Литература для педагогов





НазваниеЛитература для педагогов
страница1/8
Дата публикации27.09.2013
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»


Согласована Утверждена

Протокол Приказом

от 14 мая 2012 2 01 июня 2012_ № 34п

________________М.А.Макеева ________________Т.П.Китина

Председатель методического совета Директор МБОУ ДОДСЮН МБОУ ДОД СЮН

Дополнительная образовательная программа

«Юные исследователи Сарова»

Программа рассчитана для детей с 14 лет

Срок реализации – 2 года

Автор- составитель: Габдулина Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Нижегородская область

г. Саров
2012 г.

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка ……………………………………………………………... 3

1.2. Методические рекомендации к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова» ………………………………………………………………………....9

Раздел II. Учебно-тематические планы и содержание программы по курсам ……….…….11

2.1.Первый год обучения ……………………………………………………………………... 11

2.2.Второй год обучения …………………………………………………………………….....18

Раздел III. Материально-техническое обеспечение программы «Юные исследователи Сарова» …………………………………………………………………………………………24

Раздел IV. Методическое обеспечение программы «Юные исследователи Сарова» ……. 25

4.1.Методическое обеспечение программы «Юные исследователи Сарова» первого

года обучения………………………………………………………………………………...…25

4.2. Методическое обеспечение программы «Юные исследователи Сарова» второго

года обучения ………………………………………………………………..……………...….40

Раздел V. Литература ……………………………………………………………………. …...51

5.1.Литература для педагогов …………………………………………………………………51

5.2. Литература для учащихся ……………………………………………………………..…53

Раздел I.

Пояснительная записка

«Дорога, лишённая препятствий и риска

обычно ведёт в никуда»

Эжен Дефалькуа

Статус Программы: авторская
Вид Программы: образовательная учебная программа для дополнительного образования

Направление Программы: эколого-краеведческое
Актуальность и востребованность Программы

В настоящее время несомненным становится факт, что экологическое образование сыграло роль стартового механизма в становлении образования для устойчивого развития и является важнейшим составным элементом, концептуальной и предметной основой. Внедрение в образовательную практику технологии выполнения исследовательских работ экологической направленности стало одним из ведущих дидактических средств, способствующих решению задач экологического образования.

Именно исследовательская деятельность экологической направленности позволяет глубже понять механизмы взаимодействия природы и общества, помогает раскрыть творческие возможности учащихся, расширить их кругозор, формирует навыки научного поиска, чувство гражданского долга и ответственности, социальную активность, экологическую культуру как фундаментальную базу перехода общества к устойчивому развитию.

Образовательная программа «Юные исследователи Сарова» создана для поддержки практической части курса экологии, биологии и краеведения в 8-11 классах, посредством проведения, обработки и оформления результатов опытнической и научно-исследовательской работы, проводимой учащимися в летних полевых лагерях, эколого-краеведческих экспедициях; на пришкольных участках и учебно-опытном участке станции юных натуралистов.

По содержательной линии данная программа отличается от программ «Исследователь» - автор Левашова Е.В. и «Школа молодого исследователя» - автор Макеева М.А., реализуемыми в МБОУ ДОД СЮН тем, что основными направлениями в исследовательской работе кружка является природное и историческое краеведение.

Новаторство программы выражается во введении в программу регионального компонента, т.е. практическое изучение экологии, истории, культуры нашей малой Родины, нашего региона - юга Нижегородской области и родного города Сарова.

На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным.

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по экологии, истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований и проектов.

При организации научно-исследовательской работы учитываются индивидуальные особенности учащихся: их возраст, интересы, опыт, потребности, физические и психологические возможности. К ведению научно-исследовательской работы по данной программе привлекаются учащиеся старших классов, проявляющие интерес к экологии, этнографии, биологии, краеведению. Психологические черты, проявляющиеся в этом возрасте, независимость суждений, умение вести самостоятельную работу, благоприятствует развитию творческих возможностей.

В данном возрасте школьники становятся субъектом собственной учебной деятельности, понимают смысл учения для себя, осознанно осуществляют волевые учебные усилия, целенаправленно формируют и регулируют учебные приоритеты, занимаются самообразованием. Ведущий учебный мотив – познавательный. Детям свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности, поисковая активность, сообразительность.

Участники летних полевых лагерей и экспедиций проводят исследования по целому комплексу научных направлений на территории Нижегородской области. Они выполняют реферативные и исследовательские работы по проблемам экологии и человечества.

Одним из основных объектов активной исследовательской деятельности юных исследователей Сарова являются особо охраняемые природные территории. Комплексные исследования на городских охраняемых территориях, имеющих уникальное, ценное в экологическом, научном, культурном, эстетическом, историческом значении природных комплексов, связанных с финно-угорской древностью, со знаменитым, действовавшим здесь монастырём и одним из самых почитаемых в России православных святых Серафимом Саровским, дают возможность юным исследователям познакомиться с национальными экологическими традициями местных народов, их материальной и духовной культурой.

Для каждого человека городская среда – это мозаика красок, форм, взаимоотношений. С этой точки зрения при изучении природного и культурного наследия города важно, чтобы краски были ярче, формы совершеннее, а взаимоотношения добрее и человечнее.

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свой город, район, улицу, двор – за ту территорию, которую мы называем родным краем, посредством актуализации знаний, деятельности и эмоционального компонента в образовательном пространстве города открывает широкие возможности для творческой самореализации личности ребёнка, повышения его социально-психологического статуса, формирования и развития экологически грамотного поведения.

Занимаясь изучением памятников природы города, имеющих различную антропогенную нагрузку, учащиеся получают возможность сравнивать заповедные, почти неизменённые человеком экосистемы с экосистемами районов, испытывающими антропогенные нагрузки.

Очень ценно, что юные экологи-краеведы находят темы исследований совсем близко, в окружающей жизни. Ведь хорошо известно, что труднее всего найти что-то значительное и интересное в привычном и доступном. Юные исследователи погружаются в проблемы экологии, охраны природы, истории, хозяйствования, культурной жизни и.т.д., причём путём поиска и деятельного «проживания», а не пассивного заучивания информации. Все темы взяты «из жизни» и напрямую касаются улучшения экологии города, края, его атмосферы, водных объектов, озеленения и благоустройства, улучшения здоровья людей.

Работа ребят на социально-значимых объектах природы края выступает как их личностно-ориентированная деятельность, как условия формирования их экологических знаний и убеждений, позволяет им применить полученные знания в школе и на станции юных натуралистов в новой ситуации, побуждает к проявлению инициативы и выявляет индивидуальный учебный стиль работы каждого.

Программа работы кружка также включает в себя знакомство с историей, культурой и традициями края, сбор этнографического материала.

Принимая участие в изучении истории города, области во всех его формах (работа в библиотеках, архивах, походах, встречи со старожилами, оформление гербарного материала, коллекций и др.) учащиеся развивают уже имеющиеся и приобретённые новые умения и навыки интеллектуальной работы, учатся ответственности. Таким образом, краеведческая работа позволяет создать ситуацию развития личности ребёнка, способствует реализации и его личной активности.

В ходе изучения природы, истории Сарова и Нижегородского края в распоряжение станции юных натуралистов предоставляется эколого-краеведческий материал, собранный в экспедициях, который используется в учебной работе. На его основе педагоги готовят раздаточный и наглядный материал, а ребята готовят научно-исследовательские работы.

Создание образовательной программы «Юные исследователи Сарова» способствует вовлечению всё большего числа учащихся в опытническую и научно-исследовательскую деятельность региональной тематики; поддержке наиболее творческой молодёжи, ориентированной на достижения в области экологии, общению старшеклассников с представителями природоохранных и общественных организаций для координации совместных действий в ходе решения актуальных экологических проблем города и региона.
Программа состоит из двух курсов:

Первый курс обучения включает в себя знакомство учащихся с основами научно-исследовательской работы (умение выбирать тему, формулировать цель, задачи исследования, планировать работу путём составления общего и поэтапного календарного плана, работать с литературой, оформлять и защищать исследовательскую работу согласно принятым требованиям).
Второй курс обучения посвящён изучению методик полевых исследований, совершенствованию приобретённых знаний, умений и навыков постановки экспериментов и исследовательских работ.
Цель программы: расширение и углубление экологических, биологических и краеведческих знаний, посредством участия в исследовательской и опытнической работе

Задачи:

Обучающие:

  • учить учащихся основным принципам ведения самостоятельной опытнической и исследовательской работы;

  • формировать навыки научного поиска, чувство гражданского долга и ответственности, социальную активность, экологическую культуру;

  • вовлекать учащихся во всестороннее изучение родного края;


Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

  • воспитывать чувства коллективизма, долга и ответственности за сохранение природы и истории родного края;

  • воспитывать потребность поведения и деятельности, направленной на соблюдение здорового образа жизни и хорошее состояние окружающей среды.


Развивающие:

  • развивать навыки опытнической и исследовательской работы, наблюдательности, интереса к изучению конкретных экологических и исторических вопросов;

  • развивать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной цели;

  • развивать творческие, ораторские способности учащихся.


Образовательная область: экология, краеведение
Программа способствует созданию условий для:

  • развития личности ребёнка;

  • развития познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды;

  • применения теоретических знаний на практике;

  • самостоятельного выбора воспитанниками тем исследования;

  • развития у воспитанника умения проведения исследования по выбранной теме;

  • развития коммуникативных умений;

  • обеспечения эмоционального благополучия ребёнка;

  • выработки активной жизненной позиции;

  • профилактики асоциального поведения;

  • профессиональному самоопределению.


Концептуальные основания Программы:

    • Необходимыми условиями успешной исследовательской деятельности учащихся являются: чёткая постановка целей и задач исследования; наличие доступных методик исследования, добровольность, самостоятельность и заинтересованность ребёнка в результатах исследования.

    • Развитие исследовательской деятельности способствует развитию самостоятельности, самоорганизованности, ответственности.

    • Знания, полученные в ходе исследования, умения и навыки, выработанные в процессе работы, формируют у детей мировоззрение и экологическую культуру.

    • Проектно-исследовательская деятельность способствует профессиональной ориентации обучающихся.


Образовательный комплекс: программа реализуется в рамках эколого-краеведческого кружка «Юные исследователи Сарова» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов».
Контингент обучающихся: зачисляются учащиеся общеобразовательных школ города (без конкурса). Минимальный возраст зачисления: 14 лет. Программа рассчитана на детей старшего школьного возраста.

Продолжительность реализации программы:

Срок реализации – 2 года. Образовательная программа каждого года обучения рассчитана на 216 часов.
Принципы построения программы:

  • доступность;

  • системность;

  • преемственность;

  • гуманизация;

  • научность;

  • прогностичность;

  • результативность


Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся 8-11 классов.
Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности.
Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования учебно-исследовательских умений и навыков.
Актуальность программы обеспечивается факторами:

  • преемственностью задач, средств и методов обучения;

  • непрерывным совершенствованием качества опытнических и исследовательских работ;

  • правильным планированием занятий с учётом возрастных особенностей детей;

  • обеспечением вариативности и свободой выбора.


Принципы организации учебного процесса:

  • индивидуализация;

  • интеграция;

  • деятельностный подход

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебной группе. При проведении исследований и обработке данных предусмотрены индивидуальные занятия. Каждый учащийся или группа учащихся в два-три человека ведёт отдельную исследовательскую работу, проводит обработку результатов исследований, их анализ и обобщение.
Форма занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия, совместная творческая деятельность.
Режим занятий: занятия проводятся 2 дня в неделю по 3 часа. Устанавливается режим расписания.

  • Установленная недельная учебная нагрузка – 6 часов;

  • Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;

  • Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 10 минут.


Методы организационного процесса обучения: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративны, наглядный, лабораторный, видеометод, репродуктивный, проблемно-поисковый, практический, исследовательский.
Основные формы и приёмы обучения:

Лекции, семинары, диспуты, индивидуальные консультации, поисковая и исследовательская деятельность; практические занятия (работа с историческими документами и архивными материалами; чтение краеведческой литературы; социологические опросы; сбор фольклора); тренировочные упражнения на занятиях в группе; встречи с местными экологами, краеведами; сообщения и доклады учащихся; защита исследовательских работ на конкурсах и конференциях разного уровня организации; олимпиады и викторины; экологические акции; экскурсии.

Формы подведения итогов: тестирование, анкетирование, олимпиады, защита рефератов, проектов и учебно-исследовательских работ, участие в кружковых, станционных, городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Ожидаемый результат
По окончании двух лет обучения в кружке по программе «Юные исследователи Сарова» учащиеся должны применять на практике следующие знания:


    • знать основные требования, предъявляемые к исследовательским и опытническим работам по экологии и краеведению;

    • самостоятельно проводить опыты и исследования в области экологии и краеведения;

    • подбирать материал в соответствии с конкретной (выбранной) темой исследования;

    • проводить социологические опросы;

    • наблюдать и изучать экологические явления, описывать результаты наблюдений;

    • выдвигать гипотезы, фиксировать и интерпретировать результаты, делать выводы и обсуждать полученные данные, строить прогнозы;

    • иметь стабильные навыки и умения сбережения окружающей среды, знания по краеведению;

    • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

    • уметь вести активную пропагандистскую деятельность в области охраны природы;

    • иметь навыки общественно-полезной деятельности;

    • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;

    • стремиться к достижению цели (выбору профессии по эколого-краеведческому направлению).



Образовательные продукты:


а) внешние:

б) внутренние


- опытнические и

исследовательские работы

организационно-деятельностные умения

- презентации

- способы познавательной деятельности


- стендовые доклады

- коммуникативные навыки

- макеты

- творческие способности

- гербарии




- коллекции







1.2.Методические рекомендации

к проведению занятий по программе «Юные исследователи Сарова»
Образовательная программа «Юные исследователи Сарова» создана для поддержки практической части курса экологии, биологии и краеведения в 8-11 классах, посредством проведения, обработки и оформления результатов опытнической и научно-исследовательской работы, проводимой учащимися в летних полевых лагерях, эколого-краеведческих экспедициях; на пришкольных участках и учебно-опытном участке станции юных натуралистов. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями, занимающимися исследовательской деятельностью.

При организации научно-исследовательской работы необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности учащихся: их возраст, интересы, опыт, потребности, физические и психологические возможности. Исследовательская работа не может носить массовый характер и должна проводиться с наиболее увлечёнными ребятами, проявляющими интерес к экологии, биологии, краеведению.

Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 14-17 лет.

Исследовательская деятельность обучающихся как самостоятельный вид образовательной деятельности может осуществляться на всех уровнях освоения образовательной программы «Юные исследователи Сарова».

Первый год обучения необходимо посвятить усвоению основных понятий проектно-исследовательской деятельности, структуре проведения проектно-исследовательской работы, технологии выполнения и оформления самостоятельной исследовательской работы.

В тематику занятий входит знакомство с различными методиками работы, методами наблюдений и сбора материала, способами их обработки; правилами написания, оформления и защиты работ.

Для успешной исследовательской деятельности учащихся необходима чёткая постановка целей и задач исследования; наличие доступных методик исследования, добровольность, самостоятельность и заинтересованность ребёнка в результатах исследования.

Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся сами выдвигали различные гипотезы и формулировали задачи. Педагог должен лишь помогать, более чётко формулировать ту или иную задачу и совместно с ребятами обсуждать их достоинства и недостатки выдвигаемых предложений, оказывать направляющее действие на всех этапах исследования. Желательно чтобы учащиеся сами предлагали тему исследования, для каждой поставленной задачи подобрали соответствующие методы исследования, которые дали бы результат. Умели самостоятельно сравнивать, анализировать и обобщать собранный материал.

Освоив содержание первого курса обучения обучающиеся получат общие представления о методологии научного исследования; освоят основные закономерности и этапы проектно-исследовательской деятельности; ознакомятся с основными методами проектно-исследовательской деятельности.

Освоив второй курс обучения, посвящённый изучению методик полевых исследований, совершенствованию приобретённых знаний, умений и навыков постановки экспериментов и исследовательских работ, учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами, оформлять результаты своего исследования, готовить доклады и презентации, выступать на конкурсах и конференциях.

Перед началом проведения исследования, поездкой в экспедиции, проведением соцопросов обязательно проводить подробный и неодноразовый инструктаж с обучающимися.

При проведении исследований иметь дневник, фотоаппарат, видеокамеру, диктофон и необходимое оборудование в соответствии с тематикой исследования.

При проведении исследований и обработке данных предусмотрены индивидуальные занятия. Каждый учащийся или группа учащихся в два-три человека ведёт отдельную исследовательскую работу, проводит обработку результатов исследований, их анализ и обобщение.

Важно чтобы результаты работы не затерялись, не пропали для науки. О том, что интересного нашли или выявили учащиеся в экспедициях или в процессе проведения исследования, должны узнать окружающие люди. Знания, полученные в ходе исследования, умения и навыки, выработанные в процессе работы, формируют у детей мировоззрение и экологическую культуру.

Развитие исследовательской деятельности способствует развитию самостоятельности, самоорганизованности, ответственности и профессиональной ориентации обучающихся.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература для педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района. №11 (русский язык и литература) – Курагино. – декабрь...
Литература для педагогов iconАнализ работы мо учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных...
Являясь руководителем мо учителей-логопедов, педагогов-психологов социальных педагогов и педагогов эстетического цикла, мне хотелось...
Литература для педагогов iconМетодическая работа мо участие педагогов в школьных методических неделях
Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В...
Литература для педагогов iconПротокол №1 заседания районной комиссии по награждениям педагогов
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами
Литература для педагогов iconМуниципальный проект
Использование накопленного инновационного опыта педагогов-новаторов для удовлетворения профессиональных потребностей педагогов Бардымского...
Литература для педагогов iconЗадачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном...
«Библиотека мировой литературы для детей». Под ред. Алексеева С. П. Изд. «Детская литература», М., 1989 г
Литература для педагогов iconЛитература 1 Русская литература. Мультимедийная энциклопедия. 8-11...
Математика. Учебное электронное издание. 5-11. Новые возможности для усвоения математики
Литература для педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Литература для педагогов iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Литература для педагогов iconДепартамент образования ивановской области
В целях поддержки творческих педагогов, повышения уровня мотивации педагогов в использовании передовых информационных технологий...
Литература для педагогов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Литература для педагогов iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра» для учащихся 5-6 классов
Сборник рмк «Труд и творчество педагогов. Сборник материалов педагогов Курагинского района» №11
Литература для педагогов icon"Литература народов России" (Кабардино-черкесская литература)
...
Литература для педагогов iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...
Литература для педагогов iconЛитература
Поиски эффективных путей повышения идейно-воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов,...
Литература для педагогов iconДоклад о работе гмо педагогов психологов за 2010-2011 учебный год...
В состав гмо педагогов – психолог с начала учебного года входило 8 педагогов – психологов, на конец года осталось 7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск