ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт открытого образования»
ОСНОВЫ РИТОРИКИ
Москва 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Риторика как теория ораторского искусства
Наука риторика: специфика и сущность
Предметно-теоретическая структура риторического процесса
Риторика как явление европейской культуры
Риторика как практическая философия античности
Риторика в свете эстетических воззрений Ренессанса
Риторика и классическое образование в Западной Европе и в России в ХIХ веке
Этический идеал речевого поведения
Риторика как средство воспитания совершенного человека: становление идеи
Речевой этикет как нравственность и искусство
Художественно-выразительные возможности речевого действия
Исполняя «роль» оратора
Артистизм речевого действия
Дикция: от звука к смыслу
Интонационное богатство речи
Красноречие языка тела
Игра как метод тренинга Проблемы и перспективы развития современного искусства публичной речи
Современная американская риторика как искусство речевой коммуникации
Социальные и духовно-нравственные проблемы
отечественной риторики Литература
ВВЕДЕНИЕ В те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» человека, его образования. Способом осуществления педагогического диалога была риторика. Местом бесед – афинская гимнастическая школа (гимнасий), где были одинаково важны и атлетические упражнения, и дидактические разговоры. Известно, что воспитание по Сократу не сводится к развитию каких-либо способностей или к передаче знаний: и то, и другое должно быть лишь средством в процессе воспитания, суть же его в том, чтобы предоставить человеку возможность познать Благо. Образование, осуществляемое через беседу, формирует общее мировоззрение, духовность человека-гражданина. Платоновская теория познания – это, прежде всего, познание ценностей. Суть процесса воспитания – мыслящий дух и нравственный разум человека. Любое искусство – «техне» – предназначено помочь человеку в его становлении как личности. Учитель передает свое искусство ученикам с помощью убедительного слова. Философ-воспитатель именно с помощью действенного слова, в котором заключена великая духовная сила, призван помочь каждому понять самого себя и оздоровить свою нравственную природу. Испытание собеседника вопросами для платоновского Сократа было способом формирования морального кодекса в собственной душе. Наследие античной мысли для сегодняшней школы, школы двадцать первого века, не утратило своей актуальности.
Дидактическая (школьная) риторика возникла на заре риторической науки в целом. Процесс преподавания как диалог, как процесс обмена мнениями, академическое красноречие более поздних времен не потеряло своей исконной сути и для сегодняшнего учителя. Сегодня компетенция и решение профессиональных задач учителя всё так же связаны с умелой и эффективной речевой деятельностью, искусством общения, ибо важнейшим профессиональным инструментом профессиональной деятельности педагога является Живое Слово.
Неправда ли удивительно, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, намерений и желаний, достигает слуха другого человека, и всё это становится доступным этому человеку, и он постигает их сокровенный смысл!
Неправда ли удивительным свойством наградила нас природа, подарив возможность свое внутреннее неповторимое Я выражать при помощи речи, слова, звука! Эта способность считается наивысшим и самым совершенным приспособлением человека. Извечная проблема состоит в том, что «наивысшая и самая совершенная» сигнальная система ‒ вербальная система частенько подводит нас. Давайте и мы зададимся вопросом ‒ «язык мой ...» друг или враг?
Каждый человек по-своему интуитивно, методом проб и ошибок, корректирует свое речевое поведение. Ибо, так или иначе, каждый хочет быть интересным собеседником, увлекательным рассказчиком, красноречивым оратором. Каждый человек хочет быть замечен, услышан, понят, принят, любим... «Заговори, чтобы я тебя увидел...» ‒ мудро и емко заметил когда-то Сократ. И с тех пор (а со времен Сократа прошло 2,5 тыс. лет) для нас ничего не изменилось. Все так же человеческая суть проявляется в общении с другими. И все так же мы хотели бы наладить это общение наилучшим образом, так как от этого зависит наше благополучие. Все так же манера говорить ‒ один из компонентов успеха личности в любой сфере деятельности. Речевое мастерство выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему чувство уверенности в своих силах.
Для того чтобы познать секреты искусства оратора следует обратиться к древней науке, название которой риторика. Она изучает действующего речью человека и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знания не раз претерпевало существенные изменения.
Можно говорить о разных подходах к пониманию сути риторики:
‒ как самóй реальной речевой деятельности;
‒ как учебной дисциплины, составляющей основу классического гуманитарного образования;
‒ как технологии речевого мастерства;
‒ как науки, разрабатывающей законы оптимального осуществления речевой деятельности в различных социальных сферах;
‒ как особого искусства речи ‒ прикладного искусства слова, составляющего единство практической направленности и художественно-образного воплощения.
Именно искусство речи есть наивысший уровень риторических умений, истинного красноречия ‒ результат целенаправленной и сознательной деятельности человека, решившего стать оратором.
Базовым основанием ораторского искусства является традиционный античный риторический канон. Он задает оптимальное направление на пути от мысли к речевому действию и включает в себя пять этапов: изобретение, расположение, выражение, запоминание и произнесение. Охарактеризуем кратко каждый из них.
1. Инвенция, или изобретение, ‒ это этап размышления, «нахождения мыслей», интеллектуального усилия, это момент открытия, новизны, это запрет на создание нетворческой речи.
2. Диспозиция, или расположение, означает организацию частей речи, построение целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности.
3. Элокуция, или выражение, ‒ это словесное оформление речи: отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами, стилистика текста.
4. Мемория, или запоминание, ‒ это способность отбирать, сохранять и воспроизводить необходимую информацию.
5. Акция, или исполнение, ‒ последний этап риторического канона, ‒ это произнесение, т.е., по существу, сиюсекундная жизнь текста, само речевое действие с его выразительными возможностями. Оно и будет предметом нашего внимания дальше.
На этапе исполнения проявляются актерские данные оратора, используется вся палитра вербальных и невербальных (словесных и несловесных) выразительных средств.
Звуковая волна несет в себе информацию об определенном состоянии человека, его речевом намерении. Это проявляется в ритмических, тембровых, мелодических изменениях. Немаловажное значение для оживления смыслов имеет «язык» тела, возможность мимики, жестов и движений участвовать в общении и быть «убедительными».
Ораторское искусство ‒ это речевая деятельность, основной характеристикой которой является именно убедительность слова. Убедительность (или действенность) как главное качество речи является особенностью риторического подхода. В отечественной традиции вопрос об эмоционально-воздействующей силе слова был заострен Ломоносовым поправкой при определении сути красноречия. В первой редакции Риторики 1744 года (этот труд при жизни автора оставался в рукописи и был впервые опубликован в 1895 г.) всякую данную материю следовало «пристойными словами изображать» так, чтобы слушателей о справедливости ее удостоверить. В конечной редакции предпочтение было отдано влиятельности речи, что выразилось в определении красноречия как умения о всякой данной материи красно говорить, чтоб тем самым преклонять других к своему мнению.
Напомним, что идеальный оратор в античном представлении соединяет в себе мысль философа, тонкость диалектика, язык поэта, память юрисконсульта и, наконец, выразительный голос и пластику актера. Искусство оратора является не суммой, а именно ансамблем различных человеческих качеств, сформировать и усовершенствовать которые в его власти.
Риторика как теория ораторского искусства
|