Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия,





Скачать 145.45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия,
Дата публикации04.01.2015
Размер145.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ


Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии СГУ им. Н.Г. Чернышевского;

Маркина Р.В., методист по географии кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Пояснительная записка.


Программа элективного курса «Познай свой край» предназначена для учащихся 9 классов.

Цель курса – создать целостный образ «малой Родины».

Задачи.

1. Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки самостоятельной работы.

2. Выявить взаимосвязь природы – населения – хозяйства области.

3. Формировать экологическое, эстетическое, духовное воспитание учащихся, уважение к истории, культуре родного края.

Содержание элективного курса позволяет выявить роль Саратовской области в жизни страны. Рассматриваются особенности истории возникновения, природы, населения, хозяйства области. Занятия по этим темам направлены на расширение кругозора учащихся, пополнения их знаний о своем родном крае, что является подготовкой к работе в старших классах, позволит сформировать целостное представление о социально-экономической географии.

Направленность курса – развивающая. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить.

На первом занятии необходимо обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных работ или коллективных выступлений на итоговом занятии.

В ходе работы рекомендуется использовать методы географических исследований.

Традиционные методы.

  1. Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт);

  2. Статистический;

  3. Сравнительный;

  4. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени;

  5. Математические методы – математическое моделирование физико- и экономико-географических явлений и процессов.

Современные методы географических исследований.

  1. Географический прогноз;

  2. Геоинформационный.

На элективных курсах рекомендуется проводить уроки-практикумы, которые способствуют формированию и развитию умений:

  1. интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование географических объектов и явлений с помощью различных источников информации);

  2. оценочных (ранжирование, выбор решений и др.);

  3. практических (создание картосхем, инструкций и планов по овладению навыками самостоятельной работы, сбор статистических материалов, формирование контурных карт);

  4. общеучебных (написание сообщений, рефератов);

  5. коммуникативных (ведение диалога, отстаивание своих взглядов и др.).

Элективные курсы предполагают самостоятельную работу с литературой.

Может быть предложена система заданий по работе с литературой:

  1. Составить дополнительную библиографию по теме и использовать ее в работе;

  2. Составить аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме;

  3. Составить письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме;

  4. Составить краткий реферат одной из книг (или ее главе, раздела), рекомендованных по данной теме;

  5. Подготовит краткую рецензию на книгу (или раздел, главу), рекомендованную по данной теме.

На итоговом занятии подводятся итоги изучения элективного курса, учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • анализ тематических карт;

  • анализ статистического материала;

  • составление ментальной карты Саратовской области;

  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе географических и исторических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов Интернета.


Учебно-тематический план.


п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практика

семинар

1.

Введение

1




1




Формирование групп

2.

Саратовский край в прошлом

1







1

Сообщение

3.

Географическое положение

1




1




Картографический материал

4.

Природные особенности

1




1




Рефераты

5.

Население

1







1

Рефераты

6.

Промышленность

2




1

1

Результаты исследования

7.

Агропромышленный комплекс

1




1




Проект

8.

Транспорт и связь

1




1




Сбор данных о предприятиях связи

9.

Сфера обслуживания

1




1




Проект туристического агентства

10.

Внешние экономические связи

1

1







Картографический конспект

11.

Города (ментальная карта)

1




1




Защита реферата по «Золотому кольцу области»




Всего часов

12

1

8

3





Содержание программы.

Введение. Знакомство со структурой курса. Определение темы для самостоятельной индивидуальной и коллективной работ.

Тема 1. Саратовский край в прошлом.

Летописные сведения. Кочевые скифо-сарматские племена. Русско-славянские поселения. Археологические исследования. Период монголо-татарского ига. Междоусобные войны. Возникновение городов-крепостей Самары (1586), Царицына (1581), Саратова (1590), монастырей. Заселение края беглыми крестьянами, крестьянами-раскольниками, немцами. Крепостничество. Образование Саратовской губернии. Саратовская губерния с 1861 по 1917 гг.

На семинаре учащиеся рассказывают о проведенных исследованиях, выступают с индивидуальными и коллективными подготовленными сообщениями.

Литература

1. История Саратовского края 1590-1917. /Под ред. В.А. Осипова, З.Е. Гусаковой, В.М. Гохлернер. – СГУ, 1983.

2. Очерки истории Саратовского Поволжья т.1. /Под ред. В.И.Пороха. – СГУ, 1993.

3. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч. 2. С., 1994.

4. Худяков Д.С. Земля Саратовская. – С., Кадр. 1998.

5. Семенов В.Н. В старину Саратовскую. – С.: Детская книга, 1994.

6. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов мещанский. – С.: ОАО «Приволж. Кн. Изд-во», 2004.

Тема 2. Географическое положение.

Особенности местоположения. Территория и границы. Транспортное положение. Административный состав области.

Занятие проводится в форме практической работы с использованием картографического и аналитического методов.

Литература

1. География Саратовской области. – С.: Детская книга, 1997.

2. Географический атлас Саратовской области. 1987.

3. Атлас автомобильных дорог Саратовской области. – С.: Полиграфкомбинат, 2000.

3. Энциклопедия Саратовского края. – С.: Приволж. Кн. Изд-во, 2002.

4. Палькин Н.Е. О, Волга! – М.: Мол. Гвардия, 1985.

Тема 3. Природные особенности

Геологическое строение (положение относительно крупных геоструктурных элементов). Дочетвертичные отложения (возраст, состав, мощность, происхождение, условия залегания). Червертичные отложения. Полезные ископаемые и их хозяйственное использование (нефть, газ, горючие сланцы, калийная соль, фосфориты, известняки и доломиты, мел, песчаники, пески, глины, цементное сырье).

Рельеф (характер поверхности, абсолютные и относительные высоты, направление общего уклона поверхности, эрозионное расчленение, экзогенные процессы, формы рельефа). Влияние рельефа на особенности хозяйственной деятельности. Методы борьбы с оползневыми, эрозионными, антропогенными явлениями.

Климат (климатический пояс, область, степень выраженности сезонов года, средние температуры января, июля, года, преобладающие ветры, годовое количество осадков, солнечная радиация, циркуляция атмосферы и подстилающая поверхность). Сезонные явления в природе. Климатические различия на территории. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Почвы (типы: серые лесные, черноземы, каштановые, солонцеватые). Механический состав, естественное плодородие, хозяйственное использование почв.

Внутренние воды. Подземные воды (глубина залегания, мощность водоносного пласта, местонахождение, качество, температурный режим в разные сезоны года). Влияние на развитие рельефа (оползни, карст и т.д.) и почвенно-растительный покров. Озера и пруды (местоположение, размеры, питание, тепловые особенности).

Реки (название, исток, устье, притоки, площадь бассейна, ширина, глубина, питание; колебание уровня воды по сезонам года, скорость течения, тепловые особенности в течение года, работа реки). Хозяйственное использование внутренних вод.

Растительный и животный мир (типичные представители флоры и фауны, основные закономерности географического размещения. Охрана и их рациональное использование. Создание заказников, заповедников.

Самостоятельная работа с источниками информации. Каждая группа работает по определенной теме. Выступления с индивидуальными и коллективными сообщениями.

Литература:

1. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. СГУ, 1986.

2. Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1987.

3. Места заповедные. /Под ред. Л.А. Розанова/. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1981.

4. Сокольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – СГУ, 1993.

5. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зеленый остров, Серый ключ, Красная речка. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1991.

6. Опасайтесь потерять друзей. /Под ред. А.А. Шгуряевой/. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1983.

7. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 2003 г. С., 2002.

8. Эколого-ресурсный атлас. – СГУ, 1996.

Тема 4. Население

Численность населения и ее динамика. Естественный и механический прирост. Половозрастной состав. Плотность населения. Миграция. Национальный состав. Структура занятости. Культурные и бытовые особенности населения. Выдающиеся люди Саратовской области: Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, П.Н. Яблочков, Г.Н. Минх, Л.Г. Белляроминов, С.Г. Навашин, А.А. Шахматов, А.Н. Бакулев, С.Ф. Миротворцев, Н.И. Вавилов, В.В. Челинцев, О.К. Антонов, Н.Н. Семенов, К.А. Федин, Л.Л. Кассиль, В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, П.В. Кузнецов, А.И. Кравченко, А.П. Кибальников, Ю.А. Гагарин, Дмитрий, Аким, Петр Никитины, И.А. Слонов, Л.В. Собинов, В.И. Качалов, Ю.Д. Киселев, Л. Сметанников.


Исследовательская работа по вопросам демографии. Индивидуальная и коллективная работа. Подготовка рефератов о знаменитых людях Саратовской области.

Литература

1. Брук С.И. Население мира. Этнографический справочник. БСЭ. – М., 1988.

2. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография народов Среднего Поволжья. КГУ, 1984.

3. Вардугин В.И. Саратовская азбука. – С.: Детская книга, 2003.

4. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов мещанский. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2004.

5. Терехин С.О. Поселения немцев в России. – С.: Кадр, 1999.

6. Страны и народы в 20-ти томах. – М., 1985-1991 гг.

7. Дьяконов В. Лицедеи, певчие, музыканты. – С., 1991.

8. Годы и люди. – С., 1989.

9. Чернышевская Н.М. Повесть о Чернышевском. – С., 1979.

10. Энциклопедия Саратовской области. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2002.

Тема 5. Промышленность

Зарождение и развитие первых промыслов (рыбный, соляной, хлебный). Ярмарки (Введенская и Покровская), виды и формы торговли (гостиные дворы, торговые ряды, лавки, магазины). Саратовское предпринимательство. Зарождение купечества (мучные «короли»: Шмид, Рейнеке, Борель, Скворцов; маслобойные: Шумилин; табачные: Левкович; мануфактурные: Агафонов, Бендер, братья Шерстобитовы).

Ведущие отрасли: энергетика (электроэнергетика: ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС; нефтяная и газовая), машиностроение и металлообработка, комплекс строительных материалов (цементная, стекольная, кирпичная), химическая, пищевая (мукомольная, маслобойная, маслодельная, кондитерская, хлебная, мясная, молочная), лесопильная и деревообрабатывающая. Основные виды выпускаемой продукции. География основных предприятий. Структурные изменения в ВПК (военно-промышленного комплекса). Предприятия-загрязнители.

Самостоятельная работа в группах. Подбор материалов по истории развития промышленности. Роль Саратовской области в годы Великой Отечественной Войны. На семинарских занятиях группы представляют результаты исследований.

Литература

1. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – СГУ, 1984.

2. Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. – СГУ, 1992.

3. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. – С.: Волга, 1995.

4. Семенов В.Н. В старину Саратовскую. Приволж. кн. изд-во, 1994.

5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 2003 году. – С., 2002.

6. Родзевич Н.Н. Городские эколого-географические экскурсии /География в школе. 1993. № 3.

7. Народное хозяйство г. Саратова в 2002 г. – С., 2002.

8. География Саратовской области. – С.: Детская книга, 1997.

9. Два века губернии. – С., 1997.

10. Энциклопедия Саратовского края. Приволж. кн. изд-во, 2002.

Тема 6. Агропромышленный комплекс

Земельный фонд. Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения). Растениеводство (состав зерновых, кормовых, технических, масличных культур, география посевных площадей). Животноводство (численность скота по видам, продуктивность, условия размещения).

Материально-техническая база (наличие сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, механизация, электрификация). Подсобные предприятия и их продукция (кузницы, консервные предприятия, молокозаводы, мельницы и др.). Сельскохозяйственная специализация административных районов. Новые формы хозяйствования (акционерное общество, коллективное хозяйство, товарищество, фермерство и т.д.). Роль мелиорации, освоение и использование целинных и залежных земель (экскурс в прошлое, современное состояние).

Практическая работа в группах по анализу земельного фонда, структуре сельского хозяйства. Подбор материала к 50-летию освоения целинных и залежных земель. Создание проекта по развитию фермерского хозяйства.

Литература

1. Два века губернии. – С., 1997.

2. Т. Нефедова. АПК Саратовской области./ Газета география № 36. 2002.

3. Географические основы предпринимательства. – С.: «ЭМОС», 2002.

3. Энциклопедия Саратовского края. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2002.
Тема 7. Транспорт и связь

Влияние рельефа на основные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). Речной транспорт (зарождение пароходства, речного флота, первые пароходные общества: «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Зевекс», «Русь», «Купеческое пароходство», «Аскольд», «Олег», «Прогресс»). Современные проблемы. Грузооборот. Пассажирооборот. Авиационный транспорт (внутренние и международные маршруты). Транспортные узлы.

Предприятия связи: почта, телеграф, телекс, электронная почта, телефонная сеть.

Исследовательская работа по развитию транспорта на территории Саратовской области.

Собрать данные об одном предприятии связи.

Литература

1. География Саратовской области. – С.: Детская книга, 1997.

2. Атлас автомобильных дорог Саратовской области. – С., 2000.

3. Цыбин В.М. Пароход на Волге. – С., 1996.

4. Энциклопедия Саратовской области. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2002.
Тема 8. Сфера обслуживания

Торговля и рынки. Банки. Сфера услуг. Бытовое обслуживание. Здравоохранение. Курорты, санатории, базы отдыха. Учебные заведения. Культурно-просветительные учреждения.

Индивидуальная и групповая работа. Сбор материала по одной из тем. Проект туристического агентства.

Литература

1. Дьяконов В. Лицедеи, певцы, музыканты. /Из истории Саратовских театров/. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1991.

2. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. – С., 1995.

3. Семенов В.Н. Начальные люди. – С.: Надежда, 1998.
Тема 9. Внешнеэкономические связи области

Виды коммерческих операций. Международные экономические организации. Зарубежные партнеры. Экспорт. Импорт. Проблемы торгово-экономических отношений с разными странами. Лекция.

Вычертить схему железнодорожных путей, отходящих от г. Саратова, подготовить сообщение «Саратовская область в международной торговле», используя местную прессу.

Литература

1. География Саратовской области. – С.: Детская книга, 1997.

2. Географический Атлас Саратовской области, 1987.

3. Энциклопедия Саратовской области. – С.: Приволж. кн. изд-во, 2002.

4. Периодическая печать.

Тема 10. Города

Год образования. Топонимика. Хозяйственные и административные функции. Достопримечательности.

Самостоятельная работа по созданию ментальной карты Саратовской области. Создание проекта по «Золотому кольцу Саратовской области». Защита рефератов.

Литература

1. Поспелов Е.М. Имена городов: вчера и сегодня /1917-1992/. Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1993.

2. Малинин А. Саратов. – С.: Приволж. кн. изд-во, 1980.

3. Симонова А.Т. Пейзажные образы Саратовского края. – С.: Прив. кн. изд-во, 1981.

4. Терехин С.О. Века и камни. Памятники архитектуры Саратовской области. - С.: Приволж. кн. изд-во. 1990.

5. Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любомирова Л.Н. Страницы летописи Саратова. 1989.

6. Максимов Е., Валеев В. Саратов на старых открытках. – С.: Прив. кн. изд-во, 1990.

7. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов купеческий. – С., 1995.

  1. Урбанизированная территория как сфера обитания человека. – С., 1998.

9. Рогачев С.В. Образная карта России./ Газета география. № 35. 2004.

10. Саратов: комплексный географический анализ. – С.: СГУ, 2004.

Данный курс можно рассматривать как универсальный, который может быть предложен слушателям разных профилей. Он имеет образовательное значение для дальнейшего изучения географии.

Литература для учителя

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования./ География в школе. № 10. 2003.

2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область обществознание. – М., 2004.

3. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. – М., 2003.

4. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка. – М., 2001, 2002.

5. Болотов В.А. Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным./ География в школе. №1. 2004.

6. Основы регионоведения./ Под ред. Г.В. Дыльнова. – С., СГУ. 2003.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков...
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия...
...
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические...
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconПрограмма «Мой край родной»
Методические рекомендации к проведению занятий
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconОсновное задание
Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова»
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические указания по проведению практических занятий для специальностей...
Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами...
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconМетодические рекомендации по проведению, содержанию, оформлению и...
Составители: В. Ю. Демьяненко, А. Е. Севрюков, В. В. Чуйкова, С. С. Хотынюк, А. Л. Марухленко, И. А. Клочков
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconСвистун Инна Владимировна
Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова»
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные курсы краткосрочные, поэтому целесообразно проведение вводного (организационного) занятия, iconЛитература для педагогов
Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск