддержка инноваций и развитие способностей соответствующих подразделений классического университета в обеспечении образования, сопоставимого с образованием, которое дают ведущие университеты мира (универсализация); поддержка инноваций в повышении профессиональной мобильности в соответствии с тенденциями и динамикой рынка востребованности инженеров (специфика смешанной экономики переходного периода); поддержка инноваций в совершенствовании обеспечивающих структур университета и управления учебным процессом. При этом единственный критерий отбора инновационных предложений – повышение конкурентоспособности инженеров. Инноватика как область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации реализации накопленных достижений (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых товаров (услуг) с новыми качествами только формируется и систематизируется в Российской Федерации и странах СНГ. Десять лет назад, в 2004 году, состоялось совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета РФ, на котором обсуждалась политика государства в области инновационных технологий. Президент РФ В.Путин обозначил основные направления государственного и корпоративного стимулирования инноваций в стране. Как заявил на заседании В.Путин, «инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов». По мнению В.Путина, стимул инновационным разработкам должны придать новые отношения науки, бизнеса и государства с разделением полномочий, ответственности и рисков на всех этапах инновационного процесса. При этом было отмечено, что в рамках инновационной политики необходимо «отстроить адекватную инфраструктуру, включая все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы», без которых не получится создать «технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта». Таким образом, будущие инженеры по направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств, «Информатика и вычислительная техника», обладая технологией бизнес-планирования с применением современного программного обеспечения в данной предметной области, более успешно осваивают организационно-управленческий вид деятельности и готовы в своей будущей профессиональной деятельности к организации работы малых коллективов исполнителей, выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем и оборудования, подготовке документации для создания системы менеджмента качества продукции. Список литературы 1. Портников, Б.А. Инновации в науке, образовании и производстве как мотивационный фактор быстрого роста внутреннего валового продукта / Б.А. Портников, Н.З. Султанов // Вызовы XXI века и образование: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург, ОГУ, 2006. – 2762 с. 2. Алтынбаев, Р.Б. Основы инноватики и управления проектами автоматизации производства: учебное пособие / Р.Б. Алтынбаев, Н.З. Султанов. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 300 с. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления... | Кафедра интеллектуальных информационных систем и геоинформатики Целью настоящего курса является рассмотрение основ различных методик управления проектами, специфики управления проектами в области... | ||
Программа дисциплины "Электромеханические устройства и системы" для подготовки инженеров Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами из курсов: физика, математический анализ, теоретические основы электротехники,... | Темы к самостоятельной работе по курсу: «Управление проектами» Подготовить... Описать процессы и возможные организационные структуры управления проектами, предложить систему показателей управления проектом строительства... | ||
Министерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет) Целью дисциплины является изучение основных понятий, а также получение базовых умений в области управления проектами; изучение специфики... | Аннотация дисциплины «Памятники архитектуры Урала» для ооп направления 035400 «История искусств» Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | ||
Аннотация дисциплины «Градостроительные концепции XIX – XX веков»... Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | Рабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и... | ||
1. Область применения и нормативные ссылки Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | Пресс-центр ite Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | ||
Программа дисциплины «Технологические основы разработки и управления интернет-проектами» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 05 «Бизнес-информатика»... | Основы управления инновационными проектами Понятие инновационного проекта. Особенности инновационного проекта в сфере услуг 5 | ||
Вступительное слово на открытии Общего собрания раасн-2013 Управление проектами развития территорий, архитектурными проектами, проектами строительства | Рабочая программа учебной дисциплины основы теории управления Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы... | ||
Тестовые задания по дисциплине «Организация проектной деятельности»... ... | Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки 080200... Цель дисциплины состоит в обучении студентов необходимым навыкам работы со специализированными информационными технологиями и системами... |