Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Вечерне-заочный факультет экономики и управления Программа дисциплины Русский язык и культура речи
для направления 080100.62 Экономика
подготовки бакалавра
Автор программы: А.Н. Кудлаева, к.филол.н., vasal06@mail.ru
(И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес)
Одобрена на заседании кафедры
«___»______________ 201 г Зав. кафедрой ___________________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина
Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственного университета - высшей школы экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет», по направлению подготовки бакалавра 080100.62 Экономика, утвержденным 02.07.2010 г., протокол. № 15.
Образовательной программой для направления 080100.62 Экономика
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 Экономика, утвержденным в 2011г.
2.Цели освоения дисциплины 3.Целями освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» в области обучения являются: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать функции языка как средства формирования и трансляции мысли; основные единицы языка в их функциональной предназначенности; основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения; основные законы, принципы и правила эффективного общения.
Уметь устанавливать речевой контакт и корректировать его в соответствии с ситуацией общения и коммуникативным намерением; преодолевать барьеры общения и находить пути выхода из конфликтных ситуаций; строить собственную монологическую и диалогическую речь, руководствуясь правилами эффективного общения.
Иметь навыки составления деловых и научных текстов, риторической аргументации, бесконфликтного общения в профессиональной сфере.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Готов использовать основные законы научной дисциплины в профессиональной
деятельности.
| ОНК-1
| Дает определения литературного языка и его признаков, коммуникативных качеств речи, функциональных стилей литературного языка, стилевых черт научного и официально-делового стиля.
| Лекционные и практические занятия; написание эссе.
| Способен к письменной и устной общей и профессиональной коммуникации на русском языке.
| ИК-2
| Знает основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения; владеет навыками составления научных и деловых текстов; применяет правила бесконфликтного общения в профессиональной сфере.
| Лекционные и практические занятия; тренинг по языковым и стилистическим нормам русского литературного языка; тренинг по культуре полемики; деловые игры.
| Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
| СЛК-6
| Владеет точностью, логичностью и ясностью речи; применяет принципы и правила эффективного общения в различных коммуникативных ситуациях.
| Лекционные и практические занятия; самостоятельная работа по изучению коммуникативных качеств речи и законов логики; деловые игры.
| Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и обосновать предложения по их совершенствованию.
| ПК-13
| Владеет культурой полемики; умеет использовать приемы риторической аргументации.
| Лекционные и практические занятия, тренинг по культуре полемики.
| Способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях
различного уровня.
| ПК-14
| Владеет навыками устной научной речи.
| Лекционное и практическое занятие по научному функциональному стилю; самостоятельное изучение жанров научной речи и основ академического красноречия.
|
|