Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности





Скачать 399.61 Kb.
НазваниеГосударственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности
страница1/4
Дата публикации03.12.2014
Размер399.61 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Стебаев Сергей Владимирович


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕРНОВОГО РЫНКА: ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И СНИЖЕНИЕ

ЕЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами

(АПК и сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону – 2008
Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического
факультета федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Белокрылова Ольга Спиридоновна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Усенко Людмила Николаевна
кандидат экономических наук

Яковлев Антон Павлович

Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов
Защита состоится «30» октября 2008 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212208.03 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 160, ИППК при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», ауд. 45.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан «29» сентября 2008 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, к. 105, диссертационный совет Д 212208.03. Ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор И.П. Красовская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Становление зернового рынка в условиях рыночной трансформации, коренных преобразований системных основ хозяйствования выявило потенциал зерновой отрасли как системообразующей основы аграрной экономики и превратило Россию из масштабного импортера (40 млн т в конце 1980-х гг.) в крупного экспортера зерна (20млн т, прогнозируемых в 2008г.). Современное состояние зернового рынка характеризуется, с одной стороны, высокой степенью саморегулирования на основе жестких рыночных принципов, а, с другой, – низким уровнем государственного воздействия. В то же время нерешенность обширного круга проблем институционального, правового и организационно-экономического характера функционирования зернового подкомплекса (снижение плодородия почв, деградация машинно-тракторного парка, невосприимчивость к инновациям, бартеризация зерновой торговли, натурализация выплат работникам, теневой оборот зерна и продуктов его переработки, слабо контролируемый государством зерновой экспорт, рост трансакционных издержек и др.) детерминирована неэффективностью рыночно-государственной системы его регулирования.

Превращение зернового хозяйства России в важнейший источник экспортных доходов ставит рынок зерна в положение приоритетного самостоятельного объекта государственного регулирования и требует разработки эффективной национальной зерновой политики, сочетающей элементы рыночного механизма и меры государственного регулирования и поддержки. В силу этого исследования тенденций развития отечественного зернового рынка с целью максимального использования производственного потенциала зерновой отрасли имеют важное значение как с точки зрения повышения экспортного потенциала России, так и обеспечения национальной продовольственной безопасности при вступлении в ВТО.

Степень разработанности проблемы. Зерновой рынок как сложная, динамически развивающаяся система, формирующаяся под влиянием эндогенных и экзогенных факторов, проанализирован в трудах Алтухова А., Горде-
ева А., Лермана Ц., Трейси М. и др.

Концепция обеспечения конкурентоспособности зернового производства России и зернового подкомплекса в целом, а также комплексная оценка ключевых детерминант повышения конкурентоспособности осуществлена в работах Бородина К., Золотаревой Е., Негановой И., Яковлева А. и др.

Эволюция базовых институтов, обеспечивающих устойчивое развитие современной системы хозяйствования, в том числе и аграрной сферы, представлена в работах отечественных экономистов нового институционализма – Вольчика В., Иншакова О., Латова Ю., Нуреева Р., Полтеровича В., Шастит-
ко А. и др.

Закономерности институционализации хозяйствующих субъектов аграрного производства и особенности функционирования аграрной сферы южных регионов России в условиях формирующегося рынка выявлены Белокрыло-
вой О.С., Гарькавым В.В., Ионовым А., Кузнецовым В., Тарасовым А. и др. Проблемы и противоречия становления многоукладности аграрного сектора экономики и развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе исследуются в работах Гумерова Р., Емельянова А., Михалева И., Серовой Е., Шишкиной Н. и др.

Эволюция агрохолдингов как новых институциональных форм агропредпринимательства в России анализируется в трудах Дацковой Е., Родионовой О., Шутькова А. и др.

Механизмы функционирования агропромышленной формы производства и продовольственных рынков региона смоделированы в работах российских экономистов – Давыдова Ю., Кетовой Н., Милосердова В., Овчинникова В., Романова А., Усенко Л.

Структура современного агропродовольственного рынка и механизм формирования вертикально интегрированных связей в продуктовых цепочках аграрной сферы рассмотрены в работах Авдашевой С., Бедоевой О., Вороновицкого М., Ильиной Я., Храмовой И. и др. Теоретико-методологические основы формирования и развития вертикальной интеграции в агропродовольственном секторе экономики России обоснованы Балацким Е., Балашенко В., Руденко Н. и др.

Эффективность государственного и рыночного регулирования в АПК, роль ценообразования в системе государственного регулирования зернового производства в современных условиях оценены Буздаловым И., Головко И., Ибрагимовой И., Ларионовой Н., Поповым Н. и др. учеными. Направления модернизации системы государственного регулирования в сельском хозяйстве концептуально обоснованы в исследованиях Гумерова Р., Гордеева А., Солдатовой И., Ушачева И. и др.

Роль агрострахования как эффективного инструмента государственного регулирования аграрной сферы проанализирована в работах Лебедева А., Ломакиной Т., Семенова В., Тихомирова И., Храбского Е. и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе обоснования места и роли зернового рынка как системообразующего ядра аграрной сферы экономики выявить особенности его функционирования в условиях перехода от трансформации к модернизации, обосновать направления модернизации системы государственного регулирования зернового рынка и предложить инструменты снижения его неопределенности, развития конкурентной среды на основе разработки комплексной модели агрострахования как важнейшей составляющей государственной аграрной политики. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих этапных задач:

- выявить этапы становления и особенности функционирования зернового рынка как системообразующего ядра аграрной сферы экономики;

- охарактеризовать субъектную структуру зернового рынка и динамику интеграционных процессов субъектов зернового рынка, сложившиеся эффекты, подходы к анализу, формы и виды;

- оценить степень конкурентности зернового рынка региона;

- определить общий уровень конкурентоспособности производства зерновой продукции как фактора достижения устойчивости экономического положения субъектов предложения на зерновом рынке;

- выявить факторы неопределенности агрострахования и аграрного производства в целом;

- охарактеризовать стабилизирующую роль государства в снижении неопределенности функционирования зернового рынка России и Ростовской области;

- разработать предложения по совершенствованию роли государства на рынке агрострахования.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является зерновой рынок как системообразующее звено в структурной организации АПК и совокупность его субъектов – сельхозтоваропроизводителей, закупочных зерновых компаний, субъектов инфраструктуры и государства, осуществляющего регулирование и поддержку.

Предметом данного диссертационного исследования выступает совокупность отношений субъектов зернового рынка, прежде всего, с государством по поводу снижения степени неопределенности рыночной конъюнктуры через совершенствование форм государственной поддержки в виде агрострахования.

Теоретико-методологическую основу работы составляют фундаментальные исследования конкурентной среды агропродовольственных рынков, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также в программных и прогнозных разработках государственных органов власти России в области реформирования и развития АПК. В ходе разработки авторской концепции были использованы неоклассическая аграрная теория, теория переходной экономики, теория институционализма, основные положения аграрной экономики, а также экономико-теоретические модели рыночных структур.

Инструментарно-методический аппарат работы. Исследование процессов функционирования зернового рынка в посткризисной экономике осуществлялось с использованием методов категориального, эмпирического, субъектно-объектного анализа, неоинституционального подхода, а также историко-генетического, экономико-статистического, сравнительного анализа, программно-целевого и структурно-функционального методов изучения явлений и процессов. В работе также были использованы возможности историко-логического подхода, методы экономического моделирования, монографический, логико-мировоззренческий, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России и ее территориальных органов, Министерства сельского хозяйства России, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, а также информационно-аналитические материалы по агропромышленной тематике таких крупнейших российских операторов зернового рынка Юга России, как «Агро-Трейд» ООО, «Агропром-Импекс», «МЗК-Ростов» («Гленкор»), ЗАО «Юг Руси», «Югтранзитсервис-Агро» , информационного меморандума ОАО «Ростовский-на-Дону комбинат хлебопродуктов», Информационного бюллетеня Российского Зернового союза, собранные и обработанные автором.

Нормативно-правовую основу работы составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, региональные нормативно-правовые акты по вопросам развития АПК, в частности Земельный кодекс, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что рыночно-государственная система регулирования экономических отношений субъектов рынка зерна как системообразующего ядра аграрной экономики должна обеспечивать адаптацию инструментов государственного регулирования к императивам рынка через создание, с одной стороны, инструментария, регулирующего рыночную конъюнктуру и доходы зернопроизводящих хозяйств через транспарентный биржевой механизм, а с другой, поддерживающего - через концентрацию бюджетных ресурсов на финансировании затрат зернопроизводителей по страхованию будущего урожая зерновых культур как эффективного инструмента обеспечения их устойчивости на рынке.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Зерновой рынок выступает в качестве системообразующего сегмента многоотраслевого агропродовольственного рынка, поскольку, с одной стороны, конъюнктура его цен определяет ценовую динамику на всех других сегментах аграрного рынка, как комплементарных товаров – животноводческой продукции, так и товаров-субститутов – фуражной кукурузы, ячменя, сои, крупяных культур и др. злаков. С другой стороны, зерно является стратегическим, жизнеобеспечивающим продуктом, традиционно выступающим сырьем для производства основного продукта питания россиян – хлеба, формируя тем самым динамику цен на всех других продовольственных рынках. Системообразующий характер зернового рынка подтверждается развивающейся агфляцией – опережающим ростом цен на продовольствие.

2. Эффективность функционирования зерновой отрасли в структурной организации АПК определяется развитостью институциональной структуры зернового подкомплекса, которая основана на нормах, действовавших в прошлом (навыки участия в продажах на колхозных рынках, ведения личного подсобного хозяйства), а также на качественно новых институтах: государственных заготовительных компаний, вертикально интегрированных агрохолдингов, предприятий производственной инфраструктуры зернового рынка, организаций, обеспечивающих текущее функционирование зернового рынка (банки, страховые компании и др.).

3. Количественные характеристики субъектов предложения зерна (множество сельхозтоваропроизводителей) и субъектов его спроса (несколько крупных закупочных зерновых компаний на локальном рынке зерна) детерминируют формирование особого типа рыночной структуры. Так, со стороны предложения сформировалась двухполюсная близкая к совершенно-конкурентной субъектная структура, представленная крупными и средними сельхозорганизациями, доля которых в валовом производстве зерновых культур доминирует и составляет 78%, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (20%). Спрос на зернопродукты предъявляют агрохолдинговые структуры, крупные посреднические компании, государство, заграница, что свидетельствует о становлении олигопсонистической структуры зернового рынка со стороны спроса.

4. В условиях олигопсоничности зернового рынка обостряется конкуренция между отечественными заготовителями зерна и его импортерами, а также между крупнейшими оптовыми торговыми организациями. На мезо-, а частично и на макроуровне национального зернового рынка основной проблемой институционализации цивилизованной конкурентной среды является снижение высоких региональных административных барьеров входа на рынок. Конкурентная среда регионального рынка зерна Ростовской области характеризуется как умеренно концентрированная – индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана составляет 1029,62.

5. Общая конкурентоспособность производства зерна структурно представлена конкурентоспособностью аграрного производства, конкурентоспособностью сельхозтоваропроизводителей и конкурентоспособностью зерновой продукции. Комплексная конкурентоспособность производства зерновой продукции детерминирована экономическими, организационными, структурно-региональными факторами. Повышение конкурентоспособности производства зерна выступает объективным императивом развития интеграционных процессов на мировом рынке зерна. Необходимыми условиями обеспечения общей конкурентоспособности являются: развитие рыночной инфраструктуры, совершенствование системы товародвижения и формирование механизма государственного регулирования (ценового) и государственной поддержки (субсидирование агрострахования), соответствующего современным институциональным реалиям.

6. Государственное регулирование зернового рынка как важнейшая составляющая структурной организации АПК представляет собой систему мер по реализации многопрофильной двухуровневой государственной политики, включающей инструменты прямой финансовой поддержки, обеспечения конкурентоспособности сельхозпродукции и отечественных агропроизводителей в целом. В силу этого унификация инструментов государственной политики на рынке зерна обеспечивается концентрацией бюджетных ресурсов на двух направлениях – регулирующем (процесс ценообразования в нетипичные годы) и поддерживающем (при форс-мажорных обстоятельствах) через частичное государственное финансирование страхования урожая, животных и др. Государственная поддержка агрострахования эффективнее, чем прямая финансовая помощь государства в виде кредитов, субсидий, зачетов, списаний, отсрочек и прямых денежных компенсаций.

7. Усиление роли государства в аграрной экономике, проявляющееся в формировании государственной корпорации по экспорту зерна, ведет к формированию монополии государства на экспортном сегменте зернового рынка и объективно требует расширения сферы биржевой торговли зерном на основе создания национальной зерновой биржи (электронной площадки), обеспечивающей повышение степени конкурентности рынка зерна. Формирование цивилизованного механизма биржевой торговли в рамках осуществления государственных интервенций, закупок в государственные продовольственные фонды и экспортных закупок выступает стратегическим направлением совершенствования механизма государственного регулирования рынка зерна с четкой специализацией бирж, развитием их инфраструктуры, широким спектром совершаемых операций и размещения в зернопроизводящих регионах.

8. Несмотря на осуществление государственной поддержки агрострахования даже крупные агрохолдинги оценивают этот инструмент снижения неопределенности как невыгодный. В силу этого в качестве конкретных мер по обеспечению привлекательности агрострахования для производителей нами предлагаются: увеличение размера субсидий по агрострахованию за счет бюджетов разных уровней; снижение размера безусловной франшизы, рассчитываемой от страховой суммы, а не от суммы убытка или устанавливаемой в абсолютных величинах (как по другим видам страхования); снижение привлекательности страховых схем для компаний, заключающих фиктивные договоры страхования с целью получения субсидий из бюджета.

Альтернативной формой развития системы агрострахования является объединение ряда крупных частных страховых компаний в пул, использующий страховые премии на компенсацию реального ущерба сельхозтоваропроизводителей.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconВыпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconРабочей программы дисциплины «Корпоративное управление» Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование у будущего специалиста навыков к профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды и распространения...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconРабочая программа курса «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconДоклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»
«состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconУчебно-методический комплекс по факультативу «правовое регулирование...
А. А. Одинцов. Правовое регулирование рынка недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030500. 62...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconКомплексное снижение шума от энергетического оборудования
«Об охране окружающей природной среды» обязывают снижение его негативного воздействия. Санитарные нормы сн 4 1 562-96 устанавливают...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconИнформация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды,...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное...
Роль государственного регулирования в современной экономике. Структура финансового рынка 3
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconПримерные темы рефератов/ информационно-аналитических справок по...
Регулирование финансового рынка (государственное, саморегулируемые организации, посредники)
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconДоклад об экологической ситуации в республике ингушетия за 2010 год
Государственное регулирование охраны окружающей природной среды и природопользования
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconДоклад об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе в 2012 году
Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На предыдущей неделе рост цен на зерно сохранился, однако его динамика на фоне предновогоднего снижения активности участников зернового...
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности icon1. Понятие внешней среды организации
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка
Государственное регулирование зернового рынка: формирование конкурентной среды и снижение ее неопределенности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск