Скачать 150.13 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Программа дисциплины Компьютерные инструменты лингвистических исследований для направления/ специальности подготовки бакалавров Авторы программы: Толдова С. Ю., к.ф.н., stoldova@hse.ru Мороз Г. А., agricolamz@gmal.com Кутузов А. Б. akutuzov72@gmail.com Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки факультета филологии. Программа разработана в соответствии с:
2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» часть 2 являются знакомство с основными компьютерными инструментами и ресурсами, применяемыми в лингвистических исследованиях. Курс закладывает теоретическую и практическую базу для использования различного инструментария для компьютеризации сбора, обработки и анализа лингвистического материала, а также для представления данных и результатов исследований в виде компьютерных ресурсов. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать
Уметь
Иметь навыки (приобрести опыт)
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, обязательных для изучения. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Желателен опыт научно-исследовательской работы, проводимой в рамках различных НИС лингвистического направления. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплиныЧасть 2
6.Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Домашнее задание по характеристике корпуса является групповым проектом 7.Содержание дисциплиныВторой год
8.Образовательные технологииРекомендуемые образовательные технологии включают лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов (выполнение практических домашних заданий с использованием специализированного компьютерного инструментария). При проведении занятий рекомендуется использование интерактивных форм занятий (проектных методик, разбор конкретных ситуаций, включение в лекционный курс интерактивного общения с аудиторией, презентаций, контрольных вопросов на понимание) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 40 % аудиторных занятий. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика заданий текущего контроляЗадания текущего контроля включают задания разной степени сложности: тренировочные задания для закрепления навыков, полученных студентами в ходе практических занятий, а также итоговые задания по каждому из разделов. Примерные вопросы/ задания для текущей проверки усвоения навыков:
Выполнить запросы к одному из корпусов русского языка, представленных на сайте http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html: найти примеры со словами некоторой словообразовательной модели (например, глаголы с приставкой пере и суффиксом –ся); построить запрос, чтобы получить как можно более точное множество примеров конструкции глагол + прямое дополнение; с использованием опции поиск коллокаций найдите коллокации некоторой лексемы, сравните их со словарем.
Выполнить разметку фрагмента корпуса в среде Brat. Добавить в схему разметки новый признак. Выполнить импорт новых текстов для разметки. Произвести сравнение разметки.
Воспроизведите средствами LaTeX графическое изображение фрагмента научного текста. Примеры итоговых заданий для разных разделов программы:
10.Разметка исследовательского корпусаЗадача: разметить свой исследовательский корпус по соответствующим параметрам, провести анализ результатов: получить подвыборки корпуса по определенным значениям признаков, провести статистический анализ данных. В результате выполнения задания необходимо получить:
Для выполнения задания:
из них не менее 2-х независимых систем признаков (например, «структура возвратного местоимения» (составное vs. простое) и его синтаксическая позиция), не менее 2-х иерархически организованных систем (т.е. областью определения некоторого признака Y является только подмножество единиц разметки (предложений), которым приписано некоторое конкретное значение A признака X; например, по признаку «предлог» (какой предлог используется с возвратным местоимением) размечаются только предложения, в которых признак «Синтаксическая позиция возвратного местоимения» имеет значение «предложная группа»)
* Опубликуйте на сайте таблицу с запросами к Вашей базе данных Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныКакие корпусные менеджеры Вы знаете? Что представляет собой корпусной менеджер? Какие коллокационные меры Вы знаете? Что такое коллокации? Зачем нужны коллокационные меры при работе с корпусными данными? Что такое глубокое аннотирование корпуса? Какие типы аннотирования Вы знаете? 11.Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает проектную и индивидуальную самостоятельную работу студентов, работу на семинарских и практических занятиях – Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильностть выполнения самостоятельных домашних работ, отчетов и творческих заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Осам. работа + k3·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента. При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом: k1 = 0,4 k2 = 0,55 k3 = 0,05 На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 12.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литератураЛьвовский С. М. «Набор и верстка в системе LaTeX». 3-е издание, исправленное и дополненное. Электронная версия: http://tex.bog.msu.ru/Lvovskij.pdf The IMS Open Corpus Workbench (CWB) CQP Query Language Tutorial. 2. Basic CQP features. http://cwb.sourceforge.net/files/CQP_Tutorial/node6.html http://brat.nlplab.org/manual.html - документация по работе с brat Pontus Stenetorp, Sampo Pyysalo, Goran Topic, Sophia Ananiadou, Akiko Aizawa. Normalisation with the brat rapid annotation tool. In Proceedings of the 5th International Symposium on Semantic Mining in Biomedicine, Zürich, Switzerland, September 2012.. http://www.aclweb.org/anthology/E12-2021 Дополнительная литератураhttp://studiorum.ruscorpora.ru/index.php?option=com_docman&Itemid=111 - примеры корпусных исследований лексики в исторической перспективе http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/ Захаров В.П., Хохлова М.В. Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). Вып. 9 (16). URL: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2010/materials/pdf/22.pdf Christopher Manning and Hinrich Schütze. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Chapter 5. Collocations. MIT Press. 1999. URL: http://nlp.stanford.edu/fsnlp/promo/colloc.pdf (URL: http://www.alingva.ru/articles/collocation_rus.pdf - (русский перевод главы 5)) Программные средства и Интернет-ресурсыДля успешного освоения дисциплины студент должен использовать следующие программные средства/ресурсы: http://corpus.leeds.ac.uk/ruscorpora.html система LaTeX http://brat.nlplab.org – система аннотирования корпусов PRAAT - http://praat.org/). Speech Analyzer (http://www-01.sil.org/computIng/sa/) Дистанционная поддержка дисциплиныВ части курса (MySQL и PHP) используются онлайн-практикумы, содержащие подробные инструкции и обучающие задания. 13.Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения практических занятий необходимы компьютерные классы, для проведения лекций проектор, экран |
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего... | ||
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 46.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Соответствии c Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | «экономика» Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | ||
«Иностранный язык» Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Оответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального... |