Скачать 225.6 Kb.
|
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13» Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме: «Веселые нотки» Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Балаково Саратовской области 2011 г. Аннотация Методическая разработка внеурочного занятия по музыке в 1 классе по теме «Веселые нотки» в рамках проведения внеурочной занятости по музыке по авторской программе Просвирниной О.С. c применением дистанционных образовательных технологий. В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятия, технологическая карта урока. Автор раскрывает формы, средства и методы знакомства с нотной грамотой на внеурочном занятии музыки в 1 классе. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, студентам педагогических колледжей и ВУЗов. Методические рекомендации по проведению занятия. Тема «Веселые нотки» изучается в разделе «Нотная грамота» первого года обучения: “Я музыкантом стать хочу...” авторской программы вокального кружка. Проводится во 2 четверти 1 класса. К этому времени обучающиеся уже владеют начальными знаниями по нотной грамоте, умеют эмоционально и осознано воспринимать и исполнять музыку. Представленное занятие направлено на развитие творческих способностей детей, эмоционального исполнения попевок, песен, импровизационной игры на музыкальных инструментах; формирование навыков участия в дискуссиях на музыкальные темы и проблемы, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Материал занятия рекомендован для преподавания в группах с высоким темпом обучения. Конспект внеурочного занятия музыки Автор: Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Балаково Саратовской области Предмет: Музыка Класс: 1 класс Цель занятия: создание радостной, доброжелательной атмосферы занятия, которая способствует успешному знакомству с элементами нотной грамоты: звукоряд, динамика, ритм. Задачи занятия:
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы музыкального обучения: 1.эмоционально-художественное «погружение» 2.комплексное воздействие разных видов искусств 3.метод сравнения и сопоставления. 4.наблюдения за музыкой. 5.музыкально-ритмической импровизации 6.вариантности впечатлений. 7.обобщения. Виды деятельности на уроке: 1.Вокально-хоровая работа 2.Слушание и исполнение музыки 4.Рассуждения о музыке 5.Музыкально-ритмические движения 6.Импровизация Средства обучения: - мультимедийный проектор, магнитная доска, цветные магниты, ноты-кружочки, дидактическая игра «Гусеница», раздаточный материал, аудио записи, магнитофон, ноты-кружочки, ударные музыкальные инструменты. Формирование универсальных учебных действий: 1. Личностные УУД Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; различать короткие и длинный звуки. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения. 4. Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач. Предварительная работа.
Мотивация:учитель обращается к учащимся с просьбой вернуть ноты. Оформление класса: на доске изображение скрипичного ключа и нотоносца с нотами; «Музыкальная гусеница» Ход занятия.
Построение перед классом. Вход под музыку:Звучит песня «До, ре, ми». Музыкальное приветствие: «Домисолька» сл. В Ключникова, муз. О.Юдахина.
Я очень рада новой встрече с вами. Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбив. Изъясняться в этом мире принято на особом языке – музыкальном, которым вам, ребята, предстоит овладеть. Что должен знать композитор, чтобы записывать музыку или исполнитель, чтобы ее исполнить? (Ноты, нотную грамоту). Сегодня на занятии с помощью музыки мы постараемся создать радостную, доброжелательную атмосферу и познакомиться с элементами нотной грамоты. Мы отправляемся в страну Музыка, где нас уже ждут друзья - Веселые нотки. А записываются ноты на линейках. Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки Разместились по местам. Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром там были ноты, но вдруг исчезли. Мы обязательно должны вернуть их. Ну что ж тогда в путь.
- Ребята, вы все любите приключения? Вот и ваш язычок оказался отважным путешественником. 1. Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка» (Приложение 1). - Ребята, а на чем можно путешествовать? 2.Голосовые упражнения («Лошадка», «Поезд», «Самолет») (Приложение 2). Одна нота хочет вернуться в свой домик. До Разогрели голосовые связки и добрались до страны Музыка, где все поют. Мы с вами тоже распоемся. Повторить правила пения Если хочешь сидя петь Не садись ты как медведь Спину выпрями скорей Ноги в пол упри смелей 3.Распевание а) «Горошина» - работа над дикцией и динамикой:
б) «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петровой, муз. А.Островского
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием и вернули ноту ре. Нота прикрепляется на нотный стан. Какое у вас всех замечательное настроение. Давайте пожелаем всем: Доброго дня! Постараемся точно передать настроение этой песни. Какое оно? 4.Исполнение песни «Добрый день» сл. В.Суслова, муз.Я. Дубравина ( желающие солисты у доски). Нота прикрепляется на нотный стан. Ми Наше путешествие продолжается.А сейчас – новое задание.
1) Я несколько раз прохлопаю, а вы повторите то, что я покажу. Приготовьте ладошки. Только сначала слушайте внимательно. А хлопать надо по моей команде и не громко. Примеры ритмических диктантов 1. 2. 3. Вы обратили внимание на то, что в каждой фразе, которую вы повторяли за мной. Хлопая в ладоши, встречались короткие и длинные звуки? Чередование длинных и коротких звуков в музыке называется ритмом. Запомните это новое слово. Повторите его. 2) Задание усложняется. Прохлопать ритм: длинные звуки – удары по коленям, а короткие – в ладоши. Любой ритм в музыке можно записать специальными обозначениями. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях. Сегодня мы попробуем использовать свои знаки и исполнить ритм. 3) Задание «Музыкальная гусеница» На доске изображена гусеница с большими и маленькими кружочками. Дети хлопают ритм. Нота прикрепляется на нотный стан. Фа Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты. 4)Музицирование на музыкальных инструментах. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» в исполнении учителя и учащихся на ударных инструментах. Замечательно исполнили произведение. Нота прикрепляется на нотный стан. Соль А сейчас нам пора прогуляться по сказочному лесу.
Исполнение песни «Про следы» из м/ф «Маша и медведь» Как вы замечательно двигались, А движение - это здоровье! Нота прикрепляется на нотный стан. Ля Какое замечательное путешествие получилось у нас с вами по музыкальному царству-государству. Но самая лучшая страна для любого человека та, где он родился и вырос, его Родина. Как называется страна, где мы живем?
С каким настроением исполняется эта песня? Какие чувства здесь передает автор? Нота прикрепляется на нотный стан. Си Ребята, посмотрите на нотный стан. До, ре, ми, фа, соль, ля, си Эти ноты все подряд образуют звукоряд. Вот и все ноты вернулись домой. Снова мы с вами будем петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Кто хочет поделиться своими впечатлениями? С какими элементами нотной грамоты мы познакомились? (ритм, динамика). Что интересного вы узнали? Что особенно ярко запомнилось? ( Узнали, что такое ритм, играли на ударных инструментах, пели солистами и т.д.). VIII. Рефлексия. Учитель: Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О». Дети дают оценку своей работе. Поют «Прощальная»: Расстаться с музыкой нельзя. Мы влюблены в нее с рожденья И мы не скажем ей: «Прощай», А просто: До свиданья! Выходят из класса под музыку. Технологическая карта внеурочного занятия по музыке
Используемые источники:
Ссылки на изображения: Композитор- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F0%2F52%2F995%2F52995527_swarc.jpg&rpt=simage П.И.Чайковский - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&img_url=lib.rus.ec%2Fi%2F97%2F273197%2Fi_175.jpg&rpt=simage нота - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=59&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=upload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F1%2F12%2FP_music.svg%2F400px-P_music.svg.png&rpt=simage иконка музыкальной ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=www.psdgraphics.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fmusic-note.jpg&rpt=simage восьмые ноты - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=9&text=%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0&img_url=japandaily.ru%2Fimages%2Fimg_3128.jpg&rpt=simage Приложение 1 Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка»
Приложение 2 Голосовые игры (автор С. Коротаева) Лошадка На лошадке верхомдети щелкают языком, Все поскачем мы потом.изменяя форму губ: Звонко цокают копытца.вытягивают трубочкой, Не пора ль остановиться?растягивают в улыбке Тпру-у-у! Поезд Поезд подает сигнал - дети тянут «ту-у-у» Он стоять уже устал.произносят «чух-чух» Набирает поезд ход, с ускорением (замедлением) темпа, Свою песенку поет. Произносят на выдохе «пш-ш-ш» Самолет Полетит наш самолет, дети тянут «у-у-у» К облакам нас унесет.с выдуванием воздуха С ветерком там поиграет через плотно сомкнутые, И на землю всех вернет.вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука. Машина На машине ехали, дети имитируют звук «р» Город весь проехали. Проезжали косогор – У нее заглох мотор. |
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Конспект интегрированного занятия Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Конспект занятия для детей Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации к проведению педагогической практики Пробные уроки и занятия | ||
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | ||
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные... Макарцева Л. В., к г н., доцент кафедры экономической географии сгу им. Н. Г. Чернышевского | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | «центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | ||
Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | Методические указания по проведению занятия Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения |