1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе





Название1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
страница1/6
Дата публикации13.12.2014
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Задачи при изучении дисциплины:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. основы экономической теории, содержание основных концепций и направлений ее развития;

  2. основные категории и законы современной экономической теории;

  3. особенности микро- и макроэкономических процессов, происходящих в обществе;

  4. сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инфляционной политики.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. анализировать в общих чертах основные экономические события, происходящие в стране и за ее пределами;

  2. пользоваться "экономическими инструментами" при решении экономических задач;

  3. находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в текущих проблемах современной экономики;

  4. представить в письменной и устной форме усвоенные знания, аргументировать свою точку зрения.

1.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
И ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ

В основе данной рабочей программы лежит содержание курса "Экономической теории", сформированного на базе произведений выдающихся представителей различных школ мировой экономической науки, многих учебников и учебных пособий, изданных в России в последние годы. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания дисциплины "Экономическая теория", содержащемуся в "Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины".

Методологической и теоретической основой построения данного курса "Экономической теории" стало фундаментальное положение одного из самых известных экономистов ХХ века Дж. М. Кейнса о том, что "Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям".

Исходя из этого, структурно содержание дисциплины выстроено в следующей логической последовательности: экономические концепции (школы) и определение предмета науки; общие проблемы экономического развития; товарное производство, рыночные субъекты, механизмы и законы; проблемы макроэкономического равновесия и способы его обеспечения; денежно-кредитная, фискальная и социальная политика государства; международные аспекты экономического развития и проблемы экономического роста. Во всех разделах дисциплины обращается внимание на особенности осуществления экономических процессов в реформируемой российской экономике.

Методически при изучении дисциплины широко используется графический анализ, простейшие математические функции, экономические задачи и тесты.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Экономическая теория как наука о производственных (экономических) отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов тесно связана со многими другими науками и учебными дисциплинами. Изучая совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономическая теория вскрывает сущность этих процессов, формулирует законы (правила), управляющие хозяйственной жизнью общества. Поэтому методологически экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента для сложного комплекса экономических дисциплин: отраслевых (экономика промышленности, торговли, строительства и др.), функциональных (кредит, финансы, маркетинг и др.), межотраслевых (статистика, менеджмент, экономическая география, регионоведение и др.).

1.4. СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ, ОБЩНОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Изучение экономической теории начинается с первого учебного семестра и опирается на определенный уровень исторических, юридических и философских знаний, а также владение минимальной терминологией экономической науки, полученных студентами в средней школе. Все эти науки объединены общностью фундаментальных основ и образуют базис гуманитарной подготовки в вузе.

1.5. СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ, ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ,
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ И
ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Объектом изучения экономической теории является общественное производство, которое представляет собой органическое единство естественных, технических, трудовых и институциональных процессов, в силу чего изучение данной дисциплины является основой для фундаментализации, гуманитаризации и интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний. Выступая в качестве науки, интегрирующей разнопрофильные знания, экономическая теория концентрирует внимание на изучении проблем повышения эффективности использования потребляемых ресурсов, поддержания и улучшения экологической безопасности. Исходя из данного подхода прослеживается связь экономической теории с последующими дисциплинами по семестрам:

  1. Экономика предприятия – 3 семестр. 0608

  2. Статистика – 3 семестр. 3510, 0608

  3. Экономика и социология труда – 4 семестр. 3510, 0608

  4. Экономика отрасли – 6 семестр. 0608

  5. Маркетинг – 5 семестр. 3510, 0608

  6. Финансы и кредит – 6 семестр. 3510, 0608

  7. Внешнеэкономическая деятельность – 7 семестр. 0608

  8. Планирование на предприятии – 8 семестр. 3510, 0608

  9. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий–8 семестр. 0608


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ

Рис. 1. Модульное построение дисциплины

№№

сем.

Номера

Количество часов аудиторных занятий

Самостоятельная работа

студентов

Итого, часов

модулей

тем


Лекции

Практ.

занят. (сем.)

Лаб.

зан.

Всего

Плановая

Индивидуальн.

Домашняя

Всего





1


1

2

3

1-3

4-7

8-9

12

12

10

6

6

5

-

-

-

18

18

15


14,6

14,6

16,5

5,4

5,4

4,5

20

20

21

38

38

36

Итого 1-ый семестр

34

17



51



45,7

15,3

61

112


2



4

5

6

7

10-11

12-13

14-16

17-19

8

8

10

8

10

8

8

8

-

-

-

-

  1. -

18

16

18

16

4

4

4





11,6

12,2

11,6

17,2

5,4

4,8

5,4

4,8

21

21

21

22

39

37

39

38

Итого 2-ой семестр

34

34



68

12

52,6

20,4

85

153

Всего

7

19

68

51




119

12

98,3

35,7

146

265

3.СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
1 семестр
3.1. Содержание модуля 1 (38 часов)

3.1.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ

4 часа (у.з.- 3)

История становления экономической теории как науки и систематизация экономических знаний (первые теоретические системы–меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм. Формирование и эволюция современной экономической мысли–маржинальная революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли – М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.В. Кантарович).

Характеристика объекта и предмета экономической науки (экономические агенты рыночные и нерыночные, собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы).

Метод изучения экономических явлений и процессов (номинальные и реальные величины; общие, предельные и средние величины; метод сравнительной статики). Экономические категории и законы (проблемы выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика).

Литература 1–3, 4–6, 19.

СРС 9 час.

Тема 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4 часа (у.з.- 3)

Объективные условия и противоречия экономического развития. Безграничные потребности и ограниченные ресурсы (экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ).

Проблемы рационального использования ресурсов. Кривая производственных возможностей (экономические ограничения и граница производственных возможностей). Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей), сравнительное преимущество. Закон возрастания затрат (убывания доходности) и условия его действия (отдача от масштаба производства–повышающаяся, снижающаяся, неизменная).

Общественное воспроизводство и экономический рост. Типы экономического роста и показатели производственной эффективности. Затраты и результаты.

Сравнительные экономические системы (компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом). Эффективность хозяйственной системы или Парето-эффективность.

Литература 1–3, 10.

СРС 1 час.

Тема 3. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
4 часа (у.з.- 3)

Причины возникновения товарного хозяйства и его роль в развитии человеческого общества. Собственность и хозяйствование (типы и формы собственности и товарного хозяйства).

Основные категории и законы товарного хозяйства: товар, деньги, закон стоимости, законы денежного обращения, закон предложения, закон спроса). Количественная теория денег.

Рынок, его основные элементы и функции. Видовая структура рынка. Учреждения инфраструктуры рынка.

Рыночная экономика: принципы организации, субъекты, достижения и проблемы (экономические риски и неопределенность, внешние эффекты или экстерналии). Кругооборот благ и доходов.

Литература 1–3, 6, 11, 12.

СРС 3,1 час.

3.1.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

N п/п

Наименование тем занятий

Кол-во

часов

Формы

контроля

Сроки

контроля

Литература

1
2

3

Экономическая теория как наука: предмет, метод, функции
Общие проблемы экономического развития

Товарное производство, рынок и рыночная экономика

2

2


2

Тестирование

Решение

задач, тестирование
Решение задач, тестирование

2 неделя


4 неделя

6 неделя

1-8, 19-20,

23-25
1-8, 19-20,

25

1-8, 19-20,

25

3.1.3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ИХ НАИМЕНОВАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ

Учебным планом не предусмотрены

3.1.4. РАЗДЕЛ КУРСОВОГО ПРОЕКТА, КУРСОВОЙ РАБОТЫ, РЕФЕРАТА,
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Учебным планом не предусмотрено.

3.1.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Всего (час)

Плановая (час)

Индивидуальная (час)

Домашняя работа (час)

20



14,6

5,4

  1. Плановая самостоятельная работа:

— учебным планом не предусмотрено

  1. Домашняя самостоятельная работа:

— подготовка к лекциям–3,6 час.

— подготовка к семинарским занятиям–1,8 час.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа:

— самоконтроль полученных знаний–1,5 час.

— конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельную проработку–9 час.

  1. самостоятельное изучение дисциплины–4,1 час.

Тема №1. Экономические теории или школы (меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, факторов производства, марксизм, маржинализм, неоклассическая политэкономия, институционализм, кейнсианство, монетаризм, социального рыночного хозяйства, российская экономическая школа). Составить конспект к зачету - 9 час.

Тема №2. Модели социально-экономических (хозяйственных) систем - 1 час.

Тема №3. Собственность и ее формы. Полный "пучок прав" собственности. Провалы рынка и внешние эффекты, трансакционные издержки и теорема Коуза - 3,1 час.

3.1.6. САМОКОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ



модуля

Уровень



тем

Подготовка и проведение рейтинг-контроля, час

Текущий

Промежуточный


Итоговый

Всего на контроль модуля

Тестовый контроль по модулю, коллоквиум

Защита плановой лабораторной работы, экспресс-опрос и др.

Допуск к зачету

1

2

1-3

0,9

0,6




1,5


3.1.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МОДУЛЮ 1 (36 часов)

Литература 1–8, 19–20, 23–25, 26, 27.

3.2. Содержание модуля 2 (38 часов)

3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах

Тема 4. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 3 часа (у.з.- 3)

Конкуренция и ее виды (производственная и рыночная). Формы производственной конкуренции.

Рыночная конкуренция и ее виды (совершенная, монополистическая конкуренция).

Монополия, ее экономические виды и организационные формы (естественная монополия, ценовая дискриминация, барьеры входа и выхода в отрасли). Влияние монополий на экономическую жизнь общества.

Литература 1–3, 6–9, 19.

СРС 3 час.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconСамостоятельная работа аспирантов
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск