Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития





Скачать 30.51 Kb.
НазваниеСовременная австрийская школа об институтах и проблемах развития
Дата публикации09.03.2016
Размер30.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Заостровцев А.П.

Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития

Современная австрийская школа как альтернативное неоклассическому анализу направление экономической мысли сближается с новой институциональной экономической историей в подходах к исследованиям процессов развития. Ее отказ от присущей неоклассике статической концепции общего равновесия и обращение к динамической эффективности дает очевидные преимущества при рассмотрении исторических перемен.

Последователи Людвига фон Мизеса соединили его взгляды на историю (Мизес, 2007) с новым институционализмом и разработали собственную теорию институтов на основе оригинальной их классификации, которая легла в основу представлений о развитии и отсталости (Boettke, Coyne, Leeson, Sautet, 2005; Boettke, Coyne, Leeson, 2008; Boettke, Coyne, Leeson, 2013).

П. Беттке и др. включили в рассмотрение в качестве институционального ядра такое понятие как метис, под которым понимают практические умения и знания, нормы и соглашения, культуру, сформированные из опыта индивидов. В зависимости от отношения к метису, они различают институты по степени их устойчивости (stickiness), способности прижиться в том или ином социальном организме. На этой основе выводится теорема о регрессии институтов, которая «находит причину устойчивости институтов сегодня в их прошлой устойчивости, которая, в конечном счете, является функцией их близости к метису» (Boettke, Coyne, Leeson, 2008: 345).

Метис – это очень устойчивый, но не неизменный паттерн. Если он плохо совместим с обеспечивающими развитие институтами (правами собственности, верховенством закона и др.), то общество вовсе не обречено на прозябание. Австрийская школа показывает, что роль экономиста в развитии общества – это не роль социального инженера, навязывающего сконструированные им институты сверху, а это роль человека, способного активно влиять на общественное мнение, внося, тем самым, изменения и в метис. Если эта миссия экономиста осуществляется успешно, то он обеспечивает лучшее вживление в общественную ткань содействующих прогрессу институтов (Boettke, Horwitz, 2005; Coyne, Boettke, 2006).

В российской литературе по проблемам экономической мысли это направление исследований современной австрийской школы остается практически неизвестным. За исключением одной работы автора заявки (Заостровцев, 2011) ему не уделялось никакого внимания. В то же время достижения «австрийцев» в этой области немногим уступают по своей научной значимости широко известным и часто используемым работам Д. Норта и его соавторов (Норт, 2010; Норт, Уоллис, Вайнгаст, 2011; Норт, Уоллис, Уэбб, Вайнгаст, 2012; Weingast, 2010).

В итоге анализа теории институтов и развития современной австрийской школы можно заключить, что:

1. Эта теория полностью вписывается в характерное для новой институциональной истории понимание институтов как реальности, насильственное изменение которой внешними акторами обычно оказывается в итоге непродуктивно, поскольку укоренившиеся институты несут определенные полезные функциональные нагрузки в конкретном социуме даже несмотря на то, что они консервируют отсталость;

2. Особенностью этой теории, указывающей на ее происхождение из подхода Л. фон Мизеса, является упор на значение трансформации общественного мнения (формирующего наряду с прочими качествами тот самый метис) как условия успешности институциональных преобразований и вытекающую отсюда роль экономиста не как «инженера» и «советника князей», а как влияющего на общественное мнение просветителя.



Литература:

Заостровцев А.П. Австрийский взгляд на экономику развития // Экономическая мысль: разнообразие концепций и сфер применения/Под ред. А.П.Заостровцева. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2011. С. 113-140.

Мизес Л. фон. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. Челябинск: Социум, 2007.

Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.

Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки: Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М.: Изд-во Института Гайдара, 2011.

Норт Д., Уоллис Дж., Уэбб С., Вайнгаст Б. В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности: Доклады XIII апрельск. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

Boettke P.J., Coyne Ch.J., Leeson P.T., Sautet F. The New Comparative Political Economy // The Review of Austrian Economics. 2005. Vol. 18, no. 3–4. P. 281–304.

Boettke P.J., Coyne Ch.J., Leeson P.T. Institutional Stickiness and the New Development Economics // American Journal of Economics and Sociology. 2008. Vol. 67, no. 2. P. 331–358.

Boettke P., Horwitz S. The Limits of Economic Expertise: Prophets, Engineers and the State in the History of Development Economics // The Role of Government in the History of Economic Thought / Ed. by S. Medema and P. Boettke. Durham; London: Duke University Press, 2005. P. 10–39.

Boettke P.J., Coyne Ch.J., Leeson P.T. Comparative Historical Political Economy//Journal of Institutional Economics, FirstView Articles, pp 1-17. doi: 10.1017/S1744137413000088, Published online by Cambridge University Press 22 Apr 2013.

Coyne C.J., Boettke P.J. The Role of Economist in Economic Development // The Quarterly Journal of Austrian Economics. 2006. Vol. 9, no. 2. P. 47–68.

Weingast B. Why Development Countries Prove so Resistance to the Rule of Law? // Global Perspectives on the Rule of Law / J.J. Heckman et al. (eds). N.Y.: Routledge, 2010. P. 28–52.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconДоклад адресован родителям, ученикам, выпускникам. Он призван информировать...
Он призван информировать родителей о результатах и проблемах функционирования и развития школы. Его цели – представить ситуацию в...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconПубличный отчет о работе муниципального общеобразовательного учреждения...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Щербинки – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности школы,...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconРеферат по дисциплине социальная философия. «Современная концепция устойчивого развития»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconДоклад за 2012 год директора мбоу «Нижнепыхтинская средняя общеобразовательная школа»
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития icon1 Эй, Ксара, ты где летаешь?!
Обычная школа, обычный одиннадцатый класс. Все было как у нормальных будущих выпускников, пока в педагогических институтах не началась...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconДоклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курганской области, его структуре, предпосылках развития, проблемах и перспективах развития
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Петушки, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития в 2011 –...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconПубличный доклад директора мбоу устьевская основная общеобразовательная...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconД. А. Медведев Муниципальное бюджетное образовательное учреждение...
Доклад призван информировать родителей (законных представителей обучающихся), самих обучающихся, учредителя и общественность об основных...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconПубличный отчет о работе муниципального бюджетного общеобразовательного...
Задача настоящего доклада представить родительской общественности информацию о деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьевская...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской об образовательной деятельности школы,...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconИнформировать родителей (законных представителей), общественность...
Информация, предоставленная в докладе, является достоверной и отражает реальное состояние развития школы
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconКак сделать урок немецкого языка интересным?
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию,...
Современная австрийская школа об институтах и проблемах развития iconДоклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Публичный доклад директора моу «сош №3» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности школы, об основных результатах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск