Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»





НазваниеДоклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области»
страница1/8
Дата публикации28.02.2016
Размер0.88 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8
Правительство Нижегородской области

ДОКЛАД

«СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

г. Нижний Новгород

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….

4

1. Состояние конкурентной среды в Нижегородской области………………………..

6

1.1. Структурные показатели состояния конкуренции в регионе…………………….

6

1.2.Результаты опросов хозяйствующих субъектов и потребителей…………………

11

1.3. Оценка со стороны общественных организаций предпринимателей (ОПОРА России, Деловая Россия, ТПП и НАПП)………………………………………………..


17

1.4. Оценка с использованием имеющихся данных международных рейтингов, характеризующих состояние конкуренции в Нижегородской области………...….....


23

1.5. Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках Нижегородской области…………….


25

1.5.1. Рынок автомобильных компонентов……………………………………………..

25

1.5.2. Рынок гостиничных услуг………………………………………………………...

28

1.5.3. Рынок услуг дошкольного образования…………………………………………

31

1.5.4. Рынок медицинских услуг………………………………………………………

33

1.5.5. Рынок розничной торговли…………………………………….............................

35

1.5.6. Рынок услуг широкополосного доступа в информационно - телекоммуникационную сеть «Интернет»…………………………………………….


38

1.5.7. Рынок услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах Нижегородской области…………………………….


41

2. Деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области по развитию конкуренции в регионе……………………………………………………….


44

2.1. Итоги реализации мероприятий по развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта…………………………………………………………………........................


44

2.2. Итоги реализации иных мероприятий (кроме мероприятий Стандарта): региональных «дорожных карт», государственных и государственных целевых программ по развитию конкуренции, либо включающих меры по развитию конкуренции (в случае наличия таких «дорожных карт» и программ)............................................................................................................................

48

2.2.1. Итоги реализации государственной программы «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на период до 2015 года»……………………….


48

2.2.2. Практика Нижегородского УФАС России ……………………………………....

52

2.3. Оценка эффективности реализованных системных мер по развитию конкуренции……………………………………………………………………………...


55

2.3.1. Мероприятия, направленные на устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров…………………………….


55

2.3.2. Мероприятия, направленные на оптимизацию процессов предоставления государственных услуг, относящихся к полномочиям субъекта Российской Федерации, для субъектов предпринимательской деятельности……………………



57


2.3.3. Мероприятия, направленные на совершенствование процессов управления объектами государственной собственности Нижегородской области и ограничения влияния государственных предприятий на конкуренцию…………………………….


57

2.3.4. Мероприятия, направленные на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей……………………………………………………..


58

2.3.5. Мероприятия, направленные на оптимизацию процедуры государственных закупок с точки зрения развития конкуренции……………………………………….


59

2.4. Примеры эффективных действий региональных органов власти по развитию конкуренции в Нижегородской области……………………………………………….


61

3. Деятельность органов местного самоуправления Нижегородской области по развитию конкуренции за отчетный период…………………………………………...


65

4. Выводы и планируемые действия……………………………………………………

66

4.1. Итоговые выводы о состоянии конкуренции в регионе ………………………….

66

4.2. Основные достижения по развитию конкуренции в регионе за отчётный период …………………………………………………………………………………….


68

4.3. Направления развития конкуренции в регионе на среднесрочную перспективу……………………………………………………………………................


69

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ………………………….…………………………………...

72


ВВЕДЕНИЕ

Правительством Нижегородской области с целью выполнения поручения И.И.Шувалова от 02.04.2014 №ИШ-П13-2189 и требований Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации впервые подготовлен доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Нижегородской области» (далее – Доклад).

Доклад является документом, формируемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Нижегородской области.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав потребителей, предпринимателей и национальной политики.

Цель Правительства Нижегородской области по данному направлению – формирование прозрачной системы работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом.

Основными задачами по развитию конкуренции в регионе являются:

- снижение или устранение правовых, административных, финансовых барьеров для хозяйствующих субъектов;

- повышение уровня информационной открытости деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области;

- оптимизация процедур государственных закупок;

- устранение избыточного государственного регулирования;

- совершенствование процессов управления объектами государственной собственности, ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию и др.

Доклад является, в том числе, инструментом для оценки достижения поставленных выше цели и задач.

Разработка настоящего Доклада была осуществлена министерством экономики Нижегородской области в соответствии с требованиями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и рекомендациями Федеральной антимонопольной службы, направленными письмом от 31 октября 2014 года №ИА/44545/14, при участии органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций (полный список участников -приложение 1, стр.73).

В Докладе приведен анализ состояния конкурентной среды в Нижегородской области как на основе статистических и ведомственных данных, так и по результатам опросов, проведенных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Нижегородской области, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, общественными организациями.

Кроме того, в Докладе отражены основные мероприятия, проводимые в регионе по развитию конкуренции, их итоги, в том числе по внедрению Стандарта развития конкуренции, реализации государственной программы «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на период до 2015 года» и т.д.

На основании анализа конкурентной среды и результатов, проведенных мероприятий, в Докладе выделены основные достижения и проблемы по развитию конкуренции в Нижегородской области и отражены направления развития конкуренции на среднесрочную перспективу, которые учтены в региональной «дорожной карте» по содействию развития конкуренции.

1.Состояние конкурентной среды в Нижегородской области

Анализ конкурентной среды проведен на основе: статистических данных, результатов мониторингов и опросов хозяйствующих субъектов и потребителей, а также с учетом оценки со стороны общественных организаций предпринимателей.

1.1. Структурные показатели состояния конкуренции в регионе

Одним из основных показателей, отражающих состояние конкурентной среды, является динамика числа зарегистрированных организаций в регионе.

Согласно данным Росстата по состоянию на 1 октября 2014 года в Нижегородской области зарегистрировано 97,8 тыс. организаций (прил. 2, табл. 1, стр. 74), при этом по данным Федеральной налоговой службы в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о 93,4 тыс. юридических лиц, учтенных на территории области (в ЕГРЮЛ не включены филиалы организаций).

По числу организаций Нижегородская область на протяжении 5 лет (2010 – 2014 года) занимает 3-е место среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО). Количество организаций в области ежегодно увеличивается, причем более существенными темпами, чем в среднем по РФ и ПФО. Так, в октябре 2014 года по сравнению с 2010 годом количество официально зарегистрированных организаций в регионе увеличилось на 6,8%, в то время как в ПФО – на 4,8%, в РФ – всего на 0,5% .

Ежегодно в Нижегородской области создается около 9 тысяч новых организаций, что больше, чем во многих других регионах ПФО (прил. 2, табл. 2, стр. 75). По данному показателю регион опережают только Республика Татарстан и Самарская область. При этом число вновь созданных организаций в области значительно превышает число ликвидированных (прил. 2, табл. 3, стр. 75). Так, если в целом по России в 2014 году на 100 ликвидированных организаций приходилось в среднем 103 вновь созданных, то в Нижегородской области – 164 (в среднем по ПФО – 125). Область входит в число лидеров по приросту организаций по сравнению с другими регионами ПФО (граф. 1).

График 1

Количество вновь созданных организаций
на 100 ликвидированных по регионам ПФО


по состоянию на 01.10.2014 года

Увеличение числа организаций происходит за счет роста количества частных организаций. Частные организации составляют большинство всех организаций, зарегистрированных на территории Нижегородской области (86,9% на конец 2013 года). При этом, количество частных организаций, в отличие от организаций других форм собственности, постоянно увеличивается (прил. 2, табл.4, стр. 76).

Таким образом, статистика демографии организаций может свидетельствовать о потенциале развития конкуренции в регионе.

В структуре организаций по видам экономической деятельности на конец 2013 года наибольшие доли занимали: оптовая и розничная торговля (32,8%), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (19,9%), обрабатывающие производства (9,8%) и строительство (9,3%) (граф. 2).

График 2.

Структура организаций по видам экономической деятельности
в Ниже
городской области на конец 2013 года, %

Данная структура остается практически неизменной на протяжении
2010-2013 гг. и соответствует структуре организаций по видам экономической деятельности по России и по ПФО (прил.2, табл.5, стр. 76).

При этом, в 2013 году по сравнению с 2010 годом наибольший прирост организаций был отмечен по таким видам деятельности как «транспорт и связь» (21,5%), «гостиницы и рестораны» (19%), «здравоохранение и предоставление социальных услуг» (12,3%) (прил.2, табл.6, стр. 77).

Если сопоставлять организации области, исходя из оборота на одну зарегистрированную организацию, то наиболее крупными являются организации, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды (2013 году - 205,1 млн. рублей), а также в сферах: обрабатывающих производств (106,85 млн. руб.), оптовой и розничной торговли (32,9 млн. руб.), транспорта и связи (31,5 млн. руб.) (прил.2, табл.7, стр. 78). При этом необходимо отметить, что оборот на 1 организацию в торговле вырос практически вдвое по сравнению с 2010 годом.

По данным Нижегородстата до 40% суммарной доли добавленной стоимости в ВРП Нижегородской области в 2013 году давали 857 крупных и средних организаций (без учета предприятий, по которым обработка информации осуществляется с учетом требований по защите государственной тайны), по сравнению с 2010 годом их количество выросло в 3 раза. Среди них –
2 крупнейшие компании с суммарной долей добавленной стоимости в ВРП региона до 10% (прил.2, табл.8, стр. 78). За рассматриваемые 4 года их количество практически не менялось.

Влияние таких компаний на конкурентную среду двояко: с одной стороны они зачастую являются монополистами в своих видах деятельности, с другой стороны они обеспечивают работой другие организации, в том числе малые предприятия, а также индивидуальных предпринимателей, которые могут быть заняты обслуживанием их основных фондов, оказывать другие услуги аутсорсинга, обеспечивать снабжение, реализовывать их продукцию и т.д.

Отдельно стоит сказать об индивидуальных предпринимателях региона. В 2013 году в Нижегородской области осуществляли свою деятельность 31,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. По данному показателю в 2013 году область занимала 7 место среди регионов ПФО.

Наиболее популярный вид деятельности для предпринимателей Нижегородской области – «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (далее – торговля и ремонт), в нем работает более половины всех индивидуальных предпринимателей региона (51,9% в 2013 году) (прил.2, табл.9, стр. 79). При этом в 2013 году по данному виду деятельности предприниматели получали 92,9% всей выручки. Причина такой популярности торговли и ремонта среди предпринимателей в том, что это быстро окупаемый бизнес, не связанный с серьезными рисками, с довольно легко прогнозируемым поведением потребителей.

В Нижегородской области на 1 января 2014 года действовало всего
500 унитарных предприятий, 84,4% из которых муниципальной формы собственности, и 74 хозяйственных общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной (муниципальной) собственности (далее – организации с государственным участием). Среди них большинство организаций работали в сферах операций с недвижимым имуществом (128 и 31 организации соответственно), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (108 и 8 организации соответственно) и в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (79 и 2 организации соответственно) (прил.2, табл.10, стр. 80).

По сравнению с 2010 годом число унитарных предприятий в Нижегородской области сократилось на 28,5%, число организаций с государственным участием – на 33,3%. Субсидирование унитарных предприятий из областного бюджета также сократилось. Так, в 2014 году унитарным предприятиям области было выделено субсидий на сумму 115,9 млн. рублей, что в 5,5 раза меньше, чем в 2010 году. Большая часть указанных средств в 2014 году выделялись муниципальным автотранспортным предприятиям.

В заключении хотелось бы отметить, что структурные показатели являются в большей степени первичными характеристиками развития конкуренции и не отражают всех ограничивающих факторов административного, экономического и технологического характера. Частично вышеуказанную проблему может решить информация, полученная в результате опросов хозяйствующих субъектов и потребителей.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconЗемельные ресурсы и власть
Необходимость повышения эффективности региональной экономики обусловлено жесткой конкурентной борьбой на мировых и региональных рынках....
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconПрограмма дисциплины маркетинг составлена Высшей
Целью курса является получение знаний и развитие навыков планирования маркетинга, проведения маркетинговых исследований, изучения...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconV. состояние, использование и охрана земельных ресурсов и почв
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconДоклад по мерам развития конкуренции на рынках нефтепродуктов Монополизированная...
Развитие конкуренции на рынках нефтепродуктов может быть обеспечено за счет увеличения объема нефтепродуктов, реализуемых на открытых...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconIii. Состояние атмосферного воздуха раздел Система наблюдения
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconVi состояние, охрана и использование объектов растительного и животного мира
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2010 году»
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconАналитический отчет
Фас россии от 19. 12. 2012 №773/12 «О плане работы фас россии по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы»...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconВоронежской области
Состояние и развитие системы образования Воронежской области : публичный доклад. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconДоклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных...
Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под ред....
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconРабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции...
Целями освоения дисциплины является изучение поведения и управления предприятием в условиях современной конкурентной борьбы. При...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconI. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов
Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный закон от 18. 07. 2011 №223-фз "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обязательно применяется...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconДоклад Н. Н. Субботиной начальника отдела ведения федеральных реестров....
«О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Доклад «состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг нижегородской области» iconДоклад об экологической ситуации в тульской области за 2012 год введение...
Доклад предназначен для обеспечения информацией об охране окружающей среды на территории области государственных органов управления,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск