Скачать 0.84 Mb.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики. Задачи при изучении дисциплины: СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ В основе данной рабочей программы лежит содержание курса "Экономической теории", сформированного на базе произведений выдающихся представителей различных школ мировой экономической науки, многих учебников и учебных пособий, изданных в России в последние годы. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания дисциплины "Экономическая теория", содержащемуся в "Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Методологической и теоретической основой построения данного курса "Экономической теории" стало фундаментальное положение одного из самых известных экономистов ХХ века Дж. М. Кейнса о том, что "Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям". Исходя из этого, структурно содержание дисциплины выстроено в следующей логической последовательности: экономические концепции (школы) и определение предмета науки; общие проблемы экономического развития; товарное производство, рыночные субъекты, механизмы и законы; проблемы макроэкономического равновесия и способы его обеспечения; денежно-кредитная, фискальная и социальная политика государства; международные аспекты экономического развития и проблемы экономического роста. Во всех разделах дисциплины обращается внимание на особенности осуществления экономических процессов в реформируемой российской экономике. Методически при изучении дисциплины широко используется графический анализ, простейшие математические функции, экономические задачи и тесты. 1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ УЧЕБНОГО ПЛАНА Экономическая теория как наука о производственных (экономических) отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов тесно связана со многими другими науками и учебными дисциплинами. Изучая совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономическая теория вскрывает сущность этих процессов, формулирует законы (правила), управляющие хозяйственной жизнью общества. Поэтому методологически экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента для сложного комплекса экономических дисциплин: отраслевых (экономика промышленности, торговли, строительства и др.), функциональных (кредит, финансы, маркетинг и др.), межотраслевых (статистика, менеджмент, экономическая география, регионоведение и др.). 1.4. СВЯЗЬ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ, ОБЩНОСТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ И ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ Изучение экономической теории начинается с первого учебного семестра и опирается на определенный уровень исторических, юридических и философских знаний, а также владение минимальной терминологией экономической науки, полученных студентами в средней школе. Все эти науки объединены общностью фундаментальных основ и образуют базис гуманитарной подготовки в вузе. 1.5. СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ, ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ, ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Объектом изучения экономической теории является общественное производство, которое представляет собой органическое единство естественных, технических, трудовых и институциональных процессов, в силу чего изучение данной дисциплины является основой для фундаментализации, гуманитаризации и интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний. Выступая в качестве науки, интегрирующей разнопрофильные знания, экономическая теория концентрирует внимание на изучении проблем повышения эффективности использования потребляемых ресурсов, поддержания и улучшения экологической безопасности. Исходя из данного подхода прослеживается связь экономической теории с последующими дисциплинами по семестрам:
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ Рис. 1. Модульное построение дисциплины
3.СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ 1 семестр 3.1. Содержание модуля 1 (38 часов) 3.1.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ 4 часа (у.з.- 3) История становления экономической теории как науки и систематизация экономических знаний (первые теоретические системы–меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм. Формирование и эволюция современной экономической мысли–маржинальная революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли – М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Л.В. Кантарович). Характеристика объекта и предмета экономической науки (экономические агенты рыночные и нерыночные, собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы). Метод изучения экономических явлений и процессов (номинальные и реальные величины; общие, предельные и средние величины; метод сравнительной статики). Экономические категории и законы (проблемы выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика). Литература 1–3, 4–6, 19. СРС 9 час. Тема 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4 часа (у.з.- 3) Объективные условия и противоречия экономического развития. Безграничные потребности и ограниченные ресурсы (экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ). Проблемы рационального использования ресурсов. Кривая производственных возможностей (экономические ограничения и граница производственных возможностей). Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей), сравнительное преимущество. Закон возрастания затрат (убывания доходности) и условия его действия (отдача от масштаба производства–повышающаяся, снижающаяся, неизменная). Общественное воспроизводство и экономический рост. Типы экономического роста и показатели производственной эффективности. Затраты и результаты. Сравнительные экономические системы (компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом). Эффективность хозяйственной системы или Парето-эффективность. Литература 1–3, 10. СРС 1 час. Тема 3. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 4 часа (у.з.- 3) Причины возникновения товарного хозяйства и его роль в развитии человеческого общества. Собственность и хозяйствование (типы и формы собственности и товарного хозяйства). Основные категории и законы товарного хозяйства: товар, деньги, закон стоимости, законы денежного обращения, закон предложения, закон спроса). Количественная теория денег. Рынок, его основные элементы и функции. Видовая структура рынка. Учреждения инфраструктуры рынка. Рыночная экономика: принципы организации, субъекты, достижения и проблемы (экономические риски и неопределенность, внешние эффекты или экстерналии). Кругооборот благ и доходов. Литература 1–3, 6, 11, 12. СРС 3,1 час. 3.1.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ
3.1.3. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ИХ НАИМЕНОВАНИЕ И ОБЪЕМ В ЧАСАХ Учебным планом не предусмотрены 3.1.4. РАЗДЕЛ КУРСОВОГО ПРОЕКТА, КУРСОВОЙ РАБОТЫ, РЕФЕРАТА, ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА Учебным планом не предусмотрено. 3.1.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
— учебным планом не предусмотрено
— подготовка к лекциям–3,6 час. — подготовка к семинарским занятиям–1,8 час.
— самоконтроль полученных знаний–1,5 час. — конспектирование разделов, вынесенных на самостоятельную проработку–9 час.
Тема №1. Экономические теории или школы (меркантилизм, физиократы, классическая политэкономия, факторов производства, марксизм, маржинализм, неоклассическая политэкономия, институционализм, кейнсианство, монетаризм, социального рыночного хозяйства, российская экономическая школа). Составить конспект к зачету - 9 час. Тема №2. Модели социально-экономических (хозяйственных) систем - 1 час. Тема №3. Собственность и ее формы. Полный "пучок прав" собственности. Провалы рынка и внешние эффекты, трансакционные издержки и теорема Коуза - 3,1 час. 3.1.6. САМОКОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
3.1.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МОДУЛЮ 1 (36 часов) Литература 1–8, 19–20, 23–25, 26, 27. 3.2. Содержание модуля 2 (38 часов) 3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объем в часах Тема 4. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 3 часа (у.з.- 3) Конкуренция и ее виды (производственная и рыночная). Формы производственной конкуренции. Рыночная конкуренция и ее виды (совершенная, монополистическая конкуренция). Монополия, ее экономические виды и организационные формы (естественная монополия, ценовая дискриминация, барьеры входа и выхода в отрасли). Влияние монополий на экономическую жизнь общества. Литература 1–3, 6–9, 19. СРС 3 час. |
Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | 1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты | ||
Самостоятельная работа аспирантов Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | ||
Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта | Рабочая программа составлена на основе Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта |