Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования»





Скачать 66.38 Kb.
НазваниеСеминар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования»
Дата публикации31.07.2013
Размер66.38 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Экономика > Тезисы
c:\users\заюша\desktop\справка доклад.jpg

Семинар «Исследовательская деятельность учащихся»
Тезисы доклада «Методология научного исследования»
15 января 2012 г.
Актуальность темы «Методология научного исследования» заключается в том, что экономическая теория, как и любая другая наука, подвергает имеющиеся факты определенной систематизации, классификации, делает на их основе определенные обобщения и выводы. При этом методы, применяемые в данном процессе экономистами, в принципе не очень отличаются от методов, используемых представителями других естественных и общественных наук. В экономической теории можно выделить два основных направления в изучении экономических процессов и явлений. Первое сосредоточено на поиске и выявлении новых фактов в экономической жизни общества, проведении их определенной систематизации, классификации и обобщений, причинно-следственных явлений и закономерностей. Второе направление обусловлено детализацией уже существующих фактов и явлений на составляющие.

Большое значение в экономической теории, как и в любой науке, имеет практическая направленность полученных экономических теоретических построений. В то же время нельзя всю экономическую теорию сводить только к практическим аспектам, так как в этом случае мы будем сознательно ограничивать наше видение экономических проблем. Экономическая теория широко использует такие основные инструменты познания экономических процессов, как статистическое наблюдение и анализ, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, моделирование процессов, проведение научных экспериментов, метод предельных величин и т.д. Все эти методы могут применяться каждый в отдельности, а также в определенной совокупности, исходя из целей, задач и сложности решаемой экономической проблемы.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной — в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивный экономический метод изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивный метод строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу «если — то». Изложение о том, что «есть» в экономике, а не о том что «должно быть».

Нормативный экономический метод строится в стиле того, что «должно быть», а не стиле того, что «есть». Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях.

Исторический метод исследования как орудие познания общественных явлений и процессов. Приемы исторического метода исследований: периодизации, исторической детализации, анализа единства и борьбы противоположностей, исторического моделирования, прием активного действия.

Статистико-экономический метод исследования. Приемы обработки и анализа статистических данных: экономическая группировка; средние и относительные величины; графический прием; экономические составления; параллельные ряды; прием косвенного использования группировок; индексной; регрессионно-корреляционный и дисперсионный анализ.

Монографический метод исследования, его приемы: комплексно-функционального анализа; сопоставление; детализации; изучения взаимосвязей с помощью аналитических показателей: цепных подстановок и разности; суммирования относительных показателей; выявление резервов производства; матричных моделей.

Социологический метод исследования: теоретическо-логическая интерпретация категорий и понятий. Анализ факторов (общих, специфических, прямых, косвенных, объективных, субъективных). Анкетирование (сплошное, выборочное, групповое, индивидуальное, открытое, закрытое, полузакрытое), анонимное. Интервьюирование. Социометрический опрос. Социологический эксперимент. Моделирование – в социологических исследованиях.

Экспериментальный метод исследования. Отличие эксперимента от наблюдений и мысленного эксперимента. Техническое нормирование, зоотехническое, полевые и производственные опыты. Использование приемов экспериментального метода при прогнозировании общественных явлений.

Расчетно-конструктивный метод исследования. Совокупность научных приемов расчетно-конструктивного метода: выделения основного звена, при проектных решениях; взвешивание; проектных расчетов с использованием данных, характеризующих явление; аналогия с учетом сезонных изменений явления в предыдущие годы; разложение абсолютного прироста пропорционального темпам роста факторов; поэлементных и укрупненных расчетов; от достигнутого с учетом эффекта мероприятий; использования скользящих динамических рядов; экстраполяции; проектных расчетов с использованием экономических группировок; интегральных индексов; проектных расчетов с использованием нормативов; аналитических расчетов; проектных решений с учетом принципа оптимальности и равенства условий; факторальных расчетов, проектных расчетов с учетом опыта передовых хозяйств; предельных значений; оценки различных вариантов решения вопроса; значимых разностей с использованием модуля воздействия; матрицы координат; проектных расчетов с использованием математических формул; расчетных моделей по заранее принятым параметрам; прием функционально-стоимостного анализа; эвристического приема; обобщения предложений с мест.

Абстрактно-логический метод исследования. Понятие рабочей гипотезы. Приемы индукции и дедукции; анализа и синтеза; аналогии; сопоставлений; восхождения от абстрактного к конкретному; системно-структурный; формализации; моделирования; программирования; прогнозирования.

Экономико-математический метод исследования. Экономические модели. Математическое программирование. Экономические расчеты с помощью теории игр.

Метод дедукции и индукции. Метод экономического исследования дедукция заключается в движении от общего к частному, от итоговых теоретических положений – к частным аспектам теории; от теоретических обобщений – к реальным фактам, приводимым в порядке иллюстрации и подтверждения теоретических выводов.

Индукция идет от фактов к теории, от частного к обобщению; построение теоретической концепции на основе использования более частных теоретических элементов. В методе индукции идет построение теории на основе анализа конкретных фактов.

Методом анализа комплексную проблему решают путем расчленения сложного явления на ряд более частных составляющих элементов; автономное рассмотрение этих элементов. И наоборот, методом синтеза, соединяют результаты анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое, в комплексное понятие.

Факторный анализ – исследование экономического явления путем рассмотрения поочередного воздействия на него все большего количества влияющих обстоятельств (факторов).

Большинство экономистов признают, что применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действительность. Они готовы подвергнуть свой анализ и свои выводы суду рациональной критики.

Изучение экономических явлений может начаться с анализа и обобщения разнообразного эмпирического материала, в результате чего происходит выяснение наиболее общих явлений и процессов, которые объясняют все многообразие имеющихся данных. Все чаще в экономической теории применяются экономические эксперименты, что, в свою очередь, не принижает роли и значения теоретических методов познания экономических процессов. К эффективным методам научного познания экономических процессов относятся анализ и синтез. В ходе анализа экономисты разлагают сложные экономические явления на отдельные составные части. При синтезе происходит складывание из отдельных мозаичных составляющих экономической жизни ее целостной картины.

Представленные методы не являются исключительно применимыми к экономике. Они могут быть применены к любой дисциплине, что свидетельствует об их универсальности.



Список использованной литературы

1.Виноградов В. Г. Научное предвидение/Виноградов В.Г. — М., 1989.

2.Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. М. – 2002. – 82 с.

3. Жариков Е. Н. Научный поиск/Жариков Е.Н. — М., 1990.

4. Жуланов Е.Е. Экономико-математические методы и модели/Конспект лекций. – Пермь, 2007.

5. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления/Кузнецов И.Н. — Минск, 2000. Логика научного исследования. — М., 1988.

6. Лукашевич В. К. Научный метод/Лукашевич В.К. — М., 1991.

7. Макконелл К.Р., Брю С.Л./ Экономикс: принципы, проблемы, политика: пер. с 14-го англ. Изд. – М: ИНФРА-М, 2005. – XXXVI, 972с.

8. «Право и экономика» документы, комментарии, практика./редакция ЗАО «Юридический Дом» Юстицинформ/ 6/2009г.

9. Герасимов И. Д. Научное исследование/Герасимов И.Д. — М., 1982.

10. Методология развития научного знания — М., 2009.

11.Методологические проблемы научного знания — Минск, 2006.

12. Основы научного исследования: Учебное пособие. — М., 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования»
Программы подготовки: «Банки и банковская деятельность», «Корпоративные финансы», «Корпоративный налоговый менеджмент» Форма подготовки...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» icon«Исследовательская деятельность учащихся и учителей в рамках работы...
Городской семинар по обмену методическим опытом учителей мбоу «сош №21» по теме: «Исследовательская деятельность учащихся и учителей...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования»
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconЗанятий
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методы и методология научного исследования»
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconАннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки...
Целью изучения дисциплины является получение знаний о тенденциях исторического развития науки; об основных методологических проблемах,...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы проведенных исследований: теоретический, эмпирический, сравнительный, экспериментальный. Методика научного исследования. Основные...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconТезисы доклада «Эксперимент: когенерация науки и инженерии»
Данные тезисы имеют цель обосновать актуальность анализа конструкции и функций эксперимента в разделении и развитии наук и инженерии...
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Семинар «Исследовательская деятельность учащихся» Тезисы доклада «Методология научного исследования» iconТеория культуры семинар №1 феномен культуры
Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск