1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе





Скачать 256.04 Kb.
Название1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
Дата публикации18.01.2015
Размер256.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Мировое хозяйство динамичное образование и за последние десятилетия претерпело серьёзные и масштабные преобразования. Распалась мировая социалистическая система; изменился состав развитых стран, некоторые территориально-хозяйственные образования (Южная Корея, Китай, Тайвань, Сингапур) достигли уровня социально-экономического развития постиндустриальных государств. Мировая экономика включает в себя свыше 230 национальных экономик и территорий. Социально-экономические и политические отношения, складывающиеся между национальными экономиками, международными экономическими организациями, интеграционными объединениями, международными корпорациями и крупнейшими транснациональными банками является объектом изучения мировой экономики.

Основной целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации и особенностях развития и функционирования мирового хозяйства.

Данная программа трактует курс мировой экономики как дисциплину общеобразовательную, направленную с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны овладение навыками применения полученных знаний в практической сфере, особенно в области организации перевозок (в том числе международных).

Основные задачи дисциплины:

- изучение основных понятий и терминов мировой экономики;

- формирование системного представления о тенденциях развития мирового хозяйства;

- знакомство с основными подсистемами мировой экономики;

- ознакомление с ролью транспорта в мировом хозяйстве;

- ознакомление с классификацией транспортных услуг;

- изучение транспортной документации.

В результате изучения курса «Мировая экономика» студенты должны:

иметь представление: о значениии роли транспортной системы в организации региональных, национальных и международных перевозок;

знать:

- основные понятия мировой экономики;

- причины и необходимость возникновения экономических отношений между государствами;

- исторические аспекты становления и образования мирового хозяйства,

- понятие, структуру и содержание международного торгового контракта;

- возможные последствия за нарушения условий сделки;

- отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации перевозок;

- логическую организацию безопасных перевозок с применением существующих методов страхования.

- о льготных и беспрецедентных условиях работы в СЭЗ;

- о сроках и дате поставок товарных партий и сопровождающей документации.

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе типовых ситуаций;

- предлагать способы разрешения существующих проблем;

- экономически оценивать ожидаемые результаты от принятых решений.

иметь навыки:

- составления торговых соглашений;

- прорабатывания статей контракта с учетом специфики перевозимых грузов;

-осуществления мероприятий по повышению конкурентоспособности организации транспортных перевозок.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Курс мировой экономики изучает и объясняет основные процессы и явления экономической жизни мирового сообщества: торговые, кредитные, валютно-финансовые, политические, культурные и др. Перед человечеством стоят глобальные проблемы: продовольственная, преодоление бедности и отсталости, проблема устойчивого развития, освоение космоса и Мирового океана и др. Суть их такова, что страны не могут самостоятельно устранить подобного рода проблемы. В связи с этим возрастает значение международных договорённостей и соглашений.

Владение курсом мировой экономики создает основу для понимания стратегических направлений международных отношений, а также позволяет определить роль и место национальной экономики в системе мирового хозяйства.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Успешное изучение предмета «Мировой экономики» обеспечивают предшествующие экономические дисциплины. К ним относятся: история экономических учений, микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая география, регионоведение, внешнеэкономическая деятельность и др.

Знание выше обозначенных курсов значительно влияет на степень усвоения преподносимого материала. Экономические дисциплины взаимосвязаны и переплетены настолько, что незнание базовых терминов и понятийного аппарата в определенной степени препятствуют усвоению нового материала.
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Знания и умения, приобретенные в процессе изучения курса мировой экономики, в дальнейшем могут быть использованы студентами в учебной деятельности. Разделы мировой экономики могут послужить как необходимая и логическая предпосылка для изучения других дисциплин. Например, таких как: «Экономическая география и регионалистика мира», «Международные экономические отношения», «Международная экономическая безопасность», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Международные инвестиции».


2. Распределение часов учебных занятий по семестрам


Номер семестра

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации

(зачет, экзамен)

Количество часов в неделю

Лекции

Практические

Лабораторные

Общий объем

Аудиторные

СРС













Всего

Лекции

Практические

Лабораторные




7 (ОФО)

80

34

17

17

-

46

зачет

1

1

-

9

(ЗФО)

80

8

4

4

-

72

зачет







-

3. Содержание дисциплины
3.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий


Порядко-

вый номер лекции


Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол-во часов (ОФО)

Кол-во часов (ЗФО)



1


2


3


4


1.


Седьмой семестр

Раздел 1

Тема 1.1Причины возникновения экономических отношений между государствами.

1.1.1. Международное разделение труда.

1.1.2. Меркантилистская теория международной торговли.

1.1.3. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.

1.1.4. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

1.1.5. Парадокс Леонтьева.



1






2.

Тема 1.2. Типология стран мирового хозяйства.

1.2.1. Развитые страны мирового хозяйства.

1.2.2. Развивающиеся страны мирового хозяйства.

1.2.3. Страны с переходной экономикой.


1






3.

Тема 1.3. Международные корпорации.

1.3.1. Понятие и эволюция форм МК.

1.3.2. Особенности развития международных компаний.

1.3.3. Проблемы регулирования транснационального бизнеса.




2



4.

Тема 1.4. Интеграционные объединения мирового хозяйства.

1.4.1. Предпосылки возникновения и этапы экономической интеграции.

1.4.2. Особенности развития западноевропейской экономической интеграции.

1.4.3. Региональные экономические организации.


2



5.

Тема 1.5. Международные экономические организации.

1.5.1. Понятие МЭО и их классификация.

1.5.2. Многосторонние торгово-экономические организации.

1.5.3. Международные валютно-финансовые и кредитные организации.




2


1


6.

Тема 1.6. Транспорт и связь в мировом хозяйстве.

1.6.1. Мировая транспортная система. Виды транспорта.

1.6.2. Понятие и значение международных перевозок. Виды международных перевозок.

1.6.3. Эволюция развития связи.

1.6.4. Роль связи и коммуникационных технологий в

международных отношениях.

2

1

7


Тема 1.7.Международная торговая сделка.

1.7.1. Международная торговля товарами и услугами.

1.7.2. Международный контракт и способы его оформления.

1.7.3. Структура международного торгового контракта.


2

1


8

Раздел 2.

Тема 2.1. Финансовая система мира.

2.1.1. Понятие и структура международных финансов.

2.1.2. Мировые финансовые кризисы.

2.1.3 Проблема внешнего долга в мире.



2






9.

Тема 2. 2. Международная валютная система.

2.2.1. Национальная валютная система. Валютный курс и паритет.

2.2.2. Этапы развития международной валютной системы.

2.2.3. Международный валютный рынок и его функции.



2



1





10.

Тема 2.3. Сотрудничество стран мира в разрешении глобальных проблем человечества.

2.3.1. Продовольственная проблема. Преодоление бедности и отсталости.

2.3.2.. Проблема ограниченности природных ресурсов. Распределение минерального сырья и топлива между странами.

2.3.3.. Экологическая проблема и проблема устойчивого развития.

2.3.4. Демографическая проблема и развитие человеческого потенциала.



1





Зачет










Итого за семестр

17

4


3.2. Практические (Семинарские) занятия, их наименование, содержание и объем в часах

Номер занятия

Наименование темы

практического занятия

Раздел,

тема

дисциплины

Объем

часов

(ОФО)

Объем

часов

(ЗФО)

1

2

3

4

5

1.

Семестр 7.

Раздел 1.

Тема 1.1.Новые и новейшие теории международной торговли.

1.2.1. Теория жизненного цикла товара (Р. Вернон).

1.2.2. Теория конкурентных преимуществ страны (М. Портер).

1.2.3. Теория специализации производства (П. Кругман, К. Ланкастер).


Раздел 1.

Тема 1.1.

1

1


2.

Тема 1.2.Различия стран по уровню развития.

1.2.1. Анализ макроэкономических показателей для определения типа страны.

1.2.2. Методы реформирования командных экономик.

1.2.3. Новые индустриальные страны в мировой экономике.

1.2.4. Проблемы отсталых государств.



Раздел 1.

Тема 1.2.


1






3.

Тема 1.3.Международные корпорации.

1.3.1. Формы международных корпораций.

1.3.2. Прямые зарубежные инвестиции.

1.3.3. Влияние МК на принимающие страны и страны базирования.




Раздел 1.

Тема 1.3.



1




4.

Тема 1.4. Международная экономическая интеграция.

1.4.1. Сущность, предпосылки и цели интеграционных процессов.

1.4.2. Основные региональные интеграционные структуры.

1.4.3. Экономические последствия вступления стран в торгово-экономические союзы.

1.4.4. Свободные экономические зоны.

Раздел 1.

Тема 1.4.

2






5.


Тема 1.5. Ключевые международные экономические организации.

1.5.1. Сферы деятельности и выполняемые функции.

1.5.2. Торговая политика - ВТО.

1.5.3. Макроэкономическая политика – МВФ.

1.5.4. Структурная политика – Группа Всемирного банка.

1.5.5. Социальная политика – Система ООН.



Раздел 1.

Тема 1.5.




2







6.

Тема 1.6. Услуги международного транспорта.

1.6.1. Международные транспортные операции.

1.6.2. Транспортные издержки.

1.6.3. Размещение предприятий.

1.6.4. Международные поездки. Виды поездок.



Раздел 1.

Тема 1.6.


2


1


7.

Тема 1.7. Международные торговые сделки и международные договора.

1.7.1. Международный договор купли продажи товаров.

1.7.2. Инкотермс-2000.

1.7.3. Классификация услуг. Международные сделки в сфере услуг.

1.7.4. Международная передача технологий.

1.7.5. Способы обеспечения выполнения обязательств по внешнеторговым контрактам



Раздел 1.

Тема 1.7.


2


1


8.

Раздел 2.

Тема 2.1.Международная валютно-финансовая система.

2.1.1. Глобализация финансовых ресурсов мира.

2.1.2. Термины и понятия международной валютной системы.

2.1.3. Эволюция мировой валютной системы.


Раздел 2.

Тема 2.2.



2





9.

Тема 2.2. Мировой валютный рынок.

2.2.1. Основы функционирования мирового валютного рынка.

2.2.2. Регулирование международных валютных отношений.

2.2.3.Валютное регулирование и валютный контроль в России.


Раздел 2.

Тема 2.3.


2


1




10.

Тема 2.3. Тенденции современной экономической системы.

2.3.1. Процессы глобализации.

2.3.2. Национальная идентичность.




Раздел 2.

Тема 2.3.



2







Зачет













Итого за семестр




17

4

3.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.

Учебным планом не предусмотрены.

3.4. Самостоятельная работа студентов. Разделы, темы, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объём в часах.

Разделы и темы

рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних

заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объем

часов

(ОФО)

Объем

часов

(ЗФО)

1

2

3

4

5

Этапы и особенности развития мирового хозяйства. Сущность открытой экономики. Теория бегства капитала.

написание рефератов

сентябрь

2

4

Показатели развития МРТ. Международная специализация и кооперирование производства.

проработка учебного материала.

сентябрь

2

4

Международная торговая сделка. Статьи контракта.

конспектирование.

сентябрь

2

4

Макроэкономические аспекты международных отношений. Нахождение мировой цены.

решение типовых задач

октябрь

4

4

Международные компании. История создания крупнейших компаний. История создания российских ФПГ.

написание рефератов, докладов.

октябрь

2

4

Особенности развития западноевропейской экономической интеграции. Североамериканская зона свободной торговли. Южноамериканский общий рынок. Интеграционное сотрудничество в Африке. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками.

проработка учебного материала, написание рефератов.

октябрь

4

6

Международная миграция рабочей силы. Центры притяжения рабочей силы. Экономические последствия миграции. Политика России в области эмиграции и иммиграции.

конспектирование, написание рефератов.

октябрь

2

4

Распределение природных ресурсов между странами. Ресурсный потенциал России.

проработка учебного материала, написание рефератов.

ноябрь

2

4

Неправительственные международные экономические организации.

проработка учебного материала, написание рефератов.

ноябрь

2

4

Национальные экономики как часть мирового хозяйства: макроэкономические показатели и конкурентоспособность

написание рефератов.

ноябрь

4

4

Сущность, причины создания и разновидности СЭЗ. Особенности инвестиционного климата в СЭЗ. СЭЗ в России.

конспектирование, написание рефератов.


декабрь

2

4

Международное движение капитала: причины и основные формы. Вывоз капитала из России

конспектирование, написание рефератов.


февраль

2

6

Инвестиционный климат в России. Международный кредитный и инвестиционный рейтинг России. Значение МФК в составлении рейтингов.

конспектирование, написание рефератов.


февраль

2

4

Создание современной валютной системы. Тенденции развития международной валютной системы. Валютная система РФ. Специальные права заимствования (СДР): назначение и функции.

конспектирование, проработка учебного материала

март

4

4

«Торговые войны» и пути их урегулирования. Причины возникновения и особенности противоречий в международной торговле.

конспектирование, написание рефератов.


март

4

4

Центральные банки в системе международного кредита.

проработка учебного материала, написание рефератов.

апрель

1

4

Деятельность международных финансовых институтов в условиях глобализации мирового хозяйства.

написание рефератов.


апрель

1

2

Роль таможни в рационализации товарного потока. Значение международной товарной номенклатуры. Методы определения таможенной стоимости товара.

написание рефератов.


май

4

2

Итого







46

72

3.5. Курсовой проект (работа), его характеристика и трудоемкость, примерная тематика

Учебным планом не предусмотрено.

3.6. Учебная практика по дисциплине, краткая характеристика

Учебным планом не предусмотрено.

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. ЭБС «Znanium. сom.» Кудров, В. М. Мировая экономика: учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 416 с – Режим доступа: http://znanium.com/

2. ЭБС «Znanium. сom.» Стрелкова, И. А. Мировая экономика: учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 267 с – Режим доступа: http://znanium.com/

3. ЭБС «Znanium. сom.» Спиридонов, И. А. Мировая экономика: учеб.пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с – Режим доступа: http://znanium.com/
Дополнительная литература
1. ЭБС «Znanium. сom.» Раджабова, З. К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с – Режим доступа: http://znanium.com/

2. ЭБС «Znanium. сom.» Фаминский, И. П. Глобализация - новое качество мировой экономики: учеб.пособие / И.П. Фаминский. - М.: Магистр, 2009. - 397 с – Режим доступа: http://znanium.com/

4.2 Перечень методических указаний к проведению учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

1. Жукова Т.В. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Учебно-методическое пособие по изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения.

2. Практикум по макроэкономике: учебно-методическое пособие в 2 ч.: 1 ч. / сост. Э.К. Тхакушинов, Э.А. Хачемизова. – Майкоп. 2009.-54 с.

4.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Отсутствует

4.4. Раздаточный материал

1. Тестовые задания для контроля промежуточных знаний (2 варианта, каждый по 10 вопросов).

2. Тестовые задания для контроля остаточных знаний (2 варианта каждый, по 10 вопросов).

Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи курса «Мировая экономика и международные экономические отношения».

2. Понятие мировой экономики. Сущность международных экономических отношений.

3. Становление мирового хозяйства.

4. Этапы формирования мировой экономики.

5. Классические теории международной торговли.

6. Группа развитых стран мира.

7.Слаборазвитость. Экономическое содержание и пути решения.

8. Группа стран с переходной экономикой.

9. Отраслевая структура мирового хозяйства.

10. Конкурентоспособность национальной экономики.

11. Ценообразование на мировом рынке.

12. Минеральное сырье в мировом хозяйстве.

13. Либерализация хозяйственной жизни в мире.

14. ТНК в мировом хозяйстве.

15. Перспективы российских ФПГ.

16. Объективные основы возникновения и этапы экономической интеграции.

17. Интеграционные процессы стран СНГ.

18. Региональные экономические объединения НАФТА; МЕРКОСУР; АТЭС АСЕАН.

19. Понятие и классификация международных экономических организаций.

20. Многосторонние торгово-экономические организации ГАТТ /ВТО.

21. Финансовая система мира.

22. Мировые финансовые кризисы. Проблема внешнего долга в мире.

23. Международная валютная система.

24. Национальная валютная система. Валютный курс.

25. Бреттон-Вудская валютная система.

26. Ямайская валютная система.

27. Международный валютный рынок.

28. Страхование валютных рисков в международной торговле.

29. Международные валютно-финансовые и кредитные организации.

30. Фондовый рынок РФ состояние и перспективы роста.

31. Роль банков в системе внешнеторговых расчетов.

32. Кредитование во внешнеторговой деятельности.

33. Международное разделение труда.

34. Международное движение факторов производства.

35. Понятие и виды международной миграции рабочей силы.

36. Основные центры миграции рабочей силы.

37. Проблема утечки умов. Политика РФ в области миграции.

38. Экономические последствия миграции рабочей силы.

39. Международная торговля товарами и услугами.

40. Ценообразование в международной торговой практике.

41. Связь и транспорт в мировом хозяйстве.

42. Международная торговая сделка и способы ее оформления.

43. Контракт купли-продажи и его структура.

44. Свободные экономические зоны. Оффшорный бизнес.

45. Свободная торговля. Дискриминация. Протекционизм.

46. Сотрудничество стран мира в разрешении глобальных проблем.

47. Проблема преодоления бедности и отсталости.

48. Продовольственная проблема.

49. Проблема ограниченности природных ресурсов.

50. Экологическая проблема.

51. Демографическая проблема.

52. Проблема устойчивого развития.

53. Проблема развития человеческого потенциала.

54. Международная экономическая безопасность.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за __20____ / __20_ учебный год

В рабочую программу ОПД.Ф.08 Мировая экономика

(наименование дисциплины)

для специальности (ей) 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт)

( номер специальности)

вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внес доцент, Панеш З.А.

(должность, Ф.И.О., подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

экономической теории и мировой экономики

(наименование кафедры)

«_____» ____________ 20____г.

Заведующий кафедрой ______________ Э.К. Тхакушинов

(подпись) ( Ф.И.О.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
В рамках данной дисциплины студентами изучаются следующие основополагающие аспекты
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе icon1. Цели и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе
Основная цель дисциплины – ознакомление студентов с содержанием и основными видами фасилити-менеджмента как управления инфраструктурными...
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconСамостоятельная работа аспирантов
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск