Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания»





НазваниеЛитература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания»
страница1/9
Дата публикации05.10.2014
Размер1.04 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт открытого образования»

ОСНОВЫ РИТОРИКИ


Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Риторика как теория ораторского искусства

Наука риторика: специфика и сущность

Предметно-теоретическая структура риторического процесса

Риторика как явление европейской культуры

Риторика как практическая философия античности

Риторика в свете эстетических воззрений Ренессанса

Риторика и классическое образование в Западной Европе и в России в ХIХ веке

Этический идеал речевого поведения

Риторика как средство воспитания совершенного человека: становление идеи

Речевой этикет как нравственность и искусство

Художественно-выразительные возможности речевого действия

Исполняя «роль» оратора

Артистизм речевого действия

Дикция: от звука к смыслу

Интонационное богатство речи

Красноречие языка тела

Игра как метод тренинга
Проблемы и перспективы развития современного искусства публичной речи

Современная американская риторика как искусство речевой коммуникации

Социальные и духовно-нравственные проблемы

отечественной риторики
Литература

ВВЕДЕНИЕ
В те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» человека, его образования. Способом осуществления педагогического диалога была риторика. Местом бесед – афинская гимнастическая школа (гимнасий), где были одинаково важны и атлетические упражнения, и дидактические разговоры. Известно, что воспитание по Сократу не сводится к развитию каких-либо способностей или к передаче знаний: и то, и другое должно быть лишь средством в процессе воспитания, суть же его в том, чтобы предоставить человеку возможность познать Благо. Образование, осуществляемое через беседу, формирует общее мировоззрение, духовность человека-гражданина. Платоновская теория познания – это, прежде всего, познание ценностей. Суть процесса воспитания – мыслящий дух и нравственный разум человека. Любое искусство – «техне» – предназначено помочь человеку в его становлении как личности. Учитель передает свое искусство ученикам с помощью убедительного слова. Философ-воспитатель именно с помощью действенного слова, в котором заключена великая духовная сила, призван помочь каждому понять самого себя и оздоровить свою нравственную природу. Испытание собеседника вопросами для платоновского Сократа было способом формирования морального кодекса в собственной душе. Наследие античной мысли для сегодняшней школы, школы двадцать первого века, не утратило своей актуальности.

Дидактическая (школьная) риторика возникла на заре риторической науки в целом. Процесс преподавания как диалог, как процесс обмена мнениями, академическое красноречие более поздних времен не потеряло своей исконной сути и для сегодняшнего учителя. Сегодня компетенция и решение профессиональных задач учителя всё так же связаны с умелой и эффективной речевой деятельностью, искусством общения, ибо важнейшим профессиональным инструментом профессиональной деятельности педагога является Живое Слово.

Неправда ли удивительно, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, намерений и желаний, достигает слуха другого человека, и всё это становится доступным этому человеку, и он постигает их сокровенный смысл!

Неправда ли удивительным свойством наградила нас природа, подарив возможность свое внутреннее неповторимое Я выражать при помощи речи, слова, звука! Эта способность считается наивысшим и самым совершенным приспособлением человека. Извечная проблема состоит в том, что «наивысшая и самая совершенная» сигнальная система ‒ вербальная система частенько подводит нас. Давайте и мы зададимся вопросом ‒ «язык мой ...» друг или враг?

Каждый человек по-своему интуитивно, методом проб и ошибок, корректирует свое речевое поведение. Ибо, так или иначе, каждый хочет быть интересным собеседником, увлекательным рассказчиком, красноречивым оратором. Каждый человек хочет быть замечен, услышан, понят, принят, любим... «Заговори, чтобы я тебя увидел...» ‒ мудро и емко заметил когда-то Сократ. И с тех пор (а со времен Сократа прошло 2,5 тыс. лет) для нас ничего не изменилось. Все так же человеческая суть проявляется в общении с другими. И все так же мы хотели бы наладить это общение наилучшим образом, так как от этого зависит наше благополучие. Все так же манера говорить ‒ один из компонентов успеха личности в любой сфере деятельности. Речевое мастерство выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему чувство уверенности в своих силах.

Для того чтобы познать секреты искусства оратора следует обратиться к древней науке, название которой риторика. Она изучает действующего речью человека и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи. Понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знания не раз претерпевало существенные изменения.

Можно говорить о разных подходах к пониманию сути риторики:

‒ как самóй реальной речевой деятельности;

‒ как учебной дисциплины, составляющей основу классического гуманитарного образования;

‒ как технологии речевого мастерства;

‒ как науки, разрабатывающей законы оптимального осуществления речевой деятельности в различных социальных сферах;

‒ как особого искусства речи ‒ прикладного искусства слова, составляющего единство практической направленности и художественно-образного воплощения.

Именно искусство речи есть наивысший уровень риторических умений, истинного красноречия ‒ результат целенаправленной и сознательной деятельности человека, решившего стать оратором.

Базовым основанием ораторского искусства является традиционный античный риторический канон. Он задает оптимальное направление на пути от мысли к речевому действию и включает в себя пять этапов: изобретение, расположение, выражение, запоминание и произнесение. Охарактеризуем кратко каждый из них.

1. Инвенция, или изобретение, ‒ это этап размышления, «нахождения мыслей», интеллектуального усилия, это момент открытия, новизны, это запрет на создание нетворческой речи.

2. Диспозиция, или расположение, означает организацию частей речи, построение целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности.

3. Элокуция, или выражение, ‒ это словесное оформление речи: отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами, стилистика текста.

4. Мемория, или запоминание, ‒ это способность отбирать, сохранять и воспроизводить необходимую информацию.

5. Акция, или исполнение, ‒ последний этап риторического канона, ‒ это произнесение, т.е., по существу, сиюсекундная жизнь текста, само речевое действие с его выразительными возможностями. Оно и будет предметом нашего внимания дальше.

На этапе исполнения проявляются актерские данные оратора, используется вся палитра вербальных и невербальных (словесных и несловесных) выразительных средств.

Звуковая волна несет в себе информацию об определенном состоянии человека, его речевом намерении. Это проявляется в ритмических, тембровых, мелодических изменениях. Немаловажное значение для оживления смыслов имеет «язык» тела, возможность мимики, жестов и движений участвовать в общении и быть «убедительными».

Ораторское искусство ‒ это речевая деятельность, основной характеристикой которой является именно убедительность слова. Убедительность (или действенность) как главное качество речи является особенностью риторического подхода. В отечественной традиции вопрос об эмоционально-воздействующей силе слова был заострен Ломоносовым поправкой при определении сути красно­речия. В первой редакции Риторики 1744 года (этот труд при жизни автора оставался в рукописи и был впервые опубликован в 1895 г.) всякую данную материю следовало «пристойными словами изображать» так, чтобы слушателей о справедливости ее удостоверить. В конечной редакции предпочтение было отдано влиятельности речи, что выразилось в определении красноречия как умения о всякой данной материи красно говорить, чтоб тем самым преклонять других к своему мнению.

Напомним, что идеальный оратор в античном представлении соединяет в себе мысль философа, тонкость диалектика, язык поэта, память юрисконсульта и, наконец, выразительный голос и пластику актера. Искусство оратора является не суммой, а именно ансамблем различных человеческих качеств, сформировать и усовершенствовать которые в его власти.

Риторика как теория ораторского искусства

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» icon«Культура речи» Авторизованный реферат по курсу «Риторика»
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н э и было связано с потребностями демократического общества высочайшей...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconЛекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения...
Термин «ораторское искусство» (лат oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconКогда состоялись первые Олимпийские игры?
Во время Олимпийских игр объявлялось военное перемирие, но однажды в Древней Греции оно было нарушено. Когда это произошло?
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогического процесса, в котором обучение, формирование и развитие личности происходит в различных видах деятельности учащихся,...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconРеферат Использование технологий Дистанционного обучения в высшем образовании
Коснулось это и образования. В получении хорошего образования заинтересован каждый, но многие не могут, например, совмещать работу...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древней Греции лучшим методом воспитания был дух равноправия, свободного диалога между учителем и учеником
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconДошкольном образовательном учреждении
Преподавание риторики в школе необходимо, так как это предмет одновременно решает много задач – не только образовательных, но и воспитательных....
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящей статье мы, отталкиваясь от данных педагогической риторики, уточняем некоторые положения, формулировки, расширяем понятие...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» icon«Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
Проблема формирования целостной, духовной развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» icon1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый...
...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Свой первый бизнес я начал сразу после окончания колледжа (это было в декабре 1993) и продолжаю непрерывно работать на себя по сей...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПравит путь под бурным ветром
Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью,...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПлан. Поощрение и наказание. История проблемы поощрения и наказания...
Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание...
Литература введение в те времена, когда духовную жизнь Греции определяла риторика, был рожден идеал педагогической риторики, педагогического диалога. Это обучение и воспитание, называемое пайдейей, было идеалом культуры, «взращивания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вода — самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промыш­ленности и сельского хозяйства, вода — это...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск